История Авиации 32
О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
"Fokker D.XXI" - основной истребитель финских ВВС в ходе "Зимней войны". Хотя к началу войны он несколько уступал "ишачкам", особенно последних типов, в опытных руках "Фоккер" продолжал оставаться очень серьезным противником. На снимке: D.XXI сержанта Киннунена из состава 5/LLv 24. Весна 1940г.
"Бульдог Mk.IVA" старшего сержанта Т.Ууггу из состава эскадрильи LLv 26, который был сбит 1 декабря 1939г. звеном И-16 тип 10 старшего лейтенанта Ф.И.Шинкаренко 4-й эскадрильи 7-го ИАП.
Истребители "Бристоль Бульдог Mk.IV" к началу войны уже безнадежно устарели, и даже в руках хороших пилотов не представляли серьезной опасности ни для бомбардировщиков, ни, тем более, для истребителей ВВС РККА. Зимой лыжи заметно ухудшали и без того не блестящие летные данные этих машин. На снимке: "Бульдоги" из состава LLv 26, Сортавала, март 1939г.
И-16 тип 5 (доработанный) командира 13-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС КБФ майора Г.П.Губанова. Хорошо видно, что на самолете смонтирован неподвижный козырек пилотской кабины, но при этом на фюзеляже сохранились направляющие для сдвижного фонаря. Аэродром Купле, декабрь 1939г.
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 4-й эскадрильи 68-го ИАП, сбитый в воздушном бою 23 декабря 1939г. сержантом Л.Ниссиненом из LLv 24. Самолет совершил посадку у озера Муолянярви.
И-16 тип 5 из состава 25-го ИАП. Судя по маркировке на руле, эта машина использовалась для проверки техники пилотирования.
Командир 2-й эскадрильи 25-го ИАП капитан Н.И.Журавлев (слева) и помощник командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший лейтенант Я.И.Антонов (справа). Сзади виден И-16 тип 5 на лыжах с неснятыми колесами на основных стойках шасси
И-16 тип 5 младшего лейтенанта Ковалькова из состава 68-го ИАП, сбитый, по всей видимости, сержантом Л.Ниссиненом в воздушном бою 23 декабря 1939г.
Первый прототип И-16 тип 17 на испытаниях.
И-16 прошел путь от истребителя с легким пулеметным вооружением до варианта с двумя 20-мм пушками и пулеметами. Хотя он имел убираемое шасси, к началу войны он уже устарел - открытая кабина и небольшие размеры планера ограничивали его модернизационный запас.
Командиру 4-й эскадрильи 7-го ИАП старшему лейтенанту Ф.И.Шинкаренко принадлежит честь первому сбить вражеский самолет в ходе Зимней войны, по итогам которой он был удостоен звания Герой Советского Союза. На фото он запечатлен возле И-16 тип 10.
Пропаганда - тоже оружие! За время войны советская авиация вместе с тысячами тонн бомб сбросила на территории противника миллионы листовок и газет. Истребители также не избежали участия в подобных акциях. На снимке: военком 2-й эскадрильи 25-го ИАП старший политрук А.А.Ивашкин перед вылетом на боевое задание берет в кабинк своего И-16 увесистую пачку "умного, доброго и вечного". К сожалению, практически никакого воздействия на противника советская пропаганда не оказала.
Даже наличие лыж при посадке на снег отнюдь не гарантировало от аварий. На снимке И-16 тип 10 после капотирования.
Командир 68-го ИАП майор В.В.Зеленцов (второй слева) с летчиками своего полка. Для 68-го истребительного авиаполка первый месяц войны выдался достаточно неудачным, однако в последующем летчики этой части проявили себя с самой лучшей стороны. Майор Зеленцов по итогам советско-финской войны совершенно заслуженно был удостоен звания Герой Советского Союза. Фото сделано летом 1940г. на Кавказе, куда в ожидании англо-французских бомбардировок 68-й ИАП был переброшен сразу после окончания Зимней войны.
Вопреки расхожему мнению, многие комиссары не только заставляли воевать других, но и сами вели в бой своих подчиненных. Военком 68-го ИАП батальонный комиссар Леонтий Игнатьевич Яковенко, имея за плечами богатый опыт, не раз вылетал во главе групп истребителей на боевые задания. К концу войны не аго счету было 64 боевых вылета, а по ее итогам Яковенко был удостоен звания Герой Советского Союза
"Фоккер C.X" из состава LLv 12, сбитый 19 декабря 1939г. помощником командира 2-й эскадрильи 25-го ИАП старшим лейтенантом Я.И.Антоновым. Самолет упал в 20 км к югу от Выборга у деревни Кайала. Оба члена экипажа = прапорщик резерва Ринтала и младший сержант резерва Мякеля - погибли.
"Фоккеры C.X", несмотря на архаичный вид, оказались весьма прочными и живучими машинами, что спасло несколько жизней финских летчиков. Однако в условиях господства советских истребителей в небе над Карельским перешейком уделом этих машин вскоре стали только ночные полеты.