Fokker D.XXI
Страна: Нидерланды
Год: 1936


Одноместный истребитель
Описание:
D.XXI
Fokker D.XXI
Flight, January 1936
FOKKER'S NEWEST
Фотографии

D.XXI

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Нидерландше влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством Э.Шацки. Первый полет опытный образец D.XXI совершил 27 марта 1936 г. Серийное производство начато в июне 1937 г. Строился заводами "Фоккер" в Амстердаме, "Валтион лентоконетехдас" (VL, Государственный авиазавод) в Тампере (Финляндия), мастерскими армейской авиации в Кловермаркене (Дания). Состоял на вооружении в Нидерландах с июня 1938 г., в Финляндии - с июля 1937 г., в Дании - с марта 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - экспортная в Финляндию с мотором "Меркьюри" VII, вооружение 4x7,9;
  - для ВВС Нидерландов с мотором "Меркьюри" VIII, новым капотом, вооружение 4x7,9;
  - датской постройки с мотором "Меркьюри" VII, но с капотом старого образца, вооружение 2x20+2x7,9;
  - финского производства с мотором "Меркьюри" VII и увеличенным остеклением кабины, вооружение 4x7,9;
  - финского производства с мотором R-1535-SB4-C/G, измененным вертикальным оперением и подкосами стабилизатора, вооружение 4x7,9.
Первое боевое применение - в советско-финской войне с ноября 1939г. Использовались финскими ВВС до конца боевых действий против СССР в 1944 г. Голландские самолеты участвовали в обороне страны от немецкого нападения в мае 1940г. Датские D.XXI в боевых операциях не применялись. Производство прекращено в Нидерландах в сентябре 1939 г., в Дании - весной 1940 г., в Финляндии - в 1944 г. Финские ВВС использовали D.XXI как учебный до 1948 г.


D.XXI||
Размах:||11,0 м
Длина:||8,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x825 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2050 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||10100 м
Дальность:||930 км

Fokker D.XXI

Истребитель D.XXI ознаменовал отход фирмы "Fokker" от прежних принципов проектирования. Это был свободнонесущий низкоплан, создававшийся в соответствии с современными на тот момент концепциями, хотя его шасси с хвостовым колесом все еще были неубирающимся, а основные стойки, имевшие широкую колею, были закрыты обтекателями.
  Голландский армейский авиакорпус заключил контракт на постройку прототипа в 1935 году, планируя определить пригодность машины для службы в Ост-Индии. Хотя истребитель первоначально хотели оснастить рядным двигателем жидкостного охлаждения Rolls-Royce Kestrel IV мощностью 650 л. с. (485 кВт), первый полет 27 марта 1936 года он выполнил с радиальным двигателем воздушного охлаждения Bristol Mercury VIS мощностью 645 л. с. (481 кВт). Голландское правительство долгое время отдавало предпочтение использованию бомбардировщиков, а не истребителей, но летом 1937 года эта политика была пересмотрена, и был выдан заказ на 36 самолетов D.XXI. Они оснащались двигателем Mercury VIII, а вооружение состояло из четырех 7,9-мм пулеметов M.36 в передней кромке крыла.
  Тогда же ВВС Финляндии заказали семь D.XXI с двигателями Mercury VIII, поставленными в том же году. На государственном авиазаводе в Тампере был развернут выпуск самолетов по лицензии, давший финнам еще 35 машин. Эти истребители стандартно оснащались двигателями Mercury VII (выпускались по лицензии в Финляндии фирмой "Tampella" или в Польше фирмой PZL), а их вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов Browning в фюзеляже и двух аналогичных пулеметов в крыле. Поставки этих самолетов завершились в 1938 году.
  Два самолета голландской постройки были поставлены Дании, где еще десять машин были собраны по лицензии армейским авиазаводом. Датские самолеты оснащались двигателями Mercury VIS, а их вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов и двух 20-мм пушек Madsen (последние устанавливались в обтекателях под крылом). Республиканское правительство собиралось наладить лицензионное производство D.XXI в Испании, но завод-изготовитель был захвачен войсками националистов, успев выпустить лишь одну машину, оснащенную советским двигателем М-25. Хотя франкистам достались 25 комплектов фюзеляжей с шасси и 50 комплектов крыла, сборкой они заниматься не стали. Между тем в Нидерландах первый D.XXI для армейского авиакорпуса взлетел 20 июля 1938 года, а последний из 36 самолетов был поставлен 8 сентября 1939 года. Когда 10 мая 1940 года Германия вторглась в Голландию, боеготовыми считались 28 D.XXI. За пять дней боев в Нидерландах D.XXI добились заметных успехов, во многом благодаря своей маневренности, но не могли на равных противостоять численно превосходящему противнику. К моменту капитуляции Голландии в строю оставалось восемь летных машин. Самой крупной своей победы голландские истребители добились 10 мая - им удалось уничтожить 37 из 55 транспортников Junkers Ju 52/3m, ранним утром пересекших государственную границу.
  Когда 12 марта 1940 года Финляндия подписала мирный договор с Советским Союзом, положивший конец так называемой "Зимней войне", в составе ее ВВС насчитывалось 29 D.XXI. Финское правительство приняло решение построить еще 55 таких истребителей, оснастив их американскими двигателями Pratt & Whitney R-1535-SB4-C/G Twin Wasp Junior мощностью 825 л. с. (615 кВт), закупленными в количестве 80 штук. Кроме того, в конструкцию внесли ряд других изменений, включая установку всех четырех пулеметов в крыле, новый фонарь кабины с развитым остеклением в задней части и киль увеличенной площади. Первая из этих машин поднялась в воздух в январе 1941 года, и оказалось, что она уступает по скорости и маневренности самолетам с двигателем Mercury. Последние самолеты с двигателями Mercury и Twin Wasp Junior строились с убирающимися основными стойками шасси, но конструкция оказалась неудачной и от нее отказались в пользу базового варианта, снова переделав истребители. Когда Финляндия возобновила боевые действия против СССР в июне 1941 года, ее ВВС располагали крупными силами D.XXI. Частичная замена не очень удачными истребителями VL Myrsky началась в начале осени 1944 года, когда завершился серийный выпуск D.XXI. Тем не менее, последние D.XXI были выведены из боевых частей в 1948 году, а в учебных подразделениях они несли службу до 1951 года.
  До начала Второй мировой войны несколько голландских D.XXI использовались для испытании различных двигателей, таких как Rolls-Royce Kestrel V и Hispano-Suiza 12Y. Планировалось создать варианты с двигателями Bristol Hercules (Project 150), Rolls-Royce Merlin (Project 151) и Daimler-Benz DB 600H (Project 152), все с убирающимися основными стойками шасси и улучшенной аэродинамикой.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker D.XXI (голландской постройки)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД Bristol Mercury VIII мощностью 830 л. с. (619 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4420 м - 460 км/ч; крейсерская скорость 385 км/ч на оптимальной высоте; время набора высоты 1000м - 1 мин 27 с; потолок 11000 м; дальность полета 950 км
  Масса: пустого 1450 кг; максимальная взлетная 2050 кг
  Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 8,20 м; высота 2,95 м; площадь крыла 16,20 м3
  Вооружение: два 7,9-мм пулемета FN-Browning М.36 вверху носовой части фюзеляжа и два таких же пулемета в передней кромке крыла

Flight, January 1936

FOKKER'S NEWEST
A 273 m.p.h. Fighter and a Twin-engined Bomber: Normal Fokker Construction Retained

  OF recent Fokker military designs perhaps the most interesting is the D.XXI, a low-wing monoplane single-seater fighter which, with an Hispano Suiza 12 Ycrs engine, is capable of 273 m.p.h. The Bristol Mercury VIS radial is an alternative power plant.
  Although its performance is of such a high order its structure follows typical Fokker practice. The one-piece wing is attached to the fuselage by four bolts and has two spruce and plywood box spars. Those materials are used, in addition, for the ribs, and bakelite plywood is employed for covering the structure. Trailing-edge flaps run between the ailerons and fuselage and the ailerons are aerodynamically and statically balanced.
  Both rigid and wire bracing is used in the welded steel-tube fuselage, which is covered with metal panels and fabric. In accordance with modern practice, trimming tabs are provided for ailerons and rudder, eliminating an adjustable tail plane. The undercarriage is not retractable, but is a well-faired fixed type embodying oleo-pneumatic shock absorbers and wheel brakes.
  An air-cooled or a liquid-cooled engine may be fitted, the mounting being of steel tubes integral with the fuselage. It is necessary when the liquid-cooled unit is installed to place the fuel tanks in the wings between the spars, but with an air-cooled engine the main tank is in the fuselage and an auxiliary tank may be slung between the spars below the fuselage.

Three Guns

  The pilot is provided with a cockpit enclosure which incorporates an emergency exit in the roof, and he has, in addition, a panel in the floor permitting downward vision. When the air-cooled engine is fitted the normal armament comprises a synchronised machine gun of 0.5 in. calibre mounted in the fuselage and a pair of rifle-calibre wing guns, the latter being adjustable in the air. The Hispano Ycrs engine, of course, is provided with a 20 mm. canon which fires through the airscrew boss and replaces the large-calibre machine gun.
  Empty and loaded weights with the 645 h.p. Bristol Mercury and the 860 h.p. Hispano Suiza Ycrs engines are, respectively, 2,695 a n d 3,850 lb. and 2,970 and 4,158 lb. With the Hispano the wing loading is 24.2 lb./sq. ft. Maximum speeds are 273 m.p.h. at 13,120 ft. with the Hispano and 245 m.p.h. at 15,500 ft. when the smaller Bristol radial is used. The range with the Mercury is 560 miles, which is 32 miles better than with the Hispano. A ceiling of 32,800 ft. is reached with the French engine.
<...>
Второй Fokker D.XXI (зав. номер 5486) принятый на вооружение голландских ВВС. Изображенные опознавательные знаки использовались до октября 1939г. Этот самолет входил в состав 2e JaVa, который базировался в Схифоле, но 11-14 мая 1940г. действовал с аэродрома Буйкслоот.
С такими опознавательными знаками голландские D.XXI участвовали в майских боях. Этот "228" уцелел до капитуляции Голландии.
Голландский истребитель «Фоккер» D-XXI, уничтоженный немцами 10 мая 1940 г. при штурмовке аэродрома Ипенбург
Голландские ВВС. Fokker D.XXI из 1-й истребительной эскадрильи истребительной авиагруппы 1-го авиаполка. На момент германского вторжения эскадрилья дислоцировалась в Де Кооу. Оранжевый треугольник - знак принадлежности к ВВС нейтральной Голландии, применялся в начале Второй мировой войны.
J-41 - Fokker D.XXI голландской постройки в окраске ВВС Дании.
Fokker D.XXI. Голландский истребитель D.XXI использовался датчанами под обозначением IIIJ. Этот экземпляр несет маркировку 2-й датской эскадрильи Haerens Flyverlrooper (авиация сухопутных войск), весна 1940 года. Было заказано 12 самолетов, два из них построила сама фирма "Fokker", остальные сделаны в Дании по лицензии. На 9 апреля 1940 года 2-я эскадрилья имела восемь боеспособных D.XXI,
FR-92 - десятый самолет финской постройки. С июля 1941 - во 2-м звене TLeLv 12.
"Фоккер" D.XXI лейтенанта Совелиуса из состава истребительной эскадрильи LeLv 24. Аэродром в районе Кэннэс, Финляндия, зима 1939-1940гг.
Финские ВВС. D.XXI FR-97 из 4-го звена 24-й истребительной эскадрильи принадлежал лейтенанту Сарванто и дислоцировался зимой 1939-1940 годов в Имоле. Верхние поверхности окрасили по временному зимнему камуфляжу. Данную машину в апреле 1940 года передали 32-й истребительной эскадрилье, а в 1941-1944 годах он дислоцировался в Хювинкяя и Утти.
Fokker D-XXI финского аса Йормы К.Сарванто (13 побед в Зимней войне).
"Фоккер" D.XXI лейтенанта Сарванто из состава истребительной эскадрильи LeLv 24. Аэродром в районе Кэннэс, Финляндия, зима 1939-1940гг.
Fokker D-XXI мл.л-та К.Метсайвайнио из LeLv 14 ВВС Финляндии. Предположительно таранет 10.03.1942г. л-том А.В.Сорокиным
"Фоккер" D.XXI прапорщика Виктора Пюотсия из LeLv 24, апрель 1941г.
"Фоккер" D.XXI, на котором 30 января 1940г. датчанин Эрхард Фрийис из LeLv 24 сбил бомбардировщик СБ.
"Фоккер"D.XXI (третьей серии) сержанта Ойвы Туоминена из состава эскадрильи LeLv24. Карелия, декабрь 1939г. - январь 1940г.
Капитан Веикко Карру, командир подразделения 2/LeLv 30 финских ВВС, одержал пять побед, летая на этом D.XXI. Помимо воздушных боев его часть привлекалась для борьбы с судоходством, причем сообщалось, что D.XXI действовали весьма успешно.
"Фоккер" D.XXI 2-го лейтенанта Марти Калима из LeLv 30, весна 1942г.
"Фоккер" D.XXI лейтенанта Иарти Калема из состава LeLv30. Карельский перешеек, весна 1942г.
FR-157 - D.XXI с мотором Wasp из 1-го звена TLeLv 30 в конце 1942г.
Фоккер D-XXI
Netherlands
Прототип, совершивший первый полет 27 марта 1936г.
FOKKER'S FASTEST FIGHTER. In Flight of January 9, 1936, an artist's conception of the Fokker D.21 single-seater fighter appeared. The machine made its first flight a few days ago in the hands of Mr. E. Meinecke. With the Bristol Mercury VIs of 605/645 h.p. about 250 m.p.h. is expected from the machine. The Hispano Y (860 h.p.) should improve this speed to nearly 280 m.p.h. The range, of course, will be much shorter.
The Fokker D.21 Single-seat Fighter Monoplane (Bristol "Mercury" engine).
Fokker presents the D.21 fighter, adopted as standard by the Dutch, Danish and Finnish Governments. Powered with the Mercury VII it does 278 m.p.h.
A front view of the Fokker D.21 Single-seat Fighter Monoplane (Bristol "Mercury" engine).
Хотя D.XXI сохранил архаичное неубирающееся шасси, он неплохо зарекомендовал себя в качестве истребителя.
T.V (все еще без пушки) в демонстрационном полете с эскортом из двух истребителей "Фоккер" D.XXI
The third Fokker T V seen immediately prior to WWII being escorted by two Fokker D XXI fighters of the Army Air Force of the Netherlands.
Середина сентября 1939г. Боевая служба для голландских "Фоккеров" уже началась...
23 сентября, после ряда инцидентов, четырехцветные голландские знаки, имевшие некоторое сходство с английскими или французскими, было решено заменить так называемыми "знаками нейтралитета", хорошо различимыми даже с большого расстояния. На фюзеляже и крыльях появились оранжевые треугольники с черной окантовкой, в эти же цвета окрасили руль поворота.
T Vs and D XXI fighters at Schiphol during the mobilisation period in September 1939. It is noteworthy that the aircraft were lined up along the edge of the perimeter track, presenting an ideal target for any intruder with malicious intent.
D.XXI стал последним в линейке истребителей компании, которая в свое время построила лучший в мире D.VII. Впрочем, простота и надежность конструкции оказались как нельзя кстати для финских летчиков.
Утром 10 мая 1940г. пилоты немногочисленных голландских истребителей "Фоккер" D.XXI устроили над Ипенбургом (район Гааги) настоящее избиение немецким транспортным Ju52, уничтожив 39 трехмоторников.
Denmark
A Fokker DXXI (Fighter) of the Danish Army Air Force.
Germany
Один захваченный немцами D.XXI использовался в летной школе в Бранденбурге.
Finland
Фоккер D.XXI финского производства с мотором "Меркьюри" VII, 1939 г.
FR-92, принадлежавший TLeLv 12, лето 1941г.
Этот финский "Фоккер" D-XXI из авиагруппы LeLv 14 был сфотографирован летом 1940г. Весьма вероятно, что именно его таранил 10 марта 1942г. л-т А.В.Сорокин
"Fokker D.XXI" - основной истребитель финских ВВС в ходе "Зимней войны". Хотя к началу войны он несколько уступал "ишачкам", особенно последних типов, в опытных руках "Фоккер" продолжал оставаться очень серьезным противником. На снимке: D.XXI сержанта Киннунена из состава 5/LLv 24. Весна 1940г.
На этом "Фоккере" Ойва сражался зимой 1939-1940гг.
Убирающееся шасси испытывалось на D.XXI с номером FR-117.
Один из первых D.XXI (FR-121), построенных в Финляндии и оснащенных двигателем Pratt & Whitney.
Истребители D.XXI оказались весьма мощным оружием в руках финских летчиков во время военных действий между Финляндией и СССР. Залогом успеха были надежность машины и уровень индивидуальной подготовки финских пилотов.
Один из последних D.XXI (FR-160), построенных в Финляндии и оснащенных двигателем Pratt & Whitney.
Истребитель Фоккер D-XXI.
Основные самолеты финских ВВС периода советско-финского конфликта 1940г. - Фоккер D-21
"Фоккер" D.XXI, на котором 19 февраля 1940г. был сбит и погиб датский доброволец Эрхард Фрийис
Лыжное шасси на финском D.XXI.
Летно-технический состав отряда Луукканена вскоре после прибытия в Вяртсиля. Пятеро пилотов группы стоят впереди в летных шлемах, первый справа будущий финский ас N 1 сержант И.Юутилайнен, четвертый - сам Луукканен. Из этой пятерки все отметятся победами в Зимней войне, но двое до ее конца не доживут
Летчики 24-й эскадрильи финских ВВС, зима 1939-41 годов
Лейтенант Совелиус у своего истребителя во время "зимней войны"
Emil Meinecke, the Fokker test pilot, in the cockpit of a D XXI.
Йорма Сарванто в кабине своего "Фоккера" с белым тактическим номером "2". На нем он участвовал в бою 6 января 1940 года, сделавшем этого финского летчика всемирно знаменитым
Финский истребитель "Фоккер" D-XXI, поврежденный осколками авиабомбы в ходе налета советской авиации.
Финские "Фоккеры", подбитые в боях с советскими истребителями, стали экспонатами выставки трофейного вооружения, открытой в Ленинграде летом 1940г. Подобные снимки никогда не публиковались в западной литературе о Зимней войне. Вот в таком виде встретил конец войны первый из финских "Фоккеров".
The Fokker D.XXI fighter seen in this Flight sketch has a radial engine, but the liquid-cooled type, such as the 860 h.p. Hispano Suiza Ycrs canon engine may be fitted. With that power plant a speed of 273 m.p.h. is attained.
 
Fokker D.XXI
Fokker D.XXI