Сухой Су-17М4
Варианты:
Сухой - Су-17М4 - 1980 - Россия
Страна: Россия
Год: 1980


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (26)
Су-17/20/22

<...>
  Су-17М4 - модернизированный вариант с новым БРЭО (включая бортовую ЭВМ и прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54), нерегулируемым воздухозаборником и рядом конструктивных изменений в фюзеляже. Прототип изготовлен в 1980 году, облетан в июне того же года, а серийный выпуск осуществлялся в 1981-1990 годах. На экспорт поставлялся под обозначением Су-22М-4 с сокращенным составом БРЭО и вооружения.

  Совокупный выпуск самолетов семейства Су-17 составил более 2800 машин. Кроме СССР они поступали в разных модификациях на вооружение Афганистана, Алжира, Анголы, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Ирака, Йемена, КНДР, Ливии, Перу, Польши, Сирии и ЧССР.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-17М4

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРДФ АЛ-21Ф-3 максимальной тягой 76,49 кН и тягой на форсаже 110,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на уровне моря 1400 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 13 800 м/мин.; практический потолок 15 200 м; боевой радиус при полете по профилю "большая - малая - большая высота" с боевой нагрузкой 2000 кг - 1150 км
  Масса: нормальная взлетная 16 400 кг; максимальная взлетная 19 630 кг
  Размеры: размах крыла 13,68 м (стреловидность 30°} или 10,02 м (стреловидность 63°); длина с ПВД 19,02 м; высота 5,13 м; площадь крыла 38,49 м' (стреловидность 30°) или 34,45 мг (стреловидность 63°)
  Вооружение: две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект 80 снарядов на пушку), макс. масса боевой нагрузки - 4070 кг на 12 узлах подвески, включая УР "воздух-воздух" Р-60, К-13 и Р-73; УР "воздух-РЛС" Х-27 и Х-28; УР "воздух-поверхность" Х-23, Х-25, X-29 и X-58; авиабомбы калибром до 500 кг, УАБ КАБ-500Кр и КАБ-500Т; блоки НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У или С-25, а также пушечные контейнеры УПК-23-250 и СППУ-22-01 и/или контейнеры малых грузов КМГУ-1 и КМГУ-2 и баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш
Россия
Су-17М4 из состава звена управления 20-го Гв. АПИБ, базировавшегося на авиабазе в районе Темплина. Хотя данный истребитель-бомбардировщик принадлежал одной из последних серий, он однако не был оборудован кассетами ИК-ловушек АСО-28 на фюзеляже.
Су-17М4 из 20-го Гв. АПИБ ВВС РФ перед перелетом из Германии в Россию. Авиабаза Темплин, 5 апреля 1994 г.
ВВС СССР являлись основным заказчиком истребителей-бомбардировщиков Су-17, но к настоящему времени эти самолеты сняты с вооружения в ВВС большинства стран СНГ. Для замены Су-17М и МиГ-27 предполагался МиГ-29М, по ряду причин развития не получивший. Су-17М4 (на фотографии) были сняты с вооружения ВВС России в середине 1990-х годов под предлогом недостаточной безопасности однодвигательных самолетов.
Су-17М поздних модификаций, наряду с МиГ-27К, составляли основу истребительно-бомбардировочной авиации советских ВВС накануне распада Союза. На переднем плане - Су-17М-4 с номером "43" голубого цвета, самолет несет на внешней подвеске одну НАР С-24 калибра 240 мм (правый внутренний подкрыльевой пилон) и две 250-кг бомбы ФАБ-250 на подфюзеляжной подвеске. Вариант вооружения скорее необычный, чем типовой - очевидно, что выполняется полет на практическое применение по полигону, в этих случаях чаще использовали 50-кг бомбы.
Истребитель-бомбардировщик Су-17
Афганистан
Этот Су-22М-4 ВВС Афганистана дезертир-летчик угнал в Пакистан. По результатам боевого применения Су-17 в Афганистане на самолеты с 1981 года устанавливали устройства отстрела ложных целей, всего 256 отстреливаемых вверх тепловых ловушек.
На завершающем этапе войны в Пакистан "залетали" и афганские летчики-дезертиры - такой "герой" доставил на пакистанский аэродром и этот Су-22М4.
Словакия
В ВВС Словакии Су-22М-4 адаптировали для выполнения воздушной разведки, под фюзеляжем подвешен контейнер ККР с разведывательным оборудованием - фото-, инфракрасная и телевизионная аппаратура. Ранее самолет состоял на вооружении 47-го авиаполка ВВС ЧССР.
Германия
Су-17М4 (С-54) и Су-22М4 (С-54К). Последняя серийная модификация (на снимке - Су-22М4 ВВС ГДР), внешне отличается от предыдущего варианта самолета небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но составом бортового оборудования значительно превосходит Су-17М3. Для С-54 был разработан пилотажно-навигационный комплекс ПНК-54 на основе бортовой цифровой вычислительной машины "Орбита-20-22", системы автоматического управления САУ-22М2 и системы управления оружием СУО-54. Применение управляемого оружия с полуактивным лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем "Клен-ПС", а с телевизионными - телеиндикатором ИТ-23М. Производство Су-17М4 началось в 1980 году, а через четыре года начался выпуск экспортного Су-22М4. В 1987 году все строевые Су-17М3 и М4 прошли модернизацию с целью повышения эффективности машины с учетом опыта боевого применения в Афганистане.
Су-22М4
Вьетнам
Вьетнам закупил не менее 38 Су-22 (ударные Су-22М-4, разведчики Су-22М и спарки Су-22УМ-3). Су-22М-4 состоят на вооружении 937-го истребительного полка "Hau Giang", Су-22М - на вооружении 923-го истребительного полка "Yen The".
Йемен
Су-17М3 из состава ВВС Йемена. Запорожье, 2003 г.
Сирия
Су-22 ВВС Сирии
Иран
Иранский Су-22М4 (бывший самолет ВВС Ирака). Авиабаза Шираз, февраль 2010 г.
Польша
Истребители-бомбардировщики Су-22М4 ВВС Польши
Прежние НАР заряжались в различные ПУ, включая 16-зарядную ПУУБ-16-57 (фото, на польском Су-22М-4) и 32-зарядную ПУ УБ-32-57.