Piper PA-23 Apache и Aztec
Прототип нового двухмоторного самолета Piper PA-23 Twin-Stinson выполнил первый полет 2 марта 1952 года. PA-23 - цельнометаллический двухкилевой низкоплан с крылом консольного типа, убираемым шасси с носовой опорой, закрытой четырехместной кабиной и двумя моторами Avco Lycoming O-320 мощностью по 150 л. с. (112 кВт). Двухкилевое оперение вскоре заменили обычным однокилевым. В обновленном виде машину в 1954 году запустили в серию как PA-23 Apache. Построено 2166 самолетов, в том числе 1231 первой серийной модификации. За исходным вариантом в 1958 году последовал PA-23 Apache 160 с моторами O-320-B мощностью 160 л.с. и измененным интерьером кабины, которая стала четырех-/пятиместной; построено 816 самолетов. В 1962 году появился PA-23 Apache 235 со стреловидным хвостовым оперением и 235-сильными 6-цилиндровыми моторами O-540-B1A5; построено 119 машин.
Когда объем продаж Apache сократился, компания "Piper" разработала улучшенный шестиместный вариант с моторами O-540 мощностью 250 л.с. В серию его запустили как PA-23-250 Aztec. В 1959-1960 годах ВМС США закупили 20 таких самолетов под обозначением UO-1 (в 1962 году изменено на U-11A) для использования в качестве многоцелевых. Вариант Aztec выпускался до 1982 года. Одной из последних его модификаций был самолет PA-23-250 Aztec F. Также строился PA-23T-250 Turbo Aztec F с моторами TIO-540, снабженными турбонагнетателями Garrett.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
PA-23T-250 Turbo Aztec F
Тип: легкий шестиместный самолет общего назначения
Силовая установка: два 6-цилиндровых ПД Avco Lycoming TIO-540-C1A мощностью по 250 л. с. (186 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5640 м - 407 км/ч; практический потолок 7315 м; максимальная дальность с полной заправкой 2120 км
Масса: пустого 1507 кг; максимальная взлетная 2359 кг
Размеры: размах крыла 11,37 м; длина 9,52 м; высота 3,07 м; площадь крыла 19,23 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 215
Регистрационный номер: F-BXPP В конструкции самолета Aztec учтен опыт производства и эксплуатации его предшественника - Apache. Изображенная на рисунке машина была построена в 1976 году, ее эксплуатировали во Франции до 2012 года.
-
Мировая Авиация 215
Этот Piper PA-23-250E Aztec принадлежал ВВС Испании.
-
Мировая Авиация 200
Последней базовой серийной моделью семейства PA-23 стал Aztec F, выпущенный в 1976-1981 годах в количестве 714 экземпляров.
-
Мировая Авиация 200
Регистрационный номер: N54826 Aztec F отличался удлиненной на 30,5 см и более острой носовой частью фюзеляжа, которая появилась впервые на Aztec E. Изображенный самолет - прототип "F" во время первого полета 15 апреля 1975 года в Лок Хевене.
-
Мировая Авиация 200
Военные "индейцы". В феврале 1960 года ВМС США получили 20 самолетов Piper Aztec, которые использовались в качестве транспортных. Самолеты получили обозначение UO-1, представляли собой стандартные Aztec с короткой носовой частью и оснащались двигателями Lycoming O-540-A1A. Вариант для ВМС отличался от гражданских моделей установкой противообледенительной системы воздушного винта, наличием кислородной системы и дополнительного радиосвязного оборудования. В 1962 году самолеты в ВМС США получили обозначение U-11A (на фото), а начиная с середины 1960-х годов, новые и бывшие в эксплуатации Apache и Aztec для использования в роли учебных и связных приобрели также Испания и ряд других стран. Сегодня PA-23 эксплуатируют Аргентина, Боливия, Камерун, Коста-Рика, Мадагаскар, Мексика и Венесуэла.
-
Air Pictorial 1957-02 / Air Pictorial's photo-review
Регистрационный номер: N1000P Piper PA-23 Apache (N1000P) four/five-seater also utilises O-320 engines and Tri-Pacer colours, but with additional "Dakota black"-trim.
-
Мировая Авиация 215
Регистрационный номер: G-APVK С килем исходной формы Apache выглядел несколько устаревшим. Этот PA-23 Apache 160 разбился при посадке в 1976 году.
-
Мировая Авиация 200
Регистрационный номер: N3454P PA-23 Apache помог компании "Piper" занять на рынке нишу, где компания доминировала в 1960-1980-х годах.
Piper PA-23 Apache 160. -
Air Pictorial 1988-01 / G.Roberts - The A.A. - Courtesy and Care
Регистрационный номер: G-APZE [2] Previous aircraft used by the A.A. - Piper PA-23 Apache 160G G-APZE (1963-71).
-
Aeroplane Monthly 1990-11 / B.Elliott - The flying squad (2)
Регистрационный номер: G-APZE [2] Piper PA-23 Apache 160 G-APZE was first registered in March 1960. It was acquired by the AA in 1963 and used by police observers.
-
Air Pictorial 1958-01
Регистрационный номер: VH-PKA Four/five-seater twins of two generations are housed together at Bankstown, Sydney. Monospar ST-12, VH-UTH (c/n. 36), owned by L. G. Taylor, was delivered in 1935, while the Peel River Mining Co.'s Apache, VH-PKA, is of 1957 vintage.
-
Air-Britain Archive 1984-03
Регистрационный номер: CX-AQJ Apache CX-AQJ, believed to have been taken in mid-1967 at an unidentified location.
-
Air-Britain Archive 1984-04
Регистрационный номер: CX-ARM Apache CX-ARM on the apron at Montevideo with Viscount CX-AQN on 28.8.60. Note the lack of hyphen on the fin which also carries what is presumed to be a radio call sign "CX-5 ZAF Aero Mobile". On the nose is the name "Johnnie Walker III" and the trade mark of that well-known brand of Scotch whiskey.
Другие самолёты на фотографии: Vickers Viscount - Великобритания - 1948
-
Air-Britain Archive 1984-04
Регистрационный номер: CX-ASI Another Apache, CX-ASI with miniscule registration at Montevideo on 18.2.61.
-
Air-Britain Archive 1982-03
Регистрационный номер: OO-AOL Apache OO-AOL in Hessennatie-Sotromat colours at Antwerp, from a colour slide by Silvain Croes.
-
Air-Britain Archive 1981-04
Регистрационный номер: OO-APH PA-23 Apache 160 OO-APH hangared at Wevelgem, with Anson OO-VIT behind. Both were owned by P.Plouvier in the early sixties.
Другие самолёты на фотографии: Avro Anson X - Великобритания - 1943
-
Air-Britain Archive 1982-03
Регистрационный номер: OO-TRA Traveco's suitably registered Apache OO-TRA with a 'Lindsay' logo on the fuselage.
-
Air Pictorial 1957-12
We have seen all types of oil paintings in places ranging from the National Gallery to those hanging in the old fashioned parlour, but never thought to see one on the side of an aircraft. The owner of this Piper Apache must either like the view or is trying to hide something.
-
Air-Britain Archive 1984-04
Регистрационный номер: OO-BLR Though registered as an Apache, OO-BLR (2417) had been modified by the addition of (at least) a dorsal fillet and a pointed nose when this photo was taken at Brussels in 1974 or 1975.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Latest version of the Vecto Geronimo conversion of the Piper Apache 160
-
Air-Britain Archive 1984-02
Регистрационный номер: OO-TIP Clearly not a standard Apache, OO-TIP (2246) is Vecta Geronimo conversion.
-
Air Pictorial 1976-03 / J.Wegg - Saudia - Saudi Arabian Airlines /Airline History/
Регистрационный номер: HZ-AFB One of the Saudia Charter Division's Piper Apache 235s, HZ-AFB, in the original colour scheme at Dhahran
-
Air-Britain Archive 1982-04
Регистрационный номер: OO-SAB Aztec OO-SAB (1616) seen here at Brussels, has had only one owner, SABCA, since arriving in Belgium.
-
Air Pictorial 1977-01
Регистрационный номер: F-BUTF A Woolsington visitor on 11/11/76 was Aztec D F-BUTF in the distinctive livery of Brittany Air International.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер: N4914P Самой мощной версией в семействе Apache стал PA-23-235, впервые превысивший скорость более 322 км/ч. Впрочем, ввиду перехода на модель Aztec, было выпущено всего 118 таких машин.
Piper Apache 235 tour five-seat transport (two 235 hp Lycoming O-540-B1A5 engines) -
Air Pictorial 1961-12
Регистрационный номер: G-ARFR -
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
Регистрационный номер: G-APYX Climbing away on one engine - the other was stopped just as the aircraft left the ground - Aztec G-APYX is carrying a full load and started its take-off only 400 yards from this point
-
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
Регистрационный номер: G-ARLS [2] The standard Aztec is a five-seater with a baggage capacity of 35 lb. per person. Entrance is through a door on the starboard side
-
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
Регистрационный номер: G-ARLS [2] The "stabilator", an all-moving tailplane, has a trim tab which acts both as an anti-servo tab and as an adjustable pilot-controlled fore-and-aft trim tab
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: N5000Y Piper PA-23-250 Aztec B (two 250 hp Lycoming O-540 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Piper PA-23-250 Aztec C (two 250 hp Lycoming IO-540-C4B5 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Регистрационный номер: G-AVSO Piper PA-23 Aztec 250
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: N40360 Piper PA-23-250 Aztec E six-seat cabin monoplane (two 250 hp Lycoming IO-540-C4B5 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: N13775 Piper PA-23-250 Aztec E six-seat executive transport (two 250 hp Lycoming IO-540-C4B5 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Регистрационный номер: N63759 Piper Turbo Aztec F.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Регистрационный номер: G-BBOM Piper E23 Aztec, G-BBOM, seen at Biggin Hill in March 1974.
-
Aeroplane Monthly 1978-01 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Регистрационный номер: G-BOST Also seen at Humberside was Boston Deep Sea Fisheries' Piper Aztec F, G-BOST.
-
Air Pictorial 1977-04
Регистрационный номер: G-SHIP One of the latest out-of-sequence registrations: Aztec 250F G-SHIP, c/n. 27-7754015, delivered to the Shetland Shipping Line via Castle Donington 21/1/77 and shown at Shannon 3/2/77
-
Air Pictorial 1986-01 / J.Cook - Airlines of the World
Регистрационный номер: F-OGGU Air Martinique's Piper Aztec, F-OGGU, at St. Vincent in March 1983, with the tail of Islander F-OGGP visible behind
Другие самолёты на фотографии: Britten-Norman BN-2 Islander - Великобритания - 1965
-
Мировая Авиация 200
Военные "индейцы". В феврале 1960 года ВМС США получили 20 самолетов Piper Aztec, которые использовались в качестве транспортных. Самолеты получили обозначение UO-1, представляли собой стандартные Aztec с короткой носовой частью и оснащались двигателями Lycoming O-540-A1A. Вариант для ВМС отличался от гражданских моделей установкой противообледенительной системы воздушного винта, наличием кислородной системы и дополнительного радиосвязного оборудования. В 1962 году самолеты в ВМС США получили обозначение U-11A (на фото), а начиная с середины 1960-х годов, новые и бывшие в эксплуатации Apache и Aztec для использования в роли учебных и связных приобрели также Испания (на фото) и ряд других стран. Сегодня PA-23 эксплуатируют Аргентина, Боливия, Камерун, Коста-Рика, Мадагаскар, Мексика и Венесуэла.
Piper Turbo Aztec in Spanish Air Force insignia -
Air International 1980-06 / J.Serrano - Iberian air cover upgraded
The Beech B55 Baron (background) and the Piper PA-23 Aztec currently equip a refresher unit, Escuadron 423.
Другие самолёты на фотографии: Beechcraft Model 55/58 Baron - США - 1960
-
Air Pictorial 1978-01
Регистрационный номер: G-BADE, G-BCEX Traffic at Warton reflects B.A.C.'s extensive workload on Tornado production for the Services and overseas governments as well as liaison with other British Aerospace factories. Visitors 17/11/77 were (left to right): Aztec G-BCEX from B.A.C.. Weybridge; Heron G-ANUD, British Nuclear Fuels; Aztec G-BADE, Marconi-Elliott; Basset. A. & A.E.E., Boscombe Down; Learjets D-COCO and D-COSA from the German MBB company; Cessna 402B G-BADT, Warton comms. aircraft to London; Basset XS770, also from Boscombe Down; German F-104G; R.A.F. Canberra in for refurbishing.
Другие самолёты на фотографии: Beagle Basset / B.206 - Великобритания - 1961Cessna 411/401/402/421/414/404 - США - 1962De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959
-
Мировая Авиация 200
Регистрационный номер: N6185Y Компании "Melridge Aviation" и "Jobmaster" предлагали вариант Aztec с поплавковым шасси Edo 4930. Самолет назвали Aztec Nomad, на фотографии - первая переоборудованная таким образом машина, отличавшаяся дополнительной дверью по левому борту.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Robertson STOL conversion of the Piper Aztec, showing drooped ailerons and cambered wingtips
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Robertson STOL conversion of the Piper Aztec, showing drooped ailerons and cambered wingtips
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Civil
Harold and Albert Steptoe (actors Harry H. Corbett and Wilfrid Brambell) freshly scrubbed for a taxi flight in a Piper twin at Elstree in 1959.
-
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
Flight instruments and electrical controls are on the port side; the centre panel carries the radio; and engine instruments are on the starboard panel
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Interior of a Piper Apache 235.
- Фотографии