Dassault Etendard IV
Варианты:
Dassault - Etendard IV - 1957 - Франция
Страна: Франция
Год: 1957


Одноместный разведчик палубного базирования
Описание
Фотографии
Dassault Etendard IVM/P

   Первоначальный вариант самолета Dassault Etendard был предложен французской компанией в 1955 году для участия в конкурсе НАТО на легкий истребитель-бомбардировщик, способный выполнять взлет и посадку на грунтовые аэродромы. "Dassault" разрабатывала несколько проектов, но всем им не хватало мощности двигателя.
   В частном порядке "Dassault" приняла решение об установке более мощного ТРД SNECMA Atar 08. Прототип поднялся в воздух 24 июля 1956 года под обозначением Etendard IV. После объявления победителем конкурса НАТО итальянского Fiat G.91 была принята программа модернизации Etendard IV под требования авиации ВМС Франции - для базирования на авианосцах разработали два варианта самолета.
   Оба варианта имели ряд специфических особенностей, характерных для палубных самолетов: шасси с большим ходом амортизаторов, тормозной гак, складываемые плоскости крыла, развитая механизация крыла и др.
   Первый вариант получил обозначение Etendard IVM. Прототип выполнил первый полет 21 мая 1958 года, за ним последовали шесть предсерийных самолетов. Первый из 69 серийных самолетов флот получил 18 января 1962 года, выпуск машин был прекращен в 1964 году. На Etendard IVM стоял радиолокационный дальномер Aida, сопряженный с баллистическим вычислителем Saab, выдававшим корректировочные сигналы на автоматический прицел, а в фальшкиле внизу носовой части фюзеляжа разместили антенну радиокомандной системы управления УР AS20. Эти самолеты поступили на вооружение приписанных к авианосцам "Фош" и "Клемансо" авиационных эскадрилий (флотилий) 11F и 17F, а также на вооружение учебно-тренировочной эскадрильи 15F. Etendard IVM сняли с вооружения в июле 1991 года, заменив на Super Etendard.
   Седьмой построенный Etendard стал прототипом разведчика/заправщика Etendard IVP, был заказан 21 такой самолет. Первый полет - 19 ноября 1960 года. Основные конструктивные изменения: в носовой части были установлены три фотокамеры OMERA, а в нижней части фюзеляжа - две такие же фотокамеры (ставились вместо специализированного, "ударного", БРЭО и пушек), также на борт были интегрированы новая навигационная система и неубираемая штанга топливоприемника для дозаправки в полете и оборудование компании "Douglas" для дозаправки от другого самолета Etendard. Десять последних Etendard IVP, которые использовались как палубные разведчики и танкеры для Super Etendard, сняли с вооружения в 2000 году (эти машины принимали участие в операции "Allied Force" над Боснией).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault-Breguet Etendard IVP

   Тип: одноместный разведчик палубного базирования
   Силовая установка: один ТРД SNECMA Atar 8В тягой 43,16 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте без внешней подвески М=1,08; максимальная скорость на уровне моря без внешней подвески 1099 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 6000 м/мин; практический потолок 15 500 м
   Масса: пустого 5900 кг; максимальная взлетная 10200кг
   Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 14,40 м; высота 14,30 м; площадь крыла 29 мг
   Вооружение: два 600-литровых ПТБ, бомбы или УР на внешней подвеске общей массой до 1360 кг
Изображен Etendard IVM, в октябре 1981 года состоявший на вооружении эскадрильи 59.S, дислоцированной на авиабазе Йер. Эта эскадрилья предназначалась для тренировок летчиков самолетов Etendard. Эмблемой эскадрильи являлась чайка.
Фоторазведчик "Этандар" капитана 3-го ранга Клери (авианосец "Клемансо"), поврежденный сербским ПЗРК над Боснией 15 апреля 1994г.
Etendard IVP сняли с вооружения в 2004 году, через 46 лет после первого полета Etendard. Как и ударный IVM, разведывательный IVP поступил на вооружение авиации ВМС Франции в 1962 году (хотя часть IVM позже переоборудовали в IVP - для замены выбывших из строя машин).
"Этандар" IV P
Saget was heavily involved in development of the Etendard.
Авиация ВМС Франции, начиная с 1962 года, получила 69 серийных истребителей-бомбардировщиков Etendard IVM. Ему на смену затем пришел Super Etendard.
В начале карьеры Etendard окрашивались в серо-голубой верх и белый низ (как на фотографии), но к началу 1990-х годов самолеты получили пятнистый голубовато-серый камуфляж.
Etendard IV базировались в Йере на Средиземноморье и в Ландивизио в Бретани. Штатно самолеты камуфлировались в темно-голубой и серый цвета, нижние поверхности окрашивались в белый цвет. Самолет (б/н 13) окрашен нестандартно.
В "умиротворении" Косово весьма активное участие приняли французы, выставившие в качестве основной ударной силы палубные штурмовики "Супер Этандер" и тактические истребители "Мираж"2000.
Etendard IV-P
В ходе операции "Allied Force" самолеты Super Etendard из авиагруппы авианосца "Фош" решали ударные задачи, a Etendard IVP из флотилии 16F применялись как разведчики.
На фотографии - совместный полет "SuE" и Etendard IVPM, оснащенных автоматами постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек Phimat. Наиболее существенное отличие между ними - новая РЛС. На закате карьеры Etendard IVPM использовались преимущественно для решения задач тактической разведки, в том числе в небе бывшей Югославии. Затем данная задача была возложена на SEM Standard 4.
With three cameras in the IVP's nose there is neither room for Ai'da radar nor a retractable in-flight refuelling boom.
Although the last Etendard IVMs were retired from service with 59S in July 1991, ten Etendard IVPMs of 16F will remain flying from their carriers and home-base Landivisiau, including No 153.
Flottille 16F operates the surviving Etendard IVPs, which are equipped with cameras and flight-refuelling probes, to serve in the reconnaissance role. Seen here aboard the "Foch", this Etendard IVP displays the two-tone bluish-grey camouflage that began to appear in 1984.
После замены самолетов IVM на Super Etendard, устаревшие Etendard IVP из 16F продолжали эксплуатировать в качестве разведчиков и самолетов-заправщиков. В конце 1980-х годов разведчики перекрасили в камуфляж из двух оттенков серого цвета.
 
Палубный истребитель-бомбардировщик Etendard был создан на базе самолетов, спроектированных "Dassault" в середине 1950-х годов. На фотографии - опытный Etendard IV, запечатленный в Ле Бурже и отличающийся от серийных машин обводами носовой части.
The Dassault Etendard lVM naval version taking off on its maiden flight on 14th June. It is basically a standard IV with special equipment.
MARCEL DASSAULT ETENDARD IV. First flown on 24th July, the Etendard is a single-seat ground support attack-fighter. Powered by a 7,716-lb. s.t. Atar 101E-3 turbojet, the Etendard mounts two 30-mm. D.E.F.A. cannon, one in each of the side air intakes. Like the Supermarine Type 544 (N.113) the Etendard employs leading-edge flaps (drooping slats). The Etendard IV will be evaluated both by NATO and the French Air Force.
Etendard IVM взлетает с катапульты французского авианосца. Предкрылки отклонены для улучшения взлетных характеристик и управляемости на малых скоростях.
Dassault Etendard IVM могли заменить на Jaguar М, но было принято решение в пользу Super Etendard. Самолет легко идентифицировать по носовому фальшкилю, в котором установлена антенна радиокомандной системы наведения УР AS20.
The French Navy sent the Dassault Etendard IV-P.
Важной, хотя и второстепенной, задачей Etendard IV являлась дозаправка в воздухе. Самолет мог оснащаться дозаправочным оборудованием фирмы «Douglas» в контейнерном исполнении. Контейнер подвешивался под фюзеляжем. После снятия с вооружения IVM (на фотографии) дозаправку стали выполнять разведчики IVP.
Dassault Etendard IV-M fighter refuelling in flight from a prototype tanker version of the Etendard IV-P
Камера в носовой части, неубирающаяся штанга топливоприемника и заправочный контейнер позволяют определить ведущий самолет как Etendard IVP. Вторым идет Etendard IVM.
Dassault Etendard IV-M fighter refuelling in flight from a prototype tanker version of the Etendard IV-P.
Свободнопадающие бомбы составляли важнейшую часть арсенала Etendard IVM. На фотографии: Etendard IVM выполняет посадку на авианосец с тремя подвешенными практическими 50-кг бомбами.
"Этандар" IV
Для ударных задач применяют УР класса "воздух-поверхность" Nord AS30 с радиокомандной системой наведения (антенна системы управления размещалась в фальшкиле внизу носовой части фюзеляжа - хорошо видна на этом изображении Etendard IVM). Самолет мог также нести бомбы или НАР.
Etendard IV входили в авиагруппы двух авианосцев ВМС Франции - «Клемансо» и «Фош». Обычно на авианосце базировалось 20 штурмовиков Etendard IVM и четыре разведчика Etendard IVP. На фотографии: вооруженные блоками НАР с 68-мм ракетами SNEB самолеты Etendard IVM.
Etendard IV-P
Dassault Etendard IV-P reconnaissance-fighter, with flight refuelling nose-probe and cameras in nose and under-fuselage pack
An Etendard IV P tanker of the French Navy's 16 Flottile shows off its centreline refuelling pod
Dassault Etendard IV-P reconnaissance-fighter with flight refuelling nose and under fuselage
"Супер Этандар" перед стартом с палубы французского авианосца в Адриатическом море.
 
Хвост "Этандара", пораженного ПЗРК над Боснией.
DASSAULT ETENDARD IV, lightweight tactical fighter·bombers and "one-shot" bomber interceptors are growing in profusion and importance and to Avions Marcel Dassault goes the distinction of leading the field with half-a-dozen swept-wing and delta variations on a lightweight theme. In each case the fore part of the fuselage is basically the same. There are three deltas. the M.D.550-01, -02 and -03 or Mirage I, II and III (formerly called the Mystere Delta) and three swept-wing versions formerly called the Mystere XXII, XXIV and XXVI now renamed Etendard II, IV and VI. Each variant differs in powerplant and for basic role. The latest of the French lightweights to take to the air is the Etendard IV which is described as an interceptor and/or ground support fighter/bomber. The first of three prototypes, Etendard IV had its initial test flight at Melun-Villaroche on 24th July. The day previously the first Etendard II (side-by-side 2.425-lb. s.t. Turbomeca Gazibo turbojets) was test flown. Three prototypes each of the II (for French air force evaluation) and the yet-to-be-completed VI (N.A.T.O. trials) will be built. The VI will have two 4.250 Bristol Orpheus B.Or.2 turbojets.
Dassault Etendard IVP