Consolidated C-87/C-109 Liberator Express
Варианты:
Consolidated - C-87/C-109 Liberator Express - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Транспортный самолет
Описание:
C-87/C-109 Liberator Express
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии

C-87/C-109 Liberator Express

Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Носовая часть фюзеляжа откидная, для удобства загрузки. Создан на базе тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерэйтор". B-24 был спроектирован в КБ "Консолидеитед эйркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена.
Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство этих самолетов развернули в декабре 1940 г. Опытный образец транспортного варианта, XC-87, переделали из разбитого бомбардировщика B-24D. Эту модификацию строил завод "Консолидеитед" в Форт-Уорте. Пробную переделку танкера XC-109 (из B-24E) осуществили в одном из модификационных центров ВВС. Впоследствии подобные центры вели такую переделку сериями. Всего выпустили 286 C-87 и 281 C-109.
Еще один транспортный вариант этой машины, C-87C (RY-3), строил завод "Консолидеитед" в Сан-Диего. Их собрали 28 экз.
Экипаж - 4 чел., полезная нагрузка до 4000 кг, у танкера C-109 - 9060 л топлива. Двигатели R-1830. Вооружения нет.
Транспортные самолеты на базе B-24 использовались в США с мая 1941 г., в Великобритании - с октября 1942 г.
Выпускались следующие модификации C-87/C-109:
   - C-87 на базе B-24D с моторами R-1830-43, для флота строился аналогичный RY-2 с отличиями по оборудованию, в Великобритании C-87 именовался "Либерэйтор" C.VII;
   - C-87A, аналогичный C-87, но со спальными местами, выпускался для флота как RY-1;
   - C-109, танкер на базе B-24E и B-24D;
   - C-87C, транспортный вариант самолета PB4Y-2 "Прайвэтир" на 28 пассажиров с моторами R-1830-94, от C-87 отличался удлиненным фюзеляжем и однокилевым оперением, на флоте именовался RY-3, в Великобритании - "Либерэйтор" C.IX.
С мая 1941 г. в США в эксплуатацию как транспортные поступили бомбардировщики B-24A. Использовались они в основном для перевозки за рубеж различных делегаций (бывали и в Москве). Впоследствии для грузовых перевозок американцы применяли и реквизированные самолеты английского заказа LB-30 и LB-30A. Они летали на линиях, связывавших Америку с Англией, а Также на Тихом океане, совершая рейсы на Гавайи и в Австралию. С 1943 г. их заменили C-87 и C-87A. C-109 перевозили горючее из Индии на базы ВВС армии США в Китае в 1944 г.
Англичане использовали как транспортные с октября 1942 г. бомбардировщики "Либерэйтор" I и II, а затем также самолеты модификаций III и VI. В частности, в октябре 1942 г. - январе 1943 г. "либерэйторы" обслуживали трассу из Шотландии в Москву (аэродром Кратово). Один "Либерэйтор" был переделан в личный самолет премьер-министра У. Черчилля, называвшийся "Коммандо". Он имел салонный интерьер и однокилевое оперение (переделка велась в мастерских авиакомпании BOAC). Самолеты типа C.VII поступили в Великобританию в 1944 г. и с июля летали между метрополией и Дальним Востоком. "Либерэйторы" С.IX в основном эксплуатировались на трансатлантическом маршруте.
C-87C (RY-3) сняли с производства в октябре 1945 г. Последние машины американская морская авиация списала в 1950 г. ВВС Индии эксплуатировали грузовые "либерэйторы" до начала 1970-х гг.


C-87||
Размах:||33,54 м
Длина:||20,22 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||25455 кг
Максимальная скорость:||493 км/ч
Практический потолок:||9450 м
Дальность:||4670 км

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

<...>
   В середине 1942 года начали появляться первые транспортные варианты без носовой и хвостовой стрелковых установок, но с большой грузовой дверью по левому борту. Они использовались для перевозки личного состава и грузов. ВВС США закупили 276 таких самолетов под обозначением C-87 с экипажем из 5 человек и возможностью перевозки до 20 пассажиров; 24 аналогичные машины с боковыми окнами применялись Транспортным командованием британских ВВС как Liberator C.Mk VII, несколько самолетов летали в составе ВМС США как RY-2. Идентичные самолеты, но с двигателями R-1830-45 и комфортабельными пассажирскими салонами обозначались в ВМС и ВВС США как RY-1 и C-87A соответственно. ВМС приобрели также 46 транспортников, обозначенных RY-3, 27 похожих машин были поставлены в начале 1945 года для Транспортного командования британских ВВС. Одним из специальных вариантов службы тыла являлся бензовоз C-109, использовавшийся для переброски 10978 л авиационного топлива через Гималаи в Китай для B-29 Superfortress, действовавших с передовых баз в этой стране.
<...>
Самолет, названный Diamond Lil, сфотографирован в 1980 году на шоу Конфедеративных воздушных сил, состоящих из старых летательных аппаратов. На 2009 год самолет все еще оставался в летном состоянии в составе этих сил, переименованных уже в Мемориальные воздушные силы. Непривычные иллюминаторы в носовой и хвостовой частях фюзеляжа остались от того времени, когда самолет служил под обозначением C-87 Liberator Express. Несколько B-24 до сих пор остаются в летной готовности, а многие сохранились в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Первый опытный C-87 "Экспресс"
The Consolidated Vultee C-87 Liberator Transport (four Pratt & Whitney R-1830-43 engines)..
C-87. Самолет для дальних перевозок, разработанный в спешном порядке в связи с необходимостью эвакуации из Голландской Ост-Индии. Запущен в производство в апреле 1942 года под названием Liberator Express.
Mr A. E. Smith’s letter refers to some of the Liberators which lay derelict at No 322 MU, Chakeri, India, in 1946, where EW615 is seen here.
Consolidated Liberator VII (C-87) EW615 was converted for long-range VIP passenger flights and differed from bomber versions in having a faired nose and tail and windows each side of the fuselage.
Liberator II G-AHYF (formerly AL592) taxies out for another transatlantic flight for BOAC after receiving its civil registration in 1946, and is seen here in the corporation’s restrained post-war polished bare-metal scheme.
At the end of December 1945 AM920 was listed as being part of the BOAC fleet and based in Montreal. On August 19, 1946, the Liberator was given its new civil identity, G-AHYB, after which it continued to serve the route between Montreal and Prestwick until the spring of 1950, when it was offered for sale to a new owner in France.
Originally given the American military serial 40-2359 (c/n 11), Liberator AM920 was one of 20 bought for the RAF from the US Army Air Corps and delivered during April-August 1941. After a distinguished wartime career with BOAC as AM920, the inelegant but hardworking transport was given the civil registration G-AHYB in 1946.
Consolidated Liberator 32-3 G-AGKT (former RAF serial AL619) at Guildford, Western Australia, shortly after its delivery in early June 1944. The Liberator represented a significant leap forward from the Catalina, then plying the Indian Ocean route, in terms of capacity, speed and range. Nevertheless, the QEA Liberators were configured to be purely functional, not luxurious.
With his distinctive beard and commanding bearing, Capt O.P. Jones (reportedly the first pilot to have covered a million miles by air) poses with Bill Crowther, head of Qantas’s Western Operations Division (fifth from right) and Capt L.R. Ambrose (third from right) among others, beside G-AGKT at Perth.
The hangar and ramp at Guildford in April 1945, including, from left to right: Lancastrian G-AGLS (callsign OKZS), freshly arrived from the UK; Lancaster Mk III A66-1 (built in Manchester for the RAF as ED930), which was used for training Qantas Lancastrian crews with No 7 OTU, and Liberator G-AGKU.
Liberator G-AGTJ, which flew the type’s final Sydney-Singapore service in late August 1946, was acquired by QEA after having been put up for sale via the Commonwealth Disposals Commission, Qantas re-registering the Liberator with Australian civil registration VH-EAJ after its purchase in April 1947. It served for another three years, along with its fellow former Indian Ocean service Liberator G-AGTI (which became VH-EAI), but both had been broken up by the end of 1950.
The last word in Vietnamese luxury - this superb photograph of Consolidated Liberator F-VNNP, complete with whitewalled tyres, shows the much-travelled workhorse in its final colour scheme, while serving as a VIP transport for Bao Dai, the Vietnamese head of state during 1949-55. Following its long career with BOAC as AM920 and G-AHYB, it was one of five sold to French company STA Alpes Provence in April 195, initially being registered as F-BEFR. It was overhauled, appointed to a luxury configuration and put on the French colonial register as F-VNNP. Little is known about its ultimate fate.
Former Vietnamese “royal barge” Liberator F-VNNP in later guise as F-OASS, probably at Le Bourget
Seen at Le Bourget, F-OASS, a Consolidated-Vultee Liberator C.Mk. VII (c/n. 11; ex-AM920; G-AHYB), is normally based at Rabat by the owners, A.C.A.N.A.
C-87A - личный самолет президента Рузвельта (опытный образец C-87) на испытаниях
Транспортный самолет C-87 «Либерейтор Экспресс»
Рикенбекер и пилот У. Ричмонд у своего самолета
"Коммандо" - персональный самолет У. Черчилля
Liberator II AL504 in its final form as Commando, the Prime Minister's personal transport.
Танкер C-109 на одном из аэродромов Англии, декабрь 1944 г. Эти машины доставляли горючее на передовые аэродромы во Франции.
"Ford" модернизировала более 200 B-24J и B-24L в транспортный вариант C-109, использовавшийся для перевозок из Индии в Китай топлива для B-29, бомбивших Японию. Емкость топливных баков C-109 вдвое превышала емкость баков стандартного B-24.
C-109 из 2-й транспортной эскадрильи сливает горючее в бензовозы на одном из аэродромов Китая, 1945 г.
Liberator G-AGKU (former RAF serial AL547) at Guildford following its nosewheel collapse, largely a result of a distorted fuselage after a similar incident while serving in North Africa with RAF transport unit No 511 Sqn. Qantas swiftly repaired ’GKU and returned it to service.
An official Qantas certificate from January 1946, documenting that the passenger "has flown the Indian Ocean by the ‘Kangaroo’air service, thus entitling him to membership of the rare and elevated Order of the Longest Hop". The certificate, illustrated with a Liberator, reveals that, in this case, the flight took 17hr 45min.
Consolidated C-87 Liberator Express
The Consolidated Vultee C-87 Liberator Transport.