ATR ATR 42 / ATR 72
Страна: International
Год: 1984


Региональный авиалайнер с экипажем из двух/трех человек
Описание
Фотографии
Avions de Transport Regional ATR 42 и ATR 72

  Консорциум "Avions de Transport Regional" был организован в феврале 1982 года для выпуска регионального авиалайнера Avions de Transport Regional ATR 42. Разработка этого самолета началась тремя месяцами ранее, как совместное предприятие французской фирмы "Aerospatiale" и итальянской "Aeritalia". Машина создавалась на основе предварительных разработок обеих компаний. Лайнер должен был перевозить 42 пассажира, но с самого начала работ обсуждалась возможность увеличения этого количества. Наконец, спустя четыре года после старта разработки ATR 42 приступили к созданию его удлиненного варианта - ATR 72.
  Работы между участниками консорциума были распределены следующим образом: за крыло отвечала "Aerospatiale", ныне вошедшая в состав концерна EADS, а создание фюзеляжа и хвостового оперения было возложено на "Aeritalia", в декабре 1990 года вошедшей в состав группы "Alenia". За пассажирский салон, кабину пилотов, двигатели, электросистему и систему управления отвечала французская фирма, а итальянцы занимались разработкой гидросистемы и системы кондиционирования. Сборка и летные испытания гражданского варианта ATR 42 проводились во Франции, а за выпуск военных и гражданских транспортных вариантов самолета, снабженных подфюзеляжной рампой, отвечали итальянцы.
  Первый из двух прототипов ATR 42 поднялся в воздух 16 августа 1984 года, а первая серийная машина взлетела 30 апреля 1985 года. 25 октября 1985 года был получен сертификат летной годности, а в декабре началась коммерческая эксплуатация нового лайнера.
  Обозначения ATR42-100 и ATR 42-200 первоначально использовались для разрабатываемых вариантов с максимальной взлетной массой 14900 и 15 750 кг. Последний имел переработанный салон, вмещавший 50 пассажиров. Однако к моменту начала поставок серийных машин, ATR 42-200 стал базовой начальной моделью, за которой последовал ATR 42-300, имевший большую взлетную массу. Он поставлялся в двух вариантах: ATR 42-310 с двигателями Pratt & Whitney Canada PW120 мощностью по 2000 э.л.с. (1491 кВт) и ATR 42-320 с двигателями PW121 мощностью по 2100 э.л.с.(15б7кВт).
  ATR 42 MP несет на борту все оборудование, необходимое для наблюдения за морским пространством. В настоящее время эти самолеты несут службу в итальянской Guardia de Firenza, а в конце 2009 года должны быть поставлены Ливии и Нигерии.
  К 2009 году стандартным вариантом стал значительно улучшенный ATR 42-500. К марту того же года ATR получила заказы на 422 экземпляра ATR 42, поставив 403 из них.
  Работы над удлиненным вариантом ATR 72 были начаты в январе 1986 года. Он представлял собой дальнейшее развитие ATR 42 с более мощной силовой установкой, возросшим запасом топлива и увеличенными размерами, что позволяло разместить на борту от 64 до 74 пассажиров (в зависимости от шага кресел).
  Первый из трех прототипов поднялся в воздух 27 октября 1988 года, а поставки серийных машин начались в октябре 1989 года. К весне 2009 года ATR получил заказы на 563 ATR 72, поставив 412 из них.
  Возможна переделка ATR 42-300/320 и ATR 72-200 в транспортные варианты, с установкой большого грузового люка по левому борту в передней части фюзеляжа и другими доработками. Предлагаются и морская патрульная модификация самолета ATR 42MP и его более совершенный вариант Surveyor, самолет для калибровки радиотехнических средств, а также корпоративные самолеты на базе ATR 42 и 72.
  Противолодочный самолет ATR 72 A5W использует бортовое оборудование ATR 42MP, дополненное устройством для постановки гидроакустических буев, магнитным детектором и торпедами. Возможна поставка ATR 42 и 72 в варианте Quick Change, позволяющем быстро преобразовывать их из транспортного варианта в пассажирский и обратно.


Варианты ATR 42

  ATR 42-400: первый полет 12 июля 1995 года, ТВД PW121A с шестилопастными винтами вместо четырехлопастных
  ATR 42-500: первый полет 16 сентября 1994 года, ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E мощностью 2400 э.л.с. (1789 кВт) и новое оборудование кабины
  ATR 42-600: в 2007 году ATR приступила к созданию нового варианта лайнера. Этот самолет, поступление которого в эксплуатацию ожидается в 2011 году, отличается новой кабиной пилотов с пятью многофункциональными индикаторами фирмы Thales, соответствующей последним требованиям RNP (Required Navigational Procedures) и условиям захода на посадку CAT III. Установленные на нем ТВД PW127M имеют большую мощность и более эффективны в условиях высокогорья и повышенных температур. Максимальная взлетная масса увеличена на 300 кг. Пассажирский салон имеет повышенный уровень комфорта, с улучшенной звукоизоляцией и виброзащитой. В качестве вариантов предлагается улучшенная отделка (Elegance Cabin) и установка развлекательного медиацентра. Первое включение электросистемы прототипа ATR 42-600 состоялось 17 декабря 2008 года, и сейчас он готовится к первому полету.


Варианты ATR 72

  ATR 72-200: первый серийный вариант
  ATR 72-210: поставляется с декабря 1992 года, разработан на базе ATR 72-200 для улучшения летных характеристик в условиях высоких температур и высокогорья; оснащен более мощной силовой установкой из ТВД Pratt & Whitney Canada PW127 no 2480 эл.с. (1849 кВт), приводящих усовершенствованные винты с композитными лопастями
  ATR 72-210A: сертифицирован в январе 1997 года и позднее получил новое обозначение ATR 72-500, усовершенствованный вариант ATR 72-210 с шестилопастными винтами вместо четырехлопастных, увеличенным взлетным весом и новым оборудованием кабины
  ATR 72-600: новейший вариант ATR 72, включающий улучшения, примененные на ATR 42-600


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avions de Transport Regional ATR 42-310

  Тип: региональный авиалайнер с экипажем из двух/трех человек
  Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PW120 мощностью по 2000 э.л.с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 490 км/ч на высоте 5180 м; скороподъемность у земли 640 м/мин; потолок 7620 м; дальность полета с 46 пассажирами на борту 1944 км
  Масса: пустого 10 285 кг; максимальная взлетная 16 700 кг
  Размеры: размах крыла 24,57 м; длина 22,67 м; высота 7,59 м; площадь крыла 54,50 м1
  Полезная нагрузка: до 4915 кг, включая от 42 до 50 пассажиров в зависимости от шага кресел
Largest of the new generation of regional airliners now under development is the Aerospatiale/Aeritalia ATR 42, a joint Franco-Italian project.
ATR 42
16 августа 1984г.: первый полет турбовинтового транспортного самолета ATR 42 (F-WEGA), созданного фирмами "Aerospatiale" и "Aeritalia".
The three Aerospatiale/Aeritalia ATR 42 regional airliners that have been used for the flight development and certification programme which was completed on 24 September 1985.
Фирмы "Aerospatiale" и "Alenia" занимаются высокотехнологичными разработками. Поэтому в базовый проект ATR 42 внесен ряд серьезных новшеств. Однако при этом удалось избежать чрезмерной сложности с учетом нацеленности этого самолета на рынок, требовавший скорее неприхотливой рабочей лошадки, нежели капризного породистого скакуна.
3 декабря 1985г.: французская авиакомпания "Air Littoral" получила первый серийный ATR42, в производстве находится четвертая машина. Самолет полетел 30 апреля, сертификацию FAA прошел 25 октября.
Франко-итальянские ATR42 особенно популярны в Европе
Местное воздушное сообщение между островами Новой Каледонии обеспечивает авиакомпания "Air Caledonie", имеющая в своем парке один ATR 42-500 и два более вместительных ATR 72-500. Все три самолета несут аналогичную яркую окраску.
Departing runway 06R at Palma de Mallorca on June 16, 2014, Aero Nova ATR 42-320 EC-IDG (msn 003, ex F-WQNE) is based at Burgos-Villafria in northern Spain for the summer season for charter flights to Mediterranean destinations including Alicante, Malaga and the Balearic Islands. It has special titles (‘Burgos origen y destino’ - Burgos origin and destination) on its forward fuselage for the duration. The turboprop is the oldest active ATR, having first flown on April 30, 1985.
До банкротства компании "Pan Am" в ее цветах на региональных и ближних рейсах летали шесть лайнеров ATR42. Этот самолет был сфотографирован над Тулузой перед его поставкой и, хотя на нем уже нанесены эмблемы компании "Pan Am", ему пока присвоен французский испытательный регистрационный номер.
On February 12, 2013, the sole ATR 42-600 ordered by Jhonlin Air Transport (JAT) of Indonesia was delivered. The turboprop (PK-JBA, c/n 1004, ex F-WWU) is seen conducting a test flight from Toulouse in southern France prior to hand-over. JAT began operations in November 2011 using Cessna 208 Caravans.
ATR 42-600 F-WWLX (msn 1015) - delivered to TransNusa Aviation Mandiri of Indonesia as PK-TNJ on September 29, 2014 - on test at Toulouse-Blagnac in southern France on September 22, a week after its first flight. TransNusa ordered a single ATR 42-600 and placed options for a further three in 2013. The airliner is based at El Tari Airport in Kupang and is expected to begin operating revenue earning flights in November.
Самолет морского патрулирования ATR-42MP
Проект ATR 42 не просто авиалайнер - он также несет военную и пограничную службу. Самолеты версии ATR 42MP используются в береговой охране Италии.
ATR 42 MP несет на борту все оборудование, необходимое для наблюдения за морским пространством. В настоящее время эти самолеты несут службу в итальянской Guardia de Firenza, а в конце 2009 года должны быть поставлены Ливии и Нигерии.
ATR 72
В версии ATR 72 существенно удлинили фюзеляж для размещения еще 30 пассажиров. Для этого, в свою очередь, потребовались форсированные двигатели, больший размах крыла и усиленное шасси для дополнительной массы.
27 октября 1988г.: первый полет в Тулузе, Франция, выполнил ATR72 - удлиненный вариант ATR42.
Индийская авиакомпания "Kingfisher Airlines" использует ATR 72-500 на линиях внутри страны. Первый из 35 заказанных самолетов (на снимке) был поставлен компании 30 марта 2006 года.
Компания "American Eagle" предоставляет услуги региональных перевозок по всей территории США. Одно время она эксплуатировала больше всех в мире лайнеров ATR серии 42/72 - 46 машин ATR 42-300 и 47 самолетов ATR 72-200, -210 и -210A. Сегодня в этой компании летают 39 ATR 72-200.
На этом снимке эффектно смотрится лайнер компании "Binter"- серийный вариант проекта -72 серии 500. Самые новые машины этой серии обрели возможности по Категории II ИКАО, означающие, что они могут безопасно садиться в очень плохих метеоусловиях.
Rebranded flag carrier Air Serbia (formerly Jat Airways, retaining the JU code) has introduced ATR 72-202 YU-ALO (msn 186) into revenue service with a new interior incorporating 66 leather seats and a new livery. The other three ATR 72-202s and two -500s (212As) will also be upgraded and rebranded. To date, Air Serbia has taken delivery of five Airbus A319s, and its first 164-seat A320 (Dash 232 msn 2587, currently VH-VQO) has also been leased and received the carrier’s livery. It will have a new interior installed before entering service. Air Serbia, 49% owned by Etihad, ordered ten A320neos during the Dubai Airshow in November 2013.
Mount Cook Airlines operates this ATR72-600, ZK-MVA (msn 1051), for the Air New Zealand Link operation.
Pakistan Naval Aviation has received a second ATR 72-500. Former Air Botswana airliner A2-ABS (msn 788, ex F-WWEG) was refurbished at Las Palmas on Gran Canaria and departed on its delivery flight to Pakistan via Palma de Mallorca on July 8, 2013. The first example was handed over to Pakistan in March. Both will be used for pilot training and as utility transports with a mixed freight and passenger configuration.
Passing through Palma de Mallorca on March 2, 2013 was ATR 72-212A EC-JAH (msn 712, ex F-WWEL) on its delivery flight to the Pakistan Navy. The aircraft is in a mixed passenger and freight configuration acquired, via a tender issued on October 31, 2012, by Pakistan Naval Aviation for pilot training and utility tasks. Naysa operated the aircraft previously in Binter Canarias colours. It departed Palma de Mallorca 50 minutes later for Turkey's Antalya Airport on its journey to Karachi in Pakistan.
Former Aer Arann ATR 72-500 EI-REP (msn 797, ex F-WWEZ) arrived at Dublin Airport in Ireland on June 26, 2013 after being repainted in Yangon Airways' colours at Dinard in France. The Myanmar-based airline already operates two ATR 72-212s and will take delivery of this example imminently.
On April 29, 2013, Aer Arann received ATR 72-600 EI-FAS (msn 1083, ex F-WWET), named St Connell, during a ceremony at the manufacturer's facility at Toulouse Blagnac in southern France. It first flew on April 18 and arrived at Dublin Airport, Ireland, on May 3. The regional airliner entered service on Aer Lingus Regional routes the following day, flying between Dublin and Edinburgh in Scotland. Aer Arann ordered eight of the new-generation ATR 72s in July 2012, all of which will be delivered over the next 11 months.
Stobart Air, formerly Aer Arann, is operating ATR72s from Southend for Flybe under a franchise agreement.
An ATR 72-600 destined for Leeward Islands Air Transport (LIAT) of Antigua and Barbuda is undertaking flight tests at Toulouse-Blagnac in southern France. The aircraft (F-WWEN, msn 1077) is seen on approach at the airfield on June 4, 2013. It first flew on May 7 and will become V2-LIA upon delivery. UAT's order for three ATR 42-600s, plus options for a pair of ATR 72-600s was announced in January, with deliveries due to start in June. However, V2-LIA is the first of two ATR 72-600s for the company, owned by the Air Lease Corporation, scheduled to be delivered in June and August.
ATR 72-600 TMUA T.C.B.701, wearing the test serial CSX62290, landing at Torino-Caselle in Italy at the conclusion of a test flight on July 1, 2013. It is expected to be delivered soon.
ATR 72-600 F-WWEC (msn 1114) conducting a test flight at Toulouse-Blagnac in France on October 23, 2013. The regional airliner was delivered to Avianca of Colombia as HK-4955 on November 2, the second of three on order. The third (HK-4956, msn 1116, ex F-WWEE) was handed over five days later.
The first ATR 72-600 registered in Honduras (HR-AYJ, msn 1172, ex F-WWEM) arrived at Toncontin International Airport, outside the national capital, on August 26, 2014. The turboprop regional airliner was on delivery to Avianca, having arrived from the manufacturer’s facility at Toulouse in southern France with just 35 flight hours. It was flown to Toncontin by a Honduran and Colombian crew, and was due to be displayed at Tegucigalpa before going to Avianca's main regional hub in Honduras, La Ceiba Goloson International Airport. It will be operated for Avianca by Islena Airlines. Avianca currently has a further eight ATR 72-600s registered in Colombia.
Link Airs’ initial ATR 72-600 was noted conducting a test flight at Toulouse-Blagnac on December 20, 2013. The regional turboprop (F-WWET, msn 1131) was due be delivered to the Japanese carrier as JA02LK, to serve domestic routes in the country as one of three ATR 72-600s leased from NAC Aviation Norway. However, before it could even start operations, the airline went into liquidation after filing for bankruptcy on December 10, 2013 - F-WWET is expected to be allocated by its owner to another carrier.
Austrian independent airline InterSky took over the former airberlin service between Karlsruhe and Hamburg because the route has a steady demand from business travellers.
Insulating materials, sensors and optical fibres are being tested to see if they can offer improvements in the maintenance process for composites and identifying micro-cracks in the material.
ATR-72-202F freighter HB-AFH (msn 313, ex VT-FQA) of Farnair Switzerland on the apron at Eindhoven Airport in the Netherlands on October 1, 2013. The aircraft is the first to be painted in DHL’s distinctive yellow scheme for operation on behalf of the package distribution company. It departed Eindhoven for EuroAirport Basel Mulhouse Freiburg in France to begin operations for the freight company carrying mail for the Swiss postal service.
The first of four ATR 72MP maritime patrol aircraft on order for the Italian Air Force, C.S.X62279, test flying on December 23, 2014 from Turin-Caselle Airport, Italy, still only painted in primer. The extensive array of aerials and sensor housings on the aircraft is clearly apparent.
 
The first two ATR 42s engaged in the flight test programme
Самолет ATR42-500
A model of the ATM 42-R military transport version, with rear loading ramp.
A computer-generated image of a Turkish Coast Guard ATR 72ASW. The first aircraft is expected to be delivered in 2017.
An artist's impression of the Aerospatiale AS 35 project.
A preliminary three-view drawing of the Aerospatiale AS 35 project.
Three-view of the AIT-230-208, the latest version of the Aeritalia project for a 40/50-seat commuterliner.
The Aerospatiale/Aeritalia ATR 42 as launched in November 1981 is depicted in this three-view drawing; the cargo door of the ATR 42F is shown by dotted lines.
A three-view drawing of the ATR 42 and an extra side view of the ATR 72.