Eurocopter PAH-2 / EC.665 Tiger
Страна: International
Год: 1991
Вертолет

Боевой вертолет с экипажем ив двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (84)
Eurocopter EC665 Tigre/Tiger

  Вертолет EC665, известный во Франции как Tigre, а в Германии как Tiger, проектировался для удовлетворения требований Франции и Германии к перспективному многоцелевому боевому вертолету, предназначенному для действий на Европейском ТВД. История вертолета началась в 1984 году с подписания меморандума о взаимопонимании, отражавшего потребность ФРГ в противотанковом вертолете для замены PAH-1, а Франции - в вертолете непосредственной авиационной поддержки для армейской авиации. Разработку вертолета приостановили в 1986 году из-за стремительного роста стоимости. Работы были возобновлены в марте 1987 года, проектировались два варианта: единый для Франции и Германии противотанковый и "эскортный" для Франции. В ноябре 1989 года с компанией "Eurocopter Tiger", созданной в сентябре 1985 года и позже переименованной в "Eurocopter", был заключен контракт на постройку пяти вертолетов - трех аэродинамических прототипов без вооружения и двух вооруженных прототипов (противотанкового Tiger/Tigre для Германии и Франции, и "эскортного" Gerfaut для Франции).

  Фюзеляж машины изготовлен, главным образом, их композитов, его конфигурация типична для боевых вертолетов: фюзеляж близкого к прямоугольному сечения переходит в хвостовую балку овального сечения. Четырехлопастный несущий винт полужесткого типа, втулка изготовлена из титана и композитов, подшипники - эластомерные, лопасти - из композитов. К фюзеляжу крепятся консоли крыла и шасси. Все БРЭО увязано в единый комплекс интерфейсом MIL 1553B и построено по принципу открытой архитектуры.
  Первый из пяти прототипов поднялся в воздух 29 апреля 1991 года. Tigre HAC (Helicoptere Anti-Char - противотанковый вертолет) разработан для Сухопутных войск Франции - изначально заказано 140 машин, но реально будет закуплено всего 40. Планировалось, что основным оружием вертолета станут восемь ПТУР (все HOT 2 либо Trigat, либо по четыре ПТУР обеих систем; наведение ПТУР осуществляется через надвтулочный прицел Osiris), подвешиваемых по четыре на внутренних подкрыльевых пилонах, и четырех УР "воздух-воздух" MATRA Mistral на внешних подкрыльевых пилонах. Неудача программы разработки Trigat заставила Францию в качестве альтернативы выбрать ракеты Hellfire 2.
  До 1993 года Tigre HAP (Helicoptere d'Appui et de Protection - ударный и эскортный вертолет) именовался Gerfaut и также разрабатывался для армейской авиации Франции, изначально заказавшей 75 машин, но потом увеличившей заказ до 115 единиц, хотя в итоге закуплено будет, скорее всего, 40 машин. Данный вариант вооружен установленной в носовой части на подфюзеляжной турели 30-мм пушкой GIAT M30/781B и подвешиваемыми на пилонах двумя блоками НАР калибра 68 мм (по 22 ракеты в каждом), а также еще двумя блоками НАР или четырьмя УР "воздух-воздух" MATRA Mistral. Целевое оборудование включает надкабинную турель с ИК-системой переднего обзора и ТВ-системой для низких уровней освещенности, оптический прицел и лазерный дальномер.
  HAP послужил базой для создания многоцелевого Tiger HAD (Helicoptere d'Appui Destruction - вертолет огневой поддержки), заказанного Испанией, - испанский вариант вооружен вместо ПТУР Hellfire 2 ракетами Spike ER. Вертолеты HAP и HAD должны начать поступать в войска в 2011 году, а заказ на вертолеты HAC армейской авиации Франции переводится на модель HAD.
  Изначально получивший обозначение PAH-2 (Panzerabwehrhubschrauber-2 - противотанковый вертолет-2), вертолет модификации Tiger UHU (Unterstutzungshubschrauber - вертолет огневой поддержки) предназначен для германской армейской авиации, заказавшей 212 машин стандарта, ныне известного как UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger). Данный вариант близок HAC, но способен нести на внешних подкрыльевых пилонах УР "воздух-воздух" Stinger 2 вместо УР MATRA Mistral.
  С начала 1990-х годов Германия и Франция неоднократно пересматривали требования к вертолету, из-за чего возрастали технические риски и стоимость программы. Распад Организации Варшавского договора вообще поставил под вопрос необходимость европейского боевого вертолета, хотя Франция в 2009 году направила HAC в Афганистан. Вертолет UHT близок к достижению состояния боеготовности в вооруженных силах Германии.
  Австралия выбрала Tigre HAP за основу для своего Tiger ARH (Armed Reconnaissance Helicopter), который стал первой европейской платформой, вооруженной УР Hellfire. Первый из 22 заказанных ARH передан Австралии 15 декабря 2004 года. Четыре машины построены на заводе "Eurocopter", сборка остальных - в Австралии. Интерес к закупке 12 вертолетов проявляла Саудовская Аравия, но в 2006 году отказалась от данного намерения. Предложение к покупке Tiger было сделано Индии, которой требуется замена для Ми-24, но в 2010 году оно было снято.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Eurocopter UHT

  Тип: боевой вертолет с экипажем ив двух человек
  Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca/Rolls-Royce MTR 390 взлетной мощностью по 1322л.с. (986 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 269 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 230 км/ч; начальная скороподъемность 642 м/мин; статический потолок без учета влияния земли 3200 м; дальность со стандартной заправкой 800 км; продолжительность полета 3 часа 25 минут
  Масса: пустого 3300 кг; максимальная взлетная 6100 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 13,00 м; длина с вращающимися винтами 15,80 м; высота по надвтулочному прицелу 5,20 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 132,73 м2
  Вооружение: см. выше
Первоначально эта машина имела надвтулочный прицел, но годом позже прицел смонтировали на кабине - как на Gerfaut/HAP, а также установили пушечную турель. В начале 1996 года прототип PT1 передали на усталостные испытания.
Австралия оценивала вертолет Aussie Tiger - вариант на базе французского HAP, с установленным на крыше кабины прицелом и рядом изменений для удовлетворения внутренних требований.
Главным внешним отличием германского HAP/UHT является надвтулочный прицел. С тактической точки зрения его наличие является большим преимуществом, однако технически такая система отличается большой сложностью.
Французский прототип вариант Gerfaut (на переднем плане) летит в паре с первым вертолетом противотанковой модификации. Оба участвовали в программе летных испытаний.
27 апреля 1991г.: совершил первый полет вертолет Tiger компании "Eurocopter". Вертолет предназначался для германской и французской армий.
Tiger привлек внимание публики, когда появился в фильме про Джеймса Бонда "Goldeneye". По сюжету он оказался неуязвимым к воздействию электромагнитного импульса.
Прототип PT1 в варианте НАР вооружен 30-мм пушкой, блоком на 22 НАР SNEB, УР Mistral и смонтированным на крыше кабины прицелом STRIX.
Испания остановила свой выбор на Tiger в 2003 году. Предполагалось, что вертолеты будут вооружены УР Trigat, однако принято решение о замене зтих ракет израильскими Spike-ER.
Вариант HAP предназначен для огневой поддержки Сухопутных войск и сопровождения транспортных вертолетов. В отличие от противотанкового, он не имеет надвтулочного прицела - взамен установлен гиростабилизированный прицел SFIM/TRT STRIX на крыше кабины.
4e RHFS Tigres were the first to operate with an external fuel tank.
Испанский Tigre HAP (часто называют Tigre) является промежуточным вариантом в ожидании более мощного HAD. Вертолеты данного типа состоят на вооружении аэромобильных подразделений Сухопутных войск Испании.
The Spanish Army's third Tigre HAD (HA28-09-10010/‘ET-709’) at Almagro Ciudad Real on February 9, 2015 following delivery to BHELA I (Attack Helicopter Battalion I). The helicopter joins six Tigre HAPs and two Tigre HADs already at the unit, which will receive a total of 18 HADs and six HAPs.
Два французских Tiger на учениях в горах перед отправкой в Афганистан. Вертолеты продемонстрировали высокий уровень боеготовности, выполняя полеты днем и ночью.
15 декабря 2004г.: первые два вертолета Eurocopter Tiger ARH, предназначенные вооруженным силам Австралии, переданы заказчику на торжественной церемонии в центре армейской авиации Австралии в Оакью, Куинсленд. Первый вертолет Tiger ARHS австралийской сборки выполнил первый полет 21 декабря в Брисбэне. Австралия заказала в общей сложности 22 вертолета Tiger в варианте разведывательно-боевой вертолет (ARH).
The first two Tigers are escorted by soldiers in the World War One uniforms of Australia's Light Horse regiment during the delivery ceremony in December 2005.
Two Tiger HAPs were involved in exercise Marne 2013.
The camouflage selected by the French Army for its Tigre HAPs has proved extremely effective in a wide variety of environments.
Французский Tiger HAP демонстрирует способность использовать для маскировки складки местности. На фотографии хорошо видна нашлемная система целеуказания TopOwl.
Вертолет Tiger полностью соответствует урезанным бюджетам стран-участниц проекта. Он разрабатывался и отдельно в экспортном варианте, но в итоге на экспорт пошли модификации штатных вариантов. На снимке - версия ARH.
The second of two Tigers assembled in Marignane by Eurocopter, A38-002 is pictured over rugged Queensland countryside during the type's operational test and evaluation.
The new Tigre HAD has already been deployed to a combat theatre of operation, in Africa.
Экипаж вертолета "Тигр" ведет огонь из 30-мм пушки
Gazelles and Tigres share the ALAT's attack missions.
Вертолеты "Тигр" и NH 90 в совместном полете
Initial examples of the Eurocopter EC665 Tigre HAD (Helicoptere d’Appui Destruction, support and combat helicopter) and NHIndustries NH90 Caiman tactical transport helicopter entered operational service with the Aviation Legere de I'Armee de Terre (ALAT, French Army Aviation) on December 12, 2013. By then, three Caimans and two Tigre HADs had been delivered to the 1er Regiment d’helicopteres de combat (1st Combat Helicopter Regiment) at Phalsbourg, including Tigre HAP 6006/'BJF’ and NH90 Caiman 1273/‘EAD'. The unit will work up on the new helicopters to be ready for potential deployments from July.
The Tigre HAP and the EC725 Caracal are the most modern types in service with the 4e RHFS.
В Мали активно действуют вертолеты «Газель» и ««Тайгер» из 4-го полка Армейской авиации Франции
11-я международная аэрокосмическая выставка Дубай Эйршоу 2009 (ноябрь 2009г.)
Australia's Tigers are based on the French HAP variant but operate in the Armed Reconnaissance Helicopter role.
Mistral в варианте "воздух-воздух" предназначена для вооружения вертолетов Gazelle и Tiger (на фото), а также южноафриканского Rooivalk. Tiger способен нести до четырех УР на внешних пилонах.
Fitted with two external fuel tanks on the inboard stations, the Tigre HAP's combat range is extended from 800 to 1,300km.
Two Tigre HADs at Valence during their delivery flight from Le Luc to Phalsbourg.
ALAT’s flying school at Le Luc in the south of France is where all French and German Tigre aircrews undergo conversion training.
Eurocopter claims that the Tigre's 30mm gun is the most accurate helicopter cannon in service anywhere. A derivative of this cannon was selected for the now-cancelled American RAH-66 Comanche.
Tigre HAPs are due to be upgraded to HAD standard.
Tigre HAP and HAD are both day and night time capable.
17 декабря 2010г.: выполнил первый полет первый предсерийный боевой вертолет HAD Tigre (регистрация F-ZWPB), предназначенный для армии Франции.
Tigre HAD demonstrator s/n 6001 F-ZWPB has been heavily involved in trial programmes including the RPM rocket.
Tigre HAD prototype No.5001 (Spanish HAD E01) was extensively used during the trial programme.
Eight Hellfire missile firing markings adorn Tigre HAD demonstrator s/n 6001 F-ZWPB.
Tigre HAD prototype No.5001 (Spanish HAD E01) was extensively used during the trial programme.
Tigre HAD prototype No.5001 manoeuvring at very low level.
Tigre HAD prototype No.5001 at low-level during a test flight from Cazaux in south west France. The Tigre HAD will offer the French Army many more capabilities and will allow the faithful Gazelle to be withdrawn from service.
With high-speed cameras fitted all over the airframe, Tigre HAD prototype No.5001 is shown configured for a Hellfire missile launch during a test flight from Cazaux in south west France.
The first Eurocopter EC665 Tigre HAD-E (HA.28-07, c/n 10008) assembled by Eurocopter Espana at Albacete completed its maiden flight on July 29, 2013. It will be handed over to the Spanish Army's Batallon de Helicopteros de Ataque I (Attack Helicopter Battalion I) at the Agoncillo army base at the end of this year, the first of 18 examples of the Helicoptero de Apoyo Y Destruccion - Espana (HAD-E, Support and Attack Helicopter - Spain) variant for the service.
Боевой вертолет HA-28 "Тигр" армейской авиации Испании
The first two Tigers were handed over to the Army at Oakey in December 2004, pictured here with the other two operational helicopter types at the time, the S-70A-9 Black Hawk and CH-47D Chinook.
Несмотря на многочисленные технические недоработки, Tiger - пример удачного боевого вертолета, сочетающего высокие летные данные с мощным вооружением и совершенным БРЭО.
Пуск УР Hellfire с австралийского Tiger. Вероятно AGM-114 Hellfire II является самой мощной ракетой в арсенале современных боевых вертолетов. Австралийский Tiger считается одним из самых потенциально эффективных боевых вертолетов мира.
Tiger ARH 38-001 fires an AGM-114 Hellfire missile during trials at Woomera in central Australia.
ПТУР ATGW-3LR Trigat/PARS 3 LR. Эта ракета малой дальности с ИК ГСН первоначально разрабатывалась совместно Францией, Германией и Великобританией по проекту "Euromissile". Позднее к ним присоединились Бельгия и Нидерланды. Первые опытные пуски варианта средней дальности провели в августе 1991 года, затем началась разработка многочисленных модификаций. При реорганизации европейской промышленности проект передали фирме "Diehl BGT-Defence". Этими ПТУР собирались вооружать вертолеты Tiger, которые должны были поступить на вооружение в 1999 году. На самом деле французские и испанские вертолеты Tiger будут вооружены ракетами "Spike-ER", а немецкие вертолеты - ракетами Trigat / PARS 3 LR с 2010 года.
УР HOT. Принятая на вооружение в начале 1970-х годов УР НОТ (околозвуковая ракета с оптическим управлением в трубчатом контейнере) - совместная разработка Франции и Германии. Сейчас УР НОТ длиной 1,28 м выпускается фирмой MBDA с тандемной боеголовкой. Она проектировалась для пусков с бронетехники или вертолетов. Главным недостатком УР НОТ была ее малая скорость. Даже при пуске с вертолета ракета пролетала свою максимальную дальность 4,3 км почти за 17 с. Улучшенная версия УР НОТ 2 с мощной БЧ обладает более высокой бронепробиваемостью. Скорость УР НОТ 2 также выше, чем у первой модели. Затем появилась улучшенная УР НОТ 2Т, способная пробивать активно-реактивную броню. С 2009 года выпускается УР НОТ 3, предназначенная для различных ЛА, включая вертолет Eurocopter Tiger (на снимке).
Прототип боевого вертолета Tiger пускает ракету ATAM. Вариант ракеты ПЗРК Mistral для вертолетов имеет обычно сдвоенное пусковое устройство и ныне используется на Gazelle французской Армии.
"Eurocopter" подчеркивает, что в Tiger реализованы новейшие технологии, а 80% конструкции выполнены из композитов. Вертолет имеет малую заметность в радиолокационном, ИК и оптическом диапазонах.
Боевой вертолет Еврокоптер "Тигр"
Боевой вертолет Еврокоптер EC 665 "Тигр"
Only the Tigre HAD is fitted with these two identification friend or foe' interrogator blade antennas.
The Nextec 30M781 30mm cannon has a firing rate of 750 rounds per minute and is mounted in a THL 30 turret fitted under the chin.
An ALAT engineer checks the ammunition storage boxes used for the Nextec 30M781 30mm cannon.
Fitted with four 68mm rocket launchers (giving a total weapons load-out of 68 rockets), the Tigre boasts considerable firepower against troops, light vehicles and other soft targets, as demonstrated in Afghanistan.
The digital Lockheed Martin M299 launcher is capable of hosting a number of weapons, making any future upgrade of the unguided rockets a relatively straight forward process. Two Hellfire training rounds are pictured on this Tigers inner pylon, with a seven-tube FZ launcher pod on the outer station.
The Tiger ARH uses 70mm FZ unguided rockets in either seven (pictured) or 19-tube launcher pods. Consideration is being given to upgrading them with precision guidance kits such as Lockheed Martin's DACR.
Tigre HAD prototype No.5001 loaded with two Mistral air-to-air missiles (outer pylon), two Spike ERs (top inner pylon) and two AGM-114 Hellfires (bottom inner pylon) during flight testing at Cazaux. Orange test cameras are also fitted.
The Tigre HAD’s weapon system has been extensively reworked to accept new anti-tank missiles. This shot shows the aircraft loaded with two Mistral air-to-air missiles (outer pylon) and two each of the Spike ER (top inner pylon) and AGM-114 Hellfire (bottom inner pylon). Orange test cameras are also fitted.
Four Hellfire training rounds mounted on a Tigre HAD at Le Luc.
A rocket launcher (right) and modified rocket launcher with a high-speed cameras (left) on Tigre HAD demonstrator s/n 6001. The trial fit was developed by DGA EV engineers.
Four radar warning receiver sensors provide hemispheric coverage.
Top left and bottom left: Close-up on the HAD's laser warning detector/laser warning receiver mounted at the 'wing tip'.
Top right: The Tigre electronic warfare suite/self-defence suite proved its worth in Libya.
Bottom right: The HAD's electronic warfare suite/self-defence suite has been improved.
Architecture of the Strix roof-mounted sight on the Tigre HAD has been altered to fit the laser designator needed for the Hellfire missile.
A laser designator has been incorporated into the Strix sight to designate targets for the AGM-114M Hellfire missiles used by Australian Tigers.
A view of the MTR390-2C turbine engine used by the Tigre HAP.
Although the power generated by the two MTR 390 engines in considered adequate, Australia is considering switching to the more powerful MTR 390E during future upgrades.
In the Tigre, the pilot sits in the front seat and the weapon system operator in the back seat.
Tigre HAD test pilots and a flight-test engineer.
ALAT aircrews and maintainers are all trained to an extremely high standard.
Australian Aerospace is a Eurocopter subsidiary and assembled 20 of the 22 Tigers delivered to the Australian Army.
Eurocopter EC665 Tigre HAD-E c/n 10008 outside the Eurocopter Espana facility in Albacete, Spain, on June 26, 2013. By this time it had '1st Vuelo' (first flight) and 'HAD-E Tigre' titles as well as a tiger's head under the cockpit.
Airbus Helicopters EC665 Tigre HAD-E (HA28-08)/10009/(‘ET- 708') undergoing engine tests at Albacete on March 18, 2014. The helicopter wears the incorrect registration HA28-07 (of 10008) on a placard attached to the cockpit transparency.