Agusta A-129 Mangusta
Страна: Италия
Год: 1983
Вертолет

Двухместный легкий противотанковый и разведывательный вертолет
Описание
Фотографии
Agusta Westland AW 129

  Вертолет Agusta А 129 Mangusta стал первым узкоспециализированным боевым вертолетом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. А 129 также первый европейский вертолет, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту MIL-STD 1553B, что значительно облегчает работу экипажа.
  Первый прототип А 129 совершил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолет поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem 2-2Mk1004D, собранные по лицензии на фирме "Piaggo". Фирма "Agusta" изготовила четыре опытных вертолета, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолеты приступили к программе летных испытаний до 1985 года.
  Проведенные в 1986 и 1987 годах летные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолетов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.
  Первые пять серийных вертолетов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов А 129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету - теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолетов Mangusta в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.
  Штатное вооружение боевых вертолетов Mangusta предназначено, в первую очередь, для борьбы с танками. Вертолет способен нести до восьми ПТУР TOW-2A, 52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa калибра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами.
  Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения - в передней.
  Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Под ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет летчику уверенно пилотировать вертолет в условиях плохой видимости.
  Большинство бортовых систем вертолета - навигация, связь, система управления вооружением - "завязаны" в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления.
  В настоящее время производство вертолета Mangusta под обозначением AW129 осуществляет фирма "AgustaWestland". Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолетов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте А 129 International. Находящиеся на вооружении вертолеты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A129 Mangusta СВТ (Combattimento).

  Фирма "Agusta" разработала вертолет А 129 International как увеличенный вариант проверенной машины Mangusta с расширенными боевыми возможностями. Вертолет ориентирован на экспортные поставки, отсюда название International, но проектировался он с учетом требований армейской авиации Италии. На А 129 International установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-2 мощностью 1362 л.с, оснащенные цифровой системой управления FADEC, пятилопастный несущий винт и подфюзеляжная пушечная турель. Нормальная боевая масса машины 4800 кг, максимальная взлетная - 5100 кг. Запас топлива во внутренних баках увеличен на 1 000 кг.
  Первый прототип А 129 International выполнил первый полет 9 января 1995 года. Несущий винт вертолета имеет новую конструкцию с эластомерными подшипниками, запатентованную фирмой "Agusta". Лопасти изготовлены из композитных материалов. Под носовой частью фюзеляжа на турели смонтирована 20-мм пушка TM167B. Много усилий было затрачено на доводку комплекса бортового оборудования, установленного на прототипе под номером 902. В 1996 году к испытаниям присоединился второй опытный вертолет I-INTR/800, на котором стояли двигатели T800, а в 1997 году была смонтирована новая несущая система. Именно эту машину считают первым "настоящим" А 129 International. Вертолету присвоили военный серийный номер 29800, хотя он остался собственностью фирмы "Agusta".
  В кабине вертолета А 129 International установлены цветные многофункциональные дисплеи, в том числе экран с движущейся картой местности. Новая инфракрасная система обзора передней полусферы и целеуказания совместима с ПТУР AGM-114 Hellfire и позволяет вертолету нести смешанную боевую нагрузку из четырех ракет TOW и четырех Hellfire. В ассортимент подвесного вооружения включены ракеты "воздух-воздух" Stinger и Mistral.
  Фирма "Agusta", а потом и "Agusta Westland" предлагали А 129 вооруженным силам Австралии, Индии, Малайзии, Словении, Сингапура, Испании, Швеции, Турции и Великобритании, в разное время объявлявшим конкурсы на новый боевой вертолет. Однако первый заказ, отнюдь не гарантированный, был получен лишь в 2007 году - 50 машин заказала Турция. Если контракт не расторгнут, поставка вертолетов под обозначением T129 начнется в 2013 году и продлится до 2018 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta Westland А 129 Mangusta

  Тип: двухместный легкий противотанковый и разведывательный вертолет
  Силовая установка: два газотурбинных двигателя Piaggio (Rolls-Roice) Gem 2-2 Mk 1004D мощностью no 825 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 259 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 250 км/ч; скороподъемность на уровне моря 655 м в минуту; статический потолок с учетом влияния земли 3750 м; радиус действия с патрулированием в заданном районе в течение 90 минут 100 км
  Массы: пустого 2529 кг; максимальная взлетная 4100 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,90 м; размах крыла 3,20 м; длина с вращающимися винтами 14,29 м; длина фюзеляжа 12,28 м; высота 3,35 м; площадь, ометаемая несущим винтом 111,22м2
  Вооружение: максимальная масса боевой нагрузки 1200 кг
Первый прототип "Мангусты" в военной окраске.
Итальянский боевой вертолет A-129 Mangusta
А 129 Mangusta имеет облик классического боевого вертолета с экипажем из двух человек, расположенных тандемом (пилот - сзади, оператор - спереди).
Вначале A129, предназначенные для Армии Италии, не имели носовой пушки. Выполненные "уступом" кабины летчиков существенно повысили обзор для пилота и оператора вооружения.
A-129 "Мангуста"
A129 International. В 1998 году "Agusta" проводила летные испытания двух демонстраторов технологий в рамках программы A129 International, хотя на одном отрабатывалась конфигурация, выбранная итальянской армейской авиацией. Изображен вариант l-INTR/'800'(№29052) - первый из предназначенных для итальянской Армии вертолетов 3-й серии. Данная машина была модифицирована в демонстратор A129 International (взамен 29002, E1902), получив пятилопастный несущий винт,ТВаД T800 и новую носовую пушку. Вертолет также получил новое БРЭО. Учитывая существенные изменения, внесенные в конструкцию, машине присвоили №29800. Второй вертолет, в целом схожий A129 (P4, зав. №29005), стал прототипом для вертолета A129 Da Combattimento/Multiruolo, принятого на вооружение итальянской Армии. Он имел те же новшества, что и A129 International, исключая двигатели.
"Мангуста Да Комбаттименто" с обозначениями миротворческого контингента ООН в Албании.
A129
15 сентября 1983г.: в Казина-Коста около Милана поднялся в воздух первый из четырех прототипов легкого боевого вертолета Agusta A 129 Mangusta.
The first prototype of the Agusta A129 armed helicopter, now undergoing flight test in Italy.
"Мангуста" стартует с палубы авианосца "Джузеппе Гарибальди".
Close-up on the M197 20mm three-barrel cannon of the A129C, a very effective weapon which is fed by 300 rounds.
The sleek and small silhouette of the Mangusta is highlighted in this frontal shot. Note the asymmetric configuration with a fuel tank on the right and a TOW twin launcher on the left.
Pilots and technicians around an A129C after a training mission in an Alpine environment.
An A129C from Task Force 'Fenice' at Herat in 2011, before taking off for an escort mission.
Two Mangustas at Bolzano ready to take off for a training mission in the Alps in preparation of an Afghan deployment.
A Mangusta at a forward arming and refuelling point (FARR) in ‘the middle of nowhere' in Afghanistan.
NH90s usually operate in pairs for CSS missions, but in some cases fly with other types like the A129 Mangusta according to the mission needs.
An A129C at take-off. Note the compact dimensions of the helicopter.
На вооружение армейской авиации Италии поступают многоцелевые боевые вертолеты А 129 International, сохранившие силовую установку из двух двигателей Gem, но получившие новые пятилопастные несущие винты и 20-мм пушку на подфюзеляжной турели.
Mangusta - первый европейский ударный вертолет, способный решать задачи борьбы с бронетехникой противника, эскортирования и оказания непосредственной огневой поддержки.
Mangusta обладает развитыми системами пассивной обороны. В хвостовой балке смонтированы устройства отстрела ложных целей MES ECDS-2. На вертолете установлены приемник предупреждения об облучении ELT-156X(V4), система предупреждения о пусках ракет AN/AAR-60 и приемник предупреждения о лазерном облучении RALM 01/V2.
Итальянский Mangusta эволюционировал в эффективный и универсальный боевой вертолет. В 2012 году началась разработка палубного варианта для базирования на десантных и авианесущих кораблях ВМС Италии.
Mangusta является довольно удачным боевым вертолетом, сочетающим мощное вооружение с совершенным обзорно-прицельным оборудованием. Достоинством вертолета являются и его небольшие размеры.
A129CBT с двумя четырехзарядными контейнерами ПТУР TOW на внешних пилонах. Штатным вариантом вооружения служат восемь ПТУР TOW на внешних пилонах, блоки НАР или контейнеры со стрелковым оружием - на внутренних.
Итальянский боевой вертолет A-129 "Мангуста".
Узкий фюзеляж снижает заметность вертолета спереди и сзади - данную идею инженеры позаимствовали с американского AH-1. Машина несет неснаряженные ПУ ПТУР TOW, блоки НАР и установленную в носу 20-мм пушку.
Легкий противотанковый и разведывательный вертолет Агуста Уэстленд A-129 "Мангуста"
Two A129Cs in flight over Afghanistan. They are in full combat long-range configuration - with the M197 chin gun loaded, external fuel tanks, full self-defence suite including SIAP and other systems and IR suppressors at the engine exhausts.
A pair of Mangustas in flight in Alpine valleys during preparation for an Afghan deployment.
An A129C firing a salvo of flares with the SIAP system.
Использование УР FIM-92 Stinger, штатного оружия «воздух-воздух», с вертолета A129CBT сертифицировано в октябре 2003 года. Вертолет также может нести аналогичные УР European MBDA Mistral.
T129
T129 prototype P6 was the first to be built by TAI and made its maiden flight on August 17, 2011.
T129 ATAK собираются компанией «Turkish Aerospace Industries» (TAI). На фотографии: первый T129 постройки TAI, выполнивший первый полет на заводском аэродроме в Анкаре в августе 2011 года. На вертолете установлены макеты пушки и системы AselFLIR-300T.
Турецкие T129 можно отличить от итальянских A129 по сферической турели в носовой части фюзеляжа. Под обтекателем на турели установлена аппаратура турецкой обзорно-прицельной системы ASELSAN AselFLIR-3000Т. В арсенал T129 входят 70-мм ракеты Roketsan Cirit с полуактивной лазерной ГСН.
К настоящему времени Вооруженные силы Турции приняли на вооружение T-129 и уже получили 9 таких машин из шестидесяти заказанных.
Боевой вертолет T129 «Атак»
Заказ Турцией 60-и вертолетов Mangusta придал программе новый импульс. Вертолеты предназначены для замены в армии Турции устаревших AH-1P и AH-1W SuperCobra. T129 окрашиваются по трехцветной камуфляжной схеме, близкой к схеме окраски австралийских Eurocopter Tiger.
T129As BG1001 and BG1002 are shown carrying two 19-round pods for 70mm unguided rockets on a pre-delivery test flight from TAI's flight test centre at Akinci near Ankara.
The first two T129A Atak helicopters delivered to the KKK were BG1001 and BG1002.
Ударный вертолет T-129 АТАК
Ground crew watch as TAI test pilots prepare to depart from Akinci for a test sortie. The two aircraft shown, BG1001 and BG1002, were delivered to the KKK in the EDH configuration.
 
Flight testing of the Agusta A 129 began on 15 September last year.
Третий прототип "Мангусты" P3 в испытательном полете.
Итальянский боевой вертолет A.129 "Мангуста"
A selection of possible weapon
Серийная "Мангуста" первой модификации с полным комплектом подвесного вооружения.
"Мангуста" в сомалийской пустыне.
В полете - "Мангуста Интернешнл".
Пушка "Мангусты Интернешнл" обладает весьма широким сектором обстрела.
T129
Model view of the battlefield support version of the Agusta A 129 (top) and an additional model view of the anti-ship Gannet (bottom).
This three-view drawing shows the vertically staggered cockpits of the Agusta A 129; the pilot sits to the rear with the gunner forward.
Three-view drawing of the battlefield support version of the Agusta A 129 and an additional side-view of the anti-ship Gannet.