Авиация и Время 2016-03
-
М.Маслов - "Чатос" "короля истребителей" (Самолеты И-15, И-15бис)
И-15 Е.Н. Степанова из 1-й АЭ 26-й авиа­группы, таранившего 25 октября 1937 г. бомбардировщик SM.81.
И-15 из состава 32-й эскадры ВВС Испании, аэродром Сабадель, лето 1940 г.
Полномасштабная копия И-15 из экспозиции музея авиации в Мадриде несет на правом борту окраску 32-й штурмовой авиагруппы ВВС Испании периода конца 1940-х гг.
Этот же экспонат по левому борту окрашен в цвета 2-й эскадрильи «Чатос» из 26-й авиагруппы ВВС республиканской Испании, базировавшейся в Картахене в январе 1939 г.
Первый опытный ЦКБ-3 на лыжном шасси у ангара авиазавода № 39
Второй опытный ЦКБ-3, подготовленный к полетам в декабре 1933г., имел колесное шасси.
Второй опытный ЦКБ-3 с увеличенным вертикальным оперением и измененным кольцом Тауненда в ходе Госиспытаний. Аэродром Качинской летной школы, Крым, апрель 1934 г.
Опытный истребитель ЦКБ-3 в процессе окончательной сборки без тканевой обшивки. Август-сентябрь 1933 г.
Испытания И-15, вооруженного ракетными снарядами РС-82. Зима 1937 г.
Один из первых серийных И-15 постройки авиазавода №1. 1934 г.
Трижды кавалер ордена Красного знамени И.У. Павлов у своего И-15
Наземное обслуживание И-15 ВВС РККА. Вторая половина 30-х гг.
И-15 прогревает двигатель перед взлетом с распаханного поля
И-15 испанской постройки перед боевым вылетом
Один из первых республиканских «чатос». Январь 1937 г.
И-15 советской постройки. Одиннадцатый такой самолет, принятый на снабжение ВВС республиканской Испании
«Чато» из эскадрильи Лакалье (предположительно). 1937 г.
Заправка И-15 перед ночным вылетом.
Подготовка к заправке истребителя топливом прямо из бочки
Завершение работы над очередным И-15 на заводе в местечке Сабадель.
Группа И-15 франкиских ВВС. Аэродром Сабадель, 1940 г.
Испанский И-15 из 32-й эскадры. Валенсия, 1950 г.
Республиканский И-15, разбитый при вынужденной посадке
И-15 с гермокабиной А.Я.Щербакова
И-15бис из 71 -го ИАП КБФ, район Ладожского озера, зима 1941-42 гг.
И-15бис, участвовавший в съемках фильма «Валерий Чкалов» в 1941 г.
И-15бис командира эскадрильи Г.Н. Захарова. Китай, Нанчань, март 1938 г.
Восстановленный экземпляр И-15бис перед взлетом в ходе авиасалона МАКС-2009
И-15бис № 3358 из состава войсковой серии. Осень 1937 г.
Опытный истребитель И-152 во время испытаний. 1938 г.
И-15бис с красными звездами в белой окантовке, введенными в 1943 г.
Подвеска бомбы АО-25 на бомбодержатель Дер-31
Летчик получает задание на разведку неприятельских позиций
Пара И-15бис взлетает с полевого аэродрома. Маленькая звездочка на вершине киля, вероятно, является отличительным знаком эскадрильи. 1939 г.
И-15бис с двумя 25-кг бомбами из состава 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Лето 1941 г.
И-15бис с 25-кг бомбами отправляется на боевое задание
И-15бис из 71-го ИАП Балтфлота заходит на посадку. В кабине - ст. л-т В.Ф. Абрамов
И-15бис из состава 65-го ШАП вернулся из боевого вылета. Район Петрозаводска, конец лета 1941 г.
В полете - серийный И-15бис в стандартной окраске до 1937 г.
Строевой И-15бис. Подмосковье, вторая половина 1930-х годов
И-15бис из 13-й ОАЭ 61-й авиабригады ВВС КБФ. Летчик - батальонный комиссар Волосевич. Надпись «За Сталина» была нанесена 30 ноября 1940 г.
Подготовка к запуску двигателя с помощью автостартера. Зима 1939-40 годов.
Подогрев двигателя при помощи специальной печки. Зима 1941-42 годов
И-15бис с четырьмя 50-л ПТБ
Подвесной бак на самолете с лыжным шасси.
И-15бис ТК, оснащенный двумя ТК-1. Госиспытания, конец 1939 г.
Вид на ТК-1, установленный по левому борту
И-15бис TK (зав. №№ 5976, 5977, 5978), полностью прошедшие заводские испытания. Конец сентября 1939 г.
И-15бис ГК и его гермокабина. Аэродром авиазавода № 289 в Подлипках, август 1939 г.
Личный состав авиаремонтных мастерских Балтфлота у полуразобранного И-15бис
Ремонт И-15бис на одном из московских заводов. 22 декабря 1941 г.
В 32-й эскадре испанских ВВС самолеты И-15бис дослужили до середины 1950-х годов
И-15бис из 152-го ИАП после вынужденной посадки на финской территории. 24 декабря 1939 г.
Тот же самолет уже в составе финских ВВС. Февраль 1940 г.
Три трофейных «биса» из состава финского соединения LeLv 34. 1943 г.
Летчик мог использовать оптический прицел ОП-1 с кольцевым КП-5
Авария И-15бис из 9-го ЛШАП. Аэродром Грибочки, 9 января 1940 г.
Этот И-15бис летом 1941 г. разделил судьбу многих советских самолетов
И-15бис ГК N 3710, осень 1939г.
И-15бис ТК из опытной серии, август 1939г.
И-15бис ТК N 3687, конец 1939г.
Восстановленный экземпляр ДИТ во время показательных полетов на авиасалоне МАКС-2009
Самолет ДИТ-1 (зав. № 5128) в ходе испытаний. Лето 1939 г.