Curtiss-Wright X-19
Страна: США
Год: 1964
Конвертоплан

Экспериментальный самолет с возможностью вертикального взлета и посадки (конвертоплан), с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Curtiss-Wright Model 200 (X-19)

   Как и другие американские авиапроизводители, компания "Curtiss-Wright" тяжело переживала первые послевоенные годы - с окончанием войны нужда в крупных партиях оружия и техники отпала, и заказы один за другим аннулировались военными. Часть компаний смогла достаточно легко переделать свои самолеты в коммерческие варианты, другие - сделали ставку на реактивную авиацию, но для "Curtiss-Wright" ни один из этих путей не подошел. В итоге в 1946 году компания закрыла все свои заводы за исключением предприятия в Коламбусе, штат Огайо, которое удалось продать "North American Aviation", вместе с правами на все проекты под марками Curtiss и Curtiss-Wright.
   Впоследствии "Curtiss-Wright" предлагала ряд интересных проектов, из которых наибольшего внимания достойны Model 200 (X-19) и VZ-7. Первый стал дальнейшим развитием концепции, заложенной в модели Model X-100, оснащенной одним турбовальным двигателем Lycoming YT53-L-1 мощностью 825 л.с. (615 кВт), приводившим во вращение два воздушных винта диаметром 3,05 м.
   Curtiss-Wright Model 200 представлял собой экспериментальный самолет, способный осуществлять вертикальные взлет и посадку. Аппарат имел напоминающий самолетный фюзеляж, в котором размещались шесть пассажиров, а также два тандемных крыла малого размаха. На законцовке каждого крыла были установлены поворотные воздушные винты диаметром 3,96 м каждый, приводившиеся во вращение двумя турбовальными двигателями Lycoming T55-L-5. Перекрестная трансмиссия обеспечивала привод всех четырех воздушных винтов и от одного двигателя. В вертикальном положении винты самолета работали как обычные тянущие, а в горизонтальном положении позволяли аппарату взлетать и садиться по-вертолетному. Фактически, это был один из первых вариантов конвертоплана. Планировалось использовать этот летательный аппарат в роли разведчика и транспортного.
   Первый полет Model 200 состоялся 26 июня 1964 года, после чего он был передан для испытаний в ВВС США и получил обозначение X-19. Однако, так же как и в случае с X-100, полученные характеристики оказались не особо впечатляющими, а 25 августа 1965 года X-19 разбился в очередном полете.
   VZ-7 был еще одним экспериментальным летательным аппаратом, так называемый легкий "летающий грузовик", разработанный компанией "Curtiss-Wright" и представлявший собой простую металлическую ферму с пилотом спереди и четырьмя воздушными винтами, расположенными по углам. Все воздушные винты приводились во вращение одним двигателем Turbomeca Artouste IIB мощностью 425 л.с. Аппарат управлялся дифференцированным изменением шага винтов, а также рулями. Летные испытания проводились в конце 1950-х годов, Армия США получила два прототипа такого "летающего грузовика" в середине 1958 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss-Wright Model 200 (X-19)

   Тип: экспериментальный самолет с возможностью вертикального взлета и посадки (конвертоплан), с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовальных двигателя Lycoming T55-L-5 мощностью по 2200 л.с. (1640 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6076 м - 740 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4572 м - 644 км/ч; начальная скороподъемность 1198 м/мин; дальность с грузом 454 кг - 1183 км Масса: пустого 4423 кг; максимальная взлетная 6196 кг (вертикальный взлет) или 6691 кг (нормальный взлет, по-самолетному)
   Размеры: размах крыла 10,52 м (между внешними лопастями воздушных винтов); длина 13,54 м; высота 5,19 м; площадь крыла 14,36 м2 (переднее и заднее крылья); совокупная площадь, ометаемая воздушными винтами, 49,32 м2
   Полезная нагрузка: четыре пассажира или до 1774 кг груза при взлете по-вертолетному, либо до 2268 кг - при взлете по-самолетному
Curtiss-Wright X-19A VTOL research aircraft with radial lift-force propellers tilted to take-off position
X-19 в режиме висения, обратите внимание - передняя пара винтов наклонена несколько назад, а задняя, наоборот, вперед. Также видно, что закрылки находятся в крайнем нижнем положении.
Curtiss-Wright X-19A VTOL research aircraft in hovering flight