PZL P.37 Los
Страна: Польша
Год: 1936


Средний бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
P.37 Los
P.Z.L. P.37 Los
Фотографии

P.37 Los

Средний бомбардировщик, двухместный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Панствове заклады лотниче" (PZL) под руководством Е.Домбровского. Первый полет опытный образец PZL-37/I совершил 1 июля 1936 г. Серийное производство развернули с октября 1937 г. на заводах PZL в Варшаве и Мельце. Всего выпущено 126 экз.
Вооружение 3x7,69, бомбы до 2580 кг.
PZL-37 состоял на вооружении в Польше с января 1938 г., в Румынии - с октября 1939 г.
Основные серийные модификации:
  - PZL-37A с моторами "Пегасус" XIIB и однокилевым оперением;
  - PZL-37A с моторами "Пегасус" XIIB и двухкилевым оперением;
  - PZL-37B с моторами "Пегасус" XX и двухкилевым оперением.
Первое боевое применение - в сентябре 1939 г. при обороне Польши от немецкой агрессии. Румынские ВВС использовали "лоси" в войне с Советским Союзом с июня 1941 г. по май 1944 г.
Производство PZL-37B было прекращено в сентябре 1939 г. после захвата заводов немцами. Самолеты польских ВВС частично эвакуировали в Румынию, где их интернировало румынское правительство. В Румынии "лоси" сняли с вооружения в июне 1944 г.


PZL-37B||
Размах:||17,93 м
Длина:||12,92 м
Моторы, количество х мощность:||2x910 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8900 кг
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||9250 м
Дальность:||2600 км

P.Z.L. P.37 Los

В начале Второй мировой войны самолет P.37 Los оказался единственным бомбардировщиком польских ВВС, соответствовавшим требованиям того времени.
  Компания P.Z.L. разработала проект перспективного бомбардировщика P.Z.L.3 в ответ на техническое задание польского Управления аэронавтики, но финансовые трудности, сопровождавшие деятельность компании в 1930 году, не позволили ей перевести проект в стадию практической реализации.
  Следующей разработкой компании стал вариант гражданского транспортного самолета P.Z.L.30, который не вызвал интереса у покупателей и был переделан в прототип бомбардировщика. Позднее самолет, доработанный компанией L.W.S., пошел в серию под обозначением L.W.S.4 Zubr.
  Затем специалисты компании P.Z.L. спроектировали двухмоторный бомбардировщик-моноплан, и в 1935 году компания получила контракт на постройку трех прототипов. Первый из них под обозначением P.31/I был облетан в конце июня 1936 года. Успешные испытания самолета, оснащенного двумя звездообразными двигателями Bristol Pegasus XII мощностью 873 л. с., позволили получить контракт на 30 бомбардировщиков под обозначением P.37A Los A. Производство их было завершено в 1938 году – первые 10 самолетов имели однокилевое хвостовое оперение, а последние 20 - двухкилевое. Последний вариант хвостового оперения был испытан на прототипе P.37/II, который также использовался в процессе отработки различных двигателей производства "Fiat", "Gnome-Rhone" и "Renault" в классе мощности 1000 л. с.
  P.37A был продемонстрирован в 1938 году на выставке в Белграде и на Парижском авиасалоне, где вызвал большой интерес со стороны заказчиков. В итоге были получены экспортные заказы на 35 бомбардировщиков модификации P.37C, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N.07 мощностью 970 л.с.: Болгария заказала 15 самолетов, а Югославия - 20. Румыния и Турция заказали, соответственно, 30 и 10 бомбардировщиков P.37D с двигателями Gnome-Rhone 14N.20/21 мощностью 1050 л. с.
  Кроме того, Турция заказала комплектующие для 15 самолетов и приобрела лицензию на их производство. Поставки этих экспортных бомбардировщиков были запланированы на июнь 1940 года, но в результате ни один из них передан заказчикам не был.
  В начале 1938 года стартовали поставки в ВВС Польши самолетов модификации Los A, причем все самолеты оснащались двойным управлением для использования в качестве учебных для переподготовки пилотов. Поставки P.37B Los B, который отличался измененным фонарем кабины, двухколесными основными стойками шасси и двигателями Pegasus XX, были начаты в конце 1938 года. В общей сложности было заказано 150 самолетов, но затем приоритет был отдан поставкам истребителей, и объем заказа сократили до 100 машин. Однако до начала Второй мировой войны успели передать лишь 70 машин. Из всех самолетов Los B, находившихся на вооружении на тот момент, только 36 были полностью укомплектованы для боевого применения, но чуть позже их количество выросло еще на 9 машин.
  Считается, что 26 самолетов из указанного количества были уничтожены в боевых вылетах, а 17 сентября 1939 года уцелевшие самолеты и еще 20 других бомбардировщиков P.37 были отправлены в Румынию, где поступили на вооружение национальных ВВС. Усовершенствованный вариант P.37 планировался к разработке и постройке под обозначением P.49 Mis и должен был оснащаться двигателями мощностью до 1600 л. с. Прототип находился в стадии сборки, но из-за быстрого продвижения немецких войск был уничтожен.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L. P.37/II Los

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Bristol Pegasus XX мощностью 925 л. с. (690 кВт), сборка которого выполнялась P.Z.L.
  Летные характеристики: максимальная скорость 445 км/ч; практический потолок 9145 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 2200 кг - 1500 км
  Масса: пустого 4280 кг; максимальная взлетная 8900 кг
  Размеры: размах крыла 17,95 м; длина 5,09 м; площадь крыла 53,50 м2
  Вооружение: три 7,7-мм пулемета в носовой, надфюзеляжной и подфюзеляжной стрелковых установках, плюс до 2580 кг бомб
Бомбардировщик P.37b Los X/I группы в Улеже.
PZL P.37 Los В. Бомбардировщик PZL P.37 Los являлся самым современным самолетом польских ВВС. 36 машин данного типа состояли на вооружении четырех эскадрилий (211-я и 212-я эскадрильи Х/1 полка, 216-я и 217-я эскадрильи XV/1 полка) бомбардировочной бригады. Изображена двухкилевая модификация самолета - Los Е.
PZL P.37 Los. Данный самолет (№ 72.91 / код "864-N") изображен на момент вторжения германских войск в Польшу в сентябре 1939 года.
Бомбардировщик PZL P.37B Los.
The P.Z.L. P.27 Medium Bomber (two P.Z.L. "Pegasus" engines).
Второй прототип PZL P.37/II (№ 72.2) во время испытаний в конце 1937 года. Самолет заменил собой первый прототип, разбившийся 20 июня 1938 года, и имел ряд отличий, включая новые двигатели Bristol Pegasus XX, двухкилевое хвостовое оперение и новое шасси.
PZL-37Abis польских ВВС
PZL P.37Abis (№ 72.14) имел гражданскую регистрацию SP-BNL и использовался для маркетинговых и демонстрационных целей. Самолет был построен весной 1938 года и демонстрировался на выставке в Белграде с мая по июнь 1938 года, а также на 16-м парижском авиасалоне в том же году. Накануне войны он был передан 212-му бомбардировочному звену ВВС Польши.
P.37 был хорошим бомбардировщиком, но поставлялся в польские ВВС в очень незначительном количестве, чтобы оказать заметное влияние на ход боевых операций в годы Второй мировой войны.
Румынский PZL-37B в полете. 22 июня румыны потеряли, как минимум, два PZL-37 "Лось"
Бомбардировщик "Лось" к началу войны только начинал осваиваться в войсках
Бомбардировщики "Лошь" и истребители P.11a и P.11c на полевом аэродроме.
Главной причиной тяжелых потерь бомбардировщиков Los в сентябре 1939 года стало их применение преимущественно в отсутствие истребительного прикрытия. На начало германского вторжения в 1939 году польские ВВС располагали только четырьмя звеньями бомбардировщиков Los.
В начале военных действий ВВС Польши располагали небольшим количеством P.37 Los. Эта машина была хорошим бомбардировщиком, но не смогла оказать ощутимого воздействия на захватчиков. Несколько Р.37 смогли уйти в Румынию.
Бомбардировщики PZL P.37A Los.
Фотография приемки новых бомбардировщиков Los. Весной 1939 года выпуск самолетов передали с авиазавода № 1 в Варшаве на новый завод в Милеце (авиазавод №2). Первый построенный здесь Los был облетан 4 июля 1939 года. До начала войны предприятие почти успело завершить сборку еще пяти машин.
На нижней поверхности "Лося" хорошо видны закрашенные "шаховницы" и буква "N"
Кабина трофейного "Лося". Фотоснимки сделаны в НИИ ВВС осенью 1939г.
В кабине этого "Лося" было двойное управление
"Лось" с крылом, поврежденным истребителем И-15 на рулежке
PZL-37B
P.Z.L. P.37B Los B