Letov S-328 / S-528
Варианты:
Letov - S-328 / S-528 - 1932 - Чехословакия
Страна: Чехословакия
Год: 1932


Двухместный разведчик
http://atk-profipereezd.ru/ грузоперевозки в ногинске.
Описание:
S-328 / S-528
Letov S 328
Фотографии

S-328 / S-528

Разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Летов" под руководством А. Шмолика. Опытный образец S.328F (S.328.1) проходил испытания в июле 1933 г.
Серийное производство велось с 1935 г. на заводе "Летов" в Праге.
Изготовлено в общей сложности 445 экз.
Двигатель "Пегасус" IIM2, на поздних "Пегасус" IIIM2. Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 4x7,9 (1-я серия - 6x7,9), бомбы до 500 кг.
Со 2-й серии изменен руль поворота, расширена хвостовая часть фюзеляжа, изменены оборудование и вооружение. С 3-й серии фюзеляж имел смешанную (ранее цельнометаллическую) конструкцию. С 4-й серии введены улучшенные амортизаторы и бомбодержатели. На 5-й и 6-й сериях модернизировано шасси, введено хвостовое колесо. 7-я серия - учебные самолеты для Люфтваффе, мотоустановка и оборудование по немецким стандартам.
S.328 состоял на вооружении в Чехословакии с 1935 г., в Германии - с 1939 г., в Болгарии - с 1940 г.
К моменту Мюнхенского кризиса S.328 являлся основным типом разведчика и легкого бомбардировщика в чехословацких ВВС. Осенью 1938 г. машины, дислоцированные в Словакии, участвовали в вооруженном конфликте с Венгрией, нанося дневные бомбовые удары по скоплениям войск противника. После захвата Чехословакии немцами самолеты частично вошли в состав Люфтваффе, частично были проданы в Болгарию, частично включены в ВВС марионеточного словацкого государства.
Самолеты словацкой авиации в сентябре 1939 г. использовались при нападении на Польшу, а с июня 1941 г. - против Советского Союза (до конца года).
Немцы применяли S.328 как учебный, а с осени 1942 г. по конец 1943 г. как легкий ночной бомбардировщик на Восточном фронте. В болгарских ВВС эти самолеты патрулировали Черноморское побережье страны до конца 1942 г., а далее использовались как учебные и связные. Отдельные машины приняли участие в боевых операциях против немцев в октябре - декабре 1944 г.
Учебные самолеты словацких ВВС работали как разведчики и легкие бомбардировщики в период Словацкого национального восстания в составе смешанной эскадрильи, базировавшейся на освобожденной территории. После поражения восстания уцелевшие машины были перегнаны в СССР.
Производство S.328 прекратили в конце 1939 г. Самолет сняли с вооружения в Болгарии в конце 1944 г., в Германии - в конце 1943 г.


S.328||
Размах:||13,7 м
Длина:||10,6 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 520 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2640 кг
Максимальная скорость:||280 км/ч
Практический потолок:||7200 м
Дальность:||700 км

Letov S 328

На базе варианта биплана-разведчика S 228, выпущенного для Эстонии, был создан S 328, первоначально предназначавшийся для поставки в Финляндию. Но когда Финляндия отказалась от закупок, самолетом заинтересовались чехословацкие военные. Поэтому серийное производство машины, прототип которой взлетел еще в 1932 году, началось лишь в 1934 году. Биплан имел металлический несущий силовой каркас, а обшивка, за исключением передней части фюзеляжа, была полотняной. Экипаж из двух человек размещался в тандемно расположенных открытых кабинах, причем кабина наблюдателя была необычно просторной, с прозрачными панелями по бортам и в полу.

  К 1935 году S 328 поступили на вооружение полков чехословацких ВВС, где их основной задачей стало ведение разведки и корректировка артиллерийского огня. Также самолеты могли использоваться в качестве легких бомбардировщиков. Кроме того, несли службу четыре S 328V с двухпоплавковым шасси.
  Дополнительные заказы позволили предприятию "Letov" в Летнани выпускать S 328 на протяжении пяти лет, часть из них была построена уже после оккупации Германией. Согласно имеющимся документам, построили 412 машин, но, возможно, их было и больше. Германские власти использовали S 328 в летных школах, а с 1942 года - в качестве ночных бомбардировщиков на Восточном фронте. Часть машин в 1939 году была передана марионеточному словацкому режиму, который использовал их в Польской кампании в сентябре того же года, а позже - на территории Украины во время вторжения в СССР - в основном против партизан. Болгария получила 62 самолета S 328, использовав часть из них для патрулирования над Черным морем. Наконец, словацкие S 328, захваченные патриотами в ходе Народного восстания (август-октябрь 1944 года) вели разведку с аэродрома Три Дуби в предгорьях Карпат.
  Самолет S 428 был дальнейшим развитием S 328 c V-образным 12-цилиндровым двигателем Avia Vr-36 в 650 л.с. (485 кВт) и неподвижным вооружением из четырех пулеметов; был построен один прототип. S 528, созданный в 1935 году, был оснащен радиальным двигателем Walter Krsd (лицензионный вариант французского Gnome-Rhone Mistral Major) в 800 л.с. (597 кВт), позволявшим ему развивать скорость до 330 км/ч. Шесть S 528 были построены для чешской воздушной полиции.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Letov S 328

  Тип: двухместный разведчик
  Силовая установка: один радиальный двигатель Walter (Bristol) Pegasus II-M2 мощностью 635 л. с. (474 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 280 км/ч; потолок 7200 м; дальность полета 700 км
  Масса: пустого снаряженного 1680 кг; максимальная взлетная 2640 кг
  Размеры: размах крыла 13,71 м; длина 10,36 м; высота 3,40 м; площадь крыла 39,40 м2
  Вооружение: два неподвижных 7,92-мм пулемета в крыле и два таких же пулемета на турели Skoda в кабине наблюдателя, до 500 кг бомб
Этот S 328 в сентябре 1944 года использовался словацкими повстанцами с аэродрома Три Дуби.
Letov S-328 из 16-й эскадрильи, аэродром Спишска Нова Вес, сентябрь 1939г.
Снимок чешского S 328 демонстрирует простоту и лаконичность конструкции самолета. Эти машины также состояли на вооружении ВВС Болгарии, Германии, Эстонии и Словакии.
S.328 чехословацких ВВС
On the Czech stand the tail of the Letov general-purpose machine is in the foreground. Beyond it is the twin-pusher Praga E.210, and finally the Benes Bibi-Be 550
Letov S-328 "Врана" на аэродроме Балчик
Разведчик/легкий бомбардировщик Letov S-328 был одним из основных боевых самолетов ВВС Словакии
"Шмолики" 1-й летки на винницком аэродроме. Август 1941г.
S-328 из 12-й эскадрильи ВВС Словакии и германские Do 17Z-1 на аэродроме Спишска Нова Вес. Сентябрь 1939г.
Следом за "французской эрой" в авиации Эстонии наступила "английская". На снимке "Летов S-328"
S.328, использовавшийся немцами как учебно-тренировочный самолет
The Letov S-528 Two-seat General Purpose Military Biplane (Gnome-Rhone 14Krsd engine).
Letov S.328