Dassault Mirage III
Варианты:
Dassault - Mirage III - 1956 - Франция
Страна: Франция
Год: 1956


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик/перехватчик
Описание
Фотографии:

Обломки (7)
Dassault Mirage I и Mirage III

  Самолет разработан по техническому заданию ВВС Франции 1954 года к всепогодному перехватчику со сверхзвуковой скоростью горизонтального полета и временем набора высоты 18000 м за 6 минут. Прототип M.D.550 Mystere-Delta выполнил первый полет 25 июня 1955 года. Одноместный самолет имел дельтовидное крыло, хвостовое оперение треугольной в плане формы, убираемое трехопорное шасси и два ТРД Dassault M.D.30 (Armstrong Siddeley Viper). После доработок, в том числе установки стреловидного хвостового оперения, прототип получил наименование Mirage I. 17 декабря 1956 года самолет поднялся в воздух с ТРДФ M.D.30R и дополнительным ракетным двигателем SERP 66 и в горизонтальном полете достиг скорости М=1,3 без включения ракетного двигателя (при включении ускорителя скорость увеличилась до М=1,6).
  Испытания прототипа показали, что он слишком мал для того, чтобы нести сколь-нибудь значительную боевую нагрузку; его вооружение ограничивалось одной УР "воздух-воздух" MATRA или Nord на внешней подвеске под фюзеляжем. Больший по размерам вариант с двумя ТРД Turbomeca Gabizo получил наименование Mirage II. Оба варианта, Mirage I и Mirage II, были отвергнуты в пользу Mirage III.
  Успех последнего легендарен: прототип выполнил первый полет 17 декабря 1956 года, а последние из 1422 построенных самолетов семейства Mirage III, Mirage 5 и Mirage 50, собрали в 1992 году. В настоящее время самолеты данного типа еще остаются на вооружении в ряде стран мира. Наименование Mirage III относится только к самолетам с РЛС в носовой части фюзеляжа. Первые 10 предсерийных Mirage IIIA поступили в ВВС Франции в июле 1961 года, за ними последовало 95 перехватчиков Mirage IIIC с ракетным двигателем в задней части фюзеляжа в дополнение к ТРДФ SNECMA Atar 9B-3 тягой 58,84 кН. Ракетный двигатель предназначался для полетов на большой высоте, на практике его использовали крайне редко. Двухместный вариант обозначался Mirage IIIB, известны его следующие модификации: летающая лаборатория Mirage IIIB-I и самолет обучения дозаправке в воздухе Mirage IIIB-RV. Пакистан продолжает эксплуатировать ранее принадлежавшие Ливану Mirage IIIBL и экс-французские Mirage IIIBE. Уцелевшие одноместные Mirage IIICZ были переданы ЮАР, где их сняли с вооружения в октябре 1990 года, а 19 Mirage IIICJ ВВС Израиля после снятия с вооружения в 1982 году были проданы Аргентине, где находились на вооружении до середины 1990-х годов. Вторым поколением семейства Mirage III стал Mirage IIIE, выполнивший первый полет 5 апреля 1961 года и представлявший собой вариант Mirage IIIC, оптимизированный для нанесения ударов по наземным целям при сохранении способности перехватывать воздушные цели. На самолете сохранили РЛС Thomson-CSF Cyrano II, установили улучшенный двигатель, а за кабиной оборудовали отсек БРЭО. Появилась доплеровская навигационная система, а несколько измененное шасси позволило подвешивать ядерную бомбу AN52 мощностью 15 кт или топливный бак на подфюзеляжном пилоне. Франция получила 183 таких самолета, а также 20 учебных Mirage IIIBE. В 1988 году эстафету носителя ядерного оружия у Mirage IIIE принял Mirage 2000N, а к 1994 году в ВВС Франции осталась лишь одна эскадрилья таких машин (в том же году был списан последний самолет). Вариант Mirage IIIE с фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа обозначался Mirage IIIR, 70 таких разведчиков получили ВВС Франции, последние 20 поставлялись в варианте Mirage IIIRD с доплеровской навигационной системой. Mirage IIIRD дополняли разведчики Mirage F1CR.
  Аргентина закупила 17 перехватчиков Mirage IIIEA, вооруженных УР MATRA R530 с радиолокационными головками самонаведения и R550 Magic с тепловыми головками самонаведения. В 2008 году пригодными к полетам были не менее семи Mirage IIIEA. Бразилия получила 16 Mirage IIIEBR, после 1988 года шесть бывших французских самолетов получили ПГО и новое БРЭО - до данного стандарта модернизировали и десять самых первых бразильских самолетов, прежде чем их сняли с вооружения после закупки Mirage 2000. Часть из 10 ливанских Mirage IIIEL закупил Пакистан, который продолжает наращивать численность парка Mirage III путем закупки самолетов данного типа в третьих странах. Пакистан модернизировал часть из 50 Mirage IIIO, закупленных в Австралии в 1990 году. Пакистан также закупил вновь построенные самолеты - 18 многоцелевых Mirage IIIEP и 13 разведчиков Mirage IIIRP.
  Еще четыре государства интенсивно модернизировали свои Mirage III. Программа модернизации испанских Mirage IIIEE (местное обозначение С.11) была в 1992 году аннулирована. ЮАР закупила 17 Mirage IIIEZ, четыре Mirage RZ и четыре Mirage R2Z. На R2Z стояли двигатели Atar 9K-50 тягой 70,61 кН. Часть самолетов прошла модернизацию в вариант Cheetah, затем аналогичные доработки внедрили на двухместных Mirage IIIDZ и Mirage IIID2Z. Швейцария получила 36 Mirage IIIS и 18 Mirage IIIRS, которые со временем оснастили ПГО и новым БРЭО. На Mirage IIIS установили РЛС Hughes TARAN 18 и оборудование, позволяющее использовать УР "воздух-воздух" Hughes Falcon.
  22 октября 1999 года с вооружения ВВС Швейцарии были сняты Mirage IIIS (на снимке). Разведчики Mirage IIIRS и часть спарок Mirage IIIBS/BD оставались на вооружении до 17 декабря 2003 года.
  Венесуэла закупила семь Mirage IIIEV, а затем Mirage 5. Все самолеты прошли модернизацию до уровня Mirage 50EV. Все операторы Mirage IIIE эксплуатировали также двухместные учебные Mirage IIID. В 2010 году Mirage III состоят на вооружении ВВС Аргентины и Пакистана.


Варианты

  Mirage IIIT: один самолет, предназначенный для испытаний ТРДД SNECMA TF-106 тягой 88, 26 кН
  Mirage Milan: конверсия Mirage IIIE с ТРД Atar 9K-50 и убираемым ПГО, предназначенная для изучения управляемости по тангажу на самолетах, имеющих схему "бесхвостка" и дельтовидное крыло


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage IIIE

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик/перехватчик
  Силовая установка: один ТРДФ SNECMA Atar 9C-3 тягой 60,80 кН и один сбрасываемый ракетный двигатель SEPR 844 тягой 14,71 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 000 м - 2350 км/ч или М=2,21; крейсерская скорость на высоте 11000 м - 956 км/ч; начальная скороподъемность более 5000 м/мин; время набора высоты 11000 - 3 мин; практический потолок 17 000 м, практический потолок с включенным ракетным двигателем 23 000 м; перегоночная дальность с тремя внешними баками 4000 км; боевой радиус с небольшой нагрузкой по профилю "большая-большая-большая высота" 1200 км
  Масса: пустого 7050 кг; максимальная взлетная 13 700 кг
  Размеры: размах крыла 8,22 м; длина 15,03 м; высота 4,50 м; площадь крыла 35,00 м2
  Вооружение: две неподвижные 30-мм пушки DEFA 552 по бортам нижней части фюзеляжа, до 4000 кг боевой нагрузки на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых пилонах
"Мираж" в прицеле "Хантера".
Фотокамера египетского МиГ-21 фиксирует последние мгновения "Миража".
Снимок, сделанный с борта египетского Су-7БМК оснащеннго разведывательной аппаратурой английской фирмы "Винтен" в ходе разведывательного вылета над Синаем: занесенные песком обломки сбитого израильского "Миража" с отлетевшей в сторону кабиной, в которой остался летчик; вверху видна тень самого "фотографа", летящего на предельно малой высоте
«Мираж» из 117-й эскадрильи, потерпевший аварию из-за отказа двигателя
Истребитель из 101-й АЭ, потерпевший аварию. 11 ноября 1963 г.
На месте падения сбитого «Миража» из 119-й АЭ. Октябрь 1973 г.
Очередной списанный «Мираж» пошел на утилизацию. Большинству крылатых машин не избежать подобной участи