Hannover CL.II/CL.III/CL.IIIa
Страна: Германия
Год: 1917


Двухместный ударный самолет/истребитель сопровождения
Описание
Фотографии
Hannover CLII и CLIII
  
  Как видно из полного наименования - "Hannoversche Waggonfabrik A.G." - фирма из Ганновера занималась производством вагонов для железных дорог Германии, однако в 1915 году она вошла в число крупных фирм, которым правительство Германии предписало диверсифицировать свое производство за счет выпуска самолетов. Основанное в Ганновер-Линден в 1916 году, авиационное отделение фирмы сконцентрировалось на лицензионном выпуске таких машин, как Aviatik С I, Halberstadt DII и Rumpler C Ia, был также образован собственный конструкторский отдел, во главе которого встал Герман Дорнер.
  Первым изделием нового отделения стал разработанный весной 1917 года по заказу германского верховного командования самолет категории "CL" - более легкий, скоростной и маневренный самолет в сравнении с двухместным разведчиком категории "C". Такая машина потребовалась в связи с ростом потерь самолетов категории "C" от истребителей противника. На "CL" также возлагалось нанесение ударов по наземным целям. Самолет предназначался для Schutzstaffeln (эскадрильи защиты), позже переименованные в Schlachtstaffeln (боевые эскадрильи).
  Под выданные требования конструктор Дорнер разработал биплан CL II - цифра "I" была использована в обозначении С I, строившемся по лицензии от компании "Aviatik". CL II - биплан деревянной конструкции с обшивкой из фанеры и полотна. Оба крыла прототипа имели V-образность 2°, верхний стабилизатор был клиновидной в плане формы. Серийные самолеты отличались увеличенной V-образностью нижнего крыла, а форма носка верхнего стабилизатора в плане стала более скругленной. В составе силовой установки использован один мотор жидкостного охлаждения Argus As.III мощностью 180 л. с. с двухлопастным деревянным воздушным винтом.
  CL II поступил в войска в декабре 1917 года и быстро зарекомендовал себя как удачный самолет с вполне адекватными летными данными и хорошей маневренностью. Производство продолжалось до 1918 года, построено 439 самолетов. Из-за небольших размеров летчики союзников издалека часто принимали CL II за одноместный истребитель и заходили ему в хвост для выполнения атаки с короткой дистанции. И в этот момент они вдруг получали очередь из пулемета, установленного в задней кабине "одноместного истребителя".
  Существует некоторая путаница в обозначениях - CL IIa был на самом деле CL III, строившимся по лицензии компанией "Luft-Fahrzeug G.m.b.H.", больше известной как LFG (Roland).
  Хотя CL II отличала великолепная маневренность, Дорнер считал возможным сделать ее еще лучше за счет внесения в конструкцию совсем небольших изменений. Так появился CL III с новыми законцовками крыла и двигателем Mercedes D.III мощностью 160 л. е., однако приоритет в получении моторов Mercedes D.III имели истребители, отчего CL III строился малой серией - построено порядка 80 машин. Обозначение CL IIIa получил CL III с мотором As.III. Всего построено 537 самолетов CL IIIa и близких им CL IIa, которые применялись до окончания войны.
  В конце 1918 года построили экспериментальные варианты CL IIIb (с мотором жидкостного охлаждения NAG C.II мощностью 190 л.с) и CL IIIc (с новой бипланной коробкой крыльев).
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hannover CL IIIa

  Тип: двухместный ударный самолет/истребитель сопровождения
  Силовая установка: один рядный ПД Argus As.III мощностью 180 л. с. (134 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5000 м - 165 км/ч; время набора высоты 1000 м - 5 мин 18 с; практический потолок 7500 м; продолжительность полета 3 ч
  Масса: пустого 717 кг; максимальная взлетная 1165 кг
  Размеры: размах крыла 11,70 м; длина 7,58 м; высота 2,80 м; площадь крыла 32,70 м2
  Вооружение: один неподвижный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет LMG 08/15 - в верхней передней части фюзеляжа, плюс один 7,92-мм пулемет LMG 14 Parabellum - наводимый, на турели в задней кабине
CL II - типичный одностоечный биплан с фюзеляжем большой высоты, хвостовым оперением бипланного типа и неубираемым шасси с хвостовой опорой.
На скапотировавшем при посадке CL IIIa хорошо видна необычная конфигурация хвостового оперения.