SPAD S.XIII
Варианты:
SPAD - S.XIII - 1917 - Франция
Страна: Франция
Год: 1917


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
SPAD S.XI и S.XIII

<...>
  Совсем иным самолетом являлся S.XIII, превзошедший по популярности S.XI, - были построены 8472 аэроплана S.XIII. На S.XIII был установлен редукторный вариант 8Ba мотора Hispano-Suiza. К другим изменениям в конструкции относятся некоторое увеличение размаха крыла, установка новых элеронов и увеличение площади вертикального оперения.
  Прототип S.XIII выполнил первый полет 4 апреля 1917 года и сразу показал лучшие, чем предшественник, летные данные. Истребитель немедленно запустили в массовое производство. Первые S.XIII появились на Западном фронте в мае 1917 года, заменив во французских истребительных частях S.VII и Nieuport. Очень быстро S.XIII зарекомендовал себя как один из лучших истребителей в мире. На S.XIII воевали асы Фонк, Нунгессер и Гинемер.
  В последние 14 военных месяцев S.XIII поступили на вооружение минимум 81 французской эскадрильи, имелись такие истребители в бельгийских и итальянских частях, а также в 19-й и 23-й эскадрильях авиационного корпуса Великобритании.
  S.XIII использовались Американскими экспедиционными силами во Франции с июля 1918 году после возникновения сложностей с Nieuport 28. На S.XIII сражался капитан Эдди Рикенбекер из американской 94-й эскадрильи, одержавший в последние недели войны немало побед в воздушных боях и ставший лучшим асом США периода Первой мировой войны. Удачно воевал на S.XIII и Фрэнк Люк, сбивший 17 самолетов и один аэростат противника. Оба этих аса были удостоены медали Почета.
  На волне удачного боевого применения S.XIII была заказана фантастическая партия из 10000 самолетов, однако война закончилась раньше, чем заказ выполнили. В первые послевоенные годы S.XIII состояли на вооружении в Бельгии, Чехословакии, Японии и Польше.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  SPAD S.XIII

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один V-образный 8-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8Be мощностью 220 л.с. (164 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2000 м - 224 км/ч; время набора высоты 200 м - 6 мин 30 с; практический потолок 6650 м; продолжительность полета 2 ч
  Масса: пустого 565 кг; максимальная взлетная 845 кг
  Размеры: размах крыльев 8,10 м; длина 6,30 м; высота 2,35 м; площадь крыльев 21,00 м;
  Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers в носовой части фюзеляжа
Истребитель SPAD SXIII французского аса Рене Фонка
"Спад"-13 из состава эскадрильи Spa89, 1918г.
SPAD S.XIII C.1. На истребитель SPAD нанесены персональные обозначения капитана Эдварда "Эдди" Рикенбекера во время его командования 94-й эскадрильей. Рикенбекер выбрал эту машину после возвращения из госпиталя в июле 1918 года.
SPAD S.XIII из 94-й истребительной эскадрильи, на котором во Франции летал капитан Эдвард Рикенбакер. 94-я эскадрилья входила в состав 1-й истребительной группы, являвшейся частью Американских экспедиционных сил во Франции. Рикенбакер выбрал этот самолет в июле 1918 года в Орли при возвращении в свою часть из госпиталя. На борту фюзеляжа изображена эмблема 94-й эскадрильи - в окружности красного цвета шляпа-цилиндр цветов флага США.
Этот S.XIII C.1 (S7714) принадлежал капитану Роберту Субирану из 103-й эскадрильи авиакорпуса Армии США, Американские экспедиционные силы во Франции. Истребитель состоял на вооружении знаменитой эскадрильи "Лафайет", фюзеляж украшен эмблемой эскадрильи - изображением головы индейца племени сиу. На руль направления нанесены отметки о победах в воздушных боях.
"Спад-13" летчика 22-й эскадрильи ВВС США Жака Шваба, лето 1919г.
"Спад-13" командира 22-й эскадрильи ВВС США Роберта Уолша, лето 1919г.
Наиболее известной из французских частей Первой мировой войны была авиагруппа "Аисты". Она состояла из пяти эскадрилий, на всех аэропланах была нарисована ее эмблема -летящий аист. Пилоты этой группы были общепризнанными героями. На машинах SPAD воевали французские асы - Рене Фонк, Жорж Гинемер и Шарль Нунжессер.
На этой реплике самолета SPAD S.XIII нанесены орлы - эмблемы 27-й американской эскадрильи и персональные знаки ее ведущего аса лейтенанта Фрэнка Люка. С начала 1918 года он летал на машинах Nieuport и сбивал аэростаты. Затем Люк пересел на S.XIII и всего сбил 21 летательный аппарат врага.
В Институте Смитсона хранится самолет SPAD S.XIII С.1 "Smith IV". На нем летали два летчика 22-й эскадрильи - лейтенанты Джоунз и Суэбб. На фюзеляже видны черные заплатки на пробоинах от вражеских пуль. По официальным сведениям на этой машине SPAD было сбито шесть вражеских аэропланов.
Эта хранящаяся в Даксфорде реплика истребителя SPAD S.XIII окрашена в цвета самолета капитана Эдди Рикенбекера из 94-й авиаэскадрильи экспедиционного корпуса США во Франции. Фюзеляж самолета украшен известной эмблемой этой эскадрильи - цилиндр, окрашенный в цвета флага США, в красном кольце.
SPAD XIIIC.1 N14574, another beautifully crafted reproduction.
"Спад"-13 из эскадрильи Spa89.
Майор Г. Хортни из 27-й истребительной эскадрильи ВВС США так отозвался о SPAD S. XIII: "Летает как чертов кирпич!". Планы американской фирмы "Curtiss" по выпуску 2000 S. XIII были аннулированы, а все 893 таких самолета, полученных американцами, были сделаны во Франции. После войны много машин отправили в США, где они использовались как учебные под обозначением SPAD 13E с двигателями Wright-Hispano.
Многие машины SPAD, как этот самолет из 94-й эскадрильи "Hat in the Ring", сразу после войны получили различную красочную окраску. В основном это были красные и синие пятна, или зеленые, черные и белые полосы, или черные и белые шашки.
A standard Spad built by Pierre Levasseur.
На снимке хорошо виден двухлопастный деревянный пропеллер S.XIII и лобовой радиатор двигателя с поворотными створками, регулирующими охлаждение. Машины SPAD намного превосходили в скорости и скороподъемности современные им машины с относительно маломощными ротативными моторами.
Эдуард Рикенбекер - лучший американский ас Первой мировой войны
Однажды Рикенбакер по просьбе кинематографистов провел показательный воздушный бой на SPAD против трофейного Hanover. Отснятый ролик показывали в Париже и США.
Фрэнк Люк, скиталец и одиночка по натуре, сразу показал во Франции свой неуживчивый и самоуверенный характер. С ним отказались летать другие пилоты 27-й авиационной эскадрильи. Всего Люк одержал 18 подтвержденных побед в воздушных боях.
Фридрихс и Лёвенхартд (слева) перед трофейным "Спадом-13", июнь 1918 г. По иронии судьбы, оба охотника за аэростатами погибли "посредством парашюта", причем ни одни из них не был сбит ни зенитным огнем, ни в воздушном бою. Фридрихс в своем последнем вылете вынужден был покинуть самолет из-за начавшегося пожара, а Лёвенхардт - из-за столкновения с одним из ведомых.
В июле 1920 года авиация Армии США располагала 393 самолетами S.XIII, а всего США закупили у Франции 893 машины S.XIII. На фотографии - S.XIII из 2-й истребительной группы.
Один SPAD S.XIII остался в годном к полетам состоянии в составе коллекции Жана Салиса в Ля Ферте Але (Франция). Второй экземпляр с мотором Wright-Hispano летал в коллекции Коля Палена в Оулд Рейнбеке в США до 1980-х годов. Затем его передали в Музей ВВС США. На нем нанесены обозначения капитана Роберта Субирана из 103-й истребительной эскадрильи.
В 1917 году Баракка выбрал в качестве личной эмблемы "cavallino rampante" - вставшую на дыбы черную лошадь - в память о своей предыдущей службе в кавалерии.
Cole Palen's restored French SPAD XIII C1 in original Lafayette markings, in 1958
Печальный конец французского SPAD. Этот истребитель хвалили за его прочность, но он был сложен в управлении на малых скоростях. Недостаточная маневренность с лихвой компенсировалась превосходством в скорости над любым самолетом с ротативным двигателем, а также хорошей скороподъемностью и разгонными характеристиками.
SPAD S.XIII. Известный американский ас капитан Эдди Рикенбекер назвал истребитель SPAD S.XIII конструкции Луи Бешеро "лучшей машиной из всех облетанных мною". S.XIII собирали на нескольких заводах, и всего сделали около 8500 штук. Они вели свое происхождение от гоночных самолетов компании "Deperdussin", ставшей затем фирмой SPAD. Истребители-бипланы этой фирмы отличались скоростью и скороподъемностью. К концу Первой мировой войны истребителями SPAD были вооружены 16 американских эскадрилий. Контракты на постройку в США еще 6000 машин аннулировали после окончания войны.
SPAD S.XIII
Разновидности французского пятицветного камуфляжа на истребителях "Спад" S-13 различных фирм-производителей