Варианты
- Миль - Ми-10 - 1960 - Россия
- Миль - Ми-10К - 1966 - Россия
Ми-10
Успешный опыт эксплуатации вертолетов для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске побудил ОКБ Миля заняться созданием специализированных вертолетов - летающих кранов. Разработка вертолета, получившего вначале обозначение В-10, была начата в ОКБ некоторое время спустя после первого полета Ми-6. Постановление Совета Министров СССР по данной теме принято 20 февраля 1958 года - он предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 12 тонн на расстояние 250 км и до 15 т - на короткие расстояния.
Вертолет создавался на базе Ми-6 с максимальным использованием его конструктивных элементов, но фюзеляж и ряд систем создавались заново. В носовой части фюзеляжа располагалась кабина экипажа (два летчика и бортмеханик). В ней имелась специальная телевизионная система для упрощения операций точного выведения вертолета на груз и наблюдения за ним в полете (камера системы монтировалась под фюзеляжем). Под кабиной пилотов установили телескопическую трубу - для аварийного покидания вертолета экипажем при полете с платформой. В центральной части фюзеляжа была оборудована грузопассажирская кабина размером 15,95 х 1,66 х 2,75 м - в ней можно было перевозить либо сопровождающую груз команду до 28 человек, либо груз до трех тонн (погрузка осуществлялась через заднюю боковую дверь). Внутри фюзеляжа в зоне редукторного отсека к силовым шпангоутам крепилась ферма с грузовой лебедкой ЛПН-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъем и опускание груза массой до 15 т на высоту до 30 м. Шасси - четыре высокие ферменные опоры пирамидального типа с пневмомаслянными амортизаторами и сдвоенными колесами.
Проектирование машины было завершено в 1959 году, а 15 июня 1960 года вертолет-кран, названный к тому времени Ми-10, совершил первый полет. В декабре 1961 года вертолет был предъявлен на государственные совместные испытания (к тому времени первый прототип потерпел катастрофу, и испытания осуществлялись на второй машине). Причем на Ми-10 за короткий срок было установлено 8 мировых рекордов. Серийный выпуск Ми-10 начат в 1964 году, а 14 января 1965 года состоялся первый полет модернизированного, с короткими опорами шасси Ми-10К (причем четыре вертолета переоборудовали из Ми-10, а остальные - построили заново).
Из-за не оправдавшей себя телевизионной системы для управления вертолетом при погрузке и разгрузке Ми-10К был оборудован подвесной кабиной-гондолой с круговым обзором и дополнительным комплектом приборов и ручек управления. Второй пилот размещался в гондоле под носовой частью фюзеляжа в кресле, развернутом назад, и мог управлять и вертолетом, и грузом.
Некоторое количество сохранившихся вертолетов эксплуатируется и в настоящее время.
Вертолет получил в НАТО кодовое обозначение "Harke", а на заводе-производителе имел обозначение "Изделие 60".
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Ми-10ПП из 112-го ОВП. Вертолет был разбит 16 мая 1983г.
-
Мировая Авиация 236
Ми-10 имел четырехопорное шасси с клиренсом 3,73 м, что позволяло крепить под фюзеляжем на внешней подвеске крупногабаритные грузы высотой до 3,5 м. Впрочем, на модернизированном варианте клиренс уменьшили до 1,65 м.
-
Авиация и Космонавтика 2020-06 / Некоторые знаменательные даты июня в истории авиации
Серийный вертолет Ми-10
-
Мировая Авиация 236
Летающий кран Ми-10 был впервые показан на воздушном параде в Тушино в июле 1961 года. Вертолет наглядно продемонстрировал свои возможности по перевозке крупногабаритных грузов, подняв в воздух домик для геологов.
-
Мировая Авиация 236
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] 23 сентября 1961 года на втором прототипе Ми-10, СССР-04102, был установлен рекорд грузоподъемности - вертолет поднял груз массой 15103 кг на высоту 2200 м. Специально разработан ная грузовая платформа позволяла Ми-10 перевозить на внешней подвеске различные грузы массой до 15 т. На снимке - Ми-10, СССР-04102, перевозит автобус во время авиашоу в Ле Бурже, 1965 год.
-
Авиация и Время 2002-02
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] -
Aviation Historian 12 / T.Newdick - A Paris avec les Soviets
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Anything you can do... we can do bigger! Mil Mi-10 CCCP-04102 was by far the most unusual and impressive helicopter at the 1965 Paris show, startling spectators with its distinctive long-stroke quadricycle undercarriage of 19ft 8in (6m) track, which separated the fuselage from the ground by some 12ft 3!6in (3 75m).
-
Мировая Авиация 236
28 мая 1965 года экипаж под командой Г. В. Алферова установил на Ми-10Р абсолютный мировой рекорд грузоподъемности - груз, закрепленная под фюзеляжем металлическая болванка массой 25105 кг, был поднят на высоту 2840 м. Вертолет был оснащен шасси от Ми-6 и имел облегченную конструкцию.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Советский вертолет Ми-10. 28 мая 1965 года на специально доработанном вертолете Ми-10Р (рекордный) с облегченным трехопорным шасси был поднят груз массой 25 т на высоту 2840 м
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Второй опытный Ми-10 в одном из первых полетов
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Опытный Ми-10 впервые поднялся в воздух. 15 июня 1960г.
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Первый серийный Ми-10
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Mil Mi-10 flying crane helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25 shaft-turbine engines)
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Второй опытный Ми-10 во время подготовки к Парижскому авиакосмическому салону транспортирует автобус ЛАЗ
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Mil Mi-10 flying crane carrying a motor coach
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
В ходе испытаний первый опытный Ми-10 оснастили нескладывающейся шахтой аварийного покидания
-
Авиация и Космонавтика 2020-06 / Некоторые знаменательные даты июня в истории авиации
Первый опытный вертолет Ми-10 (В-10, заводской № 04101)
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: СССР-04105 Mil Mi-10 flying crane helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25V turboshaft engines)
-
Мировая Авиация 193
Ми-10 демонстрирует свои уникальные возможности.
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Второй опытный Ми-10 доставил "домик геологов". Тушино, 9 июля 1961г.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Photograph of the Mil V-10 flying crane
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Клиренс шасси Ми-10 составил 3,75м
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Второй опытный Ми-10 в советской экспозиции на XXVI авиакосмическом салоне в Ле Бурже
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Посетители салона заходят в кинопавильон, доставленный Ми-10
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Второй опытный Ми-10 в Амстердаме. 1966г.
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Регистрационный номер: СССР-04102 [9] Второй опытный Ми-10, переоборудованный в носитель универсальной полевой лаборатории Ми-10УПЛ
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Ми-10 из Северной группы войск. Польша, аэродром Легница, конец 1960-х гг.
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Ми-10 из 3-й эскадрильи 51-го ОГВП. Александрия, начало 1970-х гг.
-
Мир Авиации 1998-02 / В.Раткин - Герой Российской Федерации Федор Федорович Прокопенко /Асы мира/
Ми-10, транспортирующий грузовик. Германия, 1975г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Казахстана (1)
Ми-10 из состава 181-го овп
-
Мировая Авиация 236
Один из прототипов Ми-10 нес опознавательные знаки и окраску советских ВВС. Наиболее распространенной задачей данных машин в армии стала РТР и РЭБ.
Mil Mi-10 flying crane helicopter, with load platform, in Soviet military service -
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Шахта аварийного покидания в сложенном положении (вид снизу)
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Правая задняя опора шасси и гидрозахват
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Левая задняя опора шасси. Гидрозахват демонтирован
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Правый топливный бак
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Один из гидрозахватов для подвески грузовой платформы
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Нижняя часть фюзеляжа серийного Ми-10
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Постановщик радиопомех Ми-10ПП
-
Авиация и Космонавтика 2008-09 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (11)
Рекордный вертолет Ми-10Р с трехстоечным шасси
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Рекордный вертолет Ми-10Р
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
Остатки Ми-10 из 181-го ОВП, потерпевшего катастрофу под Кундузом. Лето 1980г.
-
Авиация и Время 2002-03 / И.Величко, Р.Мараев - Колосс на стальных ногах
На месте аварии Ми-10ПП из 112-го ОВП. Весна 1983г.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Three-view drawing of the Mil V-10 flying crane
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Mil Mi-10 flying crane derivative of the Mi-6, with additional side view (bottom) of Mi-10K
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-10К - Россия - 1966
- Фотографии