Миль Ми-10
Варианты:
Миль - Ми-10 - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960
Вертолет

Heavy flying-crane helicopter
Описание
Фотографии
Ми-10
  
  Успешный опыт эксплуатации вертолетов для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске побудил ОКБ Миля заняться созданием специализированных вертолетов - летающих кранов. Разработка вертолета, получившего вначале обозначение В-10, была начата в ОКБ некоторое время спустя после первого полета Ми-6. Постановление Совета Министров СССР по данной теме принято 20 февраля 1958 года - он предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 12 тонн на расстояние 250 км и до 15 т - на короткие расстояния.
  Вертолет создавался на базе Ми-6 с максимальным использованием его конструктивных элементов, но фюзеляж и ряд систем создавались заново. В носовой части фюзеляжа располагалась кабина экипажа (два летчика и бортмеханик). В ней имелась специальная телевизионная система для упрощения операций точного выведения вертолета на груз и наблюдения за ним в полете (камера системы монтировалась под фюзеляжем). Под кабиной пилотов установили телескопическую трубу - для аварийного покидания вертолета экипажем при полете с платформой. В центральной части фюзеляжа была оборудована грузопассажирская кабина размером 15,95 х 1,66 х 2,75 м - в ней можно было перевозить либо сопровождающую груз команду до 28 человек, либо груз до трех тонн (погрузка осуществлялась через заднюю боковую дверь). Внутри фюзеляжа в зоне редукторного отсека к силовым шпангоутам крепилась ферма с грузовой лебедкой ЛПН-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъем и опускание груза массой до 15 т на высоту до 30 м. Шасси - четыре высокие ферменные опоры пирамидального типа с пневмомаслянными амортизаторами и сдвоенными колесами.
  Проектирование машины было завершено в 1959 году, а 15 июня 1960 года вертолет-кран, названный к тому времени Ми-10, совершил первый полет. В декабре 1961 года вертолет был предъявлен на государственные совместные испытания (к тому времени первый прототип потерпел катастрофу, и испытания осуществлялись на второй машине). Причем на Ми-10 за короткий срок было установлено 8 мировых рекордов. Серийный выпуск Ми-10 начат в 1964 году, а 14 января 1965 года состоялся первый полет модернизированного, с короткими опорами шасси Ми-10К (причем четыре вертолета переоборудовали из Ми-10, а остальные - построили заново).
  Из-за не оправдавшей себя телевизионной системы для управления вертолетом при погрузке и разгрузке Ми-10К был оборудован подвесной кабиной-гондолой с круговым обзором и дополнительным комплектом приборов и ручек управления. Второй пилот размещался в гондоле под носовой частью фюзеляжа в кресле, развернутом назад, и мог управлять и вертолетом, и грузом.
  Некоторое количество сохранившихся вертолетов эксплуатируется и в настоящее время.
  Вертолет получил в НАТО кодовое обозначение "Harke", а на заводе-производителе имел обозначение "Изделие 60".
Ми-10ПП из 112-го ОВП. Вертолет был разбит 16 мая 1983г.
Ми-10 имел четырехопорное шасси с клиренсом 3,73 м, что позволяло крепить под фюзеляжем на внешней подвеске крупногабаритные грузы высотой до 3,5 м. Впрочем, на модернизированном варианте клиренс уменьшили до 1,65 м.
Вертолет-летающий кран Ми-10
Летающий кран Ми-10 был впервые показан на воздушном параде в Тушино в июле 1961 года. Вертолет наглядно продемонстрировал свои возможности по перевозке крупногабаритных грузов, подняв в воздух домик для геологов.
23 сентября 1961 года на втором прототипе Ми-10, СССР-04102, был установлен рекорд грузоподъемности - вертолет поднял груз массой 15103 кг на высоту 2200 м. Специально разработан ная грузовая платформа позволяла Ми-10 перевозить на внешней подвеске различные грузы массой до 15 т. На снимке - Ми-10, СССР-04102, перевозит автобус во время авиашоу в Ле Бурже, 1965 год.
28 мая 1965 года экипаж под командой Г. В. Алферова установил на Ми-10Р абсолютный мировой рекорд грузоподъемности - груз, закрепленная под фюзеляжем металлическая болванка массой 25105 кг, был поднят на высоту 2840 м. Вертолет был оснащен шасси от Ми-6 и имел облегченную конструкцию.
Второй опытный Ми-10 в одном из первых полетов
Опытный Ми-10 впервые поднялся в воздух. 15 июня 1960г.
Первый серийный Ми-10
Mil Mi-10 flying crane helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25 shaft-turbine engines)
Второй опытный Ми-10 во время подготовки к Парижскому авиакосмическому салону транспортирует автобус ЛАЗ
Mil Mi-10 flying crane carrying a motor coach
В ходе испытаний первый опытный Ми-10 оснастили нескладывающейся шахтой аварийного покидания
Ми-10 демонстрирует свои уникальные возможности.
Второй опытный Ми-10 доставил "домик геологов". Тушино, 9 июля 1961г.
Клиренс шасси Ми-10 составил 3,75м
Второй опытный Ми-10 в советской экспозиции на XXVI авиакосмическом салоне в Ле Бурже
Посетители салона заходят в кинопавильон, доставленный Ми-10
Ми-10
Второй опытный Ми-10 в Амстердаме. 1966г.
Второй опытный Ми-10, переоборудованный в носитель универсальной полевой лаборатории Ми-10УПЛ
Ми-10 из Северной группы войск. Польша, аэродром Легница, конец 1960-х гг.
Ми-10 из 3-й эскадрильи 51-го ОГВП. Александрия, начало 1970-х гг.
Ми-10, транспортирующий грузовик. Германия, 1975г.
Один из прототипов Ми-10 нес опознавательные знаки и окраску советских ВВС. Наиболее распространенной задачей данных машин в армии стала РТР и РЭБ.
Mil Mi-10 flying crane helicopter, with load platform, in Soviet military service
Шахта аварийного покидания в сложенном положении (вид снизу)
Правая задняя опора шасси и гидрозахват
Левая задняя опора шасси. Гидрозахват демонтирован
Правый топливный бак
Один из гидрозахватов для подвески грузовой платформы
Нижняя часть фюзеляжа серийного Ми-10
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК
Постановщик радиопомех Ми-10ПП
Рекордный вертолет Ми-10Р с трехстоечным шасси
Рекордный вертолет Ми-10Р
Остатки Ми-10 из 181-го ОВП, потерпевшего катастрофу под Кундузом. Лето 1980г.
На месте аварии Ми-10ПП из 112-го ОВП. Весна 1983г.
Mil Mi-10 flying crane derivative of the Mi-6, with additional side view (bottom) of Mi-10K