Миль Ми-10
Варианты:
Миль - Ми-10 - 1960 - Россия
Страна: Россия
Год: 1960
Вертолет

Heavy flying-crane helicopter
Описание
Фотографии
Ми-10
  
   Успешный опыт эксплуатации вертолетов для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске побудил ОКБ Миля заняться созданием специализированных вертолетов - летающих кранов. Разработка вертолета, получившего вначале обозначение В-10, была начата в ОКБ некоторое время спустя после первого полета Ми-6. Постановление Совета Министров СССР по данной теме принято 20 февраля 1958 года - он предназначался для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 12 тонн на расстояние 250 км и до 15 т - на короткие расстояния.
   Вертолет создавался на базе Ми-6 с максимальным использованием его конструктивных элементов, но фюзеляж и ряд систем создавались заново. В носовой части фюзеляжа располагалась кабина экипажа (два летчика и бортмеханик). В ней имелась специальная телевизионная система для упрощения операций точного выведения вертолета на груз и наблюдения за ним в полете (камера системы монтировалась под фюзеляжем). Под кабиной пилотов установили телескопическую трубу - для аварийного покидания вертолета экипажем при полете с платформой. В центральной части фюзеляжа была оборудована грузопассажирская кабина размером 15,95 х 1,66 х 2,75 м - в ней можно было перевозить либо сопровождающую груз команду до 28 человек, либо груз до трех тонн (погрузка осуществлялась через заднюю боковую дверь). Внутри фюзеляжа в зоне редукторного отсека к силовым шпангоутам крепилась ферма с грузовой лебедкой ЛПН-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъем и опускание груза массой до 15 т на высоту до 30 м. Шасси - четыре высокие ферменные опоры пирамидального типа с пневмомаслянными амортизаторами и сдвоенными колесами.
   Проектирование машины было завершено в 1959 году, а 15 июня 1960 года вертолет-кран, названный к тому времени Ми-10, совершил первый полет. В декабре 1961 года вертолет был предъявлен на государственные совместные испытания (к тому времени первый прототип потерпел катастрофу, и испытания осуществлялись на второй машине). Причем на Ми-10 за короткий срок было установлено 8 мировых рекордов. Серийный выпуск Ми-10 начат в 1964 году, а 14 января 1965 года состоялся первый полет модернизированного, с короткими опорами шасси Ми-10К (причем четыре вертолета переоборудовали из Ми-10, а остальные - построили заново).
   Из-за не оправдавшей себя телевизионной системы для управления вертолетом при погрузке и разгрузке Ми-10К был оборудован подвесной кабиной-гондолой с круговым обзором и дополнительным комплектом приборов и ручек управления. Второй пилот размещался в гондоле под носовой частью фюзеляжа в кресле, развернутом назад, и мог управлять и вертолетом, и грузом.
   Некоторое количество сохранившихся вертолетов эксплуатируется и в настоящее время.
   Вертолет получил в НАТО кодовое обозначение "Harke", а на заводе-производителе имел обозначение "Изделие 60".
Ми-10ПП из 112-го ОВП. Вертолет был разбит 16 мая 1983г.
Ми-10 имел четырехопорное шасси с клиренсом 3,73 м, что позволяло крепить под фюзеляжем на внешней подвеске крупногабаритные грузы высотой до 3,5 м. Впрочем, на модернизированном варианте клиренс уменьшили до 1,65 м.
Серийный вертолет Ми-10
Летающий кран Ми-10 был впервые показан на воздушном параде в Тушино в июле 1961 года. Вертолет наглядно продемонстрировал свои возможности по перевозке крупногабаритных грузов, подняв в воздух домик для геологов.
23 сентября 1961 года на втором прототипе Ми-10, СССР-04102, был установлен рекорд грузоподъемности - вертолет поднял груз массой 15103 кг на высоту 2200 м. Специально разработан ная грузовая платформа позволяла Ми-10 перевозить на внешней подвеске различные грузы массой до 15 т. На снимке - Ми-10, СССР-04102, перевозит автобус во время авиашоу в Ле Бурже, 1965 год.
Anything you can do... we can do bigger! Mil Mi-10 CCCP-04102 was by far the most unusual and impressive helicopter at the 1965 Paris show, startling spectators with its distinctive long-stroke quadricycle undercarriage of 19ft 8in (6m) track, which separated the fuselage from the ground by some 12ft 3!6in (3 75m).
28 мая 1965 года экипаж под командой Г. В. Алферова установил на Ми-10Р абсолютный мировой рекорд грузоподъемности - груз, закрепленная под фюзеляжем металлическая болванка массой 25105 кг, был поднят на высоту 2840 м. Вертолет был оснащен шасси от Ми-6 и имел облегченную конструкцию.
Второй опытный Ми-10 в одном из первых полетов
Опытный Ми-10 впервые поднялся в воздух. 15 июня 1960г.
Первый серийный Ми-10
Mil Mi-10 flying crane helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25 shaft-turbine engines)
Второй опытный Ми-10 во время подготовки к Парижскому авиакосмическому салону транспортирует автобус ЛАЗ
Mil Mi-10 flying crane carrying a motor coach
В ходе испытаний первый опытный Ми-10 оснастили нескладывающейся шахтой аварийного покидания
Первый опытный вертолет Ми-10 (В-10, заводской № 04101)
Mil Mi-10 flying crane helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25V turboshaft engines)
Ми-10 демонстрирует свои уникальные возможности.
Второй опытный Ми-10 доставил "домик геологов". Тушино, 9 июля 1961г.
Photograph of the Mil V-10 flying crane
Клиренс шасси Ми-10 составил 3,75м
Второй опытный Ми-10 в советской экспозиции на XXVI авиакосмическом салоне в Ле Бурже
Посетители салона заходят в кинопавильон, доставленный Ми-10
Ми-10
Второй опытный Ми-10 в Амстердаме. 1966г.
Второй опытный Ми-10, переоборудованный в носитель универсальной полевой лаборатории Ми-10УПЛ
Ми-10 из Северной группы войск. Польша, аэродром Легница, конец 1960-х гг.
Ми-10 из 3-й эскадрильи 51-го ОГВП. Александрия, начало 1970-х гг.
Ми-10, транспортирующий грузовик. Германия, 1975г.
Ми-10 из состава 181-го овп
Один из прототипов Ми-10 нес опознавательные знаки и окраску советских ВВС. Наиболее распространенной задачей данных машин в армии стала РТР и РЭБ.
Mil Mi-10 flying crane helicopter, with load platform, in Soviet military service
Шахта аварийного покидания в сложенном положении (вид снизу)
Правая задняя опора шасси и гидрозахват
Левая задняя опора шасси. Гидрозахват демонтирован
Правый топливный бак
Один из гидрозахватов для подвески грузовой платформы
Нижняя часть фюзеляжа серийного Ми-10
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК
Постановщик радиопомех Ми-10ПП
Рекордный вертолет Ми-10Р с трехстоечным шасси
Рекордный вертолет Ми-10Р
Остатки Ми-10 из 181-го ОВП, потерпевшего катастрофу под Кундузом. Лето 1980г.
На месте аварии Ми-10ПП из 112-го ОВП. Весна 1983г.
Three-view drawing of the Mil V-10 flying crane
Mil Mi-10 flying crane derivative of the Mi-6, with additional side view (bottom) of Mi-10K