Sikorsky R-5 / HO2S / HO3S / S-51
Варианты:
Sikorsky - R-5 / HO2S / HO3S / S-51 - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943
Вертолет

Коммерческий вертолет
Описание
Фотографии
Sikorsky VS-327/S-51, R-5 и H-5 Dragonfly

  Одновременно с работами по R-4 и R-6 Сикорский проектировал совершенно новый вертолет VS-327/R-5 с более высокими летными данными (скорость, практический потолок, дальность) и большей массой полезной нагрузки. Первый из четырех прототипов XR-5 выполнил первый полет 18 августа 1943 года. От R-4 новая машина отличалась несущим винтом увеличенного до 14,63 м диаметра, новым более длинным фюзеляжем, в котором экипаж из двух человек размещался тандемом, работающей обшивкой и мотором Wasp Junior мощностью 450 л.с. Взлетная масса возросла до 2449 кг, а максимальная скорость - до 169 км/ч.
  В марте 1944 года для проведения эксплуатационных испытаний ВВС Армии США заказали 26 предсерийных YR-5A. Первый из них был поставлен в феврале 1945 года; два вертолета под обозначением HO2S-1 передали для испытаний ВМС.
  Затем последовал контракт на 100 серийных R-5A, оснащенных креплениями для носилок на бортах фюзеляжа; реально построили только 34 вертолета, которые использовались в поисково-спасательной службе ВВС США.
  Пять YR-5A модернизировали в R-5E с двойным управлением, а не менее 20 R-5A позже доработали в R-5D с 600-сильным мотором Wasp Junior, носовой опорой шасси, спасательной лебедкой и дополнительным внешним топливным баком. С окончанием Второй мировой войны военные заказы пошли на убыль. Фирма "Sikorsky" на основе R-5 разработала VS-337/S-51 с трехопорным шасси с носовой опорой и несколько расширенной кабиной для летчика впереди и трех пассажиров сзади. S-51 виделся, прежде всего, гражданской машиной. Первый полет вертолет выполнил 16 февраля 1946 года. Всего фирма "Sikorsky" построила 51 S-51 для разных заказчиков, включая авиакомпании "United Air Lines" и "Los Angeles Airways".
  Потенциал S-51 быстро оценили военные, заказы на вертолет поступили от всех четырех видов Вооруженных сил США. ВМС и КМП закупили 90 машин под обозначением HO3S-1, в 1946-1947 годах флотские вертолеты использовали в Антарктиде.
  В 1947 году вновь сформированные и уже независимые от Армии ВВС США выбрали вертолет для вооружения своей поисково-спасательной службы. Было закуплено 11 машин R-5F (позже H-5F), 39 H-5G со спасательными лебедками и 16 H-5H. Вариант H-5H имел бульбообразные обтекатели на бортах фюзеляжа, под которыми размещались носилки для раненых, в кабине было оборудовано место для санитара и установлены еще одни носилки; всего вертолет мог перевезти трех раненых на носилках. Лопасти несущего и хвостового винтов были цельнометаллическими. Шасси - колесное или поплавковое, под фюзеляжем крепился сбрасываемый дополнительный топливный бак.
  Также девять оснащенных лебедками спасательных вертолетов HO3S-1G приобрела Береговая охрана. Всего построено около 220 S-51.
  HO3S-1 ВМС и КМП вместе с H-5 ВВС широко применялись во время войны в Корее для спасения летчиков сбитых самолетов и эвакуации раненых. Кроме того, вертолеты использовали в качестве наблюдательных и связных, для перевозок мелких грузов.
  Важным аспектом истории S-51 является производство по лицензии компанией "Westland" в Великобритании.
  Дополнительно к Dragonfly производства "Westland" небольшое количество новых и отремонтированных S-51 продали Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Голландии, Филиппинам, ЮАР и Венесуэле.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sikorsky S-51

  Тип: коммерческий вертолет
  Силовая установка: один мотор воздушного охлаждения Pratt и Whitney R-985 AN-5 или AN-7 Wasp Junior мощностью 450 л. с. (335 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 198 км/ч; практический потолок 4511 м; скороподъемность на уровне моря 10,2 м/с; абсолютный потолок на режиме висения 914 м; дальность 443 км
  Масса: пустого 1837 кг; максимальная взлетная 2495 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,94 м; длина фюзеляжа 12,69 м; длина с вращающимися винтами 17,40 м; высота 4,00 м; площадь ометания несущего винта 175,19 м2
  Полезная нагрузка: один летчик и три пассажира; груз массой 658 кг
HO3S-1 начали поступать в 3-ю опытовую вертолетную эскадрилью (VMX-3) КМП США в конце 1948 года. Они могли брать на борт только трех членов экипажа и применялись преимущественно в качестве вспомогательных. Данная машина была придана в Корее 33-й эскадрилье технического обслуживания КМП (MAMS-33).
HO3S-1 ВМС США использовались как патрульные на авианосцах и больших кораблях, таких как линкоры. Изображен вертолет 3-го звена эскадрильи HU-2, базировавшейся во время войны в Корее на авианосцах.
Вертолет Sikorsky Н-5 ВВС США. В Корее впервые широко были использованы вертолеты, которые применялись для перевозки раненых, спасения сбитых летчиков и даже для высадки десантов. На фотографии - вертолет перевозит раненых, носилки укреплены вне кабины с обоих бортов фюзеляжа.
R-5 из состава ВВС и ВМС США активно применялись в корейской войне для эвакуации летчиков сбитых самолетов и перевозки раненых. На снимке HO3S-1 из подразделения HU-1 взлетает с палубы линкора "Нью-Джерси" (BB-62) и затем направится к берегу Кореи, 14 апреля 1953 года.
Первый вариант Bell Model 47В (на переднем плане) и Sikorsky S-51. Обе компании быстро завоевали лидирующие позиции на рынке вертолетов. Model 47В являлся первым серийным вертолетом всего семейства Model 47 и отличался дверями и лобовым стеклом автомобильного типа.
Сикорский H-5
Серийный вертолет R-5
The Sikorsky R-5A Two-seat Observation Helicopter (450 h.p. Pratt & Whitney R-985-AN1 engine).
Первые R-5 отличались прозрачной кабиной и шасси с хвостовой опорой. В кабине тандемом размещались инструктор и курсант, летчик и наблюдатель или летчик и пассажир. Доступ в кабину осуществлялся через сдвижную дверь.
Вертолет R-5 садится на башню крейсера
12 сентября 1951г.: вертолет Н-5 авиации КМП США вывез с фронта раненых военнослужащих, а всего за три года войны в Корее вертолеты вывезли из зоны боев более 23 000 раненых.
Сикорский R-5
Сикорский S-51
Серийный вертолет S-51
В 1947 году пять S-51 из компании "Los Angeles Airways" открыли первую в мире вертолетную линию по доставке почты (а позже и пассажиров) из международного аэропорта Лос-Анджелеса в пригороды.
1 июня 1948г.: авиакомпания BEA стала первой британской авиакомпанией, использующей для перевозки авиапочты вертолеты. Вертолеты S-51 приступили к перевозке почты из Питерборо в различные населенные пункты Восточной Англии.
LIFE SAVER. During the last war, aircraft of Bomber Command had their sorties recorded by a bomb painted on the nose, while Fighter Command's method was a Swastika for every enemy aircraft destroyed. The Royal Navy appear to have adopted this scoreboard method for their rescue helicopters. For every person saved an image of a man is painted on the nose of their machines. I took these photographs at the R.N.A.S. Station at Abbotsinch, and this particular helicopter was one of those used to rescue forty-one men from the motor-vessel Dover-fjell. Note folded rotors.
S-48/R-5D поисково-спасательной службы ВВС США имели боковые "наплывы", где размещалась двухместная скамейка, и небольшую носовую стойку.
ВВС Канады с 1947 года использовали H-5 как поисково-спасательные, но вертолеты закупались, прежде всего, для приобретения опыта эксплуатации винтокрылой техники.
Канадские ВВС приобрели семь H-5 у "Sikorsky". Они стали первыми вертолетами в канадских ВВС и в основном использовались в качестве учебных, испытательных и поисково-спасательных. Все H-5 были списаны к середине 1960-х годов. Dragonfly также эксплуатировались рядом канадских гражданских компаний.
The first of the Canadian Coast Guard helicopters, Sikorsky S-51 CF-DOY, testing its “pop-out” floats. It was lost accidentally on its first deployment in the Arctic, being replaced a year later by the Bell 47D-1 CF-GXA.
The USS 'Burton Island' navigates among floating ice during High Jump. On the stern is a wooden helicopter deck with a Sikorsky HO3S-1 of VXE-3, while amidships is a Grumman J2F-5.