Supermarine Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Истребитель
Описание:
Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии

Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
   Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
   Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
   Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
   Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
   На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
   Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
   В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
   Spitfire Mk IV: прототипы с двигателем Griffon (два); так же обозначались 229 фоторазведчиков (PR) на основе Spitfire Mk V
   Spitfire Mk XII: маловысотный перехватчик с мотором Griffon II или IV мощностью 1735 л.с., крыло LF, вооружение В; построено 100
   Spitfire Mk XIV: новый фюзеляж, усиленный под установку мотора Griffon 65 или 66 мощностью 2050 л.с. с пятилопастным винтом, часто каплеобразный фонарь, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 957
<...>
Истребитель "Спитфайр" LF Mk.XII майора Генри О'Хиггинса из 41-й эскадрильи RAF (Ньюкасл, апрель 1943г.)
Spitfire Mk XII использовались только Британией и поэтому несли стандартный камуфляж дневных истребителей (Ocean Grey/Dark Green - сверху и Medium Sea Grey - снизу), с полосой на хвостовой части фюзеляжа (цвет Sky), указывающей на принадлежность Истребительному командованию. Представлен самолет из 41-й эскадрильи.
Spitfire Mk XIV с мотором Griffon был способен перехватывать германские самолеты-снаряды. В борьбе с V-1 принимала участие 610-я эскадрилья. На изображенном самолете летал сквадрон-лидер Р. А. Ньюбари, сбивший семь V-1.
В 1944 году 322-я (голландская) эскадрилья недолгое время летала на Spitfire Mk XIV. Самолет на рисунке несет "полосы вторжения" (операция "Overlord") и голландские знаки национальной принадлежности - оранжевые треугольники.
Истребитель "Спитфайр" Mk.XIV C из "канадской" 402-й эскадрильи RAF (Голландия, весна 1945г.)
"Спитфайр" Mk XIV командира 17-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Джеймса Лэйси, осень 1945г.
На этом истребителе Spitfire Mk XIV Лэйси никого не сбил. Он летал на нем осенью 1945 года, когда служил командиром 17-й эскадрильи в Селетаре, Сингапур. Летая на Spitfire последних модификаций (Mk VIII), он сбил всего один самолет (Ki-43 Oscar в Бирме).
Перед концом войны в окраске самолетов Командования Юго-Восточной Азии (SEAC) цвет Dark Grey заменили на Dark Earth, машины также получили белую опознавательную "полосу SEAC" в хвостовой части фюзеляжа. Это самолет из 132-й эскадрильи, базировавшейся в Индии в августе 1945 года.
Истребитель "Спитфайр" Mk.XIVE полковника Альфреда Доллмана из 41-й эскадрильи RAF (Фарнборо, весна 1945г.)
Групп-кэптен Джонсон летал на этом Spitfire Mk XIVE в апреле 1945 года, когда стал командиром 125-го авиакрыла 2-й тактической Воздушной армии (Зольтау, Германия). До окончания войны он больше не одержал ни одной победы.
Supermarine Spitfire F.Mk XIVE. MV349 - это Spitfire F.Mk XIVE, построенный «Supermarine» и переданный заказчику в конце 1944 года. По опознавательным знакам видно, что самолет сразу был отправлен в состав ВВС Дальнего Востока, - сначала доставлен на корабле в Бомбей (ныне Мумбай), а затем совершил перелет в Бирму и в составе 28-й эскадрильи британских ВВС воевал на малайском направлении до конца войны.
Mk.XIV
Up from Duxford during the Vintage Air Day on June 20, 1976, the Rolls-Royce Spitfire FR.XIV RM619, G-ALGT, poses with Shuttleworth’s Spitfire VC AR501, G-AWII, for AIR PORTRAITS camera.
Истребитель Spitfire Mk XIV с маркировкой личного самолета ведущего аса британских ВВС полковника Джонсона был восстановлен до летного состояния в 1992 году.
Spitfire FR.MkXIVc кодом NH799, ранее принадлежавший фонду AFC (фото), передали в фонд "AvSpecs Ltd" в 1997 году.
Супермарин "Спитфайр"
Pictured at Duxford on May 16, 1992, ex-Indian Air Force Supermarine Spitfire FR.XIV MV293/G-SPIT is nearing completion of its restoration in the hands of the Fighter Collection. Some systems work is still to be finished, and the aircraft is expected to fly later this year. It is painted in the all-silver scheme and markings of an FR.XIV of No 2 Sqn RAF, based at Wahn, Germany, in 1948-49.
Kermit Weeks’s Spitfire XIV MV262 is currently under restoration at Booker.
Mk.IV
Построили всего один Spitfire Mk IV, здесь он изображен с муляжом установки из шести 20-мм пушек Hispano. Mk IV имел универсальное крыло, где можно было разместить любое сочетание пулеметов и пушек с минимальными доработками.
Опытный "Спитфайр" с макетами шести пушек
The first of the Griffon-engined Spitfires, DP845, in its earliest Mk IV configuration, with a Griffon IIB, retractable tailwheel, underwing flap brackets and standard wing. In this guise, it was later fitted with a mock-up of six wing cannon.
Mk.XII
The Mk IV/20 DP845 with the "C” wing armament and enlarged rudder.
Прототип Spitfire Mk XII (DP845) сфотографирован в сентябре 1942 года. Ранее это был Mk IV (первый полет на нем выполнил Куилл 27 ноября 1941 года), впоследствии машину модернизировали в Mk XX, а в конечном итоге - в маловысотный Mk XII.
Spitfire F.XII DP845, Jeffrey Quill’s favourite aeroplane and the first Griffon Spitfire. DP845 began life as a Mk III and became the first step towards the Mk 21, It was in this aircraft that Quill outflew the Fw 190 and Hawker Typhoon at Farnborough.
Spitfire DP845 at Boscombe Down in September 1942, with fixed tailwheel
Первый опытный "Спитфайр" с "Гриффоном" (DP 845)
The Mk XII MB878 in October 1943, for dive-bombing trials.
Один из первых "Спитфайров" Mk.XII, переделанный из Mk.VIII
Spitfire Mk XII представлял собой модифицированный Mk VC. На снимке самолет из 41-й эскадрильи - первого подразделения RAF, вооруженного Griffon-Spitfire.
Двигатель "Гриффон" 65
Effectively the Mk XII prototype, DP845 finally flew with clipped wing tips.
The Supermarine Spitfire XII Single-seat Fighter (Rolls-Royce Griffon IV engine).
Первой модификацией Spitfire с двигателем Griffon, принятой на вооружение, был Mk XII, отличавшийся одноступенчатым нагнетателем, ассиметричным радиатором и четырехлопастным винтом. Машина на снимке проходит летные испытания перед поставкой в войска.
С двигателем Griffon II мощностью 1735 л. с. (1294 кВт) Spitfire Mk XII имел великолепные характеристики на малых высотах - он развивал скорость 599 км/ч на высоте 1737 м. Самолет создавался, чтобы противостоять германским Fw 190. На начальном этапе службы этого самолета пилоты из других подразделений британских ВВС, вооруженных Typhoon и действовавшие на малых высотах, иногда принимали Spitfire Mk XII с "обрезанным" крылом за немецкий Bf 109.
100 Spitfire Mk XII двигателями Griffon доказали свою эффективность на малых и средних высотах при противодействии молниеносным налетам Люфтваффе на береговые объекты Великобритании.
Обрезанные законцовки крыла повышали летные характеристики Mk XII на малых высотах. До высоты 6100 м Spitfire Mk XII превосходил Mk IX, но на больших высотах истребитель ранней модификации был быстрее.
Четыре вида на "Спитфайр" Mk.XII. Это первый опытный образец (тип IV/XX). Обратите внимание, что на виде снизу хорошо видны ассиметричные воздухозаборники водяного и масляного радиатора
"Спитфайр" XII с подвешенной под фюзеляжем бомбой
A production example of the later Spitfire XII, with bomb on the fuselage centreline. Note the clipped wings, enlarged rudder and retractable tailwheel.
An early production Spitfire XII, with fixed tailwheel and standard wing;
Параллельная сборка на заводе "Спитфайров" с "Гриффонами" и "Мерлинами"
Mk.XIV
One of the six airframes used in development of the Spitfire XIV is shown here. JF318 in initial configuration with a Mk VIII tail unit.
The photograph of Spitfire Mk VIII JF318, taken in August 1943. This third prototype Mk VIII was used mainly for Rolls-Royce Griffon engine trials and was converted to prototype F Mk XIV standard.
The photograph of Spitfire Mk VIII JF318, taken in August 1943. This third prototype Mk VIII was used mainly for Rolls-Royce Griffon engine trials and was converted to prototype F Mk XIV standard.
One of the six airframes used in development of the Spitfire XIV is shown here. JF321 with Griffon 85 and contra-prop.
One of the six airframes used in development of the Spitfire XIV is shown here. JF319 with increased fin area
A Spitfire F Mk XIV in SW Pacific markings
"Спитфайр" Mk.XIVe из 2-й эскадрильи
Первый серийный "Спитфайр" Mk.XIV на заводских испытаниях
Spitfire XIV RB140.
Установка на Spitfire более мощного двигателя Griffon вдохнула в самолет вторую жизнь. Помимо прямого увеличения летных характеристик, Griffon также позволил увеличить массу машины, открыв новый период в совершенствовании Spitfire. На снимке Mk XIV.
An early production Spitfire XIV, with 'C' wing armament
Flt Lt 'Pen' Pendred of 17 Squadron poses for the camera off the coast of Honshu whilst flying Spitfire XIV RN150 in 1947.
The Supermarine Spitfire XIV Single-seat Fighter (Rolls-Royce Griffon 65 engine).
Пара Spitfire Mk XIV с моторами Griffon из 41-й эскадрильи ВВС Великобритании, послевоенная фотография. Mk XIV начали поступать в строевые части в январе 1944 года, по летным данным Mk XIV существенно превосходил Mk IX.
610-я эскадрилья "County of Chester" Королевских вспомогательных ВВС использовала Spitfire до начала 1950-х годов. Mk XIV поступили на ее вооружение в январе 1944 года, а первыми самолетами этого типа были Spitfire Mkl, полученные в 1939 году.
"Спитфайр" Mk.XIV наносит штурмовой удар ракетами
Dramatic post-war shot of a Central Fighter Establishment Spitfire Mk XIV firing 60lb rocket projectiles over the West Down ranges on Salisbury Plain.
The Rolls-Royce Spitfire 14, RM619/G-ALGT, over the QE2 off Calshot on July 18, 1979.
Spitfire 14 G-ALGT, formerly RM689, was civilianised by Rolls-Royce at Hucknall for use as an engine test bed in 1950. It forsook its civilian decor for military marks in 1968 when it too appeared in the Battle of Britain film. Today G-ALGT flies as RM619 and is still owned by Rolls-Royce.
An experimental Spitfire F Mk XIV with rear-view hood
"Спитфайр" Mk.XIV из 260-й эскадрильи
Spitfire Mk XIV NH749/G-MXIV during its first flight, from Cranfield, on April 9, 1983, piloted by Angus McVitie. Post-auction negotiations have now ended with the aircraft still unsold.
Spitfire Mk. XIV G-MXIV, now sporting SEAC colour scheme and complete with serial NH749 and code L, photographed during its first flight from Cranfield, on April 9, 1983. The pilot was Angus McVitie.
Spitfire Mk. XIV G-MXIV in primer coat after roll-out on November 26, 1982.
David Price's Spitfire FR.XIV G-MXIV on its last sortie from Cranfield before being crated up and sent to the USA.
A Spitfire XIV trials aircraft (with 'B' wing armament) showing the tear-drop canopy and cut-down rear fuselage.
Spitfires G-FIRE (Mk. XIVe), AR213 (Ia), P7350 (IIa), PM631 (PR19), AB910 (Vb) and RM689 (XIV) pay tribute to the late Sir Douglas Bader in a “missing man” formation at the Greenham Common Air Tattoo on July 23-24, 1983.
Spitfires G-FIRE (Mk. XIVe), AR213 (Ia), P7350 (IIa), PM631 (PR19), AB910 (Vb) and RM689 (XIV), plus BoBMF Hurricanes PZ865 and LF363 are lined up.
The powerful Griffon nose of Rolls-Royce’s Spitfire Mk.XIV RM689 asserts itself; this aircraft is coded AP-D (130 Sqn) and also has the civil registration G-ALGT, though this is not carried externally. Note the very neat BoBMF wheel chocks.
Чистка пушек "Спитфайра" Mk.XIV на аэродроме в Нормандии
Late forties purchase of Spitfire XIVs upgraded RTAF capability.
Spitfire Mk XIV G-MXIV in primer coat after roll-out at Cranfield on November 26, 1982.
Даже на последних высокоскоростных вариантах «Спитфайра» англичане не рискнули «утопить» радиаторы в крыло, разместив их в огромных обтекателях, выступавших из-под нижней поверхности консолей
Sgt George Cunnington of 17 Squadron leaves his aircraft at Miho in June 1947. In the background are visiting RAAF Mustangs.
Interior of the Santa Monica Museum of Flying showing part of the classic aircraft collection.
Impressive line-up 17 Squadron Spitfire XIVs was taken at Miho soon after arrival in mid-1946. The nearest aircraft belonged to the CO, Sqn Ldr 'Ginger' Lacey.
Spitfire XIV RN152 is towed away by a repair unit after bouncing on landing at Miho on July 23, 1947.
Belgian Spitfire XIV SG31 (bearing the erroneous serial SG3) shortly after its arrival at Coltishall in early May 1990. The Spit has been swapped for the former Strathallan/Church Fairey Battle.
The photograph supplements our Preservation Profile on Super marine Spitfire Mk XIV G-MXIV/NH749. It was sent in by Spitfire historian Peter R. Arnold, and we were only just too slow to incorporate it into the Profile. It shows NH749 as it was discovered at Patna in 1977.
Spitfire F XIVC, 610 Sqn, 1944 with unusual yellow outline to squadron code letters.
Master modeller Peter Castle of East Sussex-based Airscale has recently completed a 1/18th-scale model of Supermarine Spitfire FR.XIVe TZ138 in its racing guise as CF-GMZ/“80” at the 1949 Cleveland Air Races.
The Spitfire XIVE.