Supermarine Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Истребитель
Описание:
Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии

Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
  - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
  - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
  - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
  - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
  - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
  - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
  - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
  Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
  Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
  Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
  На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
  Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
  В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Spitfire Mk IV: прототипы с двигателем Griffon (два); так же обозначались 229 фоторазведчиков (PR) на основе Spitfire Mk V
  Spitfire Mk XII: маловысотный перехватчик с мотором Griffon II или IV мощностью 1735 л.с., крыло LF, вооружение В; построено 100
  Spitfire Mk XIV: новый фюзеляж, усиленный под установку мотора Griffon 65 или 66 мощностью 2050 л.с. с пятилопастным винтом, часто каплеобразный фонарь, крыло F или LF, вооружение C или E; построено 957
<...>
Истребитель "Спитфайр" LF Mk.XII майора Генри О'Хиггинса из 41-й эскадрильи RAF (Ньюкасл, апрель 1943г.)
Spitfire Mk XII использовались только Британией и поэтому несли стандартный камуфляж дневных истребителей (Ocean Grey/Dark Green - сверху и Medium Sea Grey - снизу), с полосой на хвостовой части фюзеляжа (цвет Sky), указывающей на принадлежность Истребительному командованию. Представлен самолет из 41-й эскадрильи.
Spitfire Mk XIV с мотором Griffon был способен перехватывать германские самолеты-снаряды. В борьбе с V-1 принимала участие 610-я эскадрилья. На изображенном самолете летал сквадрон-лидер Р. А. Ньюбари, сбивший семь V-1.
В 1944 году 322-я (голландская) эскадрилья недолгое время летала на Spitfire Mk XIV. Самолет на рисунке несет "полосы вторжения" (операция "Overlord") и голландские знаки национальной принадлежности - оранжевые треугольники.
Истребитель "Спитфайр" Mk.XIV C из "канадской" 402-й эскадрильи RAF (Голландия, весна 1945г.)
"Спитфайр" Mk XIV командира 17-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Джеймса Лэйси, осень 1945г.
На этом истребителе Spitfire Mk XIV Лэйси никого не сбил. Он летал на нем осенью 1945 года, когда служил командиром 17-й эскадрильи в Селетаре, Сингапур. Летая на Spitfire последних модификаций (Mk VIII), он сбил всего один самолет (Ki-43 Oscar в Бирме).
Перед концом войны в окраске самолетов Командования Юго-Восточной Азии (SEAC) цвет Dark Grey заменили на Dark Earth, машины также получили белую опознавательную "полосу SEAC" в хвостовой части фюзеляжа. Это самолет из 132-й эскадрильи, базировавшейся в Индии в августе 1945 года.
Истребитель "Спитфайр" Mk.XIVE полковника Альфреда Доллмана из 41-й эскадрильи RAF (Фарнборо, весна 1945г.)
Групп-кэптен Джонсон летал на этом Spitfire Mk XIVE в апреле 1945 года, когда стал командиром 125-го авиакрыла 2-й тактической Воздушной армии (Зольтау, Германия). До окончания войны он больше не одержал ни одной победы.
Supermarine Spitfire F.Mk XIVE. MV349 - это Spitfire F.Mk XIVE, построенный «Supermarine» и переданный заказчику в конце 1944 года. По опознавательным знакам видно, что самолет сразу был отправлен в состав ВВС Дальнего Востока, - сначала доставлен на корабле в Бомбей (ныне Мумбай), а затем совершил перелет в Бирму и в составе 28-й эскадрильи британских ВВС воевал на малайском направлении до конца войны.
Mk.XIV
Истребитель Spitfire Mk XIV с маркировкой личного самолета ведущего аса британских ВВС полковника Джонсона был восстановлен до летного состояния в 1992 году.
Spitfire FR.MkXIVc кодом NH799, ранее принадлежавший фонду AFC (фото), передали в фонд "AvSpecs Ltd" в 1997 году.
Супермарин "Спитфайр"
Mk.IV
Построили всего один Spitfire Mk IV, здесь он изображен с муляжом установки из шести 20-мм пушек Hispano. Mk IV имел универсальное крыло, где можно было разместить любое сочетание пулеметов и пушек с минимальными доработками.
Опытный "Спитфайр" с макетами шести пушек
The first of the Griffon-engined Spitfires, DP845, in its earliest Mk IV configuration, with a Griffon IIB, retractable tailwheel, underwing flap brackets and standard wing. In this guise, it was later fitted with a mock-up of six wing cannon.
Mk.XII
The Mk IV/20 DP845 with the "C” wing armament and enlarged rudder.
Прототип Spitfire Mk XII (DP845) сфотографирован в сентябре 1942 года. Ранее это был Mk IV (первый полет на нем выполнил Куилл 27 ноября 1941 года), впоследствии машину модернизировали в Mk XX, а в конечном итоге - в маловысотный Mk XII.
Spitfire DP845 at Boscombe Down in September 1942, with fixed tailwheel
Первый опытный "Спитфайр" с "Гриффоном" (DP 845)
The Mk XII MB878 in October 1943, for dive-bombing trials.
Один из первых "Спитфайров" Mk.XII, переделанный из Mk.VIII
Spitfire Mk XII представлял собой модифицированный Mk VC. На снимке самолет из 41-й эскадрильи - первого подразделения RAF, вооруженного Griffon-Spitfire.
Двигатель "Гриффон" 65
Effectively the Mk XII prototype, DP845 finally flew with clipped wing tips.
Первой модификацией Spitfire с двигателем Griffon, принятой на вооружение, был Mk XII, отличавшийся одноступенчатым нагнетателем, ассиметричным радиатором и четырехлопастным винтом. Машина на снимке проходит летные испытания перед поставкой в войска.
С двигателем Griffon II мощностью 1735 л. с. (1294 кВт) Spitfire Mk XII имел великолепные характеристики на малых высотах - он развивал скорость 599 км/ч на высоте 1737 м. Самолет создавался, чтобы противостоять германским Fw 190. На начальном этапе службы этого самолета пилоты из других подразделений британских ВВС, вооруженных Typhoon и действовавшие на малых высотах, иногда принимали Spitfire Mk XII с "обрезанным" крылом за немецкий Bf 109.
100 Spitfire Mk XII двигателями Griffon доказали свою эффективность на малых и средних высотах при противодействии молниеносным налетам Люфтваффе на береговые объекты Великобритании.
Обрезанные законцовки крыла повышали летные характеристики Mk XII на малых высотах. До высоты 6100 м Spitfire Mk XII превосходил Mk IX, но на больших высотах истребитель ранней модификации был быстрее.
Четыре вида на "Спитфайр" Mk.XII. Это первый опытный образец (тип IV/XX). Обратите внимание, что на виде снизу хорошо видны ассиметричные воздухозаборники водяного и масляного радиатора
"Спитфайр" XII с подвешенной под фюзеляжем бомбой
A later Mk XII with retractable tailwheel, clipped wing tips and a single bomb under the fuselage.
An early production Spitfire XII, with fixed tailwheel and standard wing;
Параллельная сборка на заводе "Спитфайров" с "Гриффонами" и "Мерлинами"
Mk.XIV
One of the six airframes used in development of the Spitfire XIV is shown here. JF318 in initial configuration with a Mk VIII tail unit.
One of the six airframes used in development of the Spitfire XIV is shown here. JF321 with Griffon 85 and contra-prop.
One of the six airframes used in development of the Spitfire XIV is shown here. JF319 with increased fin area
A Spitfire F Mk XIV in SW Pacific markings
Первый серийный "Спитфайр" Mk.XIV на заводских испытаниях
Установка на Spitfire более мощного двигателя Griffon вдохнула в самолет вторую жизнь. Помимо прямого увеличения летных характеристик, Griffon также позволил увеличить массу машины, открыв новый период в совершенствовании Spitfire. На снимке Mk XIV.
Пара Spitfire Mk XIV с моторами Griffon из 41-й эскадрильи ВВС Великобритании, послевоенная фотография. Mk XIV начали поступать в строевые части в январе 1944 года, по летным данным Mk XIV существенно превосходил Mk IX.
610-я эскадрилья "County of Chester" Королевских вспомогательных ВВС использовала Spitfire до начала 1950-х годов. Mk XIV поступили на ее вооружение в январе 1944 года, а первыми самолетами этого типа были Spitfire Mkl, полученные в 1939 году.
"Спитфайр" Mk.XIV наносит штурмовой удар ракетами
An experimental Spitfire F Mk XIV with rear-view hood
"Спитфайр" Mk.XIV из 260-й эскадрильи
Чистка пушек "Спитфайра" Mk.XIV на аэродроме в Нормандии
Late forties purchase of Spitfire XIVs upgraded RTAF capability.
Spitfire Mk XIV G-MXIV after roll-out at Cranfield on November 26, 1982.
Даже на последних высокоскоростных вариантах «Спитфайра» англичане не рискнули «утопить» радиаторы в крыло, разместив их в огромных обтекателях, выступавших из-под нижней поверхности консолей