RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1941

Истребитель

Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Авиация и Космонавтика 2006-01 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (9)

    Истребитель "Спитфайр" LF Mk.XII майора Генри О'Хиггинса из 41-й эскадрильи RAF (Ньюкасл, апрель 1943г.)

  • Мировая Авиация 198

    Spitfire Mk XII использовались только Британией и поэтому несли стандартный камуфляж дневных истребителей (Ocean Grey/Dark Green - сверху и Medium Sea Grey - снизу), с полосой на хвостовой части фюзеляжа (цвет Sky), указывающей на принадлежность Истребительному командованию. Представлен самолет из 41-й эскадрильи.

  • Мировая Авиация 127

    Spitfire Mk XIV с мотором Griffon был способен перехватывать германские самолеты-снаряды. В борьбе с V-1 принимала участие 610-я эскадрилья. На изображенном самолете летал сквадрон-лидер Р. А. Ньюбари, сбивший семь V-1.

  • Мировая Авиация 198

    В 1944 году 322-я (голландская) эскадрилья недолгое время летала на Spitfire Mk XIV. Самолет на рисунке несет "полосы вторжения" (операция "Overlord") и голландские знаки национальной принадлежности - оранжевые треугольники.

  • Авиация и Космонавтика 2006-01 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (9)

    Истребитель "Спитфайр" Mk.XIV C из "канадской" 402-й эскадрильи RAF (Голландия, весна 1945г.)

  • АвиаМастер 2000-06 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (5)

    "Спитфайр" Mk XIV командира 17-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Джеймса Лэйси, осень 1945г.

  • Мировая Авиация 78

    На этом истребителе Spitfire Mk XIV Лэйси никого не сбил. Он летал на нем осенью 1945 года, когда служил командиром 17-й эскадрильи в Селетаре, Сингапур. Летая на Spitfire последних модификаций (Mk VIII), он сбил всего один самолет (Ki-43 Oscar в Бирме).

  • Мировая Авиация 198

    Перед концом войны в окраске самолетов Командования Юго-Восточной Азии (SEAC) цвет Dark Grey заменили на Dark Earth, машины также получили белую опознавательную "полосу SEAC" в хвостовой части фюзеляжа. Это самолет из 132-й эскадрильи, базировавшейся в Индии в августе 1945 года.

  • Авиация и Космонавтика 2006-01 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (9)

    Истребитель "Спитфайр" Mk.XIVE полковника Альфреда Доллмана из 41-й эскадрильи RAF (Фарнборо, весна 1945г.)

  • Мировая Авиация 76

    Групп-кэптен Джонсон летал на этом Spitfire Mk XIVE в апреле 1945 года, когда стал командиром 125-го авиакрыла 2-й тактической Воздушной армии (Зольтау, Германия). До окончания войны он больше не одержал ни одной победы.

  • Мировая Авиация 214

    Supermarine Spitfire F.Mk XIVE. MV349 - это Spitfire F.Mk XIVE, построенный «Supermarine» и переданный заказчику в конце 1944 года. По опознавательным знакам видно, что самолет сразу был отправлен в состав ВВС Дальнего Востока, - сначала доставлен на корабле в Бомбей (ныне Мумбай), а затем совершил перелет в Бирму и в составе 28-й эскадрильи британских ВВС воевал на малайском направлении до конца войны.

  • Фотографии