Piper J-3/J-4 Cub / L-4 Grasshopper / PA-11
Варианты:
Piper - J-3/J-4 Cub / L-4 Grasshopper / PA-11 - 1937 - США
Страна: США
Год: 1937


Двухместный легкий самолет
Описание:
J-3/J-4 Cub / L-4 Grasshopper / PA-11
Piper J-3 Cub, O-59, L-4 Grasshopper и J-4 Cub Coupe
Piper PA-11 Cub Special
Фотографии

J-3/J-4 Cub / L-4 Grasshopper / PA-11

Самолет связи и корректировщик. Одномоторный подкосный моноплан с верхним расположением крыла и неубирающимся шасси. Военный вариант массового легкомоторного самолета J-3 "Каб". "Каб", также как английский Тэйлоркрафт D, являлся модернизацией Е-2, сконструированного Г. Тэйлором из "Тэйлор эйркрафт корпорейшн". "Тэйлор эйркрафт", сменив владельца, превратилась в "Пайпер эйркрафт", где группа конструкторов под руководством У. Жамонэ усовершенствовала машину. С 1931 г. J-3 строился серийно заводом "Пайпер" в Лок-Хэвене.
Летом 1941 г. на войсковые испытания передали военный вариант J-3 - ближний разведчик-корректировщик YO-59. После их успешного прохождения развернули серийное производство самолетов для ВВС армии США. Всего по военным заказам изготовлено 5548 экз. C 1942 г. O-59 переименовали в L-59, позднее -в L-4.
Двигатель A-65-8 (на L-4, L-4A, L-4B), O-235-5 (на L-4F, L-4G, L-4H, L-4J). Экипаж самолета - 2-3 чел. Вооружения нет.
Основные серийные военные модификации:
  - O-59 (L-59, L-4) с мотором A-65-8, экипаж - 2 чел.;
  - O-59A (L-4A) с измененным остеклением кабины;
  - L-4B с измененным радиооборудованием;
  - L-4F на базе J-5A с мотором O-235-5, экипаж - 3 чел.;
  - L-4G на базе J-5B с мотором O-235-5, экипаж - 3 чел.;
  - L-4H, вариант модификации G с измененным оборудованием;
  - L-4J с винтом изменяемого шага.
В годы Второй мировой войны "Грассхоппер" состоял на вооружении в США с конца 1941 г., во Франции - с 1943 г., в Бразилии - с 1944 г. С декабря 1941 г. американские O-59 принимали участие в патрулировании побережья США. С сентября 1942 г. они были размещены в Великобритании как самолеты связи. В ноябре 1942 г. L-4 взлетали с кораблей во время высадки десанта в Северной Африке. Позднее эти машины использовались как корректировщики, санитарные и связные самолеты в Тунисе, на Сицилии, в Италии, в Бирме и Китае. С июня 1944 г., после вторжения в Нормандию, самолеты этого типа активно применялись в Европе. Военные варианты "Каба" прекратили выпускать в 1945 г., гражданские - в 1950 г.
L-4 сняли с вооружения в США в ноябре 1947 г.


L-4||
Размах:||10,67 м
Длина:||6,7 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 65 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||555 кг
Максимальная скорость:||136 км/ч
Практический потолок:||2830 м
Дальность:||305 км

Piper J-3 Cub, O-59, L-4 Grasshopper и J-4 Cub Coupe

В 1929 году К. Гилберт Тейлор вместе с братом для продажи легких самолетов Taylor Chummy основал компанию "Taylor Brothers Aircraft Corporation". В 1931 году компания была преобразована в "Taylor Aircraft Company", в которой У. Т. Пайпер-старший был секретарем и казначеем. Когда у компании возникли финансовые затруднения, он приобрел права на производство и продажу самолета Taylor Cub, облетанного в сентябре 1930 года. В 1937 году Пайпер-старший основал собственную компанию "Piper Aircraft Corporation". Самолет Cub представлял собой подкосный высокоплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой, традиционным хвостовым оперением, неубирающимся шасси с хвостовым костылем (основные стойки могли оснащаться колесами или поплавками) и закрытой двухместной тандемной кабиной.
  Первые самолеты Piper J-3 Cub оснащались четырехцилиндровым двигателем Continental A40-4 мощностью 40 л. с., но уже на вариант J-3C-50 Cub стал ставиться двигатель A50-4 мощностью 50 л. с. или A50-5 с дублированной системой зажигания. Улучшенные в результате всего этого летные характеристики сделали и без того привлекательный легкий самолет просто "бестселлером" - в течение 1938 года было продано 737 самолетов.
  Новый двигатель Continental A50 считался надежным и имеющим большой модернизационный потенциал. Позже он был доведен по мощности до 65 л. с. Применение подобного двигателя конкурирующими разработчиками означало, что и компании "Piper" следует очень внимательно отнестись к этому. В 1940 году появляется вариант J-3C-65 Cub с новейшим двигателем A65. С альтернативными же четырехцилиндровыми двигателями Franklin 4AC-150 мощностью 50 л. с. или 4AC-176 мощностью 65 л. с. самолет Cub получил обозначения, соответственно, J-3F-50 и J-3F-65, а с двигателями Avco Lycoming O-145-A1 мощностью 50 л. с. или O-145-B мощностью 65 л. с. самолет Cub обозначался J-3L-50 и J-3L-65. В небольшом количестве выпускался самолет J-3P-50 с трехцилиндровым звездообразным двигателем Lenape Papoose мощностью 50 л. с.
  Вскоре продажи стали возрастать, а в 1941 году Армия США выбрала его для проведения оценочных испытаний - на роль артиллерийского корректировщика и самолета наведения, а затем по результатам испытаний заказала 40 машин под обозначением O-59. Самолеты были признаны весьма полезными, способными решать самый широкий круг задач. Особенно хорошо самолет показал себя в ходе крупномасштабных учений в конце 1941 года, после чего Армия США приняла решение приобрести партию усовершенствованных O-59A, оснащенных двигателем Continental O-170-3 мощностью 65 л. с. и отличавшихся более комфортным размещением пилота и улучшенным обзором для наблюдателя. На O-59A поступило 948 заказов, но на вооружение они поступили уже под новым обозначением - L-4A. Варианты YO-59 и O-59 стали именоваться L-4, а все семейство позже получило название "Grasshopper". Последующие поставки насчитывали 980 самолетов L-4B с сокращенным составом радиооборудования, 1801 самолет варианта L-4H, имевшего незначительные изменения в конструкции, а также 1680 самолетов L-4J, которые имели винт изменяемого шага.
  Среди гражданских самолетов, мобилизованных Армией США после начала Второй мировой войны, оказались восемь самолетов J-3C-65 и пять J-3F-65, которые получили обозначения L-4C и L-4D. Затем компания по заказу Армии США приступила к разработке учебно-тренировочного планера - на основе самолета L-4 без силовой установки, а также с перепроектированной носовой частью фюзеляжа, вмещавшей инструктора и двух курсантов (построено 250 экземпляров для Армии США под обозначением TG-8). Три планера были приобретены для оценочных испытаний ВМС США под обозначением XLNP-1, а затем ВМС приобрели 230 самолетов NE-1, которые были в целом схожи с армейскими L-4 и использовались для начальной летной подготовки. Затем были приобретены еще 20 схожих самолетов, они получили обозначение NE-2.
  После войны производство было переориентировано на усовершенствованные самолеты J-4 Cub Coupe. Согласно подсчетам, компания "Piper" собрала в общей сложности 14125 гражданских и 5703 военных самолета Cub. Вариант Cub Coupe сохранил в целом планер J-3, но крыло имело несколько больший размах, а шасси было модернизировано. Самолет первоначально оснащался двигателем Continental A50-1 мощностью 50 л. с. и получил обозначение J-4, а после замены в 1940 году двигателя на Continental A65-1 или-8 мощностью 65 л. с. он стал J-4A, а вариант с двигателем A75-9 мощностью 75 л. с. обозначили J-4E. В 1939 году "Piper" вывела на рынок J-4B, отличавшийся измененным составом силовой установки, - первоначально это был Franklin 4AC-171 мощностью 60 л. с., а затем его заменили на 4AC-176-132 мощностью 65 л. с. Последним вариантом J-4 стала модификация J-4F с поршневыми двигателями Avco Lycoming - O-145-A1 или -A2 мощностью 55 л. с., либо O-145-131 мощностью 65 л. с. Совокупный выпуск J-4 составил 1250 машин, а в годы Второй мировой войны ВВС Армии США мобилизовали 17 самолетов J-4E - они находились на вооружении под обозначением L-4E.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Piper J-3C-65 Cub

  Тип: двухместный легкий самолет
  Силовая установка: один четырехцилиндровый ПД Continental A65 мощностью 65 л. с. (48 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 148 км/ч; практический потолок 3660 м; дальность полета 402 км
  Масса: пустого 290 кг; максимальная взлетная 499 кг
  Размеры: размах крыла 10,73 м; длина 6,78 м; высота 2,03 м; площадь крыла 16,54 м2

Piper PA-11 Cub Special

После Второй мировой войны потребность в гражданских легких самолетах казалась нескончаемой, но когда дешевые "лишние" самолеты, списываемые государственными ведомствами, поступили на рынок, ситуация изменилась мгновенно. Один из планов руководства компании "Piper" в этой связи заключался в выводе на перенасыщенный рынок недорогого гражданского варианта активно выпускавшегося самолета L-4 Grasshopper. Новый вариант вышел под обозначением Piper PA-11 Cub Special и оснащался четырехцилиндровым двигателем Continental A65-8 мощностью 65 л. с. Самолет подтвердил правильность расчетов, а его достаточно невысокая цена - он предлагался за 2495 долларов в 1947 году - означала, что многие предпочтут купить немного более дорогой, но новый самолет. До того как компания прекратила выпуск Cub Special, было выпущено 1323 экземпляра. Самолет развивал максимальную скорость 161 км/ч и мог выполнять полет на дальность до 483 км. Кроме того, Армия США поставляла данные самолеты другим странам в рамках программы военной помощи (MAP). В ее рамках 105 самолетов с двигателями Continental C90-8F под обозначением L-18B были поставлены в Турцию.
Первое обозначение военных Cub было O-59, но затем самолет переклассифицировали в связные, обозначив L-4, а с 1942 года - как наблюдательный самолет. Многие самолеты летают и сегодня.
Пайпер "Кэб", состоявший на вооружении ВВС Индонезии в 1950-х годах.
Маневренный, устойчивый и простой в пилотировании Piper Cub стал первым полноценным самолетом для массового рынка. Выпуск машин семейства Cub/Super Cub продолжался до ноября 1982 года.
Piper J3C Cub HB-ELI photographed in Switzerland in October 1982 by E. GANDET
Самолет с регистрационным номером CF-CUB - модель PA-11 Cub Special образца 1947 года. Он был первым в семействе Cub с полностью закрытым двигателем.
Самолеты типа Aeronca и Piper Cub (фото) в последние годы стали использовать в труднодоступных регионах, несмотря на очевидный недостаток удельной мощности этих машин (особенно ярко недобор мощности проявляется в вариантах с поплавковым шасси) и малую грузоподъемность.
The Piper "Cub" Two-seat Light Cabin Monoplane (40 h.p. Continental A-40 engine).
J-3 Cub раннего выпуска демонстрирует элегантные обводы, присущие машинам семейства Piper Cub. На J-3 было установлено увеличенное вертикальное оперение и хвостовое колесо.
Развитием J-3 стал J-4 Cub Coupe с полностью закрытым двигателем и шасси с обтекателями и тормозами. Самолеты хорошо продавались в США, и в годы войны некоторые из них использовались военными.
The Piper J4 Coupe Two-seat Light Cabin Monoplane (75 h.p. Continental engine).
This side by side, two seat Piper Cub Coupe is seen flying at Hanworth in 1939 and was the first of 24 to be imported to Britain from the USA. Many were used on Civil Air Guard flying.
Piper J/4A Cub Coupe G-AFZA, one of three currently registered in the UK, was a visitor to the Air-Britain Air Rally.
Wag-Aero CUBy, an updated version of the Piper Cub for construction by homebuilders
SWISS-MODIFIED CUB HB-ODW is a Model J3C-65 Cub Special (c/n. 12542, ex-U.S.A.A.F. 44-80246), tandem seater, powered by a 65-h.p. Continental A-65. Novelty: reviseal rear-vision canopy, slimmer rear fuselage and curved-fillet fin.
Newly registered in Ireland: The Kilmoon Flying Club’s ex-French J3C-65 Cub EI-BCM at Castlebridge 10/7/77;
The yellow Piper Cub N9830F was repainted at Fairoaks ex-G-AlYV with the licence number properly belonging to the Constellation which was once G-ANUV.
The Piper L-4H Grasshopper Light Observation and Liaison Monoplane (65 h.p. Continental O-170-3 engine).
Бразильский "Пайпер" L-4H в полете
L-4H на полевом аэродроме. Италия, весна 1945г.
L-4 Grasshopper воевал на всех ТВД, где находились американские войска. На снимке - два L-4B только что вылетели на разведку с аэродрома в джунглях где-то в Бирме.
Piper L-4 Grasshopper применялся Армией США практически в каждой военной кампании и на всех фронтах Второй мировой войны.
"Грассхоппер" в камуфляже ВВС армии США до наших дней летает в Великобритании
L-4 на передовом аэродроме в Италии, 1945 г.
Один из самых необычных экспериментов военных - посадочная система «Brodie», разработанная для посадки машин в джунглях и горах. Самолет зацепляется гаком за нейлоновую уздечку и по тросу опускается на аэродром.
В 1948г. колекция "примусов" ВВС Израиля пополнилась очередными "Кэбами"
Варианты J-3 с поплавковым шасси получали в конце обозначения букву "S". На снимке: самолет с поплавками Edo (Edo - сокращение имени разработчика поплавков - Earl D. Osborn), окрашенный по стандартной схеме в желтый цвет с черными полосами и несущий на киле логотип Cub.
BIRDCAGE 'PHIBIAN, N98888 (X) is a Piper J3C-75 Cub (75-h.p. Continental C-75) fitted with L. A. Gordonier's extraordinary, manually-operated nosewheel tricycle-cum-twin floats (Wollams) gear.
NORDIC SEA BOOTS. Reader L. Wilkins queries the size of Cub floats and whether many European aircraft are fitted with floats. The accompanying photograph should satisfy most flotation gear enthusiasts. Taken in 1950, near Oslo, the aircraft are (left to right) Noorduyn UC-64A Norseman (LN-PAE); Fairchild UC-61K Forwarder or Argus III (LN-HAO); the sole Norwegian Honningstad C-5 Norge (LN-DBW) and Piper L-4J Cub (LN-RAD) . The two black and white buoys were once German sea mines.
A Piper PA-11 Cub Special modified with a "universal" landing gear, similar to that fitted by Saunders Roe to an Auster.
Piper TwinCub
Piper L-4H Grasshopper