Bristol Burney hydroplane
Страна: Великобритания
Год: 1912


Описание
Фотографии
Bristol Burney (самолеты Ч. Бёрни)

  Фирма "Bristol" была первой в области гидроавиации, создав ряд самолетов, имевших весьма радикальную конструкцию. Испытания этих машин проводились в условиях глубокой секретности перед самым началом Первой мировой войны. Эта программа началась с серии полетов, которые провел Говард Пикстон в октябре 1911 года. В них использовался модифицированный Boxkite, оснащенный надувными поплавками под нижним крылом. В качестве пассажира на борту находился лейтенант флота Чарльз Бёрни, который, опираясь на работы итальянцев Форланини и Гвидони, предложил использовать для взлета подводные крылья, поднимавшие корпус летающей лодки над водой и уменьшавшие сопротивление. По совету своего отца, адмирала ВМФ, Бёрни обратился со своей идеей к сэру Джорджу Уайту из "Bristol".
  Созданная Бёрни концепция запускаемого с корабля разведчика включала ряд новых для того времени идей: герметичный фюзеляж, обеспечивающий плавучесть, складывающиеся крылья, подводное крыло и отдельные гребной и воздушный винты.
  Для начала Бёрни предложил доработать находившийся тогда в постройке биплан Bristol G.E.1. Самолет был оснащен шасси, к каждой стойке которого лесенкой крепилось несколько подводных крыльев, а под фюзеляжем и нижним крылом были установлены пять надувных поплавков для обеспечения плавучести.
  В конце 1911 года фирма "Bristol" организовала секретный отдел "X", который возглавил недавно пришедший в фирму Фрэнк Барнуэлл. Доработанный G.E.1, получивший новое обозначение Bristol Х.1, хотели оснастить двигателем ENV мощностью 60- 80 л. с. (45-60 кВт) с муфтой, позволявшей приводить или гребной винт, или пропеллер. Барнуэлл чувствовал, что эта машина мало подходит для решения поставленных задач, и предложил использовать моноплан с корпусом-лодкой и поплавками под законцовками крыла.
  Разработанный Барнуэллом самолет Х.2 имел обычное крыло, шасси с подводными крыльями и был оснащен двигателем водяного охлаждения Canton-Unne мощностью 80 л. с. (60 кВт) в носовой части. Постройка Х.2 завершилась в мае 1912 года, и первые испытания показали, что гребной винт быстро разгоняет машину, но при этом поток воды срывает обтекатели со стоек шасси. Последующие испытания на буксире за торпедным катером позволили установить, что подводные крылья легко поднимают самолет над водой, но при этом Х.2 становится неустойчивым. Доработки планера позволили ликвидировать неустойчивость машины при буксировке, но при работе гребного винта (из-за возникавшего реактивного момента) Х.2 все равно начинал зарываться одной законцовкой в воду и разворачиваться в ее сторону. С этой проблемой справились, установив под законцовками небольшие дополнительные поплавки.
  В сентябре 1912 года на стойки шасси установили обтекатели усиленной конструкции. Поскольку ранние испытания показали, что двигатель имеет тенденцию глохнуть при одновременном приводе гребного винта и пропеллера, первый полет решили осуществить без использования силовой установки, на буксире. Вместо двигателя в носовой части разместили балласт весом 227 кг. В таком виде Х.2 впервые поднялся в воздух 21 сентября при буксировке со скоростью 34 км/ч против встречного ветра, дувшего со скоростью 23 км/ч. Но поскольку рулевые поверхности Х.2 были зафиксированы, машина резко взмыла вверх, а затем свалилась на крыло и врезалась в воду.
  Полученные Х.2 повреждения делали его ремонт нецелесообразным, и в марте 1913 года "Bristol" начала работы над усовершенствованным вариантом Х.3. Самолет был оснащен гребными винтами противоположного вращения для устранения реактивного момента, а также имел ряд других доработок.
  Для первых рулежек использовали ротативный двигатель Gnome мощностью 80 л. с. (60 кВт), а вместо крыла были установлены поддерживающие поплавки. На основных стойках шасси установили водяные рули, а подводные крылья оснастили рулями глубины. Устойчивость самолета на воде оказалась приемлемой, но выяснилось, что при включении воздушного винта машина "клевала" носом. Барнуэлл решил эту проблему, установив горизонтальный руль сразу за пропеллером, автоматически отклонявшийся при включении последнего. На самолет установили двигатель Canton-Unne и крыло, но в июне 1914 года Х.3 получил серьезные повреждения, налетев на мель. В это время Адмиралтейство отказалось поддерживать работы по Х.3, и останки машины были пущены на слом в 1920 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bristol Burney Х.3

  Тип: двухместный экспериментальный гидросамолет на подводных крыльях
  Силовая установка: один радиальный двигатель воздушного охлаждения Canton-Unne мощностью 200 л. с. (149 кВт)
  Размеры: размах крыла 17,63 м; длина 11,18 м; площадь крыла 46,45 м!
Для обеспечения водонепроницаемости корпус Bristol Burney Х.2 был обшит фанерой из красного дерева, обтянут парусиной, а затем отлакирован. На снимке Х.2 во время рулежки в Дейле в сентябре 1912 года с работающим гребным винтом.