Bristol BR.7 / TB.8 / GB.75
Страна: Великобритания
Год: 1913


Описание
Фотографии
Bristol Coanda (самолеты А. Коанда)

<...>
  Фактически, лишив "Bristol" шансов получить крупнейший в истории Британии официальный заказ на Coanda Military Monoplane, Министерство авиации частично компенсировало его контрактом на постройку самолетов RAF В.Е.2, которые несомненно были лучшими английскими аэропланами того времени. Между тем Коанда решил спроектировать биплан, чему поспособствовали запросы на двухместный самолет с большой дальностью полета, поступившие из Испании и Германии в ноябре 1912 года. Машины решили оснастить двигателями Renault и Daimler-Mercedes мощностью 70 и 90 л. с. (52 и 67 кВт) соответственно.
  В результате был создан биплан B.R.70, позднее переименованный в B.R.7. Были построены восемь таких самолетов; один из них, с двигателем Daimler-Mercedes - в Германии, в Хальберштадте, на дочернем предприятии фирмы "Bristol" - "Deutsche Bristol-Werke". Первый самолет был готов в феврале 1913 года, но Испания отказалась принять его из-за несоответствия летных характеристик заявленным. В конечном счете, самолет недолгое время использовался в Британии.
  В январе 1913 года Коанда разработал двухместный гидросамолет. Фюзеляж располагался между крыльями бипланной коробки, а шасси состояло из одного центрального поплавка под фюзеляжем и двух стабилизирующих поплавков под нижним крылом. Эту машину назвали Hydro 120, поскольку она была 120-м самолетом "Bristol". Машина впервые поднялась в воздух 15 апреля 1913 года, но в этом же полете разбилась из-за перегрева двигателя.
  Адмиралтейство также заказало несколько самолетов на базе Coanda Military Monoplane, один из которых был переделан в прототип биплана Т.В.8. Эта машина стала одним из самых удачных ранних самолетов фирмы "Bristol" после Boxkite - были построены 53 экземпляра (включая изготовленные по лицензии фирмой "Breguet" во Франции и несколько переделанных из Coanda Military Monoplane). В силовой установке на самолетах использовались ротативные двигатели Gnome мощностью 50 и 80 л. с. (37 и 60 кВт), Le Rhone мощностью 60 и 80 л. с. (45 и 60 кВт) и Gnome Monosoupape, развивавший 100 л. с. (75 кВт).
  Самолеты Т.В.8Н и G.B.75 были построены в единственном экземпляре. Гидросамолет Т.В.8Н оснастили двигателем Gnome мощностью 80 л. с. (60 кВт). G.B.75, построенный по заказу румынского принца, являлся усовершенствованным вариантом Т.В.8 с улучшенной аэродинамикой и ротативным двигателем Gnome Monosoupape мощностью 75 л. с. (56 кВт). В разработке этой машины участвовал и Фрэнк Барнуэлл, недавно пришедший в фирму.
  Завершение постройки G.B.75 совпало с началом Первой мировой войны, и самолет передали RFC, предварительно оснастив двигателем Gnome мощностью 80 л. с. (60 кВт).
  Последним типом самолета, разработанным Коанда в Англии, стал биплан Р.В.8, оснащенный силовой установкой с толкающим винтом. Работы были начаты в ноябре 1913 года, но самолет не успели достроить до начала войны.
Т.В.8 - наиболее удачный из самолетов Коанда, созданных на фирме "Bristol", - использовался Королевским флотом в основном в качестве учебной машины. Тем не менее некоторое количество этих машин, базировавшихся во Франции, применялись для бомбардировки германских позиций.
WHO'S THE PILOT? From a Tiger Moth (G-APJP) owner, J. Pothecary of Salisbury, Wiltshire, comes this fragment of a late-production Bristol T.B.8 Tractor Biplane 2-seat trainer of 1914-15. The neatly cowled rotary is a 100-h.p. Gnome Monosoupape. Its particular history is unknown to Mr. Pothecary. We know that about thirty-six T.B.8s were built, of which some were supplied to the R.N.A.S., and six went to Roumania. Earlier variants were powered by the 80-h. p. category rotaries, Gnome, Le Rhone and Clerget. Span 37 ft. 8 in.; length 29 ft. 3 in.; max. speed 73 m.p.h.