Sud-Ouest SO.1220 / SO.1221 Djinn
Страна: Франция
Год: 1953
Вертолет

Двухместный легкий вертолет
Описание
Фотографии
Sud-Ouest S.O.1100 Ariel и S.O.1221 Djinn


  Интерес компании "Sud-Ouest" к вертолетам воплотился в разработку S.O.1100 Ariel I. Первый полет вертолет с трехлопастным несущим винтом и мотором Mathis G8 мощностью 220 л. с. выполнил в 1947 году. Двигатель был связан с компрессором Turbomeca, закачивавшим воздух под небольшим давлением в полые лопасти несущего винта. На законцовках лопастей имелись небольшие сопла, где происходило смешивание воздуха и топлива. Воспламенение смеси осуществлялось электроимпульсом.
  Улучшенный S.O.1110 Ariel II поднялся в воздух 23 марта 1949 года. Максимальная взлетная масса составляла 1080 кг, максимальная скорость - 170 км/ч, диаметр несущего винта - 10,80 м.
  Необычная силовая установка первых двух вертолетов "Sud-Ouest" получилась тяжелой, поэтому на S.O.1120 Ariel III установили турбокомпрессор Turbomeca Arrius мощностью 275 л.с. За счет экономии массы на вертолете удалось разместить дополнительного пассажира.
  В серийное производство Ariel не передавался, но опыт его проектирования и испытания был использован при создании вертолета S.O.1220 Djinn, прототип которого выполнил первый полет 2 января 1953 года.
  На Djinn установили турбокомпрессор Turbomeca Palouste, в остальном принцип создания тяги остался неизменным.
  Испытания показали необходимость улучшения реактивных сопел. С учетом замечаний построили пять прототипов S.O.1221 с полностью закрытыми кабинами. Первый из них поднялся в воздух 16 декабря 1953 года, а уже через 13 дней на нем был установлен новый рекорд высоты в своем классе - 4789 м.
  Интерес к проекту проявили Сухопутные войска Франции, заказавшие 22 предсерийных вертолета, главным образом, для эксплуатационных испытаний. Первая предсерийная машина выполнила первый полет 23 сентября 1954 года. Немного позже три вертолета предсерийной партии закупила для оценочных испытаний Армия США под обозначением YHO-1.
  Французские военные с энтузиазмом отнеслись к возможностям и простоте S.O.1221, армия заказала 100 серийных вертолетов, еще шесть вертолетов заказали Вооруженные силы ФРГ. В воздух первый серийный вертолет впервые поднялся 5 января 1956 года. S.O.1221 сертифицировали во Франции и США в апреле 1958 года.
  К моменту прекращения серийного производства в середине 1960-х годов было построено 178 вертолетов, они экспортировались в десять стран мира. Часто вертолеты использовали для выполнения сельскохозяйственных работ, в этом случае устанавливались два бака для реагентов и устройство распыления.
  За период серийного производства компания "Sud-Ouest" дважды сменила наименование: 1 сентября 1956 года на "Sud-Aviation", а 1 марта 1957 года фирма объединилась с "Sud-Est Aviation". Поэтому вертолет называют или Ouest S.O.1221, или Sud-Aviation S.O.1221.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Sud-Ouest S.O.1221 Djinn

  Тип: двухместный легкий вертолет
  Силовая установка: один турбокомпрессор Turbomeca Palouste IV мощностью 240 л. с. (179 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 130 км/ч; продолжительность полета со стандартной заправкой 2 ч 15 мин
  Масса: пустого 360 кг; максимальная взлетная 800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 5,30 м; длина фюзеляжа 5,30 м; высота 2,60 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 95,03 мг
Армия Франции использовала Djinn для эвакуации раненых (летчик и два раненых на носилках), как связной, наблюдательный и тренировочный.
Пилот Жан Дабос в рекордном полете на вертолете SO.1220 "Джинн"
Легкий многоцелевой вертолет SO.1221 "Джинн"
Газотурбинный Djinn строился довольно большой серией, но по массовости и летным данным уступал Alouette II и Alouette III.
Sud-Aviation SO 1221 Djinn (Turbomeca Palouste turbo-generator)
Для наблюдения, связи и разведки французы использовали различные легкие аппараты, в т.ч. вертолеты "Джинн"
More "ironmongery" added to the already skeletal SO.1221 Djinn, is a crop-spraying ramp. All-up weight of the two-seat Djinn is 1.390 lb.