Мировая Авиация 73
-
Ноябрь 1921г.: на парижском авиасалоне впервые публично представлен прототип французского самолета Breguet 19, созданного на базе Breguet 14 военного времени. Этот удачный легкий разведчик-бомбардировщик серийно строился во Франции до 1928 года, а в других странах выпускался по лицензии еще дольше. На специализированном варианте самолета было установлено несколько мировых рекордов дальности полета.
Боекомплект истребителя F-15 Eagle позволяет летчику вести воздушный бой на разных дистанциях с практически любыми воздушными целями. Помимо встроенной пушки M61A1 Vulcan, F-15 несет четыре УР AIM-9L/M малой дальности и четыре УР AIM-7M Sparrow средней дальности.
Португалия. В июле 1994 года Португалия в рамках программы "Peace Atlantis I" приобрела 20 самолетов F-16 Block 15 (двигатели F100-PW-220E), в процессе постройки доработанные до стандарта Block 150CU. В 1996 году утверждена программа "Peace Atlantis II", по которой приобретено 25 снятых с вооружения ВВС США самолетов F-16A/B (поставки завершены в 1999 году), причем планеры 20-и из них усилили (программа "Falcon UP"), установили двигатели F100-PW-220E и БРЭО, аналогичное авионике F-16A/B (MLU). В 2009 году на вооружении португальских ВВС состояло 45 F-16A/B, ими вооружено 5-е авиакрыло (авиабаза Монти-Реал).
Нидерланды. В мае 1979 года в воздух поднялся первый F-16 голландской сборки (вторая, после бельгийской, европейская сборочная линия F-16). В марте 1980 года подписан контракт на поставку для голландских ВВС 213 самолетов F-16, в 1989 году - еще на 10 F-16A, а затем - еще на 51 F-16A/B Block 15. 138 самолетов F-16 голландских ВВС модернизированы до уровня MLU (F-16AM/BM). В 2003 году Голландия решила сократить парк F-16 на 25%, в 2005 году небольшое количество самолетов продано в Иорданию и Чили. На вооружении голландских ВВС имеются самолеты-разведчики F-16A(R) и F-16B(R), оснащенные подвесными контейнерами Oldelft Orpheus, но теперь самолеты используют разведывательный комплекс MARS. На 2009 год самолетами F-16 были вооружены три эскадрильи голландских ВВС,дислоцированные на авиабазе Лиёварден, и четыре эскадрильи - на авиабазе Фолькель.
Дания. Позже эти F-16A/B Block 1 были доработаны до стандарта F-16A/B Block 10 по программе "Pacer Loft I" на заводе датских ВВС в Аальборге. В августе 1984 года Дания заказала еще 12 F-1 б (8 F-16A и 4 F-16B), которые были построены голландской "Fokker". Для восполнения потерь были закуплены три самолета в 1994 году и четыре - в 1997 году. По левому борту в носовой части фюзеляжа датских F-16 установлены опознавательные огни, на внешних подкрыльевых пилонах - устройства отстрела ловушек. Самолеты дислоцированы на авиабазах Аальборг и Скридструп.
Бельгия стала одной из первых четырех стран-импортеров F-16, закупив 160 машин. В силу ряда причин, прежде всего финансового плана, в 2005 году было принято решение о сокращении количества летающих F-16 до 72 самолетов. В 1977 году Бельгия заказала 116 F-16A/B (первый поставлен в декабре 1978 года), в 1981 году 35 F-16 Block 1/5 доработали до уровня Block 10, а в 1983 году поставлены первые из 44 заказанных F-16 Block 150CU. План реорганизации ВВС Бельгии, принятый в 2003 году, предусматривает сокращение к 2015 году парка F-16 до 60 машин. 42 бельгийских F-16 модернизированы с целью продления ресурса. На F-16 бельгийских ВВС установлена аппаратура РЭБ Carapace. F-16 состоят на вооружении 2-го (авиабаза Флореннес) и 10-го (Клейне-Брогель) авиакрыльев.
Турция. ВВС Турции имеют 240 самолетов F-16C/D Block 30/40/50. Первый заказ по программе "Peace Onyx I" на 156 F-16 Block 30/40 размещен в сентябре 1983 года, все самолеты - кроме первых восьми - собраны на заводе турецкой "Tusas Aerospace Industries" (TAI), поставки начаты в октябре 1987 года (начиная с 44-й машины, они выпускались в варианте Block 40).TAI поставила еще 46 F-16C/D Block 40 для ВВС Египта (программа "Peace Vector"). В марте 1992 года начата программа "Peace Onyx II" - закупка 80 F-16 Block 50, поставки - до 1997 года. В 1998-1999 годах по программе "Peace Onyx III" закуплены 40 F-16 Block 50, а еще 30 должны быть закуплены по утвержденной в 2007 году программе "Peace Onyx IV" (поставки в 2010-2011 годах). Самолетами F-16 вооружены пять авиакрыльев: 3-е (авиабаза Конья), 4-е (Акынджи), 5-е (Мерзифон), 6-е (Бандырма), 8-е (Диярбакыр) и 9-е (Баликешир).
Пуск УР AIM-9M с левого торцевого крыльевого пилона истребителя F-16 выполнен во время сертификационных испытаний ракеты. "Nine Mike" - один из немногих вариантов УР Sidewinder, никогда не поставлявшихся на экспорт.
Италия. ВВС Италии в рамках программы "Peace Caesar" взяли в лизинг 34 самолета F-16A/B Block 5/10/15ADF. Данные F-16 ранее принадлежали ВВС США, затем находились на хранении. Перед поставкой в Италию в 2003-2004 годах они прошли ремонт и модернизацию. F-16 заменили Tornado F.Mk3, которые ВВС Италии арендовали у британских ВВС. F-16 поступили во 2-е (авиабаза Червия) и 37-е (Трапани-Бирги) авиакрылья.
Норвегия закупила 60 F-16A и 12 F-16B Block 1/5/10/15, выпущенные на заводе "Fokker", в январе 1980 года - июне 1984 года. Самолеты оборудованы тормозными парашютами. 56 самолетов модернизированы с целью продления ресурса, на всех машинах установлены встроенные активные постановщики помех Northrop Grumman AN/ALQ-162, модернизированные до уровня Shadowbox II. Предполагается, что F-16 останутся на вооружении 132-го (авиабаза Будё) и 138-го (Эрланн) авиакрыльев до поступления самолетов F-35.
Польша. В 2003 году Польша заказала партию F-16 Block 52+ (программа "Peace Sky"), поставки выполнены с ноября 2006 по 2008 год. Предполагается, что три эскадрильи, получившие F-16 Block 52+, достигнут состояния полной боеготовности в 2012 году. Польские F-16 оснащены новейшим ТРДДФ Pratt & Whitney F100-229, а в состав их БРЭО входят РЯС APG-68(V)9 с режимом картографирования местности и аппаратура РЭБ ALQ-211 (V)4. Все польские F-16 способны нести авиационные средства поражения, такие как JDAM и JSOW, а также УР "воздух-воздух" AIM-120C-5 и AIM-9X.
Греция. ВВС Греции получили 180 самолетов F-16, включая F-16C/D Block 30, 50 и 52. В январе 1987 года по программе "Peace Xenia I" Греция заказала 40 F-16C/D Block 30, поставки начаты в ноябре 1988 года. По следующей программе, "Peace Xenia II", в апреле 1993 года заказаны 40 самолетов Block 50 с двигателями GE, первые четыре машины прибыли в Грецию 28 июля 1997 года. По программе "Peace Xenia IV" в июне 2000 года закуплены 50 F-16 Block 52, еще 10 машин заказаны в сентябре 2001 года; все самолеты поставлены до 2004 года в варианте Block 52+ с конформными топливными баками (на снимке). F-16 состоят на вооружении 110-го (авиабаза Лариса), 111-го (Неа-Аньялос), 115-го (Суда) и 117-го (Андравида) авиакрыльев.
Heinkel Не111Н-3. X воздушный корпус направил часть своих самолетов в 26-ю бомбардировочную эскадру "Lowen Geschwader" (самолеты имели "неправильную" белую маркировку Средиземноморского ТВД). Именно удары немецких бомбардировщиков заставили британцев эвакуировать с Крита все свои самолеты еще до высадки на остров германского десанта.
Junkers Ju 52/3mg4e из штабного звена группы lV/KCzbV 1, дислоцированной в районе Коринфа и Мегары. В мае 1941 года 1-й транспортной эскадрой командовал полковник Бухгольц. Подразделения эскадры базировались на неподготовленных грунтовых аэродромах, что отрицательно сказывалось на техническом состоянии самолетов.
Junkers Ju 88А. Изображен Ju 88A-4 из III группы 30-й эскадры (III./Kampfgeschwader 30) "Alder Geschwader", переданной 24 мая 1941 года из X в VIII воздушный корпус. Самолеты несли смешанную маркировку театров военных действий: желтую Крита и белую - Средиземноморья. На киле бомбардировщика отражены успехи экипажа на Мальте и Крите.
Martin Maryland Mk II из 24-й эскадрильи ВВС Южной Африки. В мае 1941 года эскадрилья базировалась в Египте, а с 23 мая действовала над Критом, нанося вместе с шестью эскадрильями британских ВВС удары по германским войскам в районе аэродрома Малеме.
Первыми в бою AH-64A применили военнослужащие 1-го авиационного батальона 82-й воздушно-десантной дивизии в ходе операции "Just Cause" в Панаме в декабре 1989 года, а первые выстрелы в операции "Буря в пустыне" сделали вертолеты Apache из 101-й воздушно-десантной дивизии, приписанные к боевой группе "Normandy". В ночь на 17 января 1991 года восемь AH-64A пересекли границу Ирака с задачей уничтожения РЛС раннего предупреждения, чтобы открыть путь ударным самолетам.
Эффективность AH-64, продемонстрированная в ходе операции "Буря в пустыне", произвела большое впечатление на военных ряда стран, включая Грецию, Великобританию и Нидерланды, что во многом способствовало экспортным поставкам вертолетов, которые также закупили Саудовская Аравия и ОАЭ.
На снимке изображен Apache из 1-й учебной авиационной бригады Армии США, дислоцированной в Форт-Ракере, штат Алабама. Форт-Ракер считается "столицей" армейской авиации США. Все учебные вертолеты, базирующиеся в Форт-Ракере, снабжены крупно нарисованными идентификационными кодами. Курсанты сначала проходят курс летной подготовки, а затем приступают к отработке боевого применения. В Форт-Ракере также выполняется переучивание на AH-64 военнослужащих иностранных армий.
Apache обладает прекрасной маневренностью. Максимальная угловая скорость крена составляет 100град/с, что соответствует скорее самолету-истребителю, чем вертолету. Для большинства вертолетов максимальное ограничение по перегрузке составляет 2g, но для AH-64 оно равно 3,5g, что позволяет летчику выполнять резкие маневры, не опасаясь разрушения конструкции вертолета.
Обвешанный ПТУР Hellfire и блоками НАР вертолет AH-64A уходит в очередной боевой вылет. Война в Персидском заливе стала важной вехой в карьере AH-64. При ее проведении экипажи приобрели опыт полетов на сверхмалых высотах в условиях пустыни, а технический персонал сумел преодолеть проблемы, связанные с эксплуатацией вертолетов, характерные для периода освоения новой техники.
Серьезным врагом вертолетов в пустыне стал песок, поднимаемый вращающимися винтами при выполнении взлетов и посадок, а пустынная местность затрудняла экипажам ориентирование.
AH-64A Apache. Этот AH-64A принадлежал 6-й кавалерийской (авиационной ударной) бригаде Армии США, дислоцированной в 1987 году на авиабазе армейской авиации Форт-Худ. В 1986-1988 годах вертолеты AH-64A поступили на вооружение трех батальонов этой бригады, в 1988 году одно из этих подразделений (2-6 CAV) было переброшено в Западную Германию - первая командировка вертолетов Apache в Европу. Позже подразделения Apache из 6-й бригады были направлены и в Южную Корею.
AH-64A Apache
DH.4. Самолет A7712 построен компанией "Airco" летом 1917 года, эксплуатировался в 18-й эскадрилье Королевского авиакорпуса. Изначально DH.4 этой эскадрильи действовали с высот порядка 4500 м, но в напряженных сражениях марта 1918 года перешли к действиям с малых высот.
Изображенный DH.4 постройки "Westland" несет окраску 2-й эскадрильи авиации британских ВМС - в 1918 году подразделение преобразовали в 202-ю эскадрилью британских ВВС. Самолет использовался для бомбардировок и разведки территории Бельгии вплоть до окончания войны.
Компания "Westland Aircraft" построила для британского флота 150 самолетов DH.4 с мотором Rolls-Royce Eagle. Часть самолетов вооружили не одним, а двумя фиксированными стреляющими вперед пулеметами, а в кабине стрелка установили кольцевые турели Scarff.
Наземный персонал готовит к установке на Bf 110C-5 аэрофотоаппараты Rb 50/30. Впрочем, самолеты-разведчики не смогли дать полное представление о характере местности на Крите в районах высадки десантов.
Breguet Br.1050 Alize
Junkers Ju87B-2. Пикирующие бомбардировщики из I группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков подполковника Оскара Динорта действовали с материковых аэродромов против кораблей британских ВМС, находившихся в водах Крита. I и II группы базировались в Микенах и Молаи, a III группа эскадры была развернута на острове Скарпанто, северо-восточнее Крита.
"Normalapparate" ("Нормальный планер"), созданный в 1893-1894 годах, стал самым удачным аппаратом Лилиенталя, девять таких планеров у него даже купили.
На этом планере Лилиенталь летал в 1891 году, выполнив первые в мире успешные полеты на аппарате тяжелее воздуха.
Отто Лилиенталь мечтал летать подобно птице. Несмотря на успех своих планеров, он не оставлял попыток создания махолета или орнитоптера. На снимке: махолет образца 1894 года.
"Normalapparate" был доработан в биплан, нижнее крыло которого было почти идентично верхнему.
(Normal-glider 1894) Лилиенталь скончался в больнице от травм, полученных при неудачной посадке на планере. Фотография планера сделана после катастрофы.
Южноафриканские пионеры. 4 февраля 1920г.: к выполнению третьего перелета на самолете Vickers Vimy приступили Пьер ван Райнфельд и Кристофер Квинтин Брэнд, взлетевшие на "Silver Queen" из Бруклендса. Машина G-UABA выполнила вынужденную посадку в Коросо, местечке между Каиром и Хартумом. Перелет до Кейптауна был продолжен на самолете DH.9.
"Aerolineas Argentinas" Национальный авиаперевозчик Аргентины ведет свою историю от небольшой компании, основанной в 1949 году. В июле 1984 года "Aerolineas Argentines" купила у "Delta Air Lines" три A310-324 для замены Boeing 707. Самолеты использовались, главным образом, для полетов в США; в конце 2008 года эксплуатировался только один из этих авиалайнеров, вскоре сняли с эксплуатации и его.
"Air Jamaica". Компания "Air Jamaica", образованная правительством Ямайки и "Air Canada" в октябре 1968 года, изначально выполняла рейсы по небольшому количеству маршрутов, связывающих остров с США и Канадой. Более активную политику она начала проводить с мая 1984 года, тогда же ее самолеты получили новую окраску (на снимке) и были закуплены новые авиалайнеры, в том числе шесть A310-300. Всего авиакомпания приобрела 11 самолетов A310, последний из которых был продан в 2004 году.
"AirTransat" - ведущий чартерный перевозчик Канады, выполняет полеты в Европу, Северную и Латинскую Америку, на Карибские острова. На лето 2009 года авиакомпания располагала 14 самолетами A310-300 и четырьмя A330. A310 обычно выполняют полеты в конфигурации на 20 мест "клубного"(бизнес) класса и 323 места эконом-класса. До начала эксплуатации A310 авиакомпания использовала самолеты TriStar и Boeing 757.
"Pan Am". Авиакомпания - пионер в использовании реактивных авиалайнеров - виделась одним из вероятных заказчиков революционного изделия концерна "Airbus Industrie". В течение нескольких месяцев она эксплуатировала самолеты A300 и лишь затем выпустила на свои дальние трансатлантические линии A310. Первый коммерческий рейс A310 авиакомпании "Pan Am" выполнил в мае 1985 года. Компания заказала 18 самолетов A310, но к тому моменту, как они стали поступать в эксплуатацию, у компании начались проблемы - в 1985 году она была вынуждена продать свои тихоокеанские линии, а в декабре 1991 года прекратила регулярные полеты на всех линиях.
"Ecuatoriana". Эквадорский авиаперевозчик "Ecuatoriana" приобрел два A310-324 у "Airbus Industrie" в 1991 году, а в 1997 году - еще один A310-304F. Грузовой вариант был закуплен на вторичном рынке у "Sudan Airways" (изначально поставлен в 1990 году авиакомпании "ТЕА"), С прекращением деятельности "Ecuatoriana" все самолеты были проданы, последний - в 2002 году.
"Wardair Canada" "Wardair" эксплуатировала 12 самолетов A310-304 до их продажи "Canadian Airlines" в 1989 году. Самый старый из этих самолетов поставлен "Wardair" в 1987 году, однако компания решила не разбавлять этими самолетами свой парк, состоявший из самолетов "McDonnell Douglas" и "Boeing". В дальнейшем пять A310 продали канадским ВВС, один - ВВС Франции, другие - мелким авиаперевозчикам. Два из этих самолетов в 2009 году эксплуатировала авиакомпания "AirTransat".
"FedEx" - один из самых крупных эксплуатантов самолетов A310. В 2009 году парк авиакомпании насчитывал не менее 49 самолетов A310-200 и 17 грузовых A310-300, все самолеты куплены на вторичном рынке. Некоторые из них изначально предназначались для коммерческих грузоперевозок, например, A310F, ранее принадлежавший авиакомпании "Ecuatoriana", но другие самолеты прошли модернизацию в грузовые из пассажирских. "FedEx" приступила к эксплуатации A310 в июле 1994 года, получив первый из 13 конвертированных в грузовой вариант и принадлежавших ранее "Lufthansa" A-310-200.
17 мая 1920г.: de Havilland DH. 16 (G-EALU) выполнил полет из Кройдона в Скипхол, открыв линию Амстердам-Лондон, которую обслуживали самолеты компаний KLM и "AT&T". На снимке: летчик Джерри Шоу и два журналиста приветствуют покидающего самолет директора компании KLM Альберта Плесмана.
Обладатель Кубка Пулитцера. 5 ноября 1921г.: после отказа ВМС США от участия в гонках на приз Пулитцера фирма "Curtiss" взяла в аренду самолет CR-2, который должен был принять участие в гонках от ВМС. CR-2 пилотировал летчик-испытатель фирмы "Curtiss" Берт Акоста. Так как Армия США тоже отказалась от участия в гонках, то единственным достойным конкурентом Акосты остался триплан Curtiss-Cox. Акоста на CR-2 с гоночным номером "4" показал скорость 284,36 км/ч, установив тем самым новый рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту.
Истребители Curtiss Tomahawk начали поступать на вооружение эскадрилий британских ВВС в Северной Африке к моменту начала кампании на Крите - слишком поздно, чтобы усилить оборону острова.
Lightning F.Mk 2A сочетал прекрасную управляемость исходного F.Mk 2 с улучшениями, внедренными на F.Mk 6, и стал последней модификацией Lightning, принятой на вооружение британских ВВС, продлив срок эксплуатации самолетов данного типа в ФРГ. За счет базирования этих самолетов на самом восточном западногерманском аэродроме Гютерслох время реакции перехватчиков было очень небольшим.
На вооружении 5-й эскадрильи перехватчики F.Mk 6 (Interim) состояли с 10 декабря 1965 года до конца 1966 года, когда их модернизировали до стандарта Mk 6.
Вместимость каждого надкрыльевого бака составляла 1080 кг топлива. Такие баки могли монтироваться на F.Mk 6 и экспортных Lightning и предназначались в основном для перегоночных полетов.
На смену Lightning пришли Tornado F.Mk 3, обладающие большей продолжительностью полета и увеличенной массой полезной нагрузки.
11-я эскадрилья стала последней в британских ВВС, вооруженной самолетами Lightning. Она эксплуатировала F.Mk 6 и Т.Mk 5 до 30 апреля 1988 года, когда их заменили Tornado F.Mk 3.
Здесь изображен оснащенный моторами Pratt & Whitney самолет Bre.695AB.2 из эскадрильи GBA1/51 авиации армии режима Виши, которая базировалась в июне 1942 года в Лезиньяне-Корбирье и выполняла полеты под немецким контролем.
Breguet 690
У Bre.270 силовой каркас выполнен большей частью из стальных, а не из алюминиевых сплавов. Короткий фюзеляж машины, двигатель, нижнее крыло, хвостовая балка и шасси монтировались на стальную раму, за счет чего этот двухместный полутораплан получился очень прочным.
Breguet Bre.270
Изображенный здесь Bizerte состоял на вооружении 1-й поисково-спасательной эскадрильи Люфтваффе (I.Seenotstaffel) и зимой 1943-1944 годов базировался в Бресте.
Транспортные самолеты Privateer в ВВС Гондураса получили бортовые номера "792" (на снимке), "794" и "796".
Противопожарный Super Privateer. Компания "Hawkins & Powers Aviation Inc." из Грейбулл, штат Вайоминг, эксплуатировала последние PB4Y-2 - пять самолетов "Super Privateer", оснащенных моторами R-2600, снятыми с B-25 Mitchell. Двигатели имели турбонагнетатели, существенно улучшившие летные данные "противопожарных бомбардировщиков". Масса полезной нагрузки Super Privateer составляла 8981 кг или 8328 л ингибитора. После того, как из-за усталостных разрушений конструкции в 2002 году разбился самолет N7620C, полеты остальных машин прекратили, и вскоре они были проданы.
Типичный Privateer военного времени, X525 "Our Baby" (серийный №59525), сфотографирован в октябре 1945 года в Шанхае. Самолет в разное время состоял на вооружении эскадрилий VPB-121 и VPB-106.
The Consolidated Vultee PB4Y-2 Privateer Long-range Bomber Reconnaissance Monoplane (four Pratt & Whitney R-1830-94 engines)
На большинстве Privateer стояли передние стрелковые установки "Erco". На снимке хорошо видны удлиненный фюзеляж с двумя верхними стрелковыми установками, видоизмененная мотогондола и подфюзеляжный обтекатель антенны поисковой РЛС.
Девять Privateer были переданы Береговой охране США для использования в качестве поисково-спасательных и получили обозначение PB4Y-2G. Пулеметные турели сняли, оборудовав взамен места для наблюдателей.
Последними Privateer в ВМС США стали беспилотные мишени QP-4B (до 1962 года - P4Y-2K), которые с 1952 года использовались для отработки ЗРК. Последняя мишень, серийный №59896, была сбита 16 января 1964 года.
Шесть ранее эксплуатировавшихся авиакомпанией "Air France" самолетов Br.763 поступили на вооружение 64-й транспортной эскадры ВВС Франции, наряду с тремя предсерийными Br.761S и четырьмя военно-транспортными Br.765 Sahara.
"Boeing" заключила крупный контракт. Июнь 1921г.: "Boeing" в жесткой конкуренции с пятью другими фирмами выиграла контракт на поставку Авиационной службе Армии США 200 истребителей Thomas-Morse MB-3A. В числе проигравших оказалась и фирма "Thomas-Morse", спроектировавшая самолет. Крупный контракт упрочил положение "Boeing" в условиях послевоенного обвала заказов на военные самолеты. Сумма контракта на поставку 200 истребителей MB-3A составила 1448 000 долларов, она с лихвой покрыла существовавший с 1920 года дефицит бюджета компании в 300000 долларов.
Thomas-Morse MB-3A, built by Boeing.
Колониальная авиационная служба. 1 июля 1920г.: Бельгия открыла первую воздушную линию, работавшую на внутренних маршрутах колонии. К полетам в Бельгийском Конго привлекли шесть летающих лодок Levy-Lepen, а линию назвали "Lara-Ligne Aerienne Roi Albert" ("Авиалиния короля Альберта").
19 апреля 1921г.: летчик-испытатель компании "Short Brothers" Джон Паркер выполнил первый полет на летающей лодке N.3 Cromarty. 9 августа он за 7 минут набрал на этом гидроплане высоту 914 м и развил максимальную скорость 154 км/ч.
Bre.280T в целом был похож на Bre.26Т, но имел закрытую кабину для экипажа из двух человек и отличался более округлыми законцовками крыла и стабилизатора.
В 1934 году этот Bre.393T авиакомпания "Air France" эксплуатировала на линии Тулуза - Касабланка. Все самолеты Bre.393T отличались иллюминаторами большой площади и комфортабельными креслами для пассажиров.
Оба Br.731 поступили на вооружение эскадрильи 33S, где получили собственные имена "Altair" и "Bellatrix" и эксплуатировались в течение непродолжительного периода.
Из-за выбранной конфигурации, с высокорасположенным крылом, стойки основных опор шасси у Br.890 получились очень длинными. На снимке: Br.890H Mercure.
Br.941 имеет шасси, ныне типичное для военно-транспортного самолета, - трехопорное с носовой опорой, причем основные опоры убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа.
Фюзеляж самолета Br.940 имеет сечение, близкое к прямоугольному, в носовой части находится кабина для двух пилотов, а грузопассажирская кабина занимает большую часть фюзеляжа и оканчивается рампой.
В сентябре 1952 года первый полет выполнил второй прототип самолета Vultur, оснащенный более мощными двигателями Mamba ASMa.3 и Nene Mk 104.
Breguet 960 Vultur.
Оснащенный 400-сильным мотором Liberty 12, самолет DH-4B американской постройки в отличие от британских машин имел кабину пилота, смещенную ближе к кабине стрелка.
Самолеты DH.4 применялись для выполнения самого широкого круга задач и не только военных. После войны часть самолетов, включая DH.4A британских ВВС, оборудовали закрытыми пассажирскими кабинами с креслами и иллюминаторами.
The D.H.4A, 350 h.p. Rolls-Royce "Eagle."
Первый полет транспортный вариант самолета Privateer, RY-3, выполнил в 1944 году. ВМС США заказали 125 таких машин, но до окончания войны собрано было только 33, из которых 26 по ленд-лизу передали британским ВВС (обозначались Liberator C.Mk IX), а четыре использовались для VIP-перевозок в КМП США.