Breguet Br.690
Страна: Франция
Год: 1938


Бомбардировщик/штурмовик с экипажем из двух человек
Описание:
Br.690
Breguet Bre.690
Фотографии

Br.690

Легкий бомбардировщик-штурмовик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Создан в КБ фирмы "Сосьетэ аноним дез ателье д'авиасьон Луи Бреге" под руководством Ж.Рикара. Опытный образец Br.690.01 впервые взлетел 23 марта 1938 г. Серийное производство начато в мае 1939 г. Строился на заводах SNCAC (Бурже), "Бреге" (Виллакублэ) и SABCA (Брюссель). Всего построено 384 экз.
Состоял на вооружении во Франции с середины 1939 г., в Италии - с начала 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - Br.691AB2 с моторами HS14AB10/11 и вооружением 1x20+4x7,5 (у поздних серий - 1x20+6x7,5);
   - Br.693AB2 с моторами GR 14M6/7;
   - Br.695AB2 с моторами R-1535-SB4G.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 400 кг.
Легкие бомбардировщики "Бреге" применялись в боевых действиях во время немецкого наступления во Франции в мае - июне 1940 г. у Тонжона и Арраса.
Самолет снят с производства в июне 1942 г. Бомбардировщики французских ВВС, захваченные немцами при окончательной оккупации Франции в ноябре 1942 г., были переданы итальянцам, которые недолго использовали их в учебных целях.


Br 691AB2||
Размах:||15,4 м
Длина:||9,89 м
Моторы, количество х мощность:||2x725 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5000 кг
Максимальная скорость:||480 км/ч
Практический потолок:||8400 м
Дальность:||1340 км

Breguet Bre.690

В 1934 году Министерство авиации Франции выпустило требования к двухмоторному тяжелому истребителю с тремя членами экипажа. Проекты в соответствии с данными требованиями представили несколько авиационных фирм, победителем конкурса стал самолет Potez 630. Фирма "Breguet" вместо проектирования тяжелого самолета с мощными моторами приняла решение о разработке многоцелевого самолета собственной конструкции.
   Проектирование Breguet Bre.690 началось в 1935 году, прототип Bre.690.01 собрали не ранее 1937 года, а его первый полет из-за приоритета в поставках моторов Hispano-Suiza для самолетов Potez 630 состоялся только 23 марта 1938 года. На прототипе Breguet Bre.690.01 стояли два звездообразных мотора Hispano-Suiza 14AB-02/03 мощностью по 680 л.с. (507 кВт) с винтами противоположного вращения. На официальные испытания машины представили летом 1938 года, и Bre.690 показал лучшие в сравнении с Potez 630 летные данные. Тем не менее в конце августа прототип вернули "Breguet" для доработки шасси.
   В течение года, предшествовавшего первому полету прототипа, Министерство авиации приняло решение о создании двухместного бомбардировщика-штурмовика. Заводские испытания Bre.690 во многом способствовали окончательной выработке требований к данной машине, и еще до начала испытаний "Breguet" получила заказ на 100 самолетов в варианте штурмовика Bre.691, который представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан. За крылом фюзеляж резко сужался, хвостовое оперение было двухкилевым. Шасси - убираемое, трехопорное, с хвостовой опорой. Прототип поднялся в воздух 22 марта 1939 года и был оснащен 700-сильными (522 кВт) моторами Hispano-Suiza 14AB-10/11.
   Чтобы освободить место для бомбоотсека на 400 кг бомб, пришлось на Bre.691 убрать место штурмана. Кроме того, существенно усилили стрелковое вооружение, необходимое для поражения как воздушных, так и наземных целей.
   Первый серийный Bre.691 АВ.2 поднялся в воздух 15 мая 1939 года, поставки в бомбардировочно-штурмовую эскадрилью GBA I/54 начались в октябре 1939 года. Опыт эксплуатации выявил ненадежность моторов Hispano-Suiza, что заставило пересмотреть состав силовой установки в пользу двух моторов Gnome-Rhone 14M-6/7. Модернизированный Bre.693.01 выполнил первый полет 25 октября 1939 года, став базовым серийным вариантом в семействе Bre.690. Двигатели Gnome-Rhone ставили, начиная с 79-го серийного самолета, а всего было построено 234 Bre.693AB2, практически идентичных первому серийному варианту. Однако на машинах поздней сборки монтировали по два дополнительных фиксированных 7,5-мм пулемета, предназначенных для стрельбы в задней полусфере (по одному пулемету в хвостовых частях мотогондол).
   Потенциальный экспорт самолетов оказался нереализованным из-за оккупации Франции Германией. Единственный прототип трехместного тактического разведчика и двух/трехместного разведчика-бомбардировщика Bre.694.01 , заказчиками которого выступали Бельгия и Швеция, был передан ВМС Франции 1 июня 1940 года. В целом Bre.694.01 несильно отличался от исходного Bre.690 - на нем восстановили рабочее место штурмана, а силовая установка включала два мотора Gnome-Rhone 14M-4/5 мощностью по 710 л.с. (529 кВт).
   Последним серийным вариантом стал Bre.695, отличавшийся от Bre.693 только силовой установкой. Замена моторов стала следствием проводимой правительством Франции политики по использованию иностранных двигателей в случае разрушения врагами национальной двигателестроительной промышленности. Планер Bre.693 доработали под установку двух 825-сильных (615 кВт) моторов Pratt & Whitney R-1535-SB4G Twin Wasp Junior, но замена моторов оказалась более сложным делом, чем ожидалось. Первый полет прототип Bre.695.01 совершил в начале 1940 года, а первый серийный Bre.695AB.2 поднялся в воздух 23 апреля 1940 года.
   Велись проработки еще двух прототипов, которые в серийном исполнении построены не были. Первым из них стал двухместный легкий бомбардировщик Bre.696.01, выполнивший первый полет 3 ноября 1939 года. Самолет был спроектирован на основе Bre.693 и отличался усиленным стрелковым вооружением и увеличенным бомбоотсеком. Второй самолет - прототип двухместного тяжелого истребителя Bre.697.01, которому предполагалось в серии присвоить обозначение Bre.700; этот прототип выполнил первый полет 19 октября 1939 года с моторами Gnome-Rhone 14N-48/49 мощностью по 1070 л.с. (798 кВт), обеспечившими прирост скороподъемности. На испытаниях прототип развил скорость 570 км/ч; впоследствии самолет уничтожили, чтобы он не попал в руки противника.
   Первый случай боевого применения Bre.693 отмечен 12 мая 1940 года, когда самолеты этого типа атаковали колонну германских войск в Бельгии; 10 из 11 принимавших участие в налете самолетов были сбиты или повреждены и разбились при посадке. Самолет был бы вполне адекватным при соответствующем применении, например - при наличии истребительного сопровождения или же при нанесении ударов по наземным целям с предельно малых высот. Как бы то ни было, но к 25 июня ВВС Франции потеряли почти половину из имевшихся 106 самолетов Bre.693. После заключения перемирия между Францией и Германией, две авиагруппы продолжали эксплуатировать Bre.693 и Bre.695, в ноябре 1942 года немцы реквизировали самолеты, а потом перебросили их в Италию для использования в качестве учебно-тренировочных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Breguet Bre.693AB.2

   Тип: бомбардировщик/штурмовик с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два звездообразных мотора Gnome-Rhone 14M-6/7 мощностью по 700 л. с. (522 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 490 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 400 км/ч; время набора высоты 4000 м - 7 мин 12 с; дальность 1350 км
   Масса: пустого 3010 кг; максимальная взлетная 4900 кг
   Размеры: размах крыла 15,37 м; длина 9,67 м; высота 3,19 м; площадь крыла 29,20 м2
   Вооружение: фиксированные стреляющие вперед одна 20-мм пушка Hispano-Suiza и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в носовой части фюзеляжа, один 7,5-мм турельный пулемет MAC 1934 в задней кабине, один 7,5-мм пулемет MAC 1934 для обороны нижней полусферы (на люковой установке), а также - на поздних машинах - по одному фиксированному пулемету для обороны задней полусферы в хвостовых частях мотогондол; до 400 кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке
Здесь изображен оснащенный моторами Pratt & Whitney самолет Bre.695AB.2 из эскадрильи GBA1/51 авиации армии режима Виши, которая базировалась в июне 1942 года в Лезиньяне-Корбирье и выполняла полеты под немецким контролем.
Военный трофей. ВВС стран Оси часто использовали трофейные самолеты для решения вспомогательных задач. Представленный здесь Breguet Br.693 принадлежал итальянским ВВС и базировался в марте 1943 года на авиабазе в районе Оранж, в долине Роны.
"Трехместный истребитель" Br 690 N 1
Первоначально на опытном Бреге-690-001 разработчики запланировали поставить две крупнокалиберные автоматические пушки, но так как их не было, то на их месте смонтировали пару 20-мм HS.404 из опытной партии. К сожалению, серийным машинам пришлось с одной из них расстаться.
Br 691 AB2 N 1 на испытаниях в Виллакублэ, май 1939г.
The Breguet 690 which has been adopted by France as a standard attack type. It is said to do more than 290 m.p.h. and to have a range of over 1,000 miles.
Головной серийный Br.691AB2, 1939 г.
Крупной удачей французских авиаконструкторов было создание двухмоторного штурмовика "Бреге-691", однако этот успех был практически полностью нивелирован нехваткой авиадвигателей и протекционистской политикой Анри Поте, в конечном итоге вызвавшей серьезные задержки с развертыванием серийного производства этой машины.
ECHOS FROM EVERE: The shapely monoplane is one of the three Breguet 690s of l’Armee de l’Air which shot up the aerodrome with such shattering effect.
Из-за многочисленных проволочек сильно задерживался выпуск штурмовиков "Бреге-691".
Второй серийный Br 693 AB2 в Виллакублэ, март 1940г.
Breguet 693 AB2.
Br.693AB2 в Северной Африке, осень 1940 г.
GROUND ATTACK: One of the most successful of the new types being introduced to the French Air Force is the Breguet 69 multi-purpose monoplane with two Gnome-Rhone 14M engines. Three of these attractive machines are shown performing the International Meeting at Brussels this summer.
Низковысотное бомбометание с Br 693
Подвеска бомб под Br 693, май 1940г.
Br.695 AB2 из состава GBA I/51, 1942г.
Breguet 695.
Июнь, 1940г.
Breguet 690
Breguet Br.693 AB2
БРЕГЕ Br.693 AB2