Br.690
Легкий бомбардировщик-штурмовик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Создан в КБ фирмы "Сосьетэ аноним дез ателье д'авиасьон Луи Бреге" под руководством Ж.Рикара. Опытный образец Br.690.01 впервые взлетел 23 марта 1938 г. Серийное производство начато в мае 1939 г. Строился на заводах SNCAC (Бурже), "Бреге" (Виллакублэ) и SABCA (Брюссель). Всего построено 384 экз.
Состоял на вооружении во Франции с середины 1939 г., в Италии - с начала 1943 г.
Основные серийные модификации:
- Br.691AB2 с моторами HS14AB10/11 и вооружением 1x20+4x7,5 (у поздних серий - 1x20+6x7,5);
- Br.693AB2 с моторами GR 14M6/7;
- Br.695AB2 с моторами R-1535-SB4G.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 400 кг.
Легкие бомбардировщики "Бреге" применялись в боевых действиях во время немецкого наступления во Франции в мае - июне 1940 г. у Тонжона и Арраса.
Самолет снят с производства в июне 1942 г. Бомбардировщики французских ВВС, захваченные немцами при окончательной оккупации Франции в ноябре 1942 г., были переданы итальянцам, которые недолго использовали их в учебных целях.
Br 691AB2||
Размах:||15,4 м
Длина:||9,89 м
Моторы, количество х мощность:||2x725 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5000 кг
Максимальная скорость:||480 км/ч
Практический потолок:||8400 м
Дальность:||1340 км
Показать полностьюShow all
Breguet Bre.690
В 1934 году Министерство авиации Франции выпустило требования к двухмоторному тяжелому истребителю с тремя членами экипажа. Проекты в соответствии с данными требованиями представили несколько авиационных фирм, победителем конкурса стал самолет Potez 630. Фирма "Breguet" вместо проектирования тяжелого самолета с мощными моторами приняла решение о разработке многоцелевого самолета собственной конструкции.
Проектирование Breguet Bre.690 началось в 1935 году, прототип Bre.690.01 собрали не ранее 1937 года, а его первый полет из-за приоритета в поставках моторов Hispano-Suiza для самолетов Potez 630 состоялся только 23 марта 1938 года. На прототипе Breguet Bre.690.01 стояли два звездообразных мотора Hispano-Suiza 14AB-02/03 мощностью по 680 л.с. (507 кВт) с винтами противоположного вращения. На официальные испытания машины представили летом 1938 года, и Bre.690 показал лучшие в сравнении с Potez 630 летные данные. Тем не менее в конце августа прототип вернули "Breguet" для доработки шасси.
В течение года, предшествовавшего первому полету прототипа, Министерство авиации приняло решение о создании двухместного бомбардировщика-штурмовика. Заводские испытания Bre.690 во многом способствовали окончательной выработке требований к данной машине, и еще до начала испытаний "Breguet" получила заказ на 100 самолетов в варианте штурмовика Bre.691, который представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан. За крылом фюзеляж резко сужался, хвостовое оперение было двухкилевым. Шасси - убираемое, трехопорное, с хвостовой опорой. Прототип поднялся в воздух 22 марта 1939 года и был оснащен 700-сильными (522 кВт) моторами Hispano-Suiza 14AB-10/11.
Чтобы освободить место для бомбоотсека на 400 кг бомб, пришлось на Bre.691 убрать место штурмана. Кроме того, существенно усилили стрелковое вооружение, необходимое для поражения как воздушных, так и наземных целей.
Первый серийный Bre.691 АВ.2 поднялся в воздух 15 мая 1939 года, поставки в бомбардировочно-штурмовую эскадрилью GBA I/54 начались в октябре 1939 года. Опыт эксплуатации выявил ненадежность моторов Hispano-Suiza, что заставило пересмотреть состав силовой установки в пользу двух моторов Gnome-Rhone 14M-6/7. Модернизированный Bre.693.01 выполнил первый полет 25 октября 1939 года, став базовым серийным вариантом в семействе Bre.690. Двигатели Gnome-Rhone ставили, начиная с 79-го серийного самолета, а всего было построено 234 Bre.693AB2, практически идентичных первому серийному варианту. Однако на машинах поздней сборки монтировали по два дополнительных фиксированных 7,5-мм пулемета, предназначенных для стрельбы в задней полусфере (по одному пулемету в хвостовых частях мотогондол).
Потенциальный экспорт самолетов оказался нереализованным из-за оккупации Франции Германией. Единственный прототип трехместного тактического разведчика и двух/трехместного разведчика-бомбардировщика Bre.694.01 , заказчиками которого выступали Бельгия и Швеция, был передан ВМС Франции 1 июня 1940 года. В целом Bre.694.01 несильно отличался от исходного Bre.690 - на нем восстановили рабочее место штурмана, а силовая установка включала два мотора Gnome-Rhone 14M-4/5 мощностью по 710 л.с. (529 кВт).
Последним серийным вариантом стал Bre.695, отличавшийся от Bre.693 только силовой установкой. Замена моторов стала следствием проводимой правительством Франции политики по использованию иностранных двигателей в случае разрушения врагами национальной двигателестроительной промышленности. Планер Bre.693 доработали под установку двух 825-сильных (615 кВт) моторов Pratt & Whitney R-1535-SB4G Twin Wasp Junior, но замена моторов оказалась более сложным делом, чем ожидалось. Первый полет прототип Bre.695.01 совершил в начале 1940 года, а первый серийный Bre.695AB.2 поднялся в воздух 23 апреля 1940 года.
Велись проработки еще двух прототипов, которые в серийном исполнении построены не были. Первым из них стал двухместный легкий бомбардировщик Bre.696.01, выполнивший первый полет 3 ноября 1939 года. Самолет был спроектирован на основе Bre.693 и отличался усиленным стрелковым вооружением и увеличенным бомбоотсеком. Второй самолет - прототип двухместного тяжелого истребителя Bre.697.01, которому предполагалось в серии присвоить обозначение Bre.700; этот прототип выполнил первый полет 19 октября 1939 года с моторами Gnome-Rhone 14N-48/49 мощностью по 1070 л.с. (798 кВт), обеспечившими прирост скороподъемности. На испытаниях прототип развил скорость 570 км/ч; впоследствии самолет уничтожили, чтобы он не попал в руки противника.
Первый случай боевого применения Bre.693 отмечен 12 мая 1940 года, когда самолеты этого типа атаковали колонну германских войск в Бельгии; 10 из 11 принимавших участие в налете самолетов были сбиты или повреждены и разбились при посадке. Самолет был бы вполне адекватным при соответствующем применении, например - при наличии истребительного сопровождения или же при нанесении ударов по наземным целям с предельно малых высот. Как бы то ни было, но к 25 июня ВВС Франции потеряли почти половину из имевшихся 106 самолетов Bre.693. После заключения перемирия между Францией и Германией, две авиагруппы продолжали эксплуатировать Bre.693 и Bre.695, в ноябре 1942 года немцы реквизировали самолеты, а потом перебросили их в Италию для использования в качестве учебно-тренировочных.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Breguet Bre.693AB.2
Тип: бомбардировщик/штурмовик с экипажем из двух человек
Силовая установка: два звездообразных мотора Gnome-Rhone 14M-6/7 мощностью по 700 л. с. (522 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 490 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 400 км/ч; время набора высоты 4000 м - 7 мин 12 с; дальность 1350 км
Масса: пустого 3010 кг; максимальная взлетная 4900 кг
Размеры: размах крыла 15,37 м; длина 9,67 м; высота 3,19 м; площадь крыла 29,20 м2
Вооружение: фиксированные стреляющие вперед одна 20-мм пушка Hispano-Suiza и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в носовой части фюзеляжа, один 7,5-мм турельный пулемет MAC 1934 в задней кабине, один 7,5-мм пулемет MAC 1934 для обороны нижней полусферы (на люковой установке), а также - на поздних машинах - по одному фиксированному пулемету для обороны задней полусферы в хвостовых частях мотогондол; до 400 кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке
Показать полностьюShow all
Flight, May 1940
BREGUET 690-1
France's Light Attack Bomber' Multi-purpose Possibilities
VISITORS to the International Military Flying Display at Evere, near Brussels, in July last year will recall without straining their memory the startling performance put up by a flight of Breguet attack bombers. These attractive little twin-engined monoplanes composed part of a French "A team" which was obviously intended to give General Milch and other officers of the Luftwaffe an indication of the capabilities of France's revitalised Air Force. In Flight we commented as follows: "Never have the capabilities of a modern twin-engined military monoplane been more convincingly demonstrated than by the three delightful little Breguets... This trio, after demonstrating aerobatic and general handling qualities, repeatedly "shot up" the aerodrome from heights between 25 and 50ft. and at speeds which must have bettered 350 m.p.h."
The machines were of the type 691, which is but one version of the basic 690 design. In the first place the 690 was built for the French three-seater fighter programme of about 1934. This was an entirely new specification and, in addition to the Breguet, four other machines - the Potez 63, Loire-Nieuport 20, Romano 110 and Hanriot 220 - were submitted. The maximum weight had been fixed at about 7,700 lb., but the Breguet concern had decided to build a machine of their own which finally became a multi-purpose type as, for that matter, did the Potez 63, which was described in Flight, March 28.
At the time of its introduction it was claimed that although the Breguet weighed nearly 10,000 lb. it could be loaded to over 12,000 lb. and retain aerobatic factors. The 690 had to wait,some time for its Hispano-Suiza engines, which were delayed by the manufacturing upheaval of the period, and in the meantime the Potez 63 went through its tests and was adopted as a three-seater fighter and two-seater bomber. When the Breguet was ready, however, it showed great promise, having a speed of over 300 m.p.h. Eventually it was decided to use the Potez as a three-seater fighter and three-seater ground-attack machine and to employ the Breguet for A.B.2 (light bombing and ground attack with a crew of two) and B.2 (two-seater bomber) duties.
The Breguet 691 is arranged as a high-mid-wing or "shoulderdecker" monoplane. The wing has a sharp taper and is built in two main parts which are joined to the fuselage by four bolts. Each half is itself composed of two sections, the inner ones combining the engine nacelles and undercarriage. There is a corrugated inner surface, but the skin covering is smooth metal. Leading and trailing edges are made from sheet metal riveted and bolted to the main structure. The ailerons are of high aspect ratio; inboard of these are slotted camber-changing flaps.
The fuselage is deep at its forward portion but has a characteristic sweep down to the tail. It is of oval section and has smooth stressed-skin covering. The cantilever monoplane tailplane has twin tins and rudders at its extremities, and is all metal except for the fabric-covered movable surfaces. There are trimming tabs in the elevator and rudders.
Of simple design, the undercarriage retracts rearward into the nacelles, a small section of each wheel being left exposed. The tail wheel is not retractable but it well faired.
The engine nacelles are of fine streamlined shape and extend for a considerable distance aft of the trailing edge of the wing. The engines can be Hispano-Suiza 14Ab's or of the Gnome-Rhone 14 Mars type. The type 691 is fitted with the latter power plants. These, like the Hispanos, are small-diameter high-revving two-row 14-cylinder radials, and are rated at 680 h.p. at 13,200ft. An ingenious type of cowling is employed. This has only a small annular opening behind the spinner for the cooling air, and is of long chord. Just forward of the adjustable gills on the trailing edge is a series of "pepperbox" exhaust outlets, and below each engine is a ducted oil-cooler.
Although the Breguet is not normally used by l'Armee de I'Air as a fighter it may be of interest to point out that when equipped for fighting it can be armed with two 20 mm. high-velocity Hispano-Suiza shell-guns which fire out through the nose on each side, being mounted in such a position that it is possible to change their ammunition drums. In addition, there is a machine gun in the rear cockpit. Alternative forward armament is one shell-gun and two machine guns. In the ground-attack and bombing conditions the armament is, of course, lighter. Typically this would be one or two fixed rifle-calibre machine guns in the nose and a third on a pillar-type mounting at the rear, with the possibility of fitting a fourth to fire through the floor.
The bomber version has provision for eight vertically stowed 110-lb. bombs, or various combinations of smaller bombs for which traps are let into the bottom of the fuselage. Two-way wireless is standardised and a camera can be fitted if required.
The pilot is situated over the leading edge and has an unusually good view, while the rear gunner's position, which is provided with a retractable hood, is over the trailing edge. In this latter position the machine gun is arranged to fold down into the top fuselage decking.
Показать полностьюShow all