Breguet Br.940 Integral (McDonnell Model 188 (США))
Страна: Франция
Год: 1958


Транспортный самолет с короткими взлетом и посадкой, с экипажем из двух/трех человек
Описание:
Breguet Br.940 Integral и Br.941
McDonnell 188
Фотографии

Breguet Br.940 Integral и Br.941

В начале 1950-х годов считалось, что существенную долю транспортных перевозок по воздуху возьмут на себя самолеты с короткими взлетом и посадкой (КВП), поэтому компания "Breguet" начала разработку демонстратора технологий, получившего обозначение Br.940 Integral. Компоновка ныне признана классической для транспортных самолетов, а конструкция Br.940 была выполнена, главным образом, из легких сплавов.
  Свойственные самолету КВП взлетно-посадочные данные обеспечены крылом и силовой установкой. Крыло малого удлинения снабжено по всему размаху щелевыми закрылками, внутренние секции - трехщелевые, внешние - двухщелевые. Закрылки создают эффект крыла переменной кривизны. Четыре двигателя с трехлопастными винтами распределены вдоль размаха крыла равномерно, отбрасываемый винтами воздушный поток практически не имеет паразитной составляющей, перетекающей вдоль крыла и не создающей подъемной силы. Редукторы двигателей связаны друг с другом синхронизирующими валами, поэтому в случае отказа одного из двигателей его винт все равно будет создавать тягу. Винты внутренних двигателей вращаются по часовой стрелке, внешних - против часовой стрелки.
  Первый полет Br.940 выполнил 21 мая 1958 года. Летные испытания самолет прошел успешно и продемонстрировал великолепные взлетно-посадочные качества: посадочная скорость 75 км/ч, взлетная дистанция до набора высоты 15м - 190 м, а посадочная от такой же высоты - 160 м. Успех самолета Br.940 дал "зеленый свет" проекту Br.941.
  На основе Br.940 компания "Breguet" спроектировала более крупный транспортный самолет КВП в надежде на получение военных и гражданских заказов.
  Проект получил одобрение со стороны Министерства авиации Франции, заказавшего 22 февраля 1960 года постройку прототипа. Силовая установка самолета состояла из четырех ТВД Turbomeca Turmo IIID с мощностью на валу по 1200 л.с. (895 кВт), приводивших во вращение винты большого диаметра с относительно небольшой частотой оборотов. В целом силовая установка не сильно отличалась от силовой установки самолета Br.940.
  Прототип поднялся в воздух 1 июня 1961 года, по результатам испытаний прототипа правительство Франции заказало постройку четырех серийных машин под обозначением Br.941S. От прототипа серийный вариант отличался более мощными двигателями Turmo, удлиненной носовой частью фюзеляжа с обтекателем большей площади и доработанной хвостовой рампой для сброса на парашютах тяжелых грузов. С экипажем из двух пилотов самолет мог перевозить до 57 гражданских пассажиров или до 40 военнослужащих с полной выкладкой, или до 24 раненых на носилках. Первый Br.941S поднялся в воздух 19 апреля 1967 года. На испытаниях самолет при взлетной массе в 22 000 кг показал длину разбега всего в 185 м. Все четыре серийных самолета поступили на вооружение ВВС Франции, однако дальнейших заказов не последовало. В кооперации с "McDonnell Aircraft Corporation" компания "Breguet" организовала рекламное турне самолета по США в надежде получить заказы от американских компаний, но их также не последовало, ни на Br.941S с негерметичной грузовой кабиной, ни на вариант Вг.942 с гермокабиной.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Breguet Br.941S

  Тип: транспортный самолет с короткими взлетом и посадкой, с экипажем из двух/трех человек
  Силовая установка: четыре ТВД Turbomeca Turmo IIID3 мощностью по 1500 л.с. (1119 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 450 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3000 м - 400 км/ч; практический потолок 9500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 1000 км
  Масса: пустого 14700 кг; максимальная взлетная 26500 кг
  Размеры: размах крыла 23,40 м; длина 23,75 м; высота 9,65 м; площадь крыла 83,80 м2
  Полезная нагрузка: см. выше, с учетом максимальной полезной нагрузки в 10000 кг

McDonnell 188

В июне 1961 года французская компания "Breguet" облетала прототип самолета Breguet 941 - четырехдвигательной транспортной машины с укороченным взлетом и посадкой (описана в отдельной статье). "Breguet" подписала лицензионное соглашение c"McDonnell" (с 1967 года - "McDonnell Douglas") на право маркетинга этого самолета на американском рынке. Прототип, известный также под обозначением Model 188, прошел интенсивные оценочные испытания в США - как перспективными гражданскими, так и военными заказчиками, но заказов не последовало. С 1967 года французская компания также осуществляла ограниченный выпуск усовершенствованного варианта Breguet 941S, который также представлялся в США компанией "McDonnell Douglas".
Br.941 имеет шасси, ныне типичное для военно-транспортного самолета, - трехопорное с носовой опорой, причем основные опоры убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа.
Второй Breguet 941S, окрашенный в цвета "American Airlines", предлагался в США, но заказов на него не поступило
The Breguet 941S (alias McDonnell Douglas 188) which is teaching the Americans something about civil STOL operations
Фюзеляж самолета Br.940 имеет сечение, близкое к прямоугольному, в носовой части находится кабина для двух пилотов, а грузопассажирская кабина занимает большую часть фюзеляжа и оканчивается рампой.
The large flaps of the Breguet can be clearly seen in this view. For take-off the slipstream from the four propellers is deflected through an angle of 70 degrees through these flaps and results in good performance. Immediately behind the main fixed part of the wing is a single flap from tip to root, and behind this are two control surfaces on each side. The inboard surface is a double-slotted flap and the outboard surface is a droopable slotted aileron.
Another view of the 940 shows the large propellers. Note also the setting of the flaps.
Prototype Breguet 941 STOL transport (four 1,200 shp Turbomeca Turmo IIID turboprop engines)
Prototype Breguet 941 STOL transport, with fairing aft of rear loading ramp removed for air-drop operations
The Breguet 940 Integral model with slipstream-assisted wing (the flaps are lowered to the maximum lift position) which will take it off in a matter of a couple of hundred feet fully loaded.
Breguet 941S STOL transport (four 1,500 shp Turbomeca Turmo IIID3 turboprops)