Douglas F3D / F-10 Skyknight
Страна: США
Год: 1950


Двухместный палубный и наземный всепогодный истребитель
Описание
Фотографии
Douglas F3D и F-10 Skyknight
  
   ВМФ США заказали реактивный палубный ночной истребитель, и фирма "Douglas" получила контракт на три прототипа такого самолета под обозначением XF3D-1. Это был свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции с гидравлически складывающимися консолями крыла для хранения на авианесущих кораблях. К фюзеляжу круглого сечения с гермокабиной для сидящих бок о бок пилота и оператора РЛС крепилась хвостовая часть, очень похожая на хвостовую часть самолета D-558-1 Skystreak, а также воздушные тормоза с гидроприводом. Необычной особенностью стал туннель для выхода экипажа, проходящий от задней части кабины к днищу фюзеляжа. Прототипы имели убирающееся трехколесное шасси и два турбореактивных двигателя J34-WE-24 тягой 13,35 кН, установленные в фюзеляже под корневыми частями крыла.
   Первый прототип поднялся в воздух 23 марта 1948 года. Пока шли испытания, был получен начальный контракт на сборку 28 серийных самолетов F3D-1 Skyknight. Первый из них взлетел 13 февраля 1950 года, а в начале 1951 года его приняли на вооружение. F3D-1 отличался от прототипов улучшенным БРЭО. Двигатели J34-WE-32 тягой 13,35 кН позднее модифицировали до стандарта J34-WE-34 тягой 14,46 кН.
   Перед поставкой первого самолета F3D-1 фирма "Douglas" получила контракт на серийный выпуск улучшенной версии F3D-2, которая должна была стать основной модификацией, выпуск планировался в количестве 237 экземпляров. F3D-2 собирались оснастить двумя турбореактивными двигателями J46-WE-3 тягой 20,46 кН, но разработку этого двигателя отложили, а вместо них поставили двигатели J34-WE-36. Также установили автопилот и полностью обновили оборудование. Первый из этих ночных истребителей взлетел 14 февраля 1951 года. Все серийные машины поставили в течение следующего года.
   Всепогодные истребители Skyknight широко применялись на войне в Корее. Они сбили значительную часть самолетов из зачтенных ВМФ и КМП США. Первый ночной перехват реактивного самолета отмечен 2 ноября 1952 года, когда F3D-2 сбил МиГ-15. В сентябре 1962 года с введением новой американской системы обозначения уцелевшие самолеты F3D-1 и F3D-2 переименовали в F-10A и F-10B. К 1965 году некоторые самолеты Skyknight были списаны, но многие машины с системами РЭБ летали в передовых частях над Вьетнамом до 1969 года.


Варианты

   F3D-1M (MF-10A): 12 машин F3D-1 после модификации в самолеты для испытаний УР Sparrow
   F3D-2B: временное обозначение одного F3D-2 при его использовании в 1952 году для испытаний спецвооружения
   F3D-2M (MF-10B): 16 F3D-2 после модификации для подвески УР Sparrow
   F3D-2Q (EF-10B): 35 F3D-2 после модификации для выполнения задач РЭБ
   F3D-2T: пять F3D-2, переделанных в учебные ночные истребители
   F3D-2T2 (TF-10B): 55 F3D-2, переделанных в учебные самолеты для обучения операторов РЛС и РЭБ
   F3D-3: нереализованный проект со стреловидным крылом


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas F3D-2 Skyknight

   Тип: двухместный палубный и наземный всепогодный истребитель
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-36/-36A тягой по 15,12 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 909 км/ч на высоте 6095 м; крейсерская скорость 628 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 1220 м/мин; практический потолок 11645 м; дальность полета 1931 км
   Масса: пустого самолета 8237 кг; максимальная взлетная масса 12179 кг
   Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 13,97 м; высота 4,88 м; площадь крыла 37,16 м2
   Вооружение: четыре неподвижных стреляющих вперед пушки 20 мм в нижней передней части фюзеляжа
F3D-2 Skyknight из VMF(N)-513, середина 1952г.
Douglas F3D-2 Skyknight, 513-я истребительная (ночная) аэ. В конце войны Skyknight безраздельно господствовал в ночном небе Кореи. В то время как Corsair и Tigercat решали задачи по штурмовке наземных объектов противника, F3D использовались преимущественно для сопровождения бомбардировщиков B-29. F3D стал самым результативным самолетом авиации ВМС и КМП США в годы корейской войны, а также первым сбил реактивный самолет в ночном бою.
Первая победа ночного реактивного истребителя. 2 ноября 1952г.: на этом Douglas F3D-2 Skyknight (неофициально также Skyknight) экипаж в составе майора Уильяма Страттона и мастер-сержанта Ханса Хоглинда из 513-й эскадрильи ночных истребителей (VMF(N)-513) авиации КМП США одержал первую документально подтвержденную ночную победу в истории реактивной истребительной авиации. В ранние часы 2 ноября жертвой американцев стал Як-15 - после трех очередей из пушки северокорейский истребитель загорелся и стал падать.
A Douglas F3D Skyknight of US Marine Corps unit VMF(N)-513 over Korea. The first operational Skyknight mission by the unit in Korea was flown by RAF pilot Sqn Ldr J.R. Gard ner in August 1952. Although lacking the glamour of the USAF’s F-86, the Skyknight shot down more enemy aircraft in Korea than any other naval type.
В версии EF-10B РЛС заменили на оборудование системы РЭБ. Эти машины летали в трех эскадрильях КМП США - VMCJ-1, -2 (на снимке) и -3.
Самолеты РЭБ EF-10B авиации КМП США в полете над Юго-Восточной Азией. Фото второй половины 1960-х гг.
Четверка самолетов F3D-2Q из состава 3-й смешанной эскадрильи авиации КМП США (12 мая 1958 года). Интересно, что в роли самолетов РЭБ Skyknight сменил в составе этой эскадрильи другое "детище" Хайнемана - самолет A-1.
Самолет РЭБ EF-10 из эскадрильи VNCJ-1 КМП США на авиабазе Дананг, середина 1960-х гг.
Skyknight задумывался как самолет, способный на равных противостоять перспективным японским реактивным истребителям. Создание F3D стало возможным благодаря таланту Эдда Хайнемана, в активе которого также самолеты A-20 Havoc и A-4 Skyhawk. На фотографии - прототип XFD-1 в полете над пустыней Мохаве, заметно отличие мотогондол двигателя от серийных машин.
Ночной перехватчик F3D-2N "Скайнайт" из 513-й эскадрильи
Реактивный двухместный перехватчик F3D-2N
Первый реактивный ночной истребитель американского флота F3D «Скайнайт»
Ракеты Sparrow I испытывались на различных самолетах, включая Douglas F3D Skyknight. Ранние ракеты имели тонкую, заостренную носовую часть и треугольные крылья.
До появления самолетов "Уайлд Уизл", единственным средством борьбы с вьетнамскими ЗРК были постановщики помех EF-10B "Скайнайт", выполнявшие также роль целеуказателей при ударах групп тактической авиации по позициям ЗРК. На приведенном снимке запечатлен самолет из состава эскадрильи Корпуса морской пехоты VMCJ-1.
Douglas F3D-2 Skyknight.
F3D имел небольшой клиренс - недостаток для самолета корабельного базирования, к тому же установленный на машине двигатель J34 имел малую взлетную тягу.
Douglas F3D-2 Skyknight
Американский самолет, принимавший участие в ночных опреациях Корейской войны 1950-53гг.: Douglas F3D-2N Skyknight