Douglas F3D / F-10 Skyknight
Страна: США
Год: 1950


Двухместный палубный и наземный всепогодный истребитель
Описание
Фотографии
Douglas F3D и F-10 Skyknight
  
  ВМФ США заказали реактивный палубный ночной истребитель, и фирма "Douglas" получила контракт на три прототипа такого самолета под обозначением XF3D-1. Это был свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции с гидравлически складывающимися консолями крыла для хранения на авианесущих кораблях. К фюзеляжу круглого сечения с гермокабиной для сидящих бок о бок пилота и оператора РЛС крепилась хвостовая часть, очень похожая на хвостовую часть самолета D-558-1 Skystreak, а также воздушные тормоза с гидроприводом. Необычной особенностью стал туннель для выхода экипажа, проходящий от задней части кабины к днищу фюзеляжа. Прототипы имели убирающееся трехколесное шасси и два турбореактивных двигателя J34-WE-24 тягой 13,35 кН, установленные в фюзеляже под корневыми частями крыла.
  Первый прототип поднялся в воздух 23 марта 1948 года. Пока шли испытания, был получен начальный контракт на сборку 28 серийных самолетов F3D-1 Skyknight. Первый из них взлетел 13 февраля 1950 года, а в начале 1951 года его приняли на вооружение. F3D-1 отличался от прототипов улучшенным БРЭО. Двигатели J34-WE-32 тягой 13,35 кН позднее модифицировали до стандарта J34-WE-34 тягой 14,46 кН.
  Перед поставкой первого самолета F3D-1 фирма "Douglas" получила контракт на серийный выпуск улучшенной версии F3D-2, которая должна была стать основной модификацией, выпуск планировался в количестве 237 экземпляров. F3D-2 собирались оснастить двумя турбореактивными двигателями J46-WE-3 тягой 20,46 кН, но разработку этого двигателя отложили, а вместо них поставили двигатели J34-WE-36. Также установили автопилот и полностью обновили оборудование. Первый из этих ночных истребителей взлетел 14 февраля 1951 года. Все серийные машины поставили в течение следующего года.
  Всепогодные истребители Skyknight широко применялись на войне в Корее. Они сбили значительную часть самолетов из зачтенных ВМФ и КМП США. Первый ночной перехват реактивного самолета отмечен 2 ноября 1952 года, когда F3D-2 сбил МиГ-15. В сентябре 1962 года с введением новой американской системы обозначения уцелевшие самолеты F3D-1 и F3D-2 переименовали в F-10A и F-10B. К 1965 году некоторые самолеты Skyknight были списаны, но многие машины с системами РЭБ летали в передовых частях над Вьетнамом до 1969 года.


Варианты

  F3D-1M (MF-10A): 12 машин F3D-1 после модификации в самолеты для испытаний УР Sparrow
  F3D-2B: временное обозначение одного F3D-2 при его использовании в 1952 году для испытаний спецвооружения
  F3D-2M (MF-10B): 16 F3D-2 после модификации для подвески УР Sparrow
  F3D-2Q (EF-10B): 35 F3D-2 после модификации для выполнения задач РЭБ
  F3D-2T: пять F3D-2, переделанных в учебные ночные истребители
  F3D-2T2 (TF-10B): 55 F3D-2, переделанных в учебные самолеты для обучения операторов РЛС и РЭБ
  F3D-3: нереализованный проект со стреловидным крылом


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas F3D-2 Skyknight

  Тип: двухместный палубный и наземный всепогодный истребитель
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-36/-36A тягой по 15,12 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 909 км/ч на высоте 6095 м; крейсерская скорость 628 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 1220 м/мин; практический потолок 11645 м; дальность полета 1931 км
  Масса: пустого самолета 8237 кг; максимальная взлетная масса 12179 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 13,97 м; высота 4,88 м; площадь крыла 37,16 м2
  Вооружение: четыре неподвижных стреляющих вперед пушки 20 мм в нижней передней части фюзеляжа
F3D-2 Skyknight из VMF(N)-513, середина 1952г.
Douglas F3D-2 Skyknight, 513-я истребительная (ночная) аэ. В конце войны Skyknight безраздельно господствовал в ночном небе Кореи. В то время как Corsair и Tigercat решали задачи по штурмовке наземных объектов противника, F3D использовались преимущественно для сопровождения бомбардировщиков B-29. F3D стал самым результативным самолетом авиации ВМС и КМП США в годы корейской войны, а также первым сбил реактивный самолет в ночном бою.
Первая победа ночного реактивного истребителя. 2 ноября 1952г.: на этом Douglas F3D-2 Skyknight (неофициально также Skyknight) экипаж в составе майора Уильяма Страттона и мастер-сержанта Ханса Хоглинда из 513-й эскадрильи ночных истребителей (VMF(N)-513) авиации КМП США одержал первую документально подтвержденную ночную победу в истории реактивной истребительной авиации. В ранние часы 2 ноября жертвой американцев стал Як-15 - после трех очередей из пушки северокорейский истребитель загорелся и стал падать.
В версии EF-10B РЛС заменили на оборудование системы РЭБ. Эти машины летали в трех эскадрильях КМП США - VMCJ-1, -2 (на снимке) и -3.
Четверка самолетов F3D-2Q из состава 3-й смешанной эскадрильи авиации КМП США (12 мая 1958 года). Интересно, что в роли самолетов РЭБ Skyknight сменил в составе этой эскадрильи другое "детище" Хайнемана - самолет A-1.
Skyknight задумывался как самолет, способный на равных противостоять перспективным японским реактивным истребителям. Создание F3D стало возможным благодаря таланту Эдда Хайнемана, в активе которого также самолеты A-20 Havoc и A-4 Skyhawk. На фотографии - прототип XFD-1 в полете над пустыней Мохаве, заметно отличие мотогондол двигателя от серийных машин.
Ночной перехватчик F3D-2N "Скайнайт" из 513-й эскадрильи
Реактивный двухместный перехватчик F3D-2N
Ракеты Sparrow I испытывались на различных самолетах, включая Douglas F3D Skyknight. Ранние ракеты имели тонкую, заостренную носовую часть и треугольные крылья.
До появления самолетов "Уайлд Уизл", единственным средством борьбы с вьетнамскими ЗРК были постановщики помех EF-10B "Скайнайт", выполнявшие также роль целеуказателей при ударах групп тактической авиации по позициям ЗРК. На приведенном снимке запечатлен самолет из состава эскадрильи Корпуса морской пехоты VMCJ-1.
F3D имел небольшой клиренс - недостаток для самолета корабельного базирования, к тому же установленный на машине двигатель J34 имел малую взлетную тягу.
Douglas F3D-2 Skyknight
Американский самолет, принимавший участие в ночных опреациях Корейской войны 1950-53гг.: Douglas F3D-2N Skyknight