Douglas X-3 Stiletto
Страна: США
Год: 1952

Единственный экземпляр
Одноместный экспериментальный самолет
Описание
Фотографии
Douglas X-3 Stiletto

   Под руководством исследовательского департамента ВВС США в рамках программы, финансируемой ВВС, ВМС и НАСА, "Douglas" разработала и построила скоростной экспериментальный самолет, получивший обозначение X-3. Позднее за характерный внешний вид самолету дали название Stiletto. Проектирование X-3, предназначенного для исследования проблем скоростного полета на больших высотах и эффекта кинетического нагрева, началось в 1945 году. О сложности разработки говорит тот факт, что макет самолета был готов только три года спустя, в августе 1948 года, и лишь в июне 1949 года "Douglas" получила контракт на постройку двух летных прототипов и планера для статических испытаний. Фактически был построен только один прототип.
   Впервые взлетевший 20 октября 1952 года, Х-3 имел тонкий фюзеляж с длинной носовой частью, низкорасположенное прямое крыло очень малого размаха, классическое хвостовое оперение и трехстоечное убирающееся шасси. В состав силовой установки вошли два ТРД J34, установленные бок о бок в фюзеляже. Пилот располагался в гермокабине, на катапультном кресле, выстреливающемся вниз, которое также служило в качестве подъемника при посадке в кабину. Проектирование X-3 было беспрецедентно сложным, с учетом требований к скоростным характеристикам, потребовавшим проведения большого количества аэродинамических исследований и использования новых материалов. В частности, потребовалось разработать технологии использования сплавов титана. Кроме того, в фюзеляже имелись более 850 отверстий для измерения давления, было установлено 185 тензодатчиков для замера напряжений и 150 термопар для контроля температуры. Результаты испытаний оказались разочаровывающими - мощности двигателей было явно недостаточно, и самолет мог развивать лишь 50% от проектной скорости М=2,2 (только М=1,21 в пикировании). Не имея надежды улучшить характеристики, ВВС США закрыли программу всего после семи полетов, передав самолет НАСА. Но программу X-3 нельзя рассматривать как полный провал, так как в ее ходе была отработана технология использования титана, а некоторые конструкторские решения использовались позднее при создании истребителя Lockheed F-104 Starfighter.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas X-3 Stiletto

   Тип: одноместный экспериментальный самолет
   Силовая установка: два ТРД Westinghouse J34-WE-17 тягой по 18,68 на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6095 м - 1136 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 949 км/ч; начальная скороподъемность 5791 м/мин; потолок 11 580 м; продолжительность полета 1 ч
   Масса: пустого 6507 кг; максимальная взлетная 10160 кг
   Размеры: размах крыла 6,91 малина 20,35 м; высота 3,81 м; площадь крыла 15,47 м2
После отказа ВВС США от Stiletto самолет был передан центру исследования высоких скоростей НАСА на авиабазе Эдвардс. В серии из 20 полетов было собрано много полезной информации, распространенной среди авиастроителей США и оказавшейся полезной при создании истребителя F-104. X-3 ныне является экспонатом музея ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон.
Хотя полеты X-3 мало дали для изучения кинетического нагрева, они оказались очень информативными для производителей шин. Самолет отличался феноменально большой посадочной скоростью, и разрывы шин на нем были частым явлением.
Douglas's sole X-3, built for the US Air Force and serialled 4.9.2892. An unmitigated disaster, this 'flying fuselage', with its minuscule wings made its first tentative hop into the air on 15 October 1952, with its official first flight occurring five days later, on the 20th. From this point onwards, everything about the X-3 appears to have gone downhill with a vengeance. Grossly underpowered by its two 4.850lb s.t. reheated Westinghouse J34-WE-175, the highly wing loaded X-3 initially showed a great reluctance to fly at all, with a lift-off speed of 260mph! Once airborne, the X-3, far from being able to explore flight behaviour at around Mach 2 could only achieve Mach 0.95 at 31,000 feet, or 641mph. On one occasion the X-3 reached Mach 1.21, but this was in a 30-degree dive under full power and with the machine displaying some fairly frightening handling habits. In all, the X-3 made 51 flights, ending in May 1956. While the physical size limitations of the airframe prevented the use of other, more powerful engines, the unloved X-3 did make one contribution to aviation progress, in that its wing was to provide the aerodynamic form for that adopted by Lockheed's Clarence 'Kelly' Johnson in designing the F-104 Starfighter.
Экспериментальный самолет Дуглас X-3
20 сентября 1952г.: после 9 лет "созревания" Douglas X-3, наконец-то, совершил под управлением Уильяма Бриджмана первый 18-минутный полет на авиабазе Эдвардс.
Douglas X-3 Stiletto