Kawanishi N1K-J Shiden
Варианты:
Kawanishi - N1K-J Shiden - 1942 - Япония
Страна: Япония
Год: 1942


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
N1K-J Shiden
Kawanishi N1K1-J и N1K2-J Shiden
Фотографии

N1K-J Shiden

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся колесным шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Каваниси" под руководством И.Хасиучи. Являлся модификацией поплавкового истребителя N1K1. Первый полет N1K1-J с колесным шасси состоялся 27 декабря 1942 г. Серийное производство N1K1-J велось с августа 1943 г. Самолет выпускался на заводах "Каваниси" в Наруко и Химедзи, "Мицубиси" в Цурасиме, "Аичи" в Эйтоку, "Сева" в Синонои, в авиаарсеналах флота в Хиро и Омуре. Всего построено 1415 самолетов. Машины семейства N1K состояли на вооружении японского флота с конца 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - N1K1-J - истребитель-перехватчик с колесным шасси и мотором NK9H, выпускался в вариантах J с вооружением 2x20+2x7,69, J-Ko - 4x20, J-Оцу - истребитель-бомбардировщик с двумя подкрыльными пилонами (500 кг бомб), J-Хей - с четырьмя пилонами (1000 кг бомб);
  - N1K2-J - истребитель-перехватчик с колесным шасси, нижнее расположение крыла, новое хвостовое оперение, вооружение 4x20.
N1K1-J впервые были применены в боях на о. Себу в начале 1944 г., с октября использовались в массовом количестве на Филиппинах. С конца 1944 г. N1K1-J и N1K2-J сосредоточивались в ПВО Японии. Самолет снят с производства после капитуляции Японии.


N1K2-J||
Размах:||12,0 м
Длина:||9,34 м
Моторы, количество х мощность:||1x1990 л.с
Взлетная масса, максимальная:||4860 кг
Максимальная скорость:||594 км/ч
Практический потолок:||10760 м
Дальность:||2390 км

Kawanishi N1K1-J и N1K2-J Shiden

В 1942 году "Kawanishi" начала разработку сухопутного варианта самолета N1K1, получившего обозначение N1K1-J. За базу был взят планер предшественника, но в составе силовой установки решили использовать новейший мотор Nakajima NK9H Homare, имевший ряд проблем, преследовавших самолет на всем протяжении его службы.
  Чтобы на полную использовать всю мощность двигателя, самолет потребовалось оснастить винтом большого диаметра, что в свою очередь привело к разработке телескопических стоек шасси, ставших еще одной головной болью для конструкторов.
  Когда прототип N1K1-J впервые поднялся в воздух 27 декабря 1942 года, его великолепные летные характеристики и маневренность заставили сконцентрировать все усилия на разработке серийного варианта, который в конце 1943 года был запущен производство под обозначением "Истребитель-перехватчик флота Shiden". У противника самолет получил кодовое обозначение "George".
  Хотя N1K1-J стали поступать в войска в начале 1944 года, этот вариант считался переходным, на время разработки более совершенного N1K2-J, начавшейся в середине 1943 года.
  Самолет подвергся значительным доработкам: из среднеплана он превратился в низкоплан, получил новый удлиненный фюзеляж и хвостовое оперение, а также стойки шасси более простой конструкции. Несмотря на низкую надежность, в составе силовой установки решили оставить двигатель Nakajima NK9H. Прототип N1K2-J впервые взлетел 31 декабря 1943 года, и почти немедленно самолет запустили в серию под обозначением "Истребитель-перехватчик флота Shiden Kai".
  Kawanishi N1K2-J Shiden продолжали совершенствоваться и выпускаться до конца войны. Они принимали участие в боевых действиях на Формозе (Тайване), Хонсю, Окинаве и Филиппинах, а на заключительном этапе боевых действий их широко привлекали для атак смертников-камикадзе.
  

Варианты

  N1K1-J: обозначение прототипов и первых серийных машин, прототипы были оснащены двигателем Homare 11 в 1820 л. с. (1357 кВт); на серийные самолеты устанавливался двигатель Homare 21, а вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек в крыле; всего, включая прототипы, построили 1007 самолетов
  N1K1-Ja: вариант N1K1-J с вооружением только из четырех 20-мм пушек
  N1K1-Jb: вариант N1K1-J с четырьмя 20-мм пушками и двумя 250-кг бомбами под крылом; некоторые самолеты позднего выпуска несли шесть НАР "воздух-поверхность" в контейнере под фюзеляжем
  N1K1-Jc: истребитель-бомбардировщик на базе N1K1-Jb, имелись узлы подвески для четырех 250-кг бомб
  N1K2-J: серийный вариант, построено 423 самолета (в том числе 22-другими производителями), а также неустановленное количество N1K2-K с вооружением как у N1K1-Jb
  N1K2-K: двухместный учебный вариант на базе N1K2-J; вооружение - четыре 20-мм пушки
  N1K3-J: два прототипа со смещенными вперед двигателями для улучшения продольной устойчивости; вооружение как у N1K2-K, но дополненное парой 13,2-мм пулеметов в фюзеляже
  N1K3-A: предлагавшийся палубный вариант N1K3-J; не строился
  N1K4-J: два прототипа с усовершенствованным двигателем Homare 23 в 2000 л. с. (1491 кВт); вооружение как у N1K3-J
  N1K4-A: единственный прототип палубного варианта N1K4-J
  N1K5-J: один прототип, оснащенный двигателем Mitsubishi MK9A в 2200 л.с. (1641 кВт), уничтожен до завершения постройки при налете бомбардировщиков ВВС США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Kawanishi N1K2-J

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: один радиальный двигатель Nakajima NK9H Homare 21 мощностью 1990 л. с. (1484 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5600 м - 595 км/ч; потолок 10 760; максимальная дальность с ПТБ 2335 км
  Масса: пустого 2657 кг; максимальная взлетная 4860 кг
  Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 9,35 м; высота 3,96 м; площадь крыла 23,50 м2
  Вооружение: см. варианты
N1K1-J, Филиппины, 1944г.
N1K1-J, проходивший испытания в США, 1945г.
N1K2-J, 343-й кокутай, о.Кюсю, весна 1945г.
Изображен N1K2-J Shiden-Kai из 343-го авиакорпуса авиации японского флота, 1945 год. Истребители Shiden данного авиакорпуса стали настоящей грозой американских Hellcat.
N1K2-J, захваченный американцами на территории Японии в 1945г.
Paramount N1K2-J users were the elite 343rd Kokutai. This unit combined the finest remaining IJNAF fighter pilots with the most promising new air academy passes, together given the Navy’s latest and greatest fighter
Этот N1K2-J Shiden Kai - экспонат Музея ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дайтоне, Огайо. Самолет потенциально являлся одним из лучших истребителей японского флота, но его производство стало жертвой налетов американских бомбардировщиков B-29 на японские авиазаводы.
Истребители "Сиден Каи", сохраненные в Японии и США до наших дней в качестве музейных экспонатов
Фрагменты конструкции истребителя "Сиден Каи", выставленного в американском авиамузее
Один из предсерийных экземпляров N1K1 без крыльевых пушек
На Shiden стоял обычный воздушный винт - идею по оснащению самолетов соосными винтами противоположного вращения вкупе с двигателем MK4D Kasei быстро отставили в сторону.
The Kawanishi "George" 11 Single-seat Naval Fighter (Nakajima Homare 21 engine).
"Сидены", захваченные американцами на острове Лусон
"Сиден", брошенный японцами в 1944 году на одном из филиппинских аэродромов
A discarded Shiden of the 341st Kokutai at a satellite base close to Clark Field, Luzon, in the Philippines, early 1945. Just visible is the '3' pre-cursor to 'Yellow 23' (also painted on the undercarriage door). Note the overly-long undercarriage oleo that caused so many problems, particularly on airfields with rough grass deployment areas such as this.
Этот "George" попал в руки союзников. Следует отметить, что летчики Shiden постоянно испытывали проблемы с его шасси, часто не выдерживавшим нагрузки и трудно убирающимся.
Fine-detail view is of a late variant N1K1-J Shiden. The four cannon on this model are all within the wings; hence this is almost a transitional model.
The N1K1-J's standard main armament was 4 x 20mm cannon, two within the wings and a further two in underwing pods. These, plus twin 7.7mm machine-guns in the cowl, this gave early Shidens the hardest-hitting power of the entire series.
По состоянию на 1942 год, прототип N1K1-J подкрыльевых 20-мм пушек не имел. Пушечное вооружение истребителей Shiden обеспечивало превосходство над американскими машинами, вооруженными преимущественно 12,7-мм пулеметами Browning.
Истребитель N1K1-J
N1K2-J модель 11А с 400-литровым подвесным топливным баком и четырьмя 20-мм пушками.
The N1K1-J Shiden was the first land-based derivative of the Kyofu seaplane, retaining the mid-wing. For some reason, this aircraft lacks the under-wing pair of 20mm cannon: it may be an early trials model.
Kawanishi Shiden на равных противостоял американским истребителям. N1K2-J (на фотографии - в одном из американских музеев) отличался простотой управления, надежностью и хорошей маневренностью.
Истребитель N1K2-J "Синден". На самолете такого типа летал Шиоки Сугита
The final - and best - variant of the series to see combat was the N1K2-J Shiden-Kai.
The photo shows an N1K2-J of an unknown Home Defence unit, possibly while under combat evaluation. The Japanese Navy did not use the white band marking used by its Army counterparts.
‘Yellow 15' was the personal mount of IJNAF ‘ace’ Lt Naoshi Kanno while serving as Commander of Hikotai 301 'Shinsen-Gumi' of the 343rd Kokutai. The number ‘15’ seen within the Hinomaru is believed to have been for temporary training purposes only. Kanno was lost just two weeks before the war ended.
A Shiden-Kai is about to be flown to a collecting point in Japan to be transported to the USA for evaluation. The pilot and ground personnel are Japanese, but the fighter carries US insignia beneath its wing.
Испытания трофейного Shiden летчиком-испытателем ВВС Армии США показали, что машина имеет хороший обзор для пилота и великолепные летные характеристики. Недостатками же оказались плохие характеристики сваливания, некоторые сложности в управлении и трудности с работой элеронов на больших скоростях.
"Сиден Кай" из 343-го кокутая, встретивший окончание войны в полуразрушенном ремонтном ангаре
Авиадвигатель NK9H "Хомаре 21", который устанавливался на истребители "Сиден" и "Сиден Каи"
"Сиден", разбитый при вынужденной посадке после боя
Kawanishi N1K1-J Shiden 'George'
Kawanishi N1K1-J Shiden
Kawanishi N1K2-J Shiden-Kai
Kawanishi N1K2-J