Bell XV-3
Страна: США
Год: 1955
Вертолет

Четырехместный опытный конвертоплан
Описание
Фотографии
Bell Model 200 (XV-3)

   Еще в 1943 году в компании "BELL" осознали факт, что вертолет никогда не сможет соперничать с самолетом по ряду характеристик, особенно по полезной нагрузке и дальности полета. В компании задумались о создании гибридного летательного аппарата.
   Программа по созданию Model 200 началась в 1950 году по инициативе Армии и ВВС США. Предполагалось изучить концепцию конвертоплана для военного применения. В рамках программы появились три впечатляющих проекта: Bell Model 200, McDonnell Model 82 и Sikorsky S-57, получившие обозначения XH-33, XH-35 и XH-36. Позднее конструкцию фирмы "Sikorsky" обозначили XV-2, но до постройки дело не дошло. В итоге были заказаны два прототипа фирмам "BELL" и "McDonnell", которые соответственно переобозначили в XV-3 и XV-1.
   XV-3 со звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-985, установленным в задней части фюзеляжа за большой остекленной кабиной, имел неубирающееся шасси из пары полозьев, обычное хвостовое оперение и среднерасположенное крыло консольного типа, на законцовках которого располагались два винта с тремя шарнирно закрепленными лопастями, приводившимися в действие двигателем через трансмиссионные валы и редукторы. Для вертикального взлета винты работали как обычные основные у вертолетов, затем поворотом переводились в переднее положение для горизонтального полета. Далее подъемную силу создавало неподвижное крыло.
   Первый XV-3 выполнил вертикальный взлет 23 августа 1955 года, до повреждения, полученного 25 октября 1956 года, машина совершила ряд удачных переходов от вертикального полета к горизонтальному. Вторая машина появилась в 1957 году и оснащалась двухлопастными полужесткими винтами. Полный переход она выполнила 18 декабря 1958 года. При изучении режимов перехода скорость в горизонтальном полете менялась от -24 км/ч в полете хвостовой частью назад до +290 км/ч в нормальном направлении, а высоты исследовались до 3660 м. XV-3 осуществил более 250 полетов со 100 полными переходами. В 1962 году полеты прекратили после возникновения проблем с работой поворотного узла винта/редуктора. Необходимые доработки завершили в 1965 году, и машина использовалась еще для 25 испытаний в полноразмерной аэродинамической трубе в исследовательском центре НАСА (Эймс, Калифорния). После еще одного повреждения машины от дальнейших испытаний отказались.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell XV-3

   Тип: четырехместный опытный конвертоплан
   Силовая установка: звездообразный Pratt & Whitney R-985 Wasp мощностью 336 кВт
   Характеристики: максимальная скорость 290 км/ч на 3660 м; начальная скороподъемность 427 м/мин
   Масса: пустого самолета 1633 кг; максимальная взлетная 2177 кг
   Размеры: размах крыла 9,54 м; диаметр каждого несущего винта 10.06 м;длина9,23м; высота 4,11 м; общая площадь дисков несущих винтов 158,91 м'; площадь крыла 11,15 м'
The Bell XV-3 convertiplane has made many flights with the twin rotors in the upright position but has yet to convert them for forward flight.
BELL XV-3. A remarkable convertiplane with tilting rotors, the Bell XV-3 is expected to fly for the first time within a month or two. Rotors at the wingtips can be tilted through 90 degrees and in level flight act as propellers. Rotation of the propellers is effected by electric motors, the main power plant being in the fuselage. The XV-3 is under development for the V.S. Army.
Salient features: Fuselage of the XV-3 has a pleasantly rounded nose, multi-panelled windows and marked upsweep on the rear underside. The engine in the fuselage centre-section has intakes on top of which are panels let into the skin. The constant-chord wing is of high aspect ratio, and terminates at the tips in large bulges upon which are mounted very tall rotor heads, waisted towards the bulges and carrying three-blade rotors. The tall, square-cut fin with its large dorsal fillet and tailplane set well up, is similar to that mounted on the Bell Airacomet. The undercarriage of the XV-3 consists of tubular skids on twin tube mountings under the fuselage.
The Bell XV-3. Using the tilt-rotor configuration, this was among a whole series of VTOL prototypes studied in the US in the fifties, giving several companies a sound basis for the development of the later, larger types.
Экспериментальный вертолет-самолет XV-3 с поворотными винтами
Оба XV-3 (на фотографии второй) имели множество серьезных технических проблем. Тем не менее они подтвердили возможность использования концепции конвертоплана.
На снимке запечатлен второй Bell XV-3 после оснащения его двухлопастными винтами вместо трехлопастных. В таком варианте он стал первым ЛА комбинированной схемы, совершившим переход в полете из вертикального (вертолетного) в горизонтальный (самолетный) режим.
BELL XV-3. Data: Manufacturer: Bell Aircraft Corporation, P.O. Box 1, Buffalo 5, New York. Power: one Pratt and Whitney R-2800 radial of 2,000 h.p. Accommodation: four-seat. Dimensions: span 30 ft.; length 30 ft.; height 13 ft. Weights: no data available. Performance: maximum speed over 175 m.p.h.; no other data available.