Bell Model 65 ATV
Страна: США
Год: 1954

Единственный экземпляр
Одноместный опытный самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП)
Описание
Фотографии
Bell Model 65 ATV

  В 1952 году оригинальная концепция реактивного истребителя фирмы "BELL" вылилась в контракт о подготовке технико-экономического обоснования, но компания на свой страх и риск решила провести разработку простого и дешевого опытного самолета.
  Проект обозначили Bell Model 65 ATV (Air Test Vehicle - для воздушных испытаний). Чтобы обеспечить низкие затраты, быстрое проектирование и создание, машину решили максимально собирать из уже имеющихся компонентов: крыло взяли от Cessna Model 170, удалив внешние секции, фюзеляж - от планера Schweizer, а неубирающееся полозковое шасси - от Bell Model 47. Из этих элементов создали моноплан с крылом типа парасоль, в конструкции применили Т-образное хвостовое оперение и силовую установку из двух небольших ТРД Fairchild J44, которые крепились по бокам от фюзеляжа в районе центра тяжести машины, что позволяло отклонять вектор тяги на 90°. В задней части фюзеляжа между двумя J44 разместили газогенератор Turbomeca Palouste, использовавшийся для подачи сжатого воздуха в систему управления тангажом и креном на режиме висения с соплами в хвостовой части и на законцовках крыла.
  Model 65 построили всего за 8 месяцев к декабрю 1953 года, первый полет состоялся в январе следующего года. Но всего через месяц из-за разрушения в компрессоре двигателя была повреждена топливная магистраль, что привело к пожару и к серьезному повреждению ATV. Самолет отремонтировали и еще раз использовали в рамках программы, завершившейся весной 1955 года. Однако ни в одном из полетов не выполнялось перехода от реактивного подъема с зависанием к горизонтальному полету на крыле.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell Model 65 ATV

  Тип: одноместный опытный самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП)
  Силовая установка: два ТРД Fairchild J44, каждый тягой 4,45 кН
  Масса: максимальная взлетная около 907 кг
  Размеры: размах крыла 7,93 м; длина 6.40 м
The sole, company-funded Bell Model 65 Air Test Vehicle, or ATV, N1105V, may have been a modest, unbeautiful machine, but it was the first in the world to rise and descend on jet power alone. It can also claim to be the first aircraft to flight test an air reaction, or 'puffer jet' secondary flight control system, needed to maintain aircraft attitude when operating at speed below which the normal controls can function. N 1105V built from parts of other light aircraft was powered by two 1,110Ib s.t. Fairchild J44-R-1s, while a Turbomeca Palouste provided compressed air for the puffer jets. Bell's ATV first hovered freely in January 1954, subsequently amassing four and a half hours aloft.
На фотографии единственного ATV хорошо видны сопла управления полетом на режиме висения. Для испытаний самолета в горизонтальном полете использовали колесное шасси.
BELL VTOL. Latest photograph of the novel Bell vertical take-off and landing single-seat test vehicle (N1105V) shows additional side area in the form of a ventral fin . This view also shows to good effect the wingtip and extreme tail outlets for the compressed air nozzles which operate until sufficient forward speed has been reached for the conventional directional surfaces to take charge.