Gourdou-Leseurre GL 810/811/812/813Hy
Страна: Франция
Год: 1926


Трехместный патрульно-разведывательный гидроплан палубного базирования (в том числе для запуска с катапульт)
Описание:
GL 810/811/812/813Hy
Gourdou-Leseurre GL-810/811/812/813
Фотографии

GL 810/811/812/813Hy

Легкий корабельный катапультный разведчик. Одномоторный подкосный моноплан смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Создан в КБ фирмы "Гурду-Лесёр". Опытный самолет L2-01, ставший прототипом нового разведчика, приступил к испытаниям летом 1926 г. В 1928 г. была выпущена малая серия, а с 1931 г. начато крупносерийное производство. Самолеты строились на заводе "Гурду-Лесёр" в Сен-Мэр, а изготовление поплавков и окончательная сборка осуществлялись в Ле Мюро. Всего выпущено 93 экз. (по другим данным - 86 экз.).
Самолеты семейства GL 810Ну состояли на вооружении только во Франции, с июля 1931 г.
Экипаж - 3 чел. Двигатель GR 9Ady. Вооружение 3x7,69, бомбы до 150 кг.
Основные серийные модификации:
  - L3, малая установочная серия;
  - GL 810Ну с удлиненными поплавками;
  - GL 811Ну со складывающимся крылом и двойным управлением;
  - GL 812Ну с удлиненными консолями;
  - GL 813Ну с измененным вертикальным оперением.
С июля 1931 г. эксплуатировались на плавбазе "Коммандан Тест" и крейсерах типа "Ла Галиссонье", с 1935 г. - также на линкорах "Дюнкерк" и "Страсбург". В 1935-1936 гг. несколько GL 810Ну превратили в беспилотные самолеты-мишени. Часть самолетов с сентября 1937 г. также переделывалась в буксировщики мишеней-рукавов для воздушной стрельбы. К концу 1930-х гг. машины всех модификаций сняли с боевых кораблей, заменив их более современной техникой. Старые гидропланы дослуживали на береговых базах.
В августе 1939 г. самолеты семейства GL 810 использовали для формирования двух новых эскадрилий. С начала войны они вели прибрежное патрулирование и спасательные работы. Постепенно вытеснялись летающими лодками Луар 130.
С производства GL 813Ну сняли в 1934 г. Последние машины этого семейства списали в метрополии в июне 1940 г., но на Мартинике они летали до июля 1943 г.


GL 810Ну||
Размах:||16,0 м
Длина:||10,5 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 420 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2465 кг
Максимальная скорость:||180 км/ч
Практический потолок:||5500 м
Дальность:||560 км

Gourdou-Leseurre GL-810/811/812/813

Кроме недолгих опытов с двумя проектами летающих лодок - двухмоторного патрульного биплана M-2 1926 года и 10-местного GL-710 1934 года - фирма "Gourdou-Leseurre" сосредоточилась на производстве морских двухпоплавковых гидропланов.
  Прототип L-2, построенный в 1926-1927 годах, имел звездообразный мотор Jupiter в 380 л.с. (283 кВт), обшитый полотном фюзеляж с каркасом из стальных труб и прямоугольные деревянные консоли крыла. Поплавковое шасси L-2 крепилось к фюзеляжу и крылу множеством стоек. Прототип L-2 в августе 1927 года летал в Копенгаген для участия в международной аэронавигационной выставке.
  Затем появились шесть предсерийных гидропланов L-3 со звездообразными моторами Gnome-Rhone (Bristol) Jupiter в 420 л.с. (313 кВт), стальными лонжеронами вместо деревянных и усиленными стойками. С этими изменениями стало возможно запускать L-3 с корабельных катапульт. Как и ранний проект L-2, построенный в 1928 году, L-3 имел два киля треугольной формы, один - над фюзеляжем, другой - под ним, и один руль направления.
  После успешных испытаний L-3 французские ВМФ заказали 24 таких гидросамолета под обозначением GL-810Hy с опционом на 86 машин. Этими самолетами планировалось оснащать линкоры и крейсера французского ВМФ, а также гидроавиатранспорт "Командан-Тест". Первый GL-810Hy взлетел с водной глади Сены в Ле-Мюру 23 сентября 1930 года. От прототипов он отличался увеличенными килями и расположением членов экипажа. В трех открытых кабинах аппаратов L-2 и L-3 сидели пилот, летнаб и бортстрелок, а в проекте GL-810Hy и более поздних вариантах летнаба и бортстрелка поменяли местами.
  В сентябре 1931 года авиация ВМФ Франции заказала 20 экземпляров улучшенной версии GL-811Hy. Она отличалась от GL-810Hy наличием радиостанции, сдвоенного управления, складных крыльев и водяного руля на правом поплавке. GL-810Hy предназначался для действий с гидроавиатранспорта "Командан-Тест". В 1933-1934 годах последовали дальнейшие заказы на 29 самолетов GL-812Hy и 13 самолетов GL-813Hy. Эти модели имели более округлые и увеличенные кили, скругленные законцовки крыла и двухлопастные металлические винты. GL-813Hy также обладал двойным управлением.

  В 1936 году 11 гидропланов GL-810Hy, 13 GL-811Hy и шесть GL-813Hy переделали в стандарт GL-812Hy. Незадолго до этого французский ВМФ организовал конкурс на замену трехместного гидроплана-разведчика. В ответ фирма "Gourdou-Leseurre" разработала проект бомбардировщика-торпедоносца GL-820Hy со звездообразным мотором Hispano-Suiza в 730 л. с. (544 кВт), подобный GL-821.01Hy, но с усиленной конструкцией, а затем - GL-821.02Hy с улучшенными обводами и закрытыми фонарями кабин. Однако заказов на эти варианты не последовало. Вместо них в серию пошла летающая лодка Loire 130.
  Гидропланами семейства GL-810 оснастили эскадрилью 7S2 на палубе "Командан-Тест" и эскадрилью 7S3, распределявшую свои самолеты по крейсерам французского флота. Эти гидропланы летали до 1937 года и в составе других эскадрилий - 1S1, 2S1, 2S4, 3S1, 3S2, 3S3, 3S6, 8S2 и 8S5. Хотя к 1939 году гидропланы Gourdou-Leseurre в основном были списаны, перед началом войны уцелевшими машинами вооружили эскадрильи 152 в Шербуре и 3S3 в Берре около Марселя. Последующие 10 месяцев эти части осуществляли патрулирование у берегов Франции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Gourdou-Leseurre GL-812Hy

  Тип: трехместный патрульно-разведывательный гидроплан палубного базирования (в том числе для запуска с катапульт)
  Силовая установка: звездообразный ПД Gnome-Rhone 9Ady Jupiter мощностью 420 л.с.(313 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 180 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 158 км/ч на высоте 1 000 м; набор высоты 3000 м за 16 мин; практический потолок 5500 м; дальность полета 560 км
  Масса: пустого самолета 1690 кг; максимальная взлетная 2460 кг
  Размеры: размах крыла 16,00 м; длина 10,49 м; высота 4,26 м; площадь крыла 43,00 м'
  Вооружение: один синхронный 7,7-мм пулемет Vickers в верхней передней части фюзеляжа и два подвижных 7,7-мм пулемета Lewis в центральной кабине, плюс до 150 кг боезапаса, подвешенного под подкосами крыла
Одной из самых приметных особенностей проекта L-2 было огромное количество растяжек для его поплавков. После показа в Дании эти самолеты безуспешно предлагались военно-морским силам нескольких европейских стран.
GL 810 Hy стартует с катапульты крейсера "Турвиль"
GL 812 Hy из эскадрильи 2S1 летит на учебное бомбометание
Gourdou-Leseurre GL 810 Hy