
Варианты
- Gourdou-Leseurre - GL-30 - 1923 - Франция
- Gourdou-Leseurre - GL-31 / LGL-32 - 1925 - Франция
Gourdou-Leseurre LGL-32
Следующим после GL-21 серийным самолетом фирмы "Gourdou-Leseurre" стал другой одноместный истребитель, GL-32, более известный как LGL-32. Самолет LGL-32 построили для участия в конкурсе на одноместный истребитель по требованию ВВС от 1923 года. В острой конкуренции он завоевал на конкурсе второе место. Прототип LGL-32.01 впервые взлетел весной 1925 года. В январе 1927-го фирма-разработчик получила начальный заказ на пять оценочных и 20 предсерийных самолетов. Позднее три оценочных самолета использовались для эффектных демонстрационных полетов во Франции и ряде других стран, в результате компания получила значительные экспортные заказы.
Серийный LGL-32C.1 имел смешанную конструкцию, передняя часть фюзеляжа облицована металлическими панелями, остальные места - полотняной обшивкой. На нем стоял звездообразный мотор Gnome-Rhone (Bristol) 9Ady Jupiter. Самым большим недостатком нового истребителя стало его довольно хрупкое шасси. В результате этот вариант сильно страдал от аварий при грубых посадках.
Зато LGL-32 имел хорошую скороподъемность и превосходную маневренность, что вполне компенсировало его довольно невысокую скорость.
Всего изготовили 479 экземпляров истребителя LGL-32C.1, принятого в конце 1927 года на вооружение ВВС Франции. До 1934 года ими были вооружены 12 эскадрилий первой линии на базах в метрополии, а также два полка истребителей в Париже и Тунисе. Парижский полк был запасной частью, укомплектованной добровольцами и базирующейся в Ле-Бурже. Он осуществлял ПВО столицы Франции. Кроме того, машинами LGL-32C.1 оснастили морские эскадрильи 3C1 и 3C2. Благодаря хорошим летным качествам и приемлемому боевому радиусу, LGL-32C.1 совершали многочисленные полеты в строю эскадрилий. Последние серийные машины имели реконструированные шасси с независимыми главными стойками, амортизаторами Messier и более широкой колеей. Однако после 1934 года их износ все чаще давал о себя знать, и к январю 1936 года из служивших во французских частях 380 машин остались только 135. Они использовались для обучения и в качестве наземных наглядных пособий в школах авиамехаников.
Румыния получила 50 самолетов LGL-32C.1. Последний из них поставили в ноябре 1928 года. Турция также закупила 12 самолетов, обозначенных LGL-32-T, еще одну машину получила Япония. По неподтвержденным сообщениям в 1936 году до четырех (или даже 12) списанных из ВВС Франции самолетов LGL-32C.1 были проданы испанскому республиканскому правительству, пытавшемуся в начале гражданской войны получить хоть какие-нибудь самолеты. О судьбе этих машин известно немного. Возможно, они попали в Каталонию 4 августа 1936 года. Однако в начале 1937 года правительство басков (республиканских союзников) закупило еще 12 (возможно 15) заново построенных предсерийных машин GL-410 с независимыми основными стойками шасси. Часть этих самолетов, оказавшихся неудачными истребителями и переделанных в пикирующие бомбардировщики, модифицировали для подвески двух 50-кг бомб на пилонах, прикрепленных к подкосам крыла, или одной 100-кг бомбы под фюзеляжем. В апреле 1937 года эти пикировщики во главе с Мигелем Замбудио нанесли удар по франкистскому линкору "Эспаньола", добившись нескольких попаданий. В результате линкор затонул, тем самым прославив скромный самолет LGL-32C.1 на закате его карьеры.
Варианты
LGL-32Hy: в начале 1927 года прототип LGL-32.01 оснастили водным двухпоплавковым шасси, но эта модификация никого не заинтересовала
LGL-321: первый оценочный самолет с мотором Jupiter в 600 л.с. (447 кВт). Он принял участие в авиационной выставке в Орли в марте 1929 года, интереса не вызвал и был сдан на слом в 1931 году
LGL-323 и LGL-324: стандартный аппарат LGL-32 переделали, установив звездообразный мотор Jupiter VII в 500 л.с. (373 кВт) с нагнетателем. Под индексом LGL-323 эта машина несколько раз неудачно пыталась установить рекорд высоты. Затем ее далее модифицировали в версию LGL-324, на которой 23 мая 1929 года Лемуань все же установил мировой рекорд высоты - 9600 м для самолета с колесным шасси и полезным грузом 500 кг. 24 октября Альбер Лекривайн на ней же установил мировой рекорд высоты без полезной нагрузки - 11 000 м
LGL-33C.1: один экземпляр этой версии летал в апреле 1925 года с тщательно закапотированным двигателем Lorraine 12Eb мощностью 450 л.с. (336 кВт), измененными подкосами крыла, стойками шасси и килем. В апреле 1927 года самолет демонстрировали в Румынии, а в июле того же года его списали во Франции после аварийной посадки
LGL-34C.1: аналог LGL-32C.1 с мотором Hispano-Suiza 12Gb мощностью 500 л. с. (373 кВт). После ряда публичных показов этот аэроплан в 1929 году сдали на слом
LGL-341C.1: первая такая машина имела крыло слегка увеличенной площади и 500-сильный (373 кВт) мотор Hispano-Suiza 12Hb с лобовым радиатором. Вторая машина впервые взлетела в мае 1928 года, вместо лобового радиатора она имела парные радиаторы на передних подкосах шасси. LGL-341 показал хорошие характеристики, но в серию не пошел
LGL-390: в июне 1934 года стандартный мотор LGL-32 мощностью 575 л.с. (429 кВт) заменили на звездообразный мотор Hispano-Suiza 9Va и неудачно испытали как прототип ночного истребителя
GL-633: один из GL-32C.1, построенных в 1937 году, переделали в одноместный пикирующий бомбардировщик, несущий 500-кг бомбу под фюзеляжем. Он получил скругленные законцовки крыла, видоизмененный киль и новое шасси с широкой колеей. С мотором Gnome-Rhone 9Ady Jupiter он достиг максимальной скорости 280 км/ч
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Gourdou-Leseurre LGL-32C.1
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: звездообразный мотор Gnome-Rhone 9Ady Jupiter мощностью 420 л. с. (313 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 250 км/ч на уровне моря; набор высоты 5000 м за 12 мин; практич. потолок 9700 м; дальность полета 500 км
Масса: пустого самолета 963 кг; максимальная взлетная 1376 кг
Размеры: размах крыла 12,20 м; длина 7,55 м; высота 2,95 м; площадь крыла 24,90 м2
Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers
Описание:
- Gourdou-Leseurre LGL-32
- Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии
-
Мировая Авиация 142
Моноплан-парасоль LGL-32 традиционной для фирмы "Gourdou-Leseurre" конструкции имел прямоугольное крыло с парой параллельных подкосов по каждому борту, а также заново спроектированный киль с плавно изогнутой передней кромкой.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Французский истребитель "Гурду-Лезье" GL-32, применявшийся республиканцами на Северном фронте.
-
АвиаМастер 2005-07 / М.Жирохов - Красные крылья Франции /Из истории воздушных войн/
"Гурду-Лезье" GL-32, принимавший участие в боях на северном фронте испанской гражданской войны, аэродром "Ла Альберисиа", 1937г.
-
Air International 1980-11 / Fighter A to Z
The GL-31 was an entirely new design, development of which was early abandoned.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The LGL-32 was the only Gourdou-Leseurre fighter to be built in really substantial quantities.
-
Flight 1926-12 / Flight
THE L.G.L.32 C.1, with Bristol "Jupiter" engine, is a single-seater fighter of the parasol monoplane type.
-
Flight 1926-12 / Flight
The L.G.L.32C.1, with "Jupiter" engine, was exhibited in a somewhat alarming attitude.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
Регистрационный номер : F-AIAL The LGL-321 was a more powerful version of the LGL-32, the sole example being a re-engined pre-series aircraft.
-
Мировая Авиация 142
LCL-32Hy не заинтересовал военных, но 28 марта 1927 года он произвел сенсацию, установив мировой рекорд высоты для гидропланов.
The LGL-32Hy was a conversion of the original LGL-32 prototype as a fighter seaplane -
Flight 1926-12 / Flight
THE L.G.L.33 C.1, with 450 h.p. Lorraine-Dietrich, is similar to the 32 C.1, except for the water-cooled engine.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The LGL-33 was a Lorraine-Dietrich-powered derivative of the basic design.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The first (on photo) and second LGL-341 prototypes differed essentially in engine cooling arrangements. An insufficient performance advance over the LGL-32 militated against series production.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The first and second (on photo) LGL-341 prototypes differed essentially in engine cooling arrangements. An insufficient performance advance over the LGL-32 militated against series production.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The GL-410 and the GL-450 (on photo) were based on the LGL-32 and differed from each other in having supercharged and unsupercharged engines respectively. The former had a wing of trapezoidal shape.
-
Flight 1931-07 / Flight
RIVAL AEROBATICS: The Gourdou-Leseurre (420 h.p. Gnome-Rhone "Jupiter"), used by Pierre Lemoigne, of France
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Франкисты захватили сгоревший после вынужденной посадки истребитель "Гурду-Лезье".
-
Flight 1926-12 / Flight
The shock-absorbers on the Loire-Gourdou-Leseurre machines are enclosed in fairings, the crank shown being intended to prevent axle and fairings from turning.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The LGL-32 was the only Gourdou-Leseurre fighter to be built in really substantial quantities.
-
Air International 1980-12 / Fighter A to Z
The GL-410 (on scheme the GL-450 were based on the LGL-32 and differed from each other in having supercharged and unsupercharged engines respectively. The former had a wing of trapezoidal shape.
- Фотографии