Сикорский Илья Муромец
Страна: Россия
Год: 1913


Описание
Фотографии
"Илья Муромец"

<...>
  На базе "Русского витязя" создан тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". Общая схема четырехмоторного самолета осталась прежней, включая коробку крыльев с размещением моторов на нижнем крыле, но фюзеляж спроектировали заново, что позволило при той же мощности двигателей увеличить полезную нагрузку и практический потолок. Прототип, № 107, облетали в декабре 1913 года. После испытаний Главное Военно-Техническое Управление 12 мая 1914 года выдало заводу контракт на 10 самолетов типа "Илья Муромец".
  К началу Первой мировой войны было готово всего четыре самолета. С началом боевых действий их передали в Императорский военно-воздушный флот, а 10 декабря (23 декабря по новому стилю) 1914 года император утвердил решение о создании первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков - эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Первый боевой вылет самолеты эскадры выполнили 14 (27) февраля 1915 года, а всего за войну выполнено более 400 боевых вылетов, сброшено 65 т бомб и уничтожено в воздухе 12 истребителей.
  В годы войны в серию пошел самый многочисленный вариант, "серии В", построенный в количестве 30 машин. Затем последовали самолеты серий "Г", "Г-1", "Г-2", "Г-3", "Г-4" и "Д". Всего до 1918 года было собрано более 70 самолетов семейства "Илья Муромец", которые отличались составом силовой установки (применялись двигатели Argus, Salmson (Canton-Unne), Sunbeam, Beardmore, РБВЗ, Hall-Scott и Renault), составом вооружения (пулеметы Максима образца 1912 года, Mk I Lewis и Colt Browning) и отдельными конструктивными усовершенствованиями. В качестве полезной нагрузки применялись различные бомбы, преимущественно калибром 80 кг, реже - 240 кг, а осенью 1915 года было выполнено опытное бомбометание 410-кг авиабомбы. Были и другие рекорды - самолет серии "Г-2" достиг в полете высоты 5200 м.
  После революции 1917 года часть самолетов вошла в боевой состав авиации Красной Армии, часть была разрушена - в частности, около трех десятков самолетов на Украине, где возникла угроза захвата их германской армией. Часть самолетов также использовалась в качестве транспортно-пассажирских и почтовых.
Опытный многомоторный самолет "Илья Муромец" Тип А. Гатчинская авиашкола, 1914г.
Дальний разведчик-бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Б с моторами "Аргус", 14-й авиаотряд, 1914г.
Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец».
"Илья Муромец" Тип В с двумя двигателями "Сальмсон". Эскадра воздушных кораблей, 1915г.
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип В с двигателями "Санбим". Эскадра воздушных кораблей, 1915г.
"Илья Муромец" "Киевский" тип Г-1, N 182 штабс-капитана И.С.Башко. Сентябрь 1916г., Станьково, Западный фронт.
ИМ N 276. "I-й боевой корабль" красвоенлета А.В.Насонова. Дивизион Воздушных Кораблей "Илья Муромец", ст.Мордово, Южный фронт, 8 августа 1919г.
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Г-2 с двигателями РБВЗ-6. Эскадра воздушных кораблей, 1916г.
ИМ Г-76 N 241. "I-й учебный" корабль. Авиагруппа Воздушных Кораблей "Илья Муромец", Липецк, май 1919г.
ИМ Г-77 N 242. "Корабль II-й" красвоенлета А.В.Насонова. Авиагруппа Воздушных Кораблей "Илья Муромец", ст.Стрелецкая, Южный фронт, декабрь 1918г.
ИМ N 280. "2-й бойкорабль" красвоенлета А.К.Туманского. Ст.Синельниково, Юго-западный фронт, сентябрь 1920г.
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Д-1 2-го боевого отряда. Эскадра воздушных кораблей, 1916г.
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Е-1. Эскадра воздушных кораблей, 1917г.
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Е-2. Дивизион воздушных кораблей РККА, 1918г.
Ранние модификации "Ильи Муромца" отличались очень короткой носовой частью фюзеляжа, лишь слегка выступавшей перед крыльями. На этом снимке также хорошо видна конструкция бипланной коробки.
Февраль 1914г.: через месяц после своего первого полета "Илья Муромец" с 16 пассажирами на борту достиг высоты 2000 м, установив рекорд грузоподъемности, и сел на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга.
Хотя "Илья Муромец" стал первым в мире четырехмоторным бомбардировщиком, первоначально его разработали в качестве пассажирской машины. Его характерной особенностью была возможность прогулок отважных пассажиров по небольшой платформе с поручнями, установленной над фюзеляжем.
SIKORSKY "I.M." - 1914. Igor I. Sikorsky, the helicopter and flying-boat pioneer must also be remembered for his genius in designing and building seventy-three four-engined bombers of 102-ft. span between 1914 and 1918. Forty-three years ago Sikorsky, aided by (Lt.-Cdr.) G. I. Lavrov, conceived the "I.M." (" Ilya Muromets" or "Ilia Mourometz" - a tenth-century Russian hero) with an a .u.w. of 10,000 lb. The remarkable photo (right) shows the first "I.M ." landing on skis at Petrograd (Leningrad) in February 1914. The five crew were totally enclosed in a proper fore cabin, whilst rear compartments afforded sleeping and cooking facilities.
Re-named the "Kievskii" the first "I.M." - a.u.w. 10,000 lb., span 102 ft. - carried out the first Russian air bombardment against German positions, 15th February 1915. "Kievskii" finally crashed on 22nd May 1918. Initial power was four 100-h.p. Argus engines, later versions had 160-h.p. engines and a.u.w. 17,000 lb.
Первый из "муромцев" - самолет тип А
И.И.Сикорский у самолета "Илья Муромец"
"Илья Муромец" Тип Б с моторами "Сальмсон"
Несколько аэропланов "Илья Муромец" оснастили поплавками для полетов с озер. Однако установка поплавков значительно снизила скорость аэроплана.
"Илья Муромец" N 107 на поплавках. Либава, май 1914г.
Гидросамолет "Илья Муромец"
Первый в мире тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". 1915г.
Despite aviation still being in its comparative infancy, progress by 1913 was little short of explosive. One such development was the emergence of the really large aircraft, in, of all places, Russia, closely followed by the designs of Caproni in Italy. For once, in this period of French domination of aviation developments in general, the honour of producing the world's first truly large aircraft goes to Russia and Igor Sikorsky's Ilya Mourometz series of four-engined giants. Between 1914 and mid to late 1917, Russia was to produce eighty of these huge machines, the power output of whose engines rose individually from 100 to 220hp in the later machines. When equipped with the 220hp Renault engine, the bomber's top level speed with a 1.120lb bombload was a leisurely 75mph, which would, at first glance, infer their vulnerability to attack. Evidently, this was not the case as the record shows only one of these machines to have been downed in combat, and that only after it had accounted for three of its assailants! Flight duration of these four-engined 'heavies' was said to be 6 hours, which suggests a tactical radius of action with a useful bombload of around 150 miles.
Three views of a four-engined Sikorsky biplane in flight
Воздушный корабль "Илья Муромец"
К началу войны только Россия располагала бомбардировочной авиацией дальнего действия, оснащенной такими самолетами, как тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец".
Пулемет Максим на одном из "Муромцев" серии Б.
Наземная команда готовит к боевому вылету самолет "Илья Муромец" Тип В
"Киевский" N 150 перед боевым полетом. На крыле сидит поручик И.Башко.
Корабль III-й N 151 поручика Озерского. Люблин, лето 1915г.
Сборка вновь прибывшего корабля (B-36 N 182, пятый "Киевский") в Койданово. Июль 1916г.
A close view of the tail of one of the large Sikorsky biplanes. From this an impression can be gained of the hugeness of the machine
"Илья Муромец Киевский" (пятый) N 182 B-36 капитана И.С.Башко перед боевым вылетом. Западный фронт, Станьково, февраль 1917г.
Учебный "Илья Муромец" серии В с двумя двигателями "Санбим", Псков, август 1915г.
"Илья Муромец" применялся для разведки и бомбометания. Два больших бензобака над верхним крылом обеспечивали этому самолету внушительную дальность полета.
Two of the starboard 150 h.p. Sunbeam engines on the Sikorsky biplane
На "Русском Витязе" бензобаки располагались над фюзеляжем, и это конструктивное решение перенесли на "Илью Муромца".
Designed in Russia by Igor Sikorski, the IM-G1 was among the world's first multi-engined aircraft and was unusual for its time in having a totally-enclosed cockpit.
Хотя "Илью Муромца", как и его предшественника, создали для перевозки пассажиров, в начале Первой мировой войны он легко преобразился в бомбардировщик. На этом снимке запечатлена одна из таких машине опознавательным знаком российских ВВС в виде трехцветного вымпела на борту фюзеляжа.
Среди своего экипажа сидит поручик Дмитрий Макшеев (третий слева). Август 1916 г. В следующем месяце они погибнут в воздушном бою вместе с самолетом, у которого сфотографировались
A 1,000-lb. bomb in front of a Sikorsky biplane
3-й боевой отряд на фоне корабля XVI (Г-42 N 188) поручика Д.Д.Макшеева. 7-й слева, сидит - начальник 3-го боевого отряда штабс-капитан И.С.Башко; 4-й слева, сидит - Д.Д.Макшеев. Сентябрь 1916г. Станьково.
"Илья Муромец Киевский" (шестой) полковника И.С.Башко. Юго-Западный фронт, Бугач, июль 1917г.
Полковник И.С.Башко среди польских офицеров (стоит у крайнего правого мотора), аэродром авиации I-го Польского корпуса. Бобруйск, май 1918г.
Запуск моторов "Бердмор" на корабле "Киевском". Бобруйск, 3 мая 1918г.
"Киевский", ведомый Башко и Абакановичем выходит на старт. 3 мая 1918г., смотр авиации I-го Польского корпуса в Бобруйске.
"Киевский" на аэродроме в Бобруйске, май 1918г.
Группа служащих Дивизиона у "Муромца", Сарапул, 1920г. Во втором ряду сидят: 2-й справа И.С.Башко, 3-й - В.М.Ремезюк, 4-й - А.В.Панкратьев.
"Илья Муромец" Г-3 "Ренобалт" N 243 с хвостовой пулеметной точкой. Комендантский аэродром, Петроград, август 1917г.
"1-й учебный", N 276. Сарапул, лето 1920г.
"2-й бойкорабль", N 280. Юго-Западный фронт, 8 сентября 1920г. Экипаж после налета на аэродром у ст.Федоровка. Справа налево: штурман Н.Н.Родзевич, командир А.К.Туманский, помощник А.А.Кузьмин, механик Л.Я.Фридрихов, пулеметчик Ф.В.Михайловский.
Моторист "2-го бойкорабля" (ИМ типа Г-3) Я.П.Андрюс. Юго-Западный (врангелевский) фронт, сентябрь 1920г.
"3-й бойкорабль", 1920г.
У этого аэроплана типа Г видна хвостовая пулеметная точка. Бомбардировщик "Илья Муромец" стал первым в мире самолетом с хвостовым стрелком.
"5-й" N 280 перед отправкой на фронт. Сарапул, июль 1920г.
Задняя пулеметная установка на самолете "Илья Муромец"
"Илья Муромец" Д-1 N 223. Псков, август 1916г.
"Илья Муромец" V-й тип Е N 266 Е-56 штабс-капитана Г.В.Алехновича. Винница, осень 1916г.
Interior views of the cabin of a Sikorsky biplane. On the left the fore part, and on the right looking towards the tail
"Илья Муромец I" после вынужденной посадки во время перелета на фронт. 31 августа 1914г.
Неудачная посадка корабля N 143 серии Б. Яблонна, январь 1915г.
Поломка "Киевского" N 150. Яблонна, начало 1915г.
"Илья Муромец Киевский" N 150, поврежденный в бою с тремя немецкими аэропланами. 5 июля 1915г.
A battle-stained Sikorsky biplane, which returned with 374 bullet and shrapnel holes in it, and a front strut shot away. On the left a view of the cabin, and on the right the damaged radiator of the 150 h.p. Sunbeam engine
ИМ "Киевский" Г-41 N 187 И.С.Башко. 8 апреля 1916г., Колодзиевка.
ИМ Г-38 N 184 поручика А.М.Констенчика после боевого вылета. 13 апреля 1916г., Зегевольд.
ИМ Г-44 N 190 "Киевский" (четвертый) после боевого вылета и неудачной посадки 16 июля 1916г.
Two views of a Sikorsky biplane, fitted with four 160 h.p. German Argus motors, after a bad landing
Модель самолета "Илья Муромец" (1:72). Автор А. Ладинский
Эффектный полет модели самолета "Илья Муромец" продемонстрировал Андрей Федоренко (Украина, Энергодар)