Поиск по сайту:
"Илья Муромец"
<...>
На базе "Русского витязя" создан тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". Общая схема четырехмоторного самолета осталась прежней, включая коробку крыльев с размещением моторов на нижнем крыле, но фюзеляж спроектировали заново, что позволило при той же мощности двигателей увеличить полезную нагрузку и практический потолок. Прототип, № 107, облетали в декабре 1913 года. После испытаний Главное Военно-Техническое Управление 12 мая 1914 года выдало заводу контракт на 10 самолетов типа "Илья Муромец".
К началу Первой мировой войны было готово всего четыре самолета. С началом боевых действий их передали в Императорский военно-воздушный флот, а 10 декабря (23 декабря по новому стилю) 1914 года император утвердил решение о создании первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков - эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". Первый боевой вылет самолеты эскадры выполнили 14 (27) февраля 1915 года, а всего за войну выполнено более 400 боевых вылетов, сброшено 65 т бомб и уничтожено в воздухе 12 истребителей.
В годы войны в серию пошел самый многочисленный вариант, "серии В", построенный в количестве 30 машин. Затем последовали самолеты серий "Г", "Г-1", "Г-2", "Г-3", "Г-4" и "Д". Всего до 1918 года было собрано более 70 самолетов семейства "Илья Муромец", которые отличались составом силовой установки (применялись двигатели Argus, Salmson (Canton-Unne), Sunbeam, Beardmore, РБВЗ, Hall-Scott и Renault), составом вооружения (пулеметы Максима образца 1912 года, Mk I Lewis и Colt Browning) и отдельными конструктивными усовершенствованиями. В качестве полезной нагрузки применялись различные бомбы, преимущественно калибром 80 кг, реже - 240 кг, а осенью 1915 года было выполнено опытное бомбометание 410-кг авиабомбы. Были и другие рекорды - самолет серии "Г-2" достиг в полете высоты 5200 м.
После революции 1917 года часть самолетов вошла в боевой состав авиации Красной Армии, часть была разрушена - в частности, около трех десятков самолетов на Украине, где возникла угроза захвата их германской армией. Часть самолетов также использовалась в качестве транспортно-пассажирских и почтовых.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Опытный многомоторный самолет "Илья Муромец" Тип А. Гатчинская авиашкола, 1914г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Дальний разведчик-бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Б с моторами "Аргус", 14-й авиаотряд, 1914г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / ??? - Дальняя Авиация России 100 лет /Юбилей/
Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец».
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
"Илья Муромец" Тип В с двумя двигателями "Сальмсон". Эскадра воздушных кораблей, 1915г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип В с двигателями "Санбим". Эскадра воздушных кораблей, 1915г.
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
"Илья Муромец" "Киевский" тип Г-1, N 182 штабс-капитана И.С.Башко. Сентябрь 1916г., Станьково, Западный фронт.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
ИМ N 276. "I-й боевой корабль" красвоенлета А.В.Насонова. Дивизион Воздушных Кораблей "Илья Муромец", ст.Мордово, Южный фронт, 8 августа 1919г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Г-2 с двигателями РБВЗ-6. Эскадра воздушных кораблей, 1916г.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
ИМ Г-76 N 241. "I-й учебный" корабль. Авиагруппа Воздушных Кораблей "Илья Муромец", Липецк, май 1919г.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
ИМ Г-77 N 242. "Корабль II-й" красвоенлета А.В.Насонова. Авиагруппа Воздушных Кораблей "Илья Муромец", ст.Стрелецкая, Южный фронт, декабрь 1918г.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
ИМ N 280. "2-й бойкорабль" красвоенлета А.К.Туманского. Ст.Синельниково, Юго-западный фронт, сентябрь 1920г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Д-1 2-го боевого отряда. Эскадра воздушных кораблей, 1916г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Е-1. Эскадра воздушных кораблей, 1917г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" Тип Е-2. Дивизион воздушных кораблей РККА, 1918г.
-
Мировая Авиация 142
Ранние модификации "Ильи Муромца" отличались очень короткой носовой частью фюзеляжа, лишь слегка выступавшей перед крыльями. На этом снимке также хорошо видна конструкция бипланной коробки.
-
Мировая Авиация 142
Февраль 1914г.: через месяц после своего первого полета "Илья Муромец" с 16 пассажирами на борту достиг высоты 2000 м, установив рекорд грузоподъемности, и сел на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга.
Хотя "Илья Муромец" стал первым в мире четырехмоторным бомбардировщиком, первоначально его разработали в качестве пассажирской машины. Его характерной особенностью была возможность прогулок отважных пассажиров по небольшой платформе с поручнями, установленной над фюзеляжем.
SIKORSKY "I.M." - 1914. Igor I. Sikorsky, the helicopter and flying-boat pioneer must also be remembered for his genius in designing and building seventy-three four-engined bombers of 102-ft. span between 1914 and 1918. Forty-three years ago Sikorsky, aided by (Lt.-Cdr.) G. I. Lavrov, conceived the "I.M." (" Ilya Muromets" or "Ilia Mourometz" - a tenth-century Russian hero) with an a .u.w. of 10,000 lb. The remarkable photo (right) shows the first "I.M ." landing on skis at Petrograd (Leningrad) in February 1914. The five crew were totally enclosed in a proper fore cabin, whilst rear compartments afforded sleeping and cooking facilities.
Re-named the "Kievskii" the first "I.M." - a.u.w. 10,000 lb., span 102 ft. - carried out the first Russian air bombardment against German positions, 15th February 1915. "Kievskii" finally crashed on 22nd May 1918. Initial power was four 100-h.p. Argus engines, later versions had 160-h.p. engines and a.u.w. 17,000 lb. -
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Первый из "муромцев" - самолет тип А
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
И.И.Сикорский у самолета "Илья Муромец"
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
"Илья Муромец" Тип Б с моторами "Сальмсон"
-
Мировая Авиация 142
Несколько аэропланов "Илья Муромец" оснастили поплавками для полетов с озер. Однако установка поплавков значительно снизила скорость аэроплана.
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
"Илья Муромец" N 107 на поплавках. Либава, май 1914г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-10 / А.Артемьев - Морская авиация отечества (4)
Гидросамолет "Илья Муромец"
-
Авиация и Космонавтика 2006-02 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (1)
Первый в мире тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". 1915г.
-
Flight 1919-12 / Flight
Three views of a four-engined Sikorsky biplane in flight
-
OS 1 / H.Cowin - X-Planes
Despite aviation still being in its comparative infancy, progress by 1913 was little short of explosive. One such development was the emergence of the really large aircraft, in, of all places, Russia, closely followed by the designs of Caproni in Italy. For once, in this period of French domination of aviation developments in general, the honour of producing the world's first truly large aircraft goes to Russia and Igor Sikorsky's Ilya Mourometz series of four-engined giants. Between 1914 and mid to late 1917, Russia was to produce eighty of these huge machines, the power output of whose engines rose individually from 100 to 220hp in the later machines. When equipped with the 220hp Renault engine, the bomber's top level speed with a 1.120lb bombload was a leisurely 75mph, which would, at first glance, infer their vulnerability to attack. Evidently, this was not the case as the record shows only one of these machines to have been downed in combat, and that only after it had accounted for three of its assailants! Flight duration of these four-engined 'heavies' was said to be 6 hours, which suggests a tactical radius of action with a useful bombload of around 150 miles.
-
Авиация и Космонавтика 2000-08 / Краткая справка о развитии дальней авиации
Воздушный корабль "Илья Муромец"
-
Мировая Авиация 95
К началу войны только Россия располагала бомбардировочной авиацией дальнего действия, оснащенной такими самолетами, как тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец".
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
Пулемет Максим на одном из "Муромцев" серии Б.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Наземная команда готовит к боевому вылету самолет "Илья Муромец" Тип В
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
"Киевский" N 150 перед боевым полетом. На крыле сидит поручик И.Башко.
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
Корабль III-й N 151 поручика Озерского. Люблин, лето 1915г.
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
Сборка вновь прибывшего корабля (B-36 N 182, пятый "Киевский") в Койданово. Июль 1916г.
-
Flight 1920-06 / Flight
A close view of the tail of one of the large Sikorsky biplanes. From this an impression can be gained of the hugeness of the machine
-
Мир Авиации 1993-02 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (3)
"Илья Муромец Киевский" (пятый) N 182 B-36 капитана И.С.Башко перед боевым вылетом. Западный фронт, Станьково, февраль 1917г.
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
Учебный "Илья Муромец" серии В с двумя двигателями "Санбим", Псков, август 1915г.
-
Мировая Авиация 142
"Илья Муромец" применялся для разведки и бомбометания. Два больших бензобака над верхним крылом обеспечивали этому самолету внушительную дальность полета.
Sikorsky Ilya Mourometz bomber (15 February 1915). -
Flight 1920-04 / Flight
Two of the starboard 150 h.p. Sunbeam engines on the Sikorsky biplane
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
На "Русском Витязе" бензобаки располагались над фюзеляжем, и это конструктивное решение перенесли на "Илью Муромца".
Designed in Russia by Igor Sikorski, the IM-G1 was among the world's first multi-engined aircraft and was unusual for its time in having a totally-enclosed cockpit. -
Мировая Авиация 142
Хотя "Илью Муромца", как и его предшественника, создали для перевозки пассажиров, в начале Первой мировой войны он легко преобразился в бомбардировщик. На этом снимке запечатлена одна из таких машине опознавательным знаком российских ВВС в виде трехцветного вымпела на борту фюзеляжа.
-
Авиация и Время 2016-01 / М.Чайковский - Воспоминания летчика-наблюдателя (1914-1916 годы) (2)
Среди своего экипажа сидит поручик Дмитрий Макшеев (третий слева). Август 1916 г. В следующем месяце они погибнут в воздушном бою вместе с самолетом, у которого сфотографировались
-
Flight 1919-12 / Flight
A 1,000-lb. bomb in front of a Sikorsky biplane
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
3-й боевой отряд на фоне корабля XVI (Г-42 N 188) поручика Д.Д.Макшеева. 7-й слева, сидит - начальник 3-го боевого отряда штабс-капитан И.С.Башко; 4-й слева, сидит - Д.Д.Макшеев. Сентябрь 1916г. Станьково.
-
Мир Авиации 1993-02 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (3)
"Илья Муромец Киевский" (шестой) полковника И.С.Башко. Юго-Западный фронт, Бугач, июль 1917г.
-
Мир Авиации 1994-01 / ??? - Последний воздушный корабль царской Эскадры /Архив/
Полковник И.С.Башко среди польских офицеров (стоит у крайнего правого мотора), аэродром авиации I-го Польского корпуса. Бобруйск, май 1918г.
-
Мир Авиации 1994-01 / ??? - Последний воздушный корабль царской Эскадры /Архив/
Запуск моторов "Бердмор" на корабле "Киевском". Бобруйск, 3 мая 1918г.
-
Мир Авиации 1994-01 / ??? - Последний воздушный корабль царской Эскадры /Архив/
"Киевский", ведомый Башко и Абакановичем выходит на старт. 3 мая 1918г., смотр авиации I-го Польского корпуса в Бобруйске.
-
Мир Авиации 1994-01 / ??? - Последний воздушный корабль царской Эскадры /Архив/
"Киевский" на аэродроме в Бобруйске, май 1918г.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
Группа служащих Дивизиона у "Муромца", Сарапул, 1920г. Во втором ряду сидят: 2-й справа И.С.Башко, 3-й - В.М.Ремезюк, 4-й - А.В.Панкратьев.
-
Мир Авиации 1993-02 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (3)
"Илья Муромец" Г-3 "Ренобалт" N 243 с хвостовой пулеметной точкой. Комендантский аэродром, Петроград, август 1917г.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
"1-й учебный", N 276. Сарапул, лето 1920г.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
"2-й бойкорабль", N 280. Юго-Западный фронт, 8 сентября 1920г. Экипаж после налета на аэродром у ст.Федоровка. Справа налево: штурман Н.Н.Родзевич, командир А.К.Туманский, помощник А.А.Кузьмин, механик Л.Я.Фридрихов, пулеметчик Ф.В.Михайловский.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
Моторист "2-го бойкорабля" (ИМ типа Г-3) Я.П.Андрюс. Юго-Западный (врангелевский) фронт, сентябрь 1920г.
-
Мировая Авиация 142
У этого аэроплана типа Г видна хвостовая пулеметная точка. Бомбардировщик "Илья Муромец" стал первым в мире самолетом с хвостовым стрелком.
-
Мир Авиации 1994-01 / М.Хайрулин - Служба "Муромцев" в Рабоче-Крестьянском Красном Военном Воздушном Флоте /Архив/
"5-й" N 280 перед отправкой на фронт. Сарапул, июль 1920г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
Задняя пулеметная установка на самолете "Илья Муромец"
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
"Илья Муромец" Д-1 N 223. Псков, август 1916г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / ??? - 100 лет самолету "Илья Муромец" /Историческая серия "Самолеты России"/
"Илья Муромец" V-й тип Е N 266 Е-56 штабс-капитана Г.В.Алехновича. Винница, осень 1916г.
-
Flight 1920-11 / Flight
Interior views of the cabin of a Sikorsky biplane. On the left the fore part, and on the right looking towards the tail
-
Авиация и Время 2015-06 / М.Чайковский - Воспоминания летчика-наблюдателя (1914-1916 годы) (1)
"Илья Муромец I" после вынужденной посадки во время перелета на фронт. 31 августа 1914г.
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
Неудачная посадка корабля N 143 серии Б. Яблонна, январь 1915г.
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
Поломка "Киевского" N 150. Яблонна, начало 1915г.
-
Мир Авиации 1992-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (1)
"Илья Муромец Киевский" N 150, поврежденный в бою с тремя немецкими аэропланами. 5 июля 1915г.
-
Flight 1920-02 / Flight
A battle-stained Sikorsky biplane, which returned with 374 bullet and shrapnel holes in it, and a front strut shot away. On the left a view of the cabin, and on the right the damaged radiator of the 150 h.p. Sunbeam engine
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
ИМ "Киевский" Г-41 N 187 И.С.Башко. 8 апреля 1916г., Колодзиевка.
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
ИМ Г-38 N 184 поручика А.М.Констенчика после боевого вылета. 13 апреля 1916г., Зегевольд.
-
Мир Авиации 1993-01 / М.Хайрулин - Корабли Эскадры в делах против неприятеля /Архив/ (2)
ИМ Г-44 N 190 "Киевский" (четвертый) после боевого вылета и неудачной посадки 16 июля 1916г.
-
Flight 1920-05 / Flight
Two views of a Sikorsky biplane, fitted with four 160 h.p. German Argus motors, after a bad landing
-
Авиация и Время 2012-06 / А.Матусевич, Я.Янчак - Львовский фестиваль стендовых моделей
Модель самолета "Илья Муромец" (1:72). Автор А. Ладинский
-
Авиация и Время 2013-03
Эффектный полет модели самолета "Илья Муромец" продемонстрировал Андрей Федоренко (Украина, Энергодар)
- Фотографии