Варианты
F+W D-3800/D-3801
В июле 1938 года Швейцария обратилась к Франции с просьбой поставить новый истребитель для замены устаревших Dewoitine D.27, построенных по лицензии компанией EKW (город Тун, Швейцария). В то время в производстве компании "Morane-Saulnier" находились самолеты семейства M.S.405/406 - две машины были взяты для изучения и испытаний швейцарцами. Результаты оказались обнадеживающими и компания EKW получила лицензию на выпуск самолета под обозначением D-3800. Компания "Morane-Saulnier" внесла в конструкцию одного из предсерийных M.S.405 все изменения, затребованные швейцарскими военными, после чего EKW построила первую серию из восьми машин, поступивших в опытную эксплуатацию. Все было превосходно, за исключением неудовлетворительной работы механизма изменения шага трехлопастного воздушного винта французской компании "Chauviere". Его пришлось заменить на воздушный винт, выпускавшийся швейцарской компанией "Escher Wyss".
Серийный выпуск D-3800 был организован на предприятиях компаний "F+W" (город Эммен), "Doflug" (Альтенрайн) и SWS (Шлирен). Поставки самолетов первой партии из 74 машин были начаты в январе 1940 года и завершены к августу того же года. Силовая установка включала двигатель Hispano-Suiza HS-77 мощностью 860 л. с. (641 кВт), выпускавшийся по лицензии компаниями "Saurer AG" и SLM. Такой же двигатель стоял и на предсерийных машинах. В ходе эксплуатации выявились отдельные технические проблемы с двигателем, а также гидравлической и пневматической системами самолета. В 1943 году все они были подвергнуты модернизации, чтобы привести к стандарту D-3801.
К 1941 году "Hispano-Suiza" завершила создание нового двигателя - HS-51 мощностью 1000 л. с. (746 кВт), после чего уже упомянутые швейцарские компании приступили к его серийному выпуску по лицензии для установки на D-3801, являвшийся эквивалентом модели Morane-Saulnier M.S.406C-1. Освоение нового двигателя также шло не без проблем, но программу решили продолжить; были выпущены 207 самолетов D-3801, которые сформировали ядро истребительной авиации ВВС Швейцарии в годы войны. В это число входили и 17 самолетов, собранных в 1947-1948 годах из машинокомплектов компанией "F+W" (Эммен).
D-3801 стали снимать с вооружения в 1948 году, когда в ВВС стали поступать самолеты North American P-51 Mustang. Но часть машин все же осталась в эксплуатации в качестве учебных самолетов и буксировщиков мишеней. В настоящее время в музеях сохранились два самолета - один в Швейцарии, а другой в Музее авиации в Ле-Бурже (Франция). Последний окрашен в цвета, в которые окрашивались в свое время M.S.406C-1.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
F+W D-3801
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный ПД Hispano-Suiza HS-5112Y мощностью 1000 л. с. (746 кВт), выпускавшийся по лицензии компаниями "Adolph Saurer AG" и "SLM"
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 432 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 350 км/ч; начальная скороподъемность 753 м/мин; практический потолок 10 000 м; дальность 980 км
Масса: пустого 2125 кг; максимальная взлетная 2725 кг
Размеры: размах крыла 10,62 м; длина 8,17 м; высота 3,40 м; площадь крыла 18,00 м2
Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка и два 7,5-мм пулемета в крыле, плюс бомбы или реактивные снаряды на подвеске под крылом
Описание:
- F+W D-3800/D-3801
- Morane-Saulnier MS.410, MS.411 и MS.412
Фотографии
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (2)
Регистрационный номер: J-20 D-3800 из 4-й авиароты ВВС Швейцарии. Тун, лето 1941 г.
-
Мировая Авиация 122
Регистрационный номер: J-292 [3] Данный D-3801 (J-292) принадлежал 21-й эскадрилье швейцарских ВВС (1944-1945 годы).
-
АэроХобби 1993-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Солдат многих армий (Французский истребитель M.S.-406C1) /Домашний авиамузей/ (2)
Регистрационный номер: J-292 [3] D.3801 ВВС Швейцарии, 1942г.
-
Air Pictorial 1999-10 / Fliegermuseum: Switzerland's famous Dubendorf collection
Tucked away in one of the side halls is a group of Second World War types with a Bf 108 suspended above a Bf 109E (below right), an F+W C-3603-1 reconnaissance/attack aircraft (centre), and a Morane-Saulnier MS.506C-1 (left) which was built in Switzerland under licence as the D-3801.
Другие самолёты на фотографии: FWA C-3602 / C-3603 / C-3604 - Швейцария - 1938Messerschmitt Bf.108 Taifun - Германия - 1934Messerschmitt Bf.109E - Германия - 1938
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: J-143 J-143 at Wohlen in December 1995.
-
Авиация и Время 2017-01 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (3)
Регистрационный номер: J-1 D-3800 швейцарцы использовали до конца войны
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (2)
Регистрационный номер: J-18 Истребитель MS.406 выпускался в Швейцарии по лицензии под обозначением D-3800
-
Aeroplane Monthly 1993-07 / R.Anthoine - No shots, please - we're British (13)
Регистрационный номер: J-32 Morane D-3801 fighters similar to this one intercepted the two 515 Sqn Mosquitoes on September 30, 1944.
-
Авиация и Время 2016-04 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (1)
Регистрационный номер: J-76 К началу войны истребители D-3800 не успели войти в строй
-
Air International 1988-02 / Fighter A to Z
Регистрационный номер: J-78 D-3800 ВВС Швейцарии.
The Swiss-built D-3800 (MS 406H) which, structurally, was based on the MS 405 -
Aeroplane Monthly 1996-04 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: J-126 Morane D-3801 J-126 in 1944.
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / E.Gandet - Swiss miscellany
Регистрационный номер: J-160 Morane D-3801 J-160, one of a batch of 207, was built under licence by F & W Emmen and Dornier Altenrhein. The aircraft saw service between 1941 and 1959. It is seen here at Stans in 1957. The Morane D-3800 was a Swiss licence-built version of the French Morane-Saulnier MS.406, powered by an 860 h.p. Hispano 12Y-31. Production was undertaken by the Swiss Dornier-Werke AG at Altenrhein in 1939. Production of the D-3801, powered by a 1,000 h.p. Hispano 12Y-51 engine, began in 1940. Initially the type was used for close-support duties, but after the arrival of Vampires in 1946 it was relegated to the training role.
-
Aeroplane Monthly 1996-04 / E.Gandet - Swiss miscellany
Регистрационный номер: J-164 Morane D-3801 J-164 during refuelling at Kagiswil. About 70 D-3801s were operated by the Fliegerschule at this time, before they were scrapped in the Fifties. Only three examples have survived, many having been burnt during fire practice and others having been cannibalised on children’s playgrounds.
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (2)
Звено D-3801 из 4-й авиароты в патрульном полете
-
Aeroplane Monthly 1990-08 / R.Anthoine - No shots, please - we're British (1)
Регистрационный номер: J-245, J-269 The defence of Swiss airspace in 1940 rested with the Morane D-3801, such as those seen at Zweisimmen, and the Messerschmitt Bf 109E.
-
Air International 1988-02 / Fighter A to Z
Регистрационный номер: J-292 [3] The Swiss-built D-3801 (MS 412) which remained in series production until 1945, some continuing in second-line service until 1959.
-
Авиация и Время 2016-04 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (1)
Регистрационный номер: J-125, J-133, J-135, J-55 Сборка лицензионных «Моранов» - истребителей D-3800
-
Air Enthusiast 2001-01 / M.Gruenenfelder, R.Francillon - Enduring Tug
C-409, the penultimate long-wing C-3603 Series 0 shares a hangar with similarly-engined C-3603-1s and D-3801s.
Другие самолёты на фотографии: FWA C-3602 / C-3603 / C-3604 - Швейцария - 1938
-
АэроХобби 1993-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Солдат многих армий (Французский истребитель M.S.-406C1) /Домашний авиамузей/ (2)
D-3801 с французскими опознавательными знаками из музея de l'Air в Ле Бурже.
-
Air Pictorial 1956-03
Can any reader identify the engine fitted to this Swiss Pilatus P-2 . To the right of the P-2 is a D-3801.
Другие самолёты на фотографии: Pilatus P-2 - Швейцария - 1945
-
Air International 1988-02 / Fighter A to Z
The Swiss-built D-3801 (MS 412) which remained in series production until 1945, some continuing in second-line service until 1959.
- Фотографии