Grumman TBF/TBM Avenger
Варианты:
Grumman - TBF/TBM Avenger - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
Описание:
TBF/TBM Avenger
Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)
Фотографии:

Ч/б фото (93)

TBF/TBM Avenger

Палубный бомбардировщик и торпедоносец, впоследствии самолет ПЛО и радиолокационного дозора, цельнометаллический одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйркрафт инджиниринг" под руководством Б. Холла и Э. Коча. Опытный образец торпедоносца, XTBF-1, совершил свой первый полет 1 августа 1941 г.
Серийное производство самолета началось в январе 1942 г. "Эвенджер" строился на заводах фирм "Грумман" (Бетпейдж) как TBF и "Истерн эйркрафт" (Трентон) как TBM. Всего изготовлено 9837 экз. (в том числе 4664 экз. разных вариантов TBM-3).
В годы Второй мировой войны "Эвенджер" состоял на вооружении в США - с февраля 1942 г. и в Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с 1944 г.
В войну выпускались следующие основные модификации:
  - TBF-1 с мотором R-2600-8, вооружение 1x12,7+1x7,62, в Трентоне строился аналогичный TBM-1, самолеты поздних серий оснащались РЛС с антеннами под крылом;
  - TBF-1B ("Тарпон" I), экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию, впоследствии все машины для английского флота проходили доработку на заводе фирмы "Блэкберн эйркрафт" с изменением остекления и оборудования;
  - TBF-1C/TBM-1C (в Англию поставлялся как "Тарпон" II) с вооружением 3x12,7+1x7,62;
  - TBF-1D/TBM-1D с РЛС, размещенной в обтекателе на правом крыле;
  - TBM-3 ("Тарпон" III) с мотором R-2600-20 и вооружением 3x12,7+ 1x7,62;
  - TBM-3D, вариант TBM-3 с РЛС, размещенной по типу TBM-1D;
  - TBM-3E, облегченный вариант с вооружением 3x12,7, измененным капотированием двигателя и РЛС в подкрыльном контейнере;
  - TBM-3W, самолет радиолокационного дозора с РЛС в подфюзеляжном обтекателе, в боях Второй мировой войны применить не успели.
Бомбовая нагрузка всех вариантов (кроме TBM-3W) - 900 кг или одна торпеда (908 кг) на внутренней подвеске; с конца 1943 г. введены 8хНУР под крыльями.
Первым новые самолеты получил авианосец "Хорнет". За лето 1942 г. на эти машины постепенно перешли все торпедоносные эскадрильи американского флота. "Эвенджеры" получили боевое крещение в битве за Мидуэй (июль 1942 г.), летая с береговых аэродромов. С августа 1942 г. TBF-1 уже стал основным палубным торпедоносцем американского флота, полностью вытеснив TBD-1. С февраля 1943 г. "эвенджеры" также стали применяться как палубные противолодочные самолеты. Машины семейства TBF/TBM в массовых масштабах использовались до конца войны как с авианосцев, так и с берега. Ими потоплены линкоры "Мусаси" и "Ямато", авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо" и другие крупные японские корабли.
В британском флоте они были впервые применены в налетах на о. Новая Георгия летом 1943 г. При этом летали "тарпоны" с американского авианосца "Саратога". Позднее в основном служили как охотники за подводными лодками в Атлантике (с суши и с авианосцев), участвовали в прикрытии северных конвоев. С января 1944 г. обозначение "Тарпон" в Англии изменили на "Эвенджер", согласно американскому. В 1945 г. самолеты опять были переброшены на Тихий океан, где применялись в операциях в Индонезии и при захвате Окинавы как бомбардировщики и штурмовики.
Новозеландские самолеты участвовали в операциях на Тихоокеанском театре. Они летали только с берега.
"Эвенджер" снят с производства в конце 1945 г. Служил в американском флоте до 1956 г. (в основном в частях резерва), в Англии снят с вооружения в июне 1946 г., но вновь принят в строй в 1953 г. и до 1961 г. применялся в системе ПЛО.
После войны "эвенджеры" поставлялись также в Канаду и Францию.


TBF-1||
Размах:||16,55 м
Длина:||12,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7200 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||1970 км

Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)

Среди американских самолетов, принимавших участие в известном сражении у атолла Мидуэй в 1942 году, были и первые в ВМС США монопланы торпедоносцы/бомбардировщики Douglas TBD Devastator и первые поступившие в войска и предназначавшиеся им на замену торпедоносцы/бомбардировщики TBF Avenger. Однако "первый блин оказался комом" - из шести TBF Avenger, принимавших участие в операции, уцелел лишь один. Devastator же не мог противостоять японским самолетам и был вскоре снят с вооружения боевых частей, а самолеты Avenger, которые должны были усилить 8-ю эскадрилью торпедоносцев на борту авианосца "Хорнет", прибыли в Перл-Харбор уже после того, как корабль вышел в море, а потому их перебросили на остров Мидуэй, с которого они и совершали боевые вылеты.
  История самолета TBF началась в 1940 году, когда ВМС США, испытывавшие потребность в новом торпедоносце-бомбардировщике, объявили тендер и 8 апреля 1940 года заказали у компании "Grumman" два прототипа по проекту G-40 - XTBF-1, а две недели спустя - еще два прототипа XTBU-1 у конкурирующей фирмы "Vought".

  Контракт на создание XTBF-1 был своеобразным вызовом конструкторской группе "Grumman", поскольку до того времени компания создала несколько успешных палубных истребителей, но ни разу не работала над торпедоносцем-бомбардировщиком. Прототип XTBF-1, совершивший первый полет 1 августа 1941 года, конструктивно представлял собой цельнометаллический среднеплан, но его рулевые поверхности имели полотняную обшивку, а для облегчения размещения самолета на авианосце внешние секции крыла могли складываться. Конструкция хвостового оперения и фюзеляжа - типовая, крепления для запуска с катапульты и посадочный гак - стандартного типа, шасси - убирающееся, с хвостовым колесом. Более поздние варианты имели возможность взлета при помощи ракетных ускорителей (RATO). Силовая установка состояла из одного звездообразного двигателя Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с, приводившего во вращение трехлопастный воздушный винт постоянного числа оборотов. Экипаж включал трех человек (пилот, бомбардир, радист-стрелок), они размещались под длинным фонарем.
  После летных испытаний прототипа, проведенных компанией-разработчиком, ВМС США провели оценочные испытания, которые успешно завершились в декабре 1941 года. Однако за 12 месяцев до этого ВМС США разместили первый производственный заказ на 286 самолетов TBF-1, первый из которых поступил на вооружение 30 января 1942 года. Причем ВМС решили продолжить закупки самолетов, даже несмотря на их достаточно неоднозначный дебют, поэтому с января 1942-го по декабрь 1943 года "Grumman" выпустила 2288 самолетов. Среди них были самолеты TBF-1, в основном сходные с прототипом, и 764 самолета TBF-1C, отличавшиеся наличием двух 12,7-мм пулеметов в крыле и обеспечением подвески ПТБ. Компания также построила один прототип XTBF-2 и два прототипа XTBF-3, имевших соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20.
  В британских ВМС, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B (первой их 1 января 1943 года получила 832-я эскадрилья), они первоначально обозначались Tarpon Mk I, но в январе 1944 года были переименованы в Avenger Mk 1. 832-я эскадрилья в июне 1943 года, базируясь на авианосце "Саратога", поддерживала действия подразделений КМП США во время наступления на Соломоновых островах - первый случай действий британских самолетов авиации ВМС с американского авианосца. Новозеландские ВВС также приобрели 63 самолета TBF-1.
  Модели Avenger под обозначениями TBM-1 (550 самолетов) и TBM -1C (2332 самолета) - эквиваленты самолетов TBF-1 и TBF-1C, соответственно - с сентября 1942 года выпускались по лицензии и подразделением "Eastern Aircraft Division" компании "General Motors". Всего же компания выпустила 7546 самолетов до закрытия сборочных линий в июне 1945 года. Из ранних моделей "General Motors" британские ВМС получили 334 самолета TBM -1, которым присвоили обозначение Avenger Mk II.
  "General Motors" также собрала четыре прототипа XTBM-3 с двигателем R-2600-20, схожий с самолетом XTBF-3 компании "Grumman", но отличающийся усиленными лонжеронами, что позволяло подвешивать под крылом большую нагрузку. 4657 самолетов были поставлены без тяжелой надфюзеляжной стрелковой установки. Поставки этой модификации, получившей обозначение TBM-3 и TBM-3E (имела удлиненный на 0,29 м фюзеляж и поисковую РЛС APS-4 в контейнере под правым крылом), начались в апреле 1944 года, британские ВМС приобрели 222 подобных самолета под обозначением Avenger Mk III. В конце войны британские Avenger оказали существенную поддержку ВМС США: самолеты с авианосцев "Формидейбл", "Илластриес", "Индефатигейбл" и "Викториес" принимали участие в бомбардировках объектов противника на Формозе (Тайвань) и островах японской метрополии.
  Компания "General Motors" также построила четыре опытных самолета XTBM-4, которые отличались усиленной конструкцией фюзеляжа, но завершение войны не позволило ей запустить машину в серию.
  После войны самолеты Avenger выполняли в ВМС США важные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок, пока для решения данной задачи не создали специальные машины, а также использовались как всепогодные бомбардировщики, самолеты РЭБ, транспортные и буксировщики мишеней. В британском флоте самолеты оставались на вооружении до 3 июня 1946 года, но с 1953 года ВМС приступило к закупке противолодочных вариантов самолета, получивших обозначения Avenger AS.Mk 4 и Avenger AS.Mk 5, пока в 1955 году им на смену не пришел Fairey Gannet. После войны самолеты Avenger поставлялись в рамках программы военной помощи в военно-морскую авиацию Бразилии, Франции, Японии, Канады и Голландии.

  
Варианты

  TBF-1CP/TBM-1CP: фоторазведчики, переоборудованные из самолетов TBF-1C и TBM-1C (TBM-1 - выпуска "General Motors")
  TBF-1D/TBF-1CD: модификации TBF-1/TBF-1C, снабженные РЛС сантиметрового диапазона ASD (Air-to-Surface Type D), затем APS-3
  TBF-1E/TBM-1E: поздние серийные TBF-1 и TBM-1, имевшие дополнительное БРЭО, включая РЛС ASH (Air-to-surface Type Н), затем APS-4 сантиметрового диапазона (под правой консолью крыла)
  TBF-1J/TBM-1J: новое обозначение самолета TBF-1 и TBM-1, полученное после их переоборудования во всепогодный вариант для Арктики
  TBF-1L/TBM-1L: модификации моделей TBF-1/TBM-1, снабженные убирающимся прожектором в бомбовом отсеке
  TBF-1P/TBM-1P: модификации самолетов TBF-1/TBM-1, предназначенные для фоторазведки
  TBM-3D: модификация самолета TBM-3, оборудованная РЛС сантиметрового диапазона
  TBM-3E/TBM-3E2: модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным БРЭО, модификация выполнялась в ходе и после Второй мировой войны соответственно
  TBM-3H: модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV
  TBM-3J: новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный вариант
  TBM-3L: модификация самолета TBM-3, снабженная убирающимся прожектором в бомбовом отсеке
  TBM-3M/TBM-3M2: модификации TBM-3/3E, предназначенные для применения ракет
  TBM-3N: послевоенная модификация TBM-3, предназначенная для ночных атак, оснащалась надфюзеляжной турелью и местом для оператора РЛС
  TBM-3P: модификация TBM-3 для фоторазведки
  TBM-3Q: модификация TBM-3 в самолет РЭБ
  TBM-3R: модификация TBM-3 - семь пассажиров и груз для доставки на авианосец
  TBM-3S/TBM-3S2: противолодочные модификации самолетов TBM-3/TBM-3E со снятым стрелковым вооружением
  TBM-3U: модификация TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней, экипаж - 2 человека, без вооружения
  TBM-3W: модификация TBM-3 в вариант самолета ДРЛО с РЛС APS-20 - антенна в большом подфюзеляжном обтекателе
  TBM-3W2: модификация TBM-3W с РЛС, оптимизированной для поиска ПЛ; применялся совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду по типу "охотник/убийца"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman TBF-1C Avenger

  Тип: торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
  Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с. (1268 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3660 м - 414 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 246 км/ч; набор высоты 3050 м - за 13 мин; практический потолок 6525 м; дальность полета в варианте разведчика 3758 км, в варианте торпедоносца 1778 км
  Масса: пустого 4788 кг; максимальная взлетная 7876 кг
  Размеры: размах крыла 16,51 м; длина 12,19 м; высота 5,00 м; площадь крыла 45,52 м;
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета Browning M2 в крыле, один наводимый пулемет Browning M2 для обороны задней полусферы (в надфюзеляжной стрелковой установке) и один 7,62-мм наводимый пулемет Browning в подфюзеляжной стрелковой установке, плюс до 1134 кг вооружения на двух подкрыльевых узлах подвески и в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа
Летчик-испытатель фирмы «Грумман» Хобарт Кук выполняет испытательный полет на первом опытном самолете XTBF-1. Носовая часть оклеена «шелковинками» для визуализации обтекания
Эскортные авианосцы стали важным элементом противолодочной обороны союзников: истребители Wildcat уничтожали немецкие морские разведчики Fw 200, тогда как Grumman TBF-1 Avenger охотились за вражескими подлодками.
The Grumman TBF-1 Avenger Three-seat Torpedo Bomber (Wright R-2600-8 engine).
Самолет TBF-1 «Эвенджер» из первой полусотни в тренировочном полете. На переднем кресле - курсант, на заднем - летчик-инструктор
Отличительной особенностью TBM-3E Avenger был контейнер с РЛС AN/APS-4 под крылом.
Самолет TBM-1D из эскадрильи VT-51. Январь 1944 г.
The TBF had a weapons bay sufficiently large to carry a torpedo or a 2,000 lb bomb.
A TBF-1 displays its unique lines. First flown in prototype form on August 1, 1941, the first production aircraft was rolled out in January 1942.
TBM-1E Avenger. Quite a few examples of the Grumman Avenger are still flying throughout the world. The Fleet Air Arm has a number of TBM-3Es with anti-submarine radar in a radome under the starboard wing . This fine study of a U.S . Navy Reserves' TBM-3E shows the bomb bay doors extended and the rocket and bomb carriers under each wing. BuAer No. of this Avenger is 89402. The maximum speed of the TBM-3E is 261 m.p.h. at sea-level. In the earlier versions of the Avenger the "step" under the rear fuselage accommodated a gun position . Span is 54 ft. 2 in., and length 40 ft. lit in.; a.u.w. 16,760 lb.
Этот отреставрированный TBM-3 до наших дней летает в США. Фото 2002г.
Данные TBM-3E принадлежат 25-й противолодочной эскадрилье ВМС США, конец 1940-х годов.
Пара самолетов TBM-1C «Эвенджер» производства «Дженерал Моторс» над Тихим океаном
Пара «Эвенджеров» TBM-3 из эскадрильи VC-72 с 5-дюймовыми ракетами HVAR на пусковых устройствах Mk.5. Март 1945 г.
Пять TBF Avenger раннего выпуска в боевом строю. По опознавательным знакам и камуфляжу видно, что фотография сделана в период с мая 1942 по февраль 1943 года.
Самый большой одномоторный самолет Второй мировой войны Avenger по своим характеристикам и сложности стал существенным шагом вперед в сравнении с его предшественником TBD Devastator.
A formation of seven TBF Avengers. Standard armament consisted of one 0.50 in gun in the turret, a forward firing 0.50 in gun in the engine cowling and a 0.30 in tunnel gun.
Звено самолетов TBM-3E. На ведущей машине под правой консолью крыла виден контейнер антенны радара AN/APS-4
A formation of US Navy TBMs sets out from its carrier base. The type continued in Navy service for many years after the war.
Пролетающая над американским корветом "Джон А. Боул" пара TBM-3E Avenger окрашена в темно-синий цвет конца 1940-х годов. Хотя самолеты этой версии не были противолодочными, их ввели в эскадрилью берегового базирования VS-25.
Японские подводные лодки представляли серьезную угрозу для конвоев союзников. К охранению конвоев привлекались имеющие большую продолжительность полета Avenger.
Группа TBM-3E из эскадрильи VA-18A (позднее VA-175) в полете над Средиземным морем, июнь 1947 года. В послевоенный период Avenger несли службу на всех типах авианосцев ВМС США.
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
31 августа 1943 года. Смешанный строй Hellcat и Avenger держит курс на остров Маркус (Минамитори). В этот день состоялся боевой дебют Hellcat, но противник так и не появился. Только 5 октября Hellcat из эскадрильи VF-5 вступили в бой у острова Уэйк. На переднем плане самолет коммандера Дж.Флэтли с "Йорктауна".
Помимо бомб и ракет Avenger мог сбрасывать и не смертоносные грузы. На фотографии они сбрасывают на парашютах контейнеры с продуктами, водой и боеприпасами для 1-го полка морской пехоты, оставшегося без снабжения из-за распутицы близ Шур и Касл на Окинаве.
Летом 1942 года звено TBF выполняет учебную атаку торпедой Mk XIII с коробчатым стабилизатором. Эта торпеда плохо подходила для Avenger, так как ее нельзя было сбрасывать на скорости выше 160 км/ч и с высоты более 37 м.
Боевой дебют «Эвенджера» состоялся в битве при Мидуэе
TBF-1 Avenger лейтенанта А. X. Сэленджера добился прямого попадания торпеды Mk 24 в немецкую подводную лодку U-117 типа ХВ водоизмещением 1600 т, называемую "дойная корова" и осуществлявшую дозаправку топливом и припасами других субмарин. U-117 была потоплена самолетом из эскадрильи VC- 1 с авианосца "Кард" (CVE-11) 7 августа 1943 года, в период битвы за Атлантику. U-117 пополняла припасы подводной лодки U-66, которой удалось уйти. Снимок, на котором виден посадочный крюк самолета, сделан радистом.
Самолеты эскадрильи VT-17 с авианосца «Банкер Хилл» разгромили очередной аэродром японцев.Тихий океан, ориентировочно 1944 г.
Самолет TBM-3E из штурмовой эскадрильи VA-1L садится на авианосец «Сайпан». Атлантика, конец 1940-х гг.
Эта фотография датирована 10 марта 1943 года, один из прототипов XF6F заснят вместе с другим изделием "Grumman" - TBF Avenger. В годы войны с целью увеличения объемов производства авиатехника "Grumman" часто выпускалась по контрактам с другими фирмами. Если все Hellcat были построены "Grumman", то большинство Avenger построило отделение "General Motors".
Второй опытный экземпляр XTB-1 "Эвенджер" на испытательной базе NACA в Ленгли
The TBM-1C was produced by General Motors Corporation’s Eastern Aircraft Division, who built 2,882 TBM-1s and variants.
Серийный TBM-3 из эскадрильи VC-93 с доработанными ракетами AR
Противолодочный самолет TBM-3S из эскадрильи VC-31 на борту легкого авианосца «Райт» в ходе противолодочного патрулирования в оперативной зоне Ньюпорт. Конец 1940-х гг.
Палубный штурмовик-торпедоносец Grumman TBM-3 Avenger. Окраска самолета соответствует периоду войны в Корее.
A TBF showing the thirteen horizontal red and white rudder stripes and overall camouflage scheme in use from January 5, 1942, until changed in May of the same year. The red centres of the stars were deleted soon after to avoid confusion with the Japanese "meatball”.
Лифт поднимает на летную палубу авианосца "Сэнти" торпедоносец TBF-1, Атлантика, август 1942 г.
Прототип XTBF-3. Октябрь 1943 г.
Подготовка самолета TBM-1C к ночному боевому вылету на авианосце «Интрепид»
Механики у TBF-1, эскадрилья VT-5, авианосец "Йорктаун", конец 1943 г.
Заправка «Эвенджера» на одном из островов в Тихом океане. Кампания 1944 г.
Один из первых строевых экипажей занимает свои места
The author, centre, at El Toro in 1943, with radioman Sgt Arthur Wood, left, and turret gunner Sgt Robert Pearson. Note two-foot-high fuselage code letters.
Доработанная торпеда Mk.13 с «тубусом» и дополнительным оперением из фанеры, которые позволяли увеличить скорость и высоту прицельного сброса
Техники по вооружению подвозят торпеду под TBF-1C из эскадрильи VT-51 авианосца "Сан-Джасинто" (CVL-30) во время сражения у мыса Энгано (Филиппинская кампания). На кольцевое оперение торпеды Mk XIII Mod-2 надет деревянный коробчатый стабилизатор, разрушающийся при ударе об воду.
Оружейник подтягивает лебедкой в отсек вооружения «Эвенджера» 500-фунтовую бомбу
1000-фунтовая фугасная бомба на лебедке подтяга переднего бомбодержателя
"Эвенджеры" 832-й эскадрильи FAA на палубе авианосца HMS Illustrious у берегов Явы. Май 1944 г.
Самолет TBM-1C из эскадрильи VT-8, оснащенный пусковыми устройствами для неуправляемых ракет «английского типа» (без ракет) и радиолокатором ASB-1 с антеннами типа Yagi под крылом.
Первый американский эскортный авианосец «Боуг», специально приспособленный для противолодочных операций и вооруженный самолетами «Эвенджер»
Палуба авианосца "Бела Вуд" (тип "Индепенденс") охвачена огнем после атаки камикадзе, октябрь 1944 года. Для восстановления корабля потребовалось три месяца. Ранее, в июне того же года, с помощью Avenger палубного базирования был потоплен японский авианосец "Хиё".
SB2C кружат над авианосцем "Хорнет", пока с палубы убирают два TBF Avenger, Китайское море.
Авианосец «Эссекс» - 260-метровый монстр стоимостью в миллиард долларов по нынешнему курсу
Введенный в строй в 1953 году авианосец "Центаур" был сфотографирован в Средиземном море в 1954 году. На борту корабля находилась его первая авиагруппа, включавшая Avenger AS.Mk 4 из 820-й эскадрильи.
Самолеты Avenger Корпуса морской пехоты США готовятся к взлету на авиабазе Пива для нанесения удара. Плацдарм союзных войск на Бугенвиле был объектом периодических налетов японцев и обстрелов из скрытого в горах морского артиллерийского орудия, прозванного "Pistol Pete".
TBFs taxiing out at Piva Uncle in February 1944. Enemy troops still occupied the distant ridge.
TBFs await clearance for take-off from Piva Uncle in February 1944, all set to make a strike against Japanese shipping.
Two TBFs take off from Piva Uncle strip in January 1944, bound for Japanese targets at Rabaul. Other TBFs are just visible on the taxiway.
TBM-1 из штабной эскадрильи Hedron 12 во время войны в Корее сохранил все вооружение, но использовался только как курьерский
Самолет TBM-3R транспортной эскадрильи VR-23. Корея, 25 июня 1953 г.
Самолет TBM-1M2 с самонаводящейся планирующей бомбой «Бэт» на испытаниях
Опытный самолет с антенной радара AN/ASD-1 над кабиной
Avenger Mk l JZ159 с опознавательными знаками 852-й эскадрильи был сфотографирован, вероятно, в начале 1944 года. Сформированная в Сквантуме (штат Массачусетс) 852-я эскадрилья действовала с борта канадского авианосца "Набоб".
"Тарпон"" TR Mk.I из состава ВМС Великобритании
"Тарпон" I английской морской авиации в полете
The Avenger II Torpedo Bomber, the Royal Navy version of the TBM-1 built by the Eastern Aircraft Division of General Motors.
Avenger Mk III из 848-й эскадрильи с авианосца "Формидабл" летят бомбить базу пилотов-камикадзе, 1945 год. Самолеты 848-й эскадрильи имели бортовые номера формата "3хх".
Avenger британской морской авиации действовали над Тихим океаном с середины 1943 года. Этот самолет летит над кораблем британских ВМС "Индомитабл" в конце мая 1945 года во время ударов по Сакишиме. Avenger из 857-й эскадрильи действовали с палубы "Индомитабл".
Avenger TR.Mk II из 856-й эскадрильи на борту британского военного корабля "Премьер", конец 1944 года. Это подразделение участвовало в операциях у берегов Норвегии и сопровождало морские конвои в СССР.
Британская морская авиация практически не использовала Avenger как торпедоносец. На фотографии две американские 227-килограммовые бомбы в ожидании погрузки на самолет 854-й эскадрильи перед рейдом на японские позиции в Сурабае, Ява.
Торжественная передача 25-го самолета "Тарпон" для авиации Королевских ВМС Великобритании.
Английский "Тарпон" II на аэродроме Хестон
Avenger XB296, complete with its dorsal turret.
Another view of a Royal Navy Grumman Avenger A.S. Mk. 4, showing the rear gun and wing radome. R.N. serial XB386.
В ноябре 1953 года 880-я эскадрилья авиации ВМС Канады сменила обозначение на VS-880 и получила на вооружение TBM-3E, которые она использовала до замены на CS2F Tracker в октябре 1957 года.
Торпедоносец TBF-1C из 30-й АЭ ВВС Новой Зеландии на острове Эспириту-Санто. 25 октября 1944 г.
Новозеландские Avenger над Тихим океаном. Единственной страной, кроме США и Великобритании, получавшей Avenger во время Второй мировой войны, стала Новая Зеландия. RNZAF сначала заказали 68 самолетов, но затем уменьшили заказ до 48: шесть TBF-1 и 42 TBF-1C. После тренировок в Новой Зеландии на острове Эспириту-Санто 30-я и 32-я эскадрильи совершали боевые вылеты с Бугенвиля в марте - июле 1944 года. Восемь TBF были сбиты зенитным огнем японцев, многие повреждены. В мае пилоты США провели 22 операции на новозеландских TBF-1C. В октябре 1944 года 16 самолетов вернулись в ВМС США, а в сентябре 1945 года 9 машин поступили в авиацию ВМС Великобритании. Изображенный внизу NZ2505 был одним из шести TBF-1, поступивших в RNZAF в 1943 году. Оставшиеся самолеты вернулись в Новую Зеландию и использовались для переподготовки.
Grumman TBF-1 Avenger NZ2504 on permanent display at Te Rapa, New Zealand
Бразильский TBM-3S "Эвенджер" на борту авианосца Minas Gerais
Уругвай был крупнейшим из двух латиноамериканских покупателей Avenger, получив 19 самолетов модификаций TBF-1, TBM-1 и TBM-1C. Обратите внимание на антенну радиокомпаса над кабиной.
Ударный противолодочный самолет TBM-3S и "летающий радар" TBM-3W2 авиации ВМС Франции. 1950-е гг.
На фотографии Пожарного департамента Лос-Анджелеса изображен Avenger, сбрасывающий свой груз на очаг возгорания где-то в Калифорнии. Сложный рельеф добавляет летчикам хлопот, но авиация здесь - самое лучшее средство для борьбы с пожарами.
Противолодочные самолеты TBM-3S2 "Эвенджер" с авианосца ВМС Голландии Hr Ms Karel Doorman над о. Кюрасао. Самолет на переднем плане несет ракеты HVAR
"Эвенджер" AS Mk.3M из 881-й эскадрильи с авианосца ВМС Канады HMCS Magnificent. Начало 1950-х гг.
Доработанный канадский противолодочный "Эвенджер" AS Mk.3M с установленным магнитометром
R.C.N. AVENGER. Photographed at Malton Airport by Air Pictorial's Toronto correspondent, Jack McNulty, this Royal Canadian Navy Eastern Aircraft (Grumman) TBM-3 Avenger (R.C.N. 53078; Buzz No. 38C) possesses a number of Canadian modifications hitherto not illustrated. The bulge along the whole of the port rear of the fuselage houses a retractable MAD (Magnetic Airborne Detection) arm (as on S2F-1/CS2F-1 Tracker and AF-2S Guardian) plus ventral (nose) and tail electronic "boxes". Note new stepped rear canopy.
Одна из антенн типа Yagi под крылом.
Торпеда Mk.13 и сбрасываемый топливный бак емкостью 1022 л в отсеке вооружения самолета TBF-1
Женщины ведут сборку фюзеляжа «Эвенджера» в агрегатном цехе N 15 завода «Грумман», расположенного в городке Порт-Вашингтон (шт. Нью-Йорк)
Пилот эскадрильи VT-51 Джордж Буш, будущий 41-й Президент США, в кабине своего TBM-1C. Осень 1944 г.