
Описание
Страна : США
Год : 1941
Торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
Варианты
- Grumman - TBF/TBM Avenger - 1941 - США
- General Motors - TBM-3W - 1944 - США
TBF/TBM Avenger
Палубный бомбардировщик и торпедоносец, впоследствии самолет ПЛО и радиолокационного дозора, цельнометаллический одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйркрафт инджиниринг" под руководством Б. Холла и Э. Коча. Опытный образец торпедоносца, XTBF-1, совершил свой первый полет 1 августа 1941 г.
Серийное производство самолета началось в январе 1942 г. "Эвенджер" строился на заводах фирм "Грумман" (Бетпейдж) как TBF и "Истерн эйркрафт" (Трентон) как TBM. Всего изготовлено 9837 экз. (в том числе 4664 экз. разных вариантов TBM-3).
В годы Второй мировой войны "Эвенджер" состоял на вооружении в США - с февраля 1942 г. и в Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с 1944 г.
В войну выпускались следующие основные модификации:
- TBF-1 с мотором R-2600-8, вооружение 1x12,7+1x7,62, в Трентоне строился аналогичный TBM-1, самолеты поздних серий оснащались РЛС с антеннами под крылом;
- TBF-1B ("Тарпон" I), экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию, впоследствии все машины для английского флота проходили доработку на заводе фирмы "Блэкберн эйркрафт" с изменением остекления и оборудования;
- TBF-1C/TBM-1C (в Англию поставлялся как "Тарпон" II) с вооружением 3x12,7+1x7,62;
- TBF-1D/TBM-1D с РЛС, размещенной в обтекателе на правом крыле;
- TBM-3 ("Тарпон" III) с мотором R-2600-20 и вооружением 3x12,7+ 1x7,62;
- TBM-3D, вариант TBM-3 с РЛС, размещенной по типу TBM-1D;
- TBM-3E, облегченный вариант с вооружением 3x12,7, измененным капотированием двигателя и РЛС в подкрыльном контейнере;
- TBM-3W, самолет радиолокационного дозора с РЛС в подфюзеляжном обтекателе, в боях Второй мировой войны применить не успели.
Бомбовая нагрузка всех вариантов (кроме TBM-3W) - 900 кг или одна торпеда (908 кг) на внутренней подвеске; с конца 1943 г. введены 8хНУР под крыльями.
Первым новые самолеты получил авианосец "Хорнет". За лето 1942 г. на эти машины постепенно перешли все торпедоносные эскадрильи американского флота. "Эвенджеры" получили боевое крещение в битве за Мидуэй (июль 1942 г.), летая с береговых аэродромов. С августа 1942 г. TBF-1 уже стал основным палубным торпедоносцем американского флота, полностью вытеснив TBD-1. С февраля 1943 г. "эвенджеры" также стали применяться как палубные противолодочные самолеты. Машины семейства TBF/TBM в массовых масштабах использовались до конца войны как с авианосцев, так и с берега. Ими потоплены линкоры "Мусаси" и "Ямато", авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо" и другие крупные японские корабли.
В британском флоте они были впервые применены в налетах на о. Новая Георгия летом 1943 г. При этом летали "тарпоны" с американского авианосца "Саратога". Позднее в основном служили как охотники за подводными лодками в Атлантике (с суши и с авианосцев), участвовали в прикрытии северных конвоев. С января 1944 г. обозначение "Тарпон" в Англии изменили на "Эвенджер", согласно американскому. В 1945 г. самолеты опять были переброшены на Тихий океан, где применялись в операциях в Индонезии и при захвате Окинавы как бомбардировщики и штурмовики.
Новозеландские самолеты участвовали в операциях на Тихоокеанском театре. Они летали только с берега.
"Эвенджер" снят с производства в конце 1945 г. Служил в американском флоте до 1956 г. (в основном в частях резерва), в Англии снят с вооружения в июне 1946 г., но вновь принят в строй в 1953 г. и до 1961 г. применялся в системе ПЛО.
После войны "эвенджеры" поставлялись также в Канаду и Францию.
TBF-1||
Размах:||16,55 м
Длина:||12,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7200 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||1970 км
Описание:
- TBF/TBM Avenger
- Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)
Фотографии
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
The first Grumman XTBF-1 (BuNo 2539), seen here with original tail surfaces, was lost on November 28. 1941, following an in-flight engine fire.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Летчик-испытатель фирмы «Грумман» Хобарт Кук выполняет испытательный полет на первом опытном самолете XTBF-1. Носовая часть оклеена «шелковинками» для визуализации обтекания
-
Aeroplane Monthly 1982-03
The parachutist is not about to be reduced to confetti by the Grumman Avenger but has bailed out of another aircraft nearer the camera. The parachutist, attached to the US Navy’s Parachute Experimental Unit, was testing a parachute with an over-sized envelope in 1950.
-
Мировая Авиация 118
Эскортные авианосцы стали важным элементом противолодочной обороны союзников: истребители Wildcat уничтожали немецкие морские разведчики Fw 200, тогда как Grumman TBF-1 Avenger охотились за вражескими подлодками.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Grumman TBF-1 Avenger Three-seat Torpedo Bomber (Wright R-2600-8 engine).
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолет TBF-1 «Эвенджер» из первой полусотни в тренировочном полете. На переднем кресле - курсант, на заднем - летчик-инструктор
-
Мировая Авиация 144
Отличительной особенностью TBM-3E Avenger был контейнер с РЛС AN/APS-4 под крылом.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолет TBM-1D из эскадрильи VT-51. Январь 1944 г.
-
Aeroplane Monthly 1990-04 / Grumman TBM-3E Avenger 91264/N7835C /Preservation Profile/
The Avenger in flight following its second restoration, by Fighter Rebuilders, in 1983.
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
The TBF had a weapons bay sufficiently large to carry a torpedo or a 2,000 lb bomb.
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
A TBF-1 displays its unique lines. First flown in prototype form on August 1, 1941, the first production aircraft was rolled out in January 1942.
-
Aeroplane Monthly 1990-04 / Grumman TBM-3E Avenger 91264/N7835C /Preservation Profile/
This view shows the Avenger with its bomb bay doors open.
-
Air Pictorial 1956-06
TBM-1E Avenger. Quite a few examples of the Grumman Avenger are still flying throughout the world. The Fleet Air Arm has a number of TBM-3Es with anti-submarine radar in a radome under the starboard wing . This fine study of a U.S . Navy Reserves' TBM-3E shows the bomb bay doors extended and the rocket and bomb carriers under each wing. BuAer No. of this Avenger is 89402. The maximum speed of the TBM-3E is 261 m.p.h. at sea-level. In the earlier versions of the Avenger the "step" under the rear fuselage accommodated a gun position . Span is 54 ft. 2 in., and length 40 ft. lit in.; a.u.w. 16,760 lb.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Этот отреставрированный TBM-3 до наших дней летает в США. Фото 2002г.
-
Aeroplane Monthly 1990-05
Регистрационный номер : N700RW Grumman TBM-3 Avenger N700RW, acquired by the Texas-based Lone Star Flight Museum in 1986.
-
Aeroplane Monthly 1991-01 / E.Shackleton - Farewell Harlingen
A Grumman duo, in the shape of a TBM Avenger and an FM-2 Wildcat, airborne near South Padre Island off the southern tip of Texas.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F4F Wildcat - США - 1937
-
Aeroplane Monthly 1991-05
The Old Flying Machine Company's Grumman Avenger is the subject of RICHARD WINSLADE'S evocative photograph. Flown by Alan Walker, the aircraft was on its way from Duxford to Yeovilton on Taranto Day last year. The Avenger is lovingly looked after at its Duxford base by Roger Shepard and his team.
-
Aeroplane Monthly 1990-04 / Grumman TBM-3E Avenger 91264/N7835C /Preservation Profile/
FRANK MORMILLO'S plate was taken in 1983. John Muszala is flying the TBM-3 and Mike Demarino is the pilot of the F6F-5 in the background.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Мировая Авиация 144
Данные TBM-3E принадлежат 25-й противолодочной эскадрилье ВМС США, конец 1940-х годов.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Пара самолетов TBM-1C «Эвенджер» производства «Дженерал Моторс» над Тихим океаном
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Пара «Эвенджеров» TBM-3 из эскадрильи VC-72 с 5-дюймовыми ракетами HVAR на пусковых устройствах Mk.5. Март 1945 г.
-
Мировая Авиация 62
Пять TBF Avenger раннего выпуска в боевом строю. По опознавательным знакам и камуфляжу видно, что фотография сделана в период с мая 1942 по февраль 1943 года.
-
Мировая Авиация 62
Самый большой одномоторный самолет Второй мировой войны Avenger по своим характеристикам и сложности стал существенным шагом вперед в сравнении с его предшественником TBD Devastator.
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
A formation of seven TBF Avengers. Standard armament consisted of one 0.50 in gun in the turret, a forward firing 0.50 in gun in the engine cowling and a 0.30 in tunnel gun.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Звено самолетов TBM-3E. На ведущей машине под правой консолью крыла виден контейнер антенны радара AN/APS-4
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Grumman TB Avengers.
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
A formation of US Navy TBMs sets out from its carrier base. The type continued in Navy service for many years after the war.
-
Мировая Авиация 62
Пролетающая над американским корветом "Джон А. Боул" пара TBM-3E Avenger окрашена в темно-синий цвет конца 1940-х годов. Хотя самолеты этой версии не были противолодочными, их ввели в эскадрилью берегового базирования VS-25.
-
Мировая Авиация 139
Японские подводные лодки представляли серьезную угрозу для конвоев союзников. К охранению конвоев привлекались имеющие большую продолжительность полета Avenger.
-
Мировая Авиация 133
Группа TBM-3E из эскадрильи VA-18A (позднее VA-175) в полете над Средиземным морем, июнь 1947 года. В послевоенный период Avenger несли службу на всех типах авианосцев ВМС США.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
Другие самолёты на фотографии: Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike - США - 1940
-
Мировая Авиация 97
31 августа 1943 года. Смешанный строй Hellcat и Avenger держит курс на остров Маркус (Минамитори). В этот день состоялся боевой дебют Hellcat, но противник так и не появился. Только 5 октября Hellcat из эскадрильи VF-5 вступили в бой у острова Уэйк. На переднем плане самолет коммандера Дж.Флэтли с "Йорктауна".
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Мировая Авиация 64
Помимо бомб и ракет Avenger мог сбрасывать и не смертоносные грузы. На фотографии они сбрасывают на парашютах контейнеры с продуктами, водой и боеприпасами для 1-го полка морской пехоты, оставшегося без снабжения из-за распутицы близ Шур и Касл на Окинаве.
-
Мировая Авиация 62
Летом 1942 года звено TBF выполняет учебную атаку торпедой Mk XIII с коробчатым стабилизатором. Эта торпеда плохо подходила для Avenger, так как ее нельзя было сбрасывать на скорости выше 160 км/ч и с высоты более 37 м.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Боевой дебют «Эвенджера» состоялся в битве при Мидуэе
-
Мировая Авиация 66
TBF-1 Avenger лейтенанта А. X. Сэленджера добился прямого попадания торпеды Mk 24 в немецкую подводную лодку U-117 типа ХВ водоизмещением 1600 т, называемую "дойная корова" и осуществлявшую дозаправку топливом и припасами других субмарин. U-117 была потоплена самолетом из эскадрильи VC- 1 с авианосца "Кард" (CVE-11) 7 августа 1943 года, в период битвы за Атлантику. U-117 пополняла припасы подводной лодки U-66, которой удалось уйти. Снимок, на котором виден посадочный крюк самолета, сделан радистом.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолеты эскадрильи VT-17 с авианосца «Банкер Хилл» разгромили очередной аэродром японцев.Тихий океан, ориентировочно 1944 г.
-
Aviation Historian 13 / E.Young - A Hard Rain
Bob Jones climbs out of his Avenger on the Enterprise having been mauled by a Zeke; note the bullet holes in the leading edge of the TBF’s wing.
-
Мировая Авиация 101
Эта фотография датирована 10 марта 1943 года, один из прототипов XF6F заснят вместе с другим изделием "Grumman" - TBF Avenger. В годы войны с целью увеличения объемов производства авиатехника "Grumman" часто выпускалась по контрактам с другими фирмами. Если все Hellcat были построены "Grumman", то большинство Avenger построило отделение "General Motors".
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
The second Grumman XTBF-1 (BuNo 2540) with revised tail surfaces as adopted for all production Avengers.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Второй опытный экземпляр XTB-1 "Эвенджер" на испытательной базе NACA в Ленгли
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
The TBM-1C was produced by General Motors Corporation’s Eastern Aircraft Division, who built 2,882 TBM-1s and variants.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Серийный TBM-3 из эскадрильи VC-93 с доработанными ракетами AR
-
АэроХобби 1994-01 / В.Романенко - Пражское мемориальное аэрошоу - 93 /Глазами очевидца/
Палубный штурмовик-торпедоносец Grumman TBM-3 Avenger. Окраска самолета соответствует периоду войны в Корее.
-
Aeroplane Monthly 1990-04 / Grumman TBM-3E Avenger 91264/N7835C /Preservation Profile/
The Planes of Fame Grumman TBM-3E Avenger photographed at Cable Airport in Upland, California shortly after it was first restored to flying condition in 1961.
-
Aeroplane Monthly 1991-01 / E.Shackleton - Farewell Harlingen
Регистрационный номер : NL7030C Grumman TBM Avenger NL7030C taxies in after its display slot.
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
A TBF showing the thirteen horizontal red and white rudder stripes and overall camouflage scheme in use from January 5, 1942, until changed in May of the same year. The red centres of the stars were deleted soon after to avoid confusion with the Japanese "meatball”.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Лифт поднимает на летную палубу авианосца "Сэнти" торпедоносец TBF-1, Атлантика, август 1942 г.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Прототип XTBF-3. Октябрь 1943 г.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Подготовка самолета TBM-1C к ночному боевому вылету на авианосце «Интрепид»
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Механики у TBF-1, эскадрилья VT-5, авианосец "Йорктаун", конец 1943 г.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Заправка «Эвенджера» на одном из островов в Тихом океане. Кампания 1944 г.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Один из первых строевых экипажей занимает свои места
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)
The author, centre, at El Toro in 1943, with radioman Sgt Arthur Wood, left, and turret gunner Sgt Robert Pearson. Note two-foot-high fuselage code letters.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Доработанная торпеда Mk.13 с «тубусом» и дополнительным оперением из фанеры, которые позволяли увеличить скорость и высоту прицельного сброса
-
Мировая Авиация 66
Техники по вооружению подвозят торпеду под TBF-1C из эскадрильи VT-51 авианосца "Сан-Джасинто" (CVL-30) во время сражения у мыса Энгано (Филиппинская кампания). На кольцевое оперение торпеды Mk XIII Mod-2 надет деревянный коробчатый стабилизатор, разрушающийся при ударе об воду.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Оружейник подтягивает лебедкой в отсек вооружения «Эвенджера» 500-фунтовую бомбу
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
1000-фунтовая фугасная бомба на лебедке подтяга переднего бомбодержателя
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
"Эвенджеры" 832-й эскадрильи FAA на палубе авианосца HMS Illustrious у берегов Явы. Май 1944 г.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолет TBM-1C из эскадрильи VT-8, оснащенный пусковыми устройствами для неуправляемых ракет «английского типа» (без ракет) и радиолокатором ASB-1 с антеннами типа Yagi под крылом.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Первый американский эскортный авианосец «Боуг», специально приспособленный для противолодочных операций и вооруженный самолетами «Эвенджер»
-
Мировая Авиация 64
Палуба авианосца "Бела Вуд" (тип "Индепенденс") охвачена огнем после атаки камикадзе, октябрь 1944 года. Для восстановления корабля потребовалось три месяца. Ранее, в июне того же года, с помощью Avenger палубного базирования был потоплен японский авианосец "Хиё".
-
Мировая Авиация 169
SB2C кружат над авианосцем "Хорнет", пока с палубы убирают два TBF Avenger, Китайское море.
Другие самолёты на фотографии: Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike - США - 1940
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Авианосец «Эссекс» - 260-метровый монстр стоимостью в миллиард долларов по нынешнему курсу
-
Мировая Авиация 133
Введенный в строй в 1953 году авианосец "Центаур" был сфотографирован в Средиземном море в 1954 году. На борту корабля находилась его первая авиагруппа, включавшая Avenger AS.Mk 4 из 820-й эскадрильи.
-
Aviation Historian 13 / E.Young - A Hard Rain
Douglas SBD Dauntlesses, Grumman TBF/TBM Avengers and F6F-3 Hellcats, as well as a sole Vought F4U-2 Corsair, of Air Group Six are ranged forward aboard the Essex-class aircraft carrier USS Intrepid (CV-11) during - February 1944. The Intrepid was hit by a torpedo on the night of February 17 and had to withdraw to the USA for repairs.
Другие самолёты на фотографии: Douglas SBD Dauntless - США - 1939Grumman F6F Hellcat - США - 1942Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Air Enthusiast 1998-03 / J.Smith - Wrath of a Mystical Monster
HMS ‘Eagle’ with ‘Bulwark’ and ‘Albion’ behind. On the deck, bow to stern, are Sea Venoms, Sea Hawks, Wyverns, a Dragonfly helicopter and an Avenger
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Venom / D.H.112 - Великобритания - 1949Hawker Sea Hawk - Великобритания - 1947Westland Dragonfly / Widgeon - Великобритания - 1948Westland Wyvern - Великобритания - 1946
-
Aviation Historian 13 / E.Young - A Hard Rain
Hell in the Pacific - US Navy Grumman Hellcats, Avengers and Curtiss Helldivers prepare for a strike on the Empire of the Rising Sun in the Pacific in early 1944.
Другие самолёты на фотографии: Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike - США - 1940Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Aeroplane Monthly 1977-03 / W.Goodman - Flying for the US Marines (3)
Самолеты Avenger Корпуса морской пехоты США готовятся к взлету на авиабазе Пива для нанесения удара. Плацдарм союзных войск на Бугенвиле был объектом периодических налетов японцев и обстрелов из скрытого в горах морского артиллерийского орудия, прозванного "Pistol Pete".
TBFs taxiing out at Piva Uncle in February 1944. Enemy troops still occupied the distant ridge. -
Aeroplane Monthly 1977-03 / W.Goodman - Flying for the US Marines (3)
TBFs await clearance for take-off from Piva Uncle in February 1944, all set to make a strike against Japanese shipping.
-
Aeroplane Monthly 1977-03 / W.Goodman - Flying for the US Marines (3)
Two TBFs take off from Piva Uncle strip in January 1944, bound for Japanese targets at Rabaul. Other TBFs are just visible on the taxiway.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
TBM-1 из штабной эскадрильи Hedron 12 во время войны в Корее сохранил все вооружение, но использовался только как курьерский
-
Aeroplane Monthly 1989-01 / E.Shackleton - Harlingen highlights
A Grumman TBM Avenger takes off.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолет TBM-3E из штурмовой эскадрильи VA-1L садится на авианосец «Сайпан». Атлантика, конец 1940-х гг.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Противолодочный самолет TBM-3S из эскадрильи VC-31 на борту легкого авианосца «Райт» в ходе противолодочного патрулирования в оперативной зоне Ньюпорт. Конец 1940-х гг.
-
Air Enthusiast 1998-07 / R.Francillon - Very Pregnant Turkey
ASW team: the TBM-3W2 was used for ‘hunting’ and the TBM-3S2 for ‘killing’. The tail code ‘SH’ identifies these aircraft as belonging to VS-26, a squadron decommissioned in July 1956.
Другие самолёты на фотографии: General Motors TBM-3W - США - 1944
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолет TBM-3R транспортной эскадрильи VR-23. Корея, 25 июня 1953 г.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Самолет TBM-1M2 с самонаводящейся планирующей бомбой «Бэт» на испытаниях
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Опытный самолет с антенной радара AN/ASD-1 над кабиной
-
Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
Two TBM-3 airframes were modified by the Naval Air Maintenance Unit in Johnsville, Pennsylvania, as XTBM-5 prototypes for the proposed two-seat, lower gross weight TBM-5 version with longer span, wheelwell doors and jet augmentation exhaust pipes.
-
Aeroplane Monthly 1991-06 / M.Oakey - Grapevine
The scene in Duxford’s Superhangar just before the Brooks auction on April 15, 1991. In the foreground are Grumman Avenger N6827C and Stinson Reliant N9570H.
Другие самолёты на фотографии: Stinson Reliant - США - 1933
-
Aeroplane Monthly 1983-11 / S.Piercey - Oshkosh antics
Grumman Avenger JR456/NL7075C
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
An atmospheric study of an Avenger taking off from an escort carrier.
-
Мировая Авиация 61
Avenger Mk l JZ159 с опознавательными знаками 852-й эскадрильи был сфотографирован, вероятно, в начале 1944 года. Сформированная в Сквантуме (штат Массачусетс) 852-я эскадрилья действовала с борта канадского авианосца "Набоб".
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
Avenger JZ594 “W1A” of 857 Squadron, photographed during a raid on Sumatra in January 1945.
-
Aeroplane Monthly 1985-03 / R.Sturtivant - The Navy's spare time fliers (2)
Reserve formations: Avenger AS.5s of 1844 Sqn, up from Bramcote in 1956 or 1957. The aircraft nearest the camera is XB402, code 895/BR.
-
Air Pictorial 1995-04 / ??? - Military aircraft markings (2)
Grummans under different flags. A US Navy F6F Hellcat photographed from a Royal Navy Avenger of the British Pacific Fleet. Both navies co-operated during the heavy fighting for Okinawa in April 1945.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
"Тарпон"" TR Mk.I из состава ВМС Великобритании
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / M.Oakey - Grapevine
Another Old Flying Machine Company newcomer to the airshow circuit, Grumman Avenger N6827C, at North Weald on May 15, 1988.
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
Avenger FN912 “4L” of 854 Squadron over the Rockies during training at Squantum in 1944.
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
Another early production Mk 1, FN767, displays the elevated pilot's position so vital for carrier operations.
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
Another look at Avenger I FN903
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
"Тарпон" I английской морской авиации в полете
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Avenger II Torpedo Bomber, the Royal Navy version of the TBM-1 built by the Eastern Aircraft Division of General Motors.
-
Aeroplane Monthly 1984-04 / S.Howe - A monument in the sky
Don McNall flying the CWH Grumman Avenger.
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
TBF-1 Avenger FN765 was one of the early production Tarpon Is delivered to the FAA in the USA.
-
Aeroplane Monthly 1983-08
Bob Pond flying his TBM-3E Avenger JR456/NL7075C with Planes of Fame Avenger in the background, May 1983.
-
Мировая Авиация 61
Avenger Mk III из 848-й эскадрильи с авианосца "Формидабл" летят бомбить базу пилотов-камикадзе, 1945 год. Самолеты 848-й эскадрильи имели бортовые номера формата "3хх".
-
Aeroplane Monthly 1980-01 / R.Williams - The Navy's Northern Reservists (2)
1841 Squadron Avengers over Malta, 1956.
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
Although ungainly in appearance, the Avenger was a potent combat aircraft. The unit to which this group belonged is not known.
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
Two ASV-equipped Grumman Avenger Is, possibly of 850 Squadron, Fleet Air Arm, photographed by CHARLES E. BROWN about 1944.
-
Aeroplane Monthly 1982-07
MICHAEL O’LEARY’S Photograph of the Canadian Warplane Heritage’s Goodyear FG-1D Corsair and TBM-3 Avenger was taken in October 1979.
Другие самолёты на фотографии: Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
A trio of 848 Squadron Avengers from HMS Formidable during a raid on Japan in August 1945. Nearest is JZ466, with JZ114 in the lead.
-
Мировая Авиация 61
Avenger британской морской авиации действовали над Тихим океаном с середины 1943 года. Этот самолет летит над кораблем британских ВМС "Индомитабл" в конце мая 1945 года во время ударов по Сакишиме. Avenger из 857-й эскадрильи действовали с палубы "Индомитабл".
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
Avenger TR.Mk II из 856-й эскадрильи на борту британского военного корабля "Премьер", конец 1944 года. Это подразделение участвовало в операциях у берегов Норвегии и сопровождало морские конвои в СССР.
The CO of 856 Squadron, Lt Cdr H. C. K. Housser, RCNVR, takes off from the deck of HMS Premier. -
Air Enthusiast 1997-03 / M.Davey - Pacific Naval War
Lt Bradbury inverting his 894 Squadron Seafire III on HMS ‘Indefatigable’, 1944. Avenger and Firefly to the right
Другие самолёты на фотографии: Fairey Firefly - Великобритания - 1941Supermarine Seafire - Великобритания - 1941
-
Мировая Авиация 61
Британская морская авиация практически не использовала Avenger как торпедоносец. На фотографии две американские 227-килограммовые бомбы в ожидании погрузки на самолет 854-й эскадрильи перед рейдом на японские позиции в Сурабае, Ява.
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
Торжественная передача 25-го самолета "Тарпон" для авиации Королевских ВМС Великобритании.
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
Avenger I G for George of 851 Squadron is manhandled into the hangar aboard HMS Shah in the Indian Ocean, late 1944. The non-standard roundel was the work of a misguided airman.
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
General Motors-built JZ574, photographed in July 1944, was an Avenger TR Mk II.
-
Aeroplane Monthly 1978-08 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (2)
An Avenger III equipped with a pair of "Uncle Tom" rocket projectiles underwing. Very few IIIs saw active service, although some reached the British Pacific Fleet.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Английский "Тарпон" II на аэродроме Хестон
-
Aeroplane Monthly 1978-07 / R.Sturtivant - FAA Avengers at war (1)
FN766, from the first production batch of Tarpon Is, is seen during trials in April 1943.
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / C.Burkett - The 1988 Fighter meet
Ray Hanna's Grumman TBM Avenger, N6827C.
-
Air Pictorial 1957-08
Avenger XB296, complete with its dorsal turret.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Avenger III JZ434 ‘S-387’ of 820 Squadron, in Australia 1945.
-
Air Pictorial 1957-09 / Air Pictorial's photo-review
Another view of a Royal Navy Grumman Avenger A.S. Mk. 4, showing the rear gun and wing radome. R.N. serial XB386.
-
Мировая Авиация 133
В ноябре 1953 года 880-я эскадрилья авиации ВМС Канады сменила обозначение на VS-880 и получила на вооружение TBM-3E, которые она использовала до замены на CS2F Tracker в октябре 1957 года.
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
Торпедоносец TBF-1C из 30-й АЭ ВВС Новой Зеландии на острове Эспириту-Санто. 25 октября 1944 г.
-
Мировая Авиация 61
Новозеландские Avenger над Тихим океаном. Единственной страной, кроме США и Великобритании, получавшей Avenger во время Второй мировой войны, стала Новая Зеландия. RNZAF сначала заказали 68 самолетов, но затем уменьшили заказ до 48: шесть TBF-1 и 42 TBF-1C. После тренировок в Новой Зеландии на острове Эспириту-Санто 30-я и 32-я эскадрильи совершали боевые вылеты с Бугенвиля в марте - июле 1944 года. Восемь TBF были сбиты зенитным огнем японцев, многие повреждены. В мае пилоты США провели 22 операции на новозеландских TBF-1C. В октябре 1944 года 16 самолетов вернулись в ВМС США, а в сентябре 1945 года 9 машин поступили в авиацию ВМС Великобритании. Изображенный внизу NZ2505 был одним из шести TBF-1, поступивших в RNZAF в 1943 году. Оставшиеся самолеты вернулись в Новую Зеландию и использовались для переподготовки.
-
Air Pictorial 1964-09
Grumman TBF-1 Avenger NZ2504 on permanent display at Te Rapa, New Zealand
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
Бразильский TBM-3S "Эвенджер" на борту авианосца Minas Gerais
-
Мировая Авиация 133
Уругвай был крупнейшим из двух латиноамериканских покупателей Avenger, получив 19 самолетов модификаций TBF-1, TBM-1 и TBM-1C. Обратите внимание на антенну радиокомпаса над кабиной.
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
Ударный противолодочный самолет TBM-3S и "летающий радар" TBM-3W2 авиации ВМС Франции. 1950-е гг.
Другие самолёты на фотографии: General Motors TBM-3W - США - 1944
-
Air Enthusiast 1997-01 / S.Flores - Ace in a Day
Oscar Perdomo after leaving the USAF, circa 1968, Hillcrest Flying Service at Coveur d’Alene Airport, California, on the wing of a Grumman TBF Avenger converted for fire fighting duties.
-
Мировая Авиация 122
На фотографии Пожарного департамента Лос-Анджелеса изображен Avenger, сбрасывающий свой груз на очаг возгорания где-то в Калифорнии. Сложный рельеф добавляет летчикам хлопот, но авиация здесь - самое лучшее средство для борьбы с пожарами.
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
Противолодочные самолеты TBM-3S2 "Эвенджер" с авианосца ВМС Голландии Hr Ms Karel Doorman над о. Кюрасао. Самолет на переднем плане несет ракеты HVAR
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
"Эвенджер" AS Mk.3M из 881-й эскадрильи с авианосца ВМС Канады HMCS Magnificent. Начало 1950-х гг.
-
Авиация и Время 2013-03 / С.Мороз, С.Шумилин - "Эвенджер": от Англии до Японии
Доработанный канадский противолодочный "Эвенджер" AS Mk.3M с установленным магнитометром
-
Air Pictorial 1957-11
R.C.N. AVENGER. Photographed at Malton Airport by Air Pictorial's Toronto correspondent, Jack McNulty, this Royal Canadian Navy Eastern Aircraft (Grumman) TBM-3 Avenger (R.C.N. 53078; Buzz No. 38C) possesses a number of Canadian modifications hitherto not illustrated. The bulge along the whole of the port rear of the fuselage houses a retractable MAD (Magnetic Airborne Detection) arm (as on S2F-1/CS2F-1 Tracker and AF-2S Guardian) plus ventral (nose) and tail electronic "boxes". Note new stepped rear canopy.
-
Aeroplane Monthly 1989-08 / H.Levy - Bush's Baby
Two photographs of Stuart’s Avenger when it was used as a borate bomber between 1957 and 1960.
-
Aeroplane Monthly 1989-08 / H.Levy - Bush's Baby
Coke Stuart starts up the mighty Avenger's 14-cylinder, 1,900 h.p. Wright R-2600-20 radial engine.
-
Aeroplane Monthly 1989-08 / H.Levy - Bush's Baby
Detail of starboard undercarriage leg, designed to withstand the Avenger’s eight-ton all-up weight.
-
Aeroplane Monthly 1989-08 / H.Levy - Bush's Baby
Detail of the Avenger’s tailwheel assembly. The dorsal turret may just be seen forward of the tailwheel structure, together with the 0-3in ventral machine-gun.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Одна из антенн типа Yagi под крылом.
-
Aeroplane Monthly 1989-08 / H.Levy - Bush's Baby
Three inert 500lb bombs stowed in the Avenger’s bomb bay.
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Торпеда Mk.13 и сбрасываемый топливный бак емкостью 1022 л в отсеке вооружения самолета TBF-1
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Женщины ведут сборку фюзеляжа «Эвенджера» в агрегатном цехе N 15 завода «Грумман», расположенного в городке Порт-Вашингтон (шт. Нью-Йорк)
-
Авиация и Время 2013-01 / С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Пилот эскадрильи VT-51 Джордж Буш, будущий 41-й Президент США, в кабине своего TBM-1C. Осень 1944 г.
Тип фотографий