Авиация и Время 2013-01
-
С.Мороз, С.Шумилин - "Мститель" по-американски
Опытный образец самолета TBM-3W. Аэродром испытательного центра авиации ВМС США Патаксент Ривер (шт. Мериленд)
Самолет TBM-3W отличался очень маленьким клиренсом
Для компенсации снижения запаса курсовой устойчивости, вызванного огромным обтекателем РЛС, самолет получил дополнительные кили-шайбы
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
TBF-1 (зав. № 00399) л-та Л. К. Файберлинга эскадрильи VT-8. Самолет был сбит 4 июня 1942 г. в ходе битвы под Мидуэем
TBF-1 С л-та Л.Л. Мак-Форда из VC-58. Его экипаж 11 января 1944 г. первым на флоте США выполнил ракетную атаку против подводной лодки
TBM-3E к-на А. Мак-Калеба мл. из VMO-6. В Корее этот летчик за сутки вывез 76 раненых с аэродрома Кото-Ри в декабре 1950 г.
TBF-1C л-та Дж. Буша. Эскадрилья VT-51 с авианосца «Сан Джасинто» (CVL-30). Самолет был сбит 2 сентября 1944 г. около о. Чичидзима
Avenger (Tarpoon) Mk.II из 855-й АЭ британских Королевских ВМС. Хаукиндж, июнь 1944 г.
Летчик-испытатель фирмы «Грумман» Хобарт Кук выполняет испытательный полет на первом опытном самолете XTBF-1. Носовая часть оклеена «шелковинками» для визуализации обтекания
Самолет TBF-1 «Эвенджер» из первой полусотни в тренировочном полете. На переднем кресле - курсант, на заднем - летчик-инструктор
Самолет TBM-1D из эскадрильи VT-51. Январь 1944 г.
Пара самолетов TBM-1C «Эвенджер» производства «Дженерал Моторс» над Тихим океаном
Пара «Эвенджеров» TBM-3 из эскадрильи VC-72 с 5-дюймовыми ракетами HVAR на пусковых устройствах Mk.5. Март 1945 г.
Звено самолетов TBM-3E. На ведущей машине под правой консолью крыла виден контейнер антенны радара AN/APS-4
В последние месяцы войны воздушные силы союзников обладали полным господством в воздухе. На фотографии самолеты «Эвенджер» и «Хэллдайвер» 83-й авиагруппы палубной авиации с авианосца «Эссекс» из-за облаков бомбят японский город Хакодате. Июль 1945 г.
Боевой дебют «Эвенджера» состоялся в битве при Мидуэе
Самолеты эскадрильи VT-17 с авианосца «Банкер Хилл» разгромили очередной аэродром японцев.Тихий океан, ориентировочно 1944 г.
Самолет TBM-3E из штурмовой эскадрильи VA-1L садится на авианосец «Сайпан». Атлантика, конец 1940-х гг.
Второй опытный экземпляр XTB-1 "Эвенджер" на испытательной базе NACA в Ленгли
Серийный TBM-3 из эскадрильи VC-93 с доработанными ракетами AR
Противолодочный самолет TBM-3S из эскадрильи VC-31 на борту легкого авианосца «Райт» в ходе противолодочного патрулирования в оперативной зоне Ньюпорт. Конец 1940-х гг.
Прототип XTBF-3. Октябрь 1943 г.
Подготовка самолета TBM-1C к ночному боевому вылету на авианосце «Интрепид»
Заправка «Эвенджера» на одном из островов в Тихом океане. Кампания 1944 г.
Один из первых строевых экипажей занимает свои места
Доработанная торпеда Mk.13 с «тубусом» и дополнительным оперением из фанеры, которые позволяли увеличить скорость и высоту прицельного сброса
Оружейник подтягивает лебедкой в отсек вооружения «Эвенджера» 500-фунтовую бомбу
1000-фунтовая фугасная бомба на лебедке подтяга переднего бомбодержателя
Самолет TBM-1C из эскадрильи VT-8, оснащенный пусковыми устройствами для неуправляемых ракет «английского типа» (без ракет) и радиолокатором ASB-1 с антеннами типа Yagi под крылом.
Первый американский эскортный авианосец «Боуг», специально приспособленный для противолодочных операций и вооруженный самолетами «Эвенджер»
Авианосец «Эссекс» - 260-метровый монстр стоимостью в миллиард долларов по нынешнему курсу
TBM-1 из штабной эскадрильи Hedron 12 во время войны в Корее сохранил все вооружение, но использовался только как курьерский
Самолет TBM-3R транспортной эскадрильи VR-23. Корея, 25 июня 1953 г.
Самолет TBM-1M2 с самонаводящейся планирующей бомбой «Бэт» на испытаниях
Опытный самолет с антенной радара AN/ASD-1 над кабиной
Одна из антенн типа Yagi под крылом.
Торпеда Mk.13 и сбрасываемый топливный бак емкостью 1022 л в отсеке вооружения самолета TBF-1
Женщины ведут сборку фюзеляжа «Эвенджера» в агрегатном цехе N 15 завода «Грумман», расположенного в городке Порт-Вашингтон (шт. Нью-Йорк)
Пилот эскадрильи VT-51 Джордж Буш, будущий 41-й Президент США, в кабине своего TBM-1C. Осень 1944 г.
Рабочее место летчика
Рабочее место штурмана-радиста (вид по полету)
Первый серийный TBF-1 после инцидента на грунтовой полосе заводского аэродрома в Бетпейдже. Январь 1942 г.
«Эвенджер» из эскадрильи VT-8 после посадки без тормозного гака. Авианосец «Саратога», август 1942 г.
Тяжело поврежденный TBM-3 из эскадрильи VT-17 совершил нормальную посадку на авианосец «Банкер Хилл».
Характерная авария TBM-1CD с установленным в правой консоли крыла контейнером антенны радара AN/ASD-1. Летчик не успел парировать правый крен
Запоздалая попытка уйти на второй круг закончилась для этого «Эвенджера» из эскадрильи VC-55 падением на палубу конвойного авианосца «Кроатан».
Потерпевший аварию TBM-3 из эскадрильи VC-15 при взлете с авианосца «Тулаги»
TBM-3 из эскадрильи VT-82 с авианосца «Беннингтон» был подбит зениткой, но не покинул боевой порядок
Единственный «Эвенджер» эскадрильи VT-8, вернувшийся на Мидуэй из боевого вылета 4 июня 1942 г. Вражеские очереди разворотили турель и нанесли множество других повреждений
Раненого воздушного стрелка Кеннета Бреттона вытаскивают из кабины «Эвенджера» после налета на Рабаул. Авианосец «Саратога», ноябрь 1943 г.