Описание
Страна : США
Год : 1963
Легкий пассажирский самолет средней дальности с экипажем из двух человек
Gates Learjet 23, 24, 25, 28 и 29
В конце 1950-х годов правительство Швейцарии прекратило разработку истребителя FFA P-16, который существовал лишь в виде прототипа. Самолет привлек внимание Уильяма Лира-старшего, обосновавшегося как раз в Швейцарии после выхода в отставку и основания корпорации "Motorola и Lear Siegler". Разработка им рассматривалась как хорошая платформа для создания реактивного делового самолета с двумя двигателями по бортам в хвостовой части фюзеляжа. Аванпроект сделали в Швейцарии, потенциально самолет виделся очень удачным. У. Лир продал свою долю в электронной компании Сиглеру, после чего основал "Swiss American Aviation Corporation" - специально для полномасштабного проектирования новой машины, ставшей известной как SAAC Lear Jet 23.
Определившись с обликом перспективной машины, Лир перенес все работы в США, где перерегистрировал компанию "SAAC" как "Lear Jet Corporation". Прототип Lear Jet 23 выполнил первый полет 7 октября 1963 года. Самолет показал высокие летные данные и привлек внимание заказчиков, нуждавшихся в высокоскоростном транспорте для VIP-лиц. Поставки Lear Jet 23 начались в октябре 1964 года в варианте с двумя ТРД CJ610-1 тягой по 12,68 кН, хотя на самолеты поздней постройки ставили ТРД CJ610-4 той же тяги. Максимальная взлетная масса Lear Jet 23 составляла 5670 кг, самолетом мог управлять и один пилот, но чаще в состав экипажа включали двух пилотов. Lear Jet 24 с увеличенной взлетной массой и способный летать на больших высотах анонсировали в октябре 1965 года. Первый Lear Jet 24 поднялся в воздух 24 февраля 1966 года, поставки заказчикам начались через два месяца.
В 1967 году Лир продал свою долю в кампании Гейтсу Рабберу, а с января 1970 года фирма стала именоваться "Gates Learjet Corporation" и продолжила работать по совершенствованию семейства легких бизнес-джетов, теперь получивших наименование Learjet. Базовый Learjet 24 дополнила модификация Learjet 24B с двумя ТРД CJ610-6 повышенной тяги.
Упорная работа над совершенствованием конструкции привела к появлению и других моделей. Например, меньшего по размерам Learjet 24D с прямоугольными, вместо овальных, иллюминаторами салона и большей дальностью полета за счет более высокой топливной эффективности, Learjet 24D/A с максимальной взлетной массой 5670 кг, а в 1976 году на рынок вышли Learjet 24E и Learjet 24F - эквиваленты Learjet 24D и Learjet 24D/A с новым крылом и улучшенной аэродинамикой, позволившей снизить посадочную скорость и скорость сваливания.
Типичной поздней моделью Learjet 24 является Learjet 24F с двумя ТРД CJ610-8A тягой по 13,12 кН; ее максимальная скорость на высоте 7620 м составляет 880 км/ч, дальность с четырьмя пассажирами - 2731 км.
Производство Learjet 24E и Learjet 24F завершили соответственно в 1979 и 1980 годах, очень небольшое количество Learjet 24 закупили ВВС некоторых стран для VIP-перевозок.
Развитием Learjet 24 стал Learjet 25, выполнивший первый полет 12 августа 1966 года, поставки начаты в октябре 1967 года. Фюзеляж был удлинен на 1,27 м, за счет чего стало возможным перевозить на два пассажира больше, доведя пассажировместимость до восьми человек при экипаже из двух пилотов. Этот удачный вариант в 1970 году дополнили Learjet 25B и Learjet 25C, ставшие аналогами Learjet 24D и Learjet 24D/A. В 1975 году появились Learjet 25D и Learjet 25F - аналоги Learjet 24E и Learjet 24F. Финальным вариантом является Learjet 25G с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением и большей дальностью полета.
Learjet 25 с ТРД CJ610-8A был принят на вооружение ВВС ряда государств как скоростной пассажирский, картографический самолет и буксировщик мишеней.
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Gates Learjet 24B
Тип: легкий пассажирский самолет средней дальности с экипажем из двух человек
Силовая установка: два ТРД General Electric 0610-6 тягой по 13,12 кН
Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9450 м - 877 км/ч; крейсерская скорость на высоте 13715 м - 859 км/ч; начальная скороподъемность 1951 м/мин; сертифицированный потолок 13 715 м; дальность полета 3278 км
Масса: пустого 3142 кг; максимальная взлетная 6124 кг
Размеры: размах крыла с концевыми топливными баками 10,84 м; длина 13,18 м; высота 3,84 м; площадь крыла 21,53 м2
Полезная нагрузка: до шести пассажиров или груз массой 1212 кг в салоне
- Описание
Фотографии
-
Air International 1988-12 / D.Brown - Variable Stability: A valued flight test tool
Регистрационный номер: N101VS [6] The Learjet N101VS flown by the author for AIR INTERNATIONAL has a Variable Stability System which can have a large number of stability and control characteristics programmed into it. Characteristics can be selected either singly or in combinations to give many configurations, a large number of which can be demonstrated during a single flight.
-
Air International 2015-11 / Pax: Home of US Navy flight testing
Регистрационный номер: N101VS [6] Calspan Flight Research is under contract to the USNTPS to provide use of its Learjet 24D in-flight simulator for student exercises. The aircraft, N101 VS fc/n 218) was manufactured in 1969.
-
Air International 1988-12 / D.Brown - Variable Stability: A valued flight test tool
Регистрационный номер: N101VS [6] The first Calspan variable-stability Learjet flies over the Navy Test Pilot School at Patuxent River. The Calspan Learjet 23 is used to demonstrate the effect of changing damping ratios, dutch roll and other characteristics.
-
Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft
Регистрационный номер: N102VS [2] Calspan Learjet number two is easily distinguished by its additional two windows.
-
Air International 2013-05 / News
Регистрационный номер: N102VS [2] In late March and early April 2013 Learjet 25B N102VS (c/n 25B-180) was noted flying from MoD Boscombe Down, Wiltshire. The aircraft is operated by Calspan Corp of Buffalo, New York, and has been modified as an in-flight simulator equipped with variable stability via a programmable fly-by-wire system, so that it can replicate the handling of other aircraft types. It is regularly used by the US Naval Test Pilots School based at NAS Patuxent River, Maryland and was at Boscombe Down to support the latest course run by the Empire Test Pilots' School.
-
Мировая Авиация 86
Регистрационный номер: N37943 10-местный Learjet 25 появился в середине 1960-х годов и стал первой серьезной переработкой базового Learjet 23/24. Во многом он напоминает Learjet 35/36, пришедший ему на смену, но имеет более короткий фюзеляж, а иллюминаторы салона приближены к кабине.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Регистрационный номер: N241AG [2] Gates Learjet 25B.
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Регистрационный номер: N78GL The smallest is the Model 25D, which remains in production in 1980
-
Мировая Авиация 139
Регистрационный номер: PT-IKR Удлиненный Learjet 25 пассажировместимостью на восемь человек развивал максимальную крейсерскую скорость 850 км/ч на высоте 12 500 м, его сертифицированный потолок составлял 13715м, а дальность полета - 2317 км.
-
Мировая Авиация 86
Регистрационный номер: N229AP "Фамильный портрет" бизнес-джетов семейства Learjet периода 1980-х годов дает представление об эволюции дизайна. На снимке, начиная с заднего самолета, изображены Learjet 25D, Learjet 35А и Learjet 55. Learjet 35А и Learjet 36А стали настоящими "бестселлерами".
Другие самолёты на фотографии: Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973Learjet Learjet 55 / 60 Longhorn - США - 1979
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Регистрационный номер: FAB-008 The Learjet 25B of the Fuerza Aerea Boliviano showing the special camera installation in the front fuselage.
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Регистрационный номер: PT-CMY This Learjet 25C sports a somewhat different camera installation, mounting two wide-angle Zeiss cameras. Under ideal conditions, up to 23.000 sq mis (60.000 km2) can be photographed in a working day by this aircraft.
-
Мировая Авиация 138
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18A Hornet - США - 1978McDonnell Douglas F/A-18B Hornet - США - 1979
-
Авиация и Космонавтика 2023-10 / Некоторые знаменательные даты октября в истории авиации
Регистрационный номер: N119BA -
Авиация и Космонавтика 2021-02 / Ю.Кузьмин - SOFIA и другие летающие инфракрасные телескопы
Регистрационный номер: N705NA [2] Летающая лаборатория Learjet 24В
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / Ю.Кузьмин - SOFIA и другие летающие инфракрасные телескопы
Регистрационный номер: N705NA [2] Установленный в фюзеляже Learjet 24В инфракрасный телескоп
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 07 - Addenda
The prototype Lear Jet executive transport flew on October 7, 1963
-
Мировая Авиация 86
Регистрационный номер: N801L [2] Прототип Learjet 23, построенный на основе крыла с большим относительным удлинением, которое было разработано Хансом Штрудером для его истребителя P-16. Крыло позволяло самолету развивать высокую дозвуковую скорость полета при относительно малой посадочной скорости. Конструктивно крыло имело незначительное количество нервюр, несколько лонжеронов и толстую обшивку.
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Регистрационный номер: N801L [2], N802L The two original prototypes of the Learjet 23 in flight over Wichita, the first aircraft being farthest from the camera.
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
An early-type Learjet 24 (with fin/acorn fillet) in which Clay Lacy and Dwight Brooks, with three other crew members, won the London-Victoria air race in 1971.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер: N505PF Lear Jet Model 23 (two General Electric CJ610-4 turbojet engines)
-
Air Pictorial 1977-12
Регистрационный номер: C-GEEN "Capital Air Surveys" Lear Jet 23 C-GEEN, with distinctive camera housing below the entrance door, was photographed at Prestwick on 23/10/77
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Регистрационный номер: HB-VBC Lear Jet 23.
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Регистрационный номер: SE-DCU One of Swed-Air's two Learjet 24s fitted out as target tugs, with the target stowed under the rear fuselage and an ECM pod under the front fuselage.
-
Air Pictorial 1976-10
Регистрационный номер: SE-DCW Swedair produced two custom-built target-tugs, a Cessna FR.172, and this Learjet 24 (SE-DCW) with ventral T.T. pod
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: N252GL Gates Learjet 24D twin-jet light executive transport (two General Electric CJ610-6 turbojet engines)
-
Air-Britain Archive 1981-02
Регистрационный номер: LV-PRB Lear Jet 24D LV-PRB delivered in bare metal finish, is thought to have become LV-JXA with Don Roberto SA later.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Gates Learjet 24D twin-jet light executive transport (two General Electric CJ610-6 turbojet engines)
-
Air International 1985-10 / D.Brown - Home of the Right Stuff
Aircraft currently in the fleet of the USAF Test Pilot School include (clockwise from left) the variable stability Learjet 23, Cessna A-37, McDonnell Douglas F-4 Phantom, de Havilland U-6 Beaver, Boeing KC-135, de Havilland UV-18 Twin Otter, Vought A-7, Northrop T-38A and Lockheed NT-33A.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956Cessna A-37 Dragonfly - США - 1967De Havilland Canada DHC-2 Beaver - Канада - 1947De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter - Канада - 1965Lockheed T-33A - США - 1948McDonnell Douglas RF-4 Phantom II - США - 1964Northrop T-38 Talon - США - 1959Vought A-7 Corsair II - США - 1965
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Регистрационный номер: N59GL, ZS-MTD The different fuselage lengths and different engines of various of the Learjet models are visible in this photograph of, front to rear, a Learjet 35, Learjet 25B and Learjet 24D.
Другие самолёты на фотографии: Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: G-BBEE [2] Gates Learjet 36 twin-turbofan executive transport flying in company with the first UK-registered Learjet, a Model 25B
Другие самолёты на фотографии: Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Farnborough Spotlight
Регистрационный номер: G-BBEE [2] The two Learjets were Models 25B and 36, the 36 in the foreground being publicly shown outside the USA for the first time.
Другие самолёты на фотографии: Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Регистрационный номер: N241AG [2] Gates Learjet 25B.
-
Air-Britain Archive 1984-03
Регистрационный номер: OO-LFZ Also owned by Abelag was this Learjet 25B OO-LFZ (2333) photographed in their hangar at Brussels on 20.9.74.
-
Air Pictorial 1977-10
Регистрационный номер: HZ-RI1 Lear Jet 25B HZ-RI1 (call-sign Romeo India One) visited Heathrow on 2/8/77
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Gates Learjet 25C, longer-range version of the basic Learjet 25
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Gates Learjet 25C, the long-range version of the Learjet 25
-
Мировая Авиация 68
Регистрационный номер: N463LJ 12 августа 1966г.: первый полет бизнес-джет Learjet 25 на восемь пассажиров, созданного на базе Learjet 24, но с удлиненным на 1,27 м фюзеляжем.
-
Air International 1987-10 / ??? - Bolivian Air Power - Seventy Years On
This Learjet 25D is one of two acquired in 1975/76 for use by the Servicio Nacional de Aerofotogrametria.
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 06 - Aero-engines
Gates Learjet 25 test-bed fitted with Garrett-AiResearch TFE 731 turbofan (3,500 lb = 1,587 kg st) on the starboard side. The port engine remains a GE CJ610 turbojet.
-
Air International 1988-12 / D.Brown - Variable Stability: A valued flight test tool
Регистрационный номер: N101VS [6] The cockpit of the Learjet N101VS has a conventional yoke on the left for use by the safety pilot, and a fighter-type stick on the right for the evaluation or test pilot. The central console has a configuration control system (CCS) panel under transparent cover.
-
Air International 1988-12 / D.Brown - Variable Stability: A valued flight test tool
Регистрационный номер: N101VS [6] The Learjet's configuration control system panel includes a finger-touch keyboard (lower right corner) to enter the selected configuration.
-
Air International 1988-12 / D.Brown - Variable Stability: A valued flight test tool
Регистрационный номер: N101VS [6] Three indicators on the main panel of the Learjet show the limits for pitch, roll and yaw. If the limits are exceeded, the VSS will automatically trip out.
-
Мировая Авиация 86
Регистрационный номер: EC-CKR [2] Авария Learjet 25В на авиабазе Нортхольт, Великобритания
-
Мировая Авиация 86
Регистрационный номер: EC-CKR [2] Авария Learjet 25В на авиабазе Нортхольт, Великобритания
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
In the drawings, the three-view, including the uppermost side view, shows the SAAC-23 in the form in which it was first publicised. Subsequently (second side view) it was lengthened and the tail plane was moved down, but a T-tail had been re-adopted by the time construction of the prototypes was launched, as shown in the side view at bottom.
-
Air International 1980-05 / ??? - One Thousand Learjets ... and a Longhorn or two!
Comparative side profiles of the Learjet prototype (note single nosewheel door); the production Model 23 and original Model 24/24B; the Model 24D/E/ F with tailplane/fin acorn deleted and tip-tanks drooped (4th cabin window on late models only); Model 25 original form; Model 28/29 Longhorn; Model 35/36 (5th cabin window on late models only) and Longhorn 50 series.
Другие самолёты на фотографии: Learjet Learjet 28 / 29 Longhorn - США - 1977Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973Learjet Learjet 55 / 60 Longhorn - США - 1979
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Lear Jet twin-jet executive aircraft, before revision of tail surfaces
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Lear Jet Model 23 twin-jet light executive transport
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Gates Learjet 24D twin-jet light executive transport
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Gates Learjet 35 with optional cargo door. Additional side view (bottom) shows Learjet 25B
Другие самолёты на фотографии: Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973
- Фотографии