Aerospatiale Corvette / SN-601
Страна: Франция
Год: 1970


Легкий многоцелевой реактивный транспортный двухдвигательный самолет
Описание
Фотографии
Aerospatiale SN 601 Corvette

   Разработки этого типа самолетов начались в 1967 году, когда появились небольшие реактивные двигатели, фирмы "Sud-Aviation" и "Nord-Aviation" сначала работали отдельно, но в декабре 1967 года объединили свои усилия для создания самолета SN 600. На начальном этапе проектирования он был известен как Diplomate, но потом получил название Corvette. После слияния двух фирм в 1970 году, проект взяла на себя "Aerospatiale", и он стал первым проектом созданной компании.
   Планировалось использовать самолет как региональное транспортное средство третьего класса, санитарный самолет, персональный транспорт, легкий грузовой или учебный самолет. В салоне могли разместиться 12 пассажиров.
   Corvette представлял собой самолет с низко расположенным крылом и двумя турбореактивными двигателями, размещенными в гондолах с каждой стороны в хвостовой части фюзеляжа. Горизонтальное хвостовое оперение расположено на вертикальном оперении и вынесено выше зоны действия струй двигателей. Изначально было решено использовать двигатель JT15D от компании "Pratt & Whitney", созданный на основе турбовинтового РТ6 и SNECMA/Turbomeca Larzac. Топливная эффективность этих двигателей позволяла снизить стоимость эксплуатации, и Corvette стал бы альтернативой самолетам с турбовинтовыми двигателями.
   Другой его сильной стороной была способность взлетать и садиться на небольшие необорудованные или плохо оборудованные площадки. Элементы механизации крыла включали в себя двухщелевые закрылки Фаулера, трехсекционные интерцепторы и тормозные щитки с гидравлическим управлением на верхней и нижней поверхностях крыла. Шасси имело шины низкого давления и противоскользящую систему торможения.
   Разработка прототипа SN 600 (F-WRSN) началась в декабре 1968 года, первый полет состоялся 16 июля 1970 года, на самолете были установлены турбореактивные двигатели JT15D-1 с тягой 9,79 кН. К сожалению, налетав более 270 часов, машина разбилась во время испытаний 23 марта 1971 года. После программы испытаний был внесен ряд изменений в конструкцию, что привело к изменению обозначения Corvette - SN 601. Основные изменения касались удлинения фюзеляжа и установки чуть более мощных двигателей JT5D-4.
   Удлинение фюзеляжа позволило разместить в герметично закрытом салоне 14 пассажиров. Располагавшийся в отдельном отсеке экипаж из двух человек имел стандартное оборудование для полетов по приборам, остальная авионика устанавливалась по требованию заказчика.
   Прототип SN 601 Corvette впервые поднялся в воздух 20 декабря 1972 года, второй взлетел 7 марта 1973 года. Два воздушных судна были построены для статического тестирования. Еще два Corvette присоединились к программе испытаний в ноябре 1973 года и в январе 1974 года. Французский сертификат был получен 28 мая 1974 года, сертификат соответствия разделу 25 Федеральных авиационных предписаний Федерального авиационного агентства (FAA FAR Part 25) - в сентябре того же года. В том же месяце первый покупатель, компания "Air Alpes", получила первые Corvette 100.
   Сначала продажи были хорошие, планировались поставки местным французским региональным операторам. К 1978 году было построено 40 экземпляров, и на этом выпуск самолетов был прекращен из-за недостатка заказов.
   "Aerospatiale" предложила три модификации Corvette, ни одна из которых не была построена. SN 602 был предложен французским вооруженным силам, которые нуждались в самолете связи общего назначения. Он должен был оснащаться турбореактивными двигателями SNECMA/Turbomeca М49 Larzac 03 с тягой 13,2 кН каждый для унификации с учебными самолетами Alpha Jet. Имея общую длину 15,80 м, 18-ти местный Corvette 200 должен был быть в целом на 15% больше Corvette 100 и тяжелее его на две тонны. Corvette 300 планировался как версия с тремя двигателями.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale SN 601 Corvette

   Тип: легкий многоцелевой реактивный транспортный двухдвигательный
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя Pratt&Whitney Canada JT15D-4 с тягой по 11.12 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 760 км/ч на высоте 9145 м; экономичная крейсерская скорость 566 км/ч; практический потолок 12500 м; дальность полета с максимальным запасом топлива и 45-минутным резервом 2555 км; дальность полета с 12 пассажирами и 45-минутным запасом 1555 км
   Масса: пустого 3510 кг; максимальная взлетная масса 6600 кг
   Размеры: размах крыла 12,87 м и 13,74 м с концевыми топливными баками; длина 13,83 м; высота 4,23 м; площадь крыла 22,00 м1
Aerospatiale SN 601 Corvette компании "AirAlsace" базировался во Франции. Несмотря на множество привлекательных особенностей, он считался коммерческой неудачей.
Corvette был продан в небольшом количестве. Мелкие региональные операторы, такие как "Touraine Air Transport", считали, что этот тип самолета недостаточно вместителен, в то время как большинство бизнесменов находили его слишком большим для частного использования.
The first two production SN 601 Corvettes. Second aircraft (top left) is fitted with optionally-available tip-tanks
The first two production SN 601 Corvettes. Second aircraft (top) is fitted with optionally-available tip-tanks
Aerospatiale SN 601 Corvette F-BVPI is on long-term lease to DLT, the German third-level operator
Aerospatiale SN 601 Corvette.
Aerospatiale SN 601 Corvette (two P&WACL JT15D-4 turbofan engines) in service with Africair. This aircraft is fitted with optionally-available tip tanks
G.A. of the SN-600 Diplomate, an eight-seat executive jet designed jointly by Sud and Nord - indicative of the final merger?
Aerospatiale SN 601 Corvette twin-turbofan multi-purpose aircraft
Aerospatiale SN 601 Corvette twin-turbofan multi-purpose aircraft