Cessna 500/501/550/560 Citation I/II/V
Варианты:
Cessna - 500/501/550/560 Citation I/II/V - 1969 - США
Страна: США
Год: 1969


Среднемагистральный транспортный самолет с экипажем один-два человека
Описание
Фотографии
Cessna Model 500 Citation, Model 501 Citation I, Model 550 Citation II и Model 560 Citation V

  Cessna Model 500 Citation был одним из первых деловых самолетов нового поколения, оснащенных двухконтурными ТРД. Такая конфигурация силовой установки была выбрана под давлением со стороны защитников природы, требовавших снизить шум самолетов, и операторов, нуждавшихся в более экономичных машинах. Компания вложила большие средства в разработку этого самолета, и прототип, в тот период называвшийся Fanjet 500, впервые взлетел 15 сентября 1969.
  Переименованный в Citation вскоре после первого полета, Model 500 по конфигурации был подобен другим двухдвигательным самолетам "Cessna", за исключением силовой установки, которая состояла из двух ТРДД JT15D-1 тягой по 9,78 кН, установленных в гондолах по бортам фюзеляжа, прямо за задней кромкой крыла. В ходе летных испытаний в конструкцию был внесен ряд существенных доработок, и поставки самолетов заказчикам начались лишь в конце 1971 года. Пять лет спустя появился усовершенствованный вариант Model 501 Citation I с крылом увеличенного размаха и двигателями JT15D-1 А. Вскоре за ним последовал вариант Model 501 Citation I/SP, сертифицированный для полетов с одним пилотом.
  Небольшое число Citation было выпущено для ВВС нескольких государств, для использования в качестве VIP и штабных транспортов. Другие продажи Citation военным операторам включали единственный самолет для аэрофотосъемки для армии Аргентины и небольшое количество самолетов для связи и коммуникаций для ВВС Китая, Мексики, Венесуэлы и ВМС Эквадора.
  Следующим в семействе стал самолет Citation II, первый полет которого состоялся 31 января 1977 года. Его конструкция подверглась существенным изменениям, включая установку крыла увеличенного размаха, удлиненный фюзеляж (вместимость увеличилась до 12 человек), более мощные ТРДД JT15D-4 тягой по 11,12 кН и увеличенный запас топлива. Поставки начались в 1978 году и, как и в случае с Citation I, был создан вариант Model 551 Citation II/SP, сертифицированный для полетов с одним пилотом. Citation II служили в ВМС Испании и ВВС Венесуэлы. Также эти самолеты приобрели ВВС Мьянмы (Бирмы) и Турции.
  Самолет Model S550 Citation S/II, взлетевший 14 февраля 1984 года, отличался крылом с новым профилем и аэродинамическими "запилами" на передней кромке и был оснащен ТРДД JT15D-4B. Вариант этого самолета, Model 552, был выбран ВМС США в качестве радиолокационного тренажера. Эта машина, получившая военное обозначение T-47A, отличалась крылом уменьшенного размаха и оснащалась ТРДД JT15D-5 тягой по 12,89 кН. Были закуплены 15 машин, вошедших в состав эскадрильи VT-86 на базе ВМС Пенсакола, эксплуатировавшихся вплоть до замены их самолетами Rockwell T-39 Sabreliner. Обычно экипаж T-47A, получившего прозвище Platypus (утконос), включал гражданского пилота, инструктора ВМС и трех курсантов. Следующий вариант Citation II, с новыми двигателями Pratt & Whitney Canada PW530A тягой по 12,23 кН, усовершенствованной авионикой и новым интерьером кабины, позаимствованным у Citation V Ultra, получил имя Citation Bravo. Прототип взлетел 25 апреля 1995 года, а поставки заказчикам начались в июне 1996 года. К концу 1990-х годов был получен только один военный заказ - ВВС США в 1997 году приобрели пять самолетов сопровождения OT-47B, оснащенных РЛС Northrop Grumman APG-66 и ИК-аппаратурой слежения Northrop Grumman WF-360.
  Прототип следующего варианта Citation S/II поднялся в воздух 18 августа 1987 года. Получивший обозначение Model 560 Citation V, этот самолет отличался двигателями JT15D-5A и удлиненным фюзеляжем. Поставки серийных машин начались в апреле 1989 года, и среди военных операторов Citation V были ВВС Марокко, силы самообороны Сейшел и южноафриканская военная организация Venda Defence Force.
  Дальнейшим развитием Citation V стал Citation V Ultra, совершивший первый полет в августе 1987 года. На нем были установлены цифровой автопилот, электронная система полетной информации EFI5 и ТРДД JT15D-5D тягой по 13,55 кН. В число военных операторов этой машины вошли ВВС Испании, Армия США (транспортный среднемагистральный самолет UC-35A) и КМП США (UC-35C). Созданный в 1997 году самолет Citation Excel представляет собой комбинацию крыла и оперения Citation Ultra с укороченным фюзеляжем Citation X. Усовершенствованный вариант Citation Ultra Encore был анонсирован в 1998 году и получил в Армии США обозначение UC-35B. Первый самолет был поставлен в 2000 году, но уже под обозначением Citation Encore.
  В 2003 году "Cessna" объявила об очередном пополнении в семействе Citation. Поставки самолетов Citation XLS начались летом 2004 года. Эти машины оснащены ТРДД PW545B и комплектом авионики Honeywell Primus 1000. Несколько больше стала максимальная взлетная масса самолета, что позволило увеличить дальность полета на 415 км. Затем в 2006 году "Cessna" вернулась к совершенствованию уже существующих моделей, выпустив самолеты Citation Encore+ и Citation XLS+. Самолет Encore+ оснащен двигателями PW535B с цифровой системой управления и комплектом авионики Pro Line 21. Citation XLS+ имеет новый интерьер, близкий к Citation X, и также оснащен авионикой Pro Line 21 и двигателями PW545C с цифровой системой управления. В настоящее время "Cessna" продолжает выпуск Encore+ и XLS+.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Cessna Model 560 Citation V Ultra

  Тип: среднемагистральный транспортный самолет с экипажем один-два человека
  Силовая установка: два ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D-5D тягой по 13,55 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 10 670 м - 796 км/ч; начальная скороподъемность 1249 м/мин; потолок 13 715 м; дальность полета с пятью пассажирами - 3630 км
  Масса: пустого 4377 кг; максимальная взлетная 7393 кг
  Размеры: размах крыла 15,91 м; длина 14,90 м; высота 4,57 м; площадь крыла 30,00 м!
  Полезная нагрузка: до восьми пассажиров
Citation I и II спроектированы по традиционной схеме с прямым крылом и узким фюзеляжем. Необычными были лишь шестигранные иллюминаторы, а на Citation II еще имелся переплет остекления кабины экипажа. На фотографии: Citation II правительственного звена "Oman Aviation".
Citation II стал настоящим бестселлером среди бизнес-джетов. Экономии эксплуатационных расходов способствовал запуск в серию Model 551 с экипажем из одного летчика.
Скоростные Citation II 550 Interceptor широко используются для перехвата наркотрафика в центральной и южной частях США. Специальное оборудование включает РЛС APG-66(V) (аналогичную используемой на истребителе F-16) и систему обработки изображений WF-360TL, включающую FLIR, ТВ-камеру и лазерный дальномер.
Two specially modified Cessna Citation IIs have proved useful both for surveillance and command and control; note the nose radomes and the forward-looking infra-red (FLIR) sensor radomes under the forward fuselage. Four more Citation IIs were ordered earlier this year.
Citation II патрулирует в паре с T210N Turbo Centurion. Одномоторные Cessna используются для наблюдения, сопровождения и сбора разведывательной информации. Относительно неприметные эти самолеты часто маскируют свои действия под местные авиаперевозки. Также они используются для быстрой доставки агентов таможенной службы.
Самолет Citation II быстро приобрел известность во всем мире. Подобно Model 500, Model 550 совершенствовался. На S550 установили ТРДД Pratt & Whitney JT15D-4B повышенной тяги и более аэродинамически эффективное крыло.
"Cessna" отказалась от проекта Citation IV в пользу вариантов Citation V (на фотографии) и VI. Citation V во многом походил на Citation II, но имел удлиненный фюзеляж и множество усовершенствований.
Citation V легко отличить по семи иллюминаторам на борту кабины. Планер базового самолета неоднократно подвергался модификациям и доработкам для создания целого семейства превосходных деловых самолетов.
Карьера тренировочного T-47A в ВМС США выдалась короткой, хотя самолет был оснащен самой современной для того времени бортовой аппаратурой, включая РЛС Emerson APQ-159. Изначально самолет имел гражданские окраску и регистрацию, а его экипаж состоял из гражданских летчиков. На T-47A готовили операторов для F-14, E/A-18, S-3 и EA-6B.
Три Model 550 поступили на вооружение 4-й эскадрильи авиации ВМС Испании. Самолеты использовались для решения широкого круга задач, включая VIP-перевозки, а также как транспортные, санитарные, фото- и ИК-разведчики (в этом случае под фюзеляжем монтировались контейнеры со спецоборудованием).
Первый полет Fanjet 500 выполнил 15 сентября 1969 года. Самолет отличала чистота аэродинамики, характерная для фирмы "Cessna". Первые полеты прототип выполнил с установленной в носу фюзеляжа штангой с датчиками параметров атмосферы.
Cessna Citation 500 Series seven/eight-seat twin-turbofan executive transport (two Pratt & Whitney JT15D-1 turbofan engines)
The Falmor Jean company's Citation G-JEAN at Southend 10/12/76
Cessna Citation 500 Series seven/eight-seat twin-turbofan executive transport (two Pratt & Whitney JT15D-1 turbofan engines)
Один из популярных в мире реактивных административных самолетов Цессна "Сайтейшн" II
Cessna Citation II
The main Aeronavali hangar at Tessera Airport, with, in the foreground, two of the Aeronautica Militare Atlantics undergoing major overhaul. Between the Atlantics can be seen one of the Citations being modified for the navaid calibration role.
Интерьер самолета Цессна "Сайтейшн" II
История семейства самолетов Cessna Citation началась в 1968 году с проекта восьмиместного двухдвигательного Fanjet 500, вскоре переименованного в Cessna 500 Citation.
Full-scale mock-up of Cessna's new Fanjet 500
Cessna Citation 500 Series twin-turbofan seven/eight-seat executive transport
Cessna Model 501 Citation I
Cessna Citation II