Мир Авиации 1997-02
С.Цветков - Финские "МиГи": 35-й год в строю /Глазами очевидца/
МиГ-21бис MG-130 перед и после очередного полета. Летчик тренировался в пилотировании вслепую - за его головой видна матерчатая шторка. МиГи (как и другие самолеты) не несут никаких отличительных знаков 1-й или 2-й эскадрильи. Поскольку самолеты не приписаны к летчикам, персональные обозначения также отсутствуют.
МиГ-21бис MG-129 выруливает на ВПП для взлета курсом 150. Эта машина ранее служила в TiedLLv и получила разведывательное оборудование. На бывших разведчиках эмблему HavLLv 31 так и не нанесли.
16 февраля 1996г.: ветераны встречают "молодежь" - МиГи эскортируют первые F-18D, прибывающие в Риссала. На переднем плане MG-125, бывший разведчик.
Во второй половине 80-х гг. Ilmavoimat занялись уменьшением заметности боевых машин. Размер бело-голубых кругов и идентификационных обозначений уменьшили, а также закрасили белое поле под эмблемой (здесь - у MG-131).
Поставленный у входа MG-61 напоминает о давней связи HavLLv 31 с МиГ-21.
MK-105 в конце 80-х получил светло-серую окраску, которую затем предполагалось нанести и на остальные МиГи, однако это не было сделано. Более светлая панель перед фонарем - результат ремонта после того, как самолет "словил" птицу на посадке. Желтая полоса на держателе ракеты - для отличия их от стандартных АПУ, установленных на "бисах".
Пилоты HavLLv 31 используют советское летное обмундирование, однако предпочли английские спасжилеты (появившиеся вместе с Hawk'ами). Техники выглядят невероятно чисто и аккуратно.
Этот BAe/Valmet Hawk Mk.51 HW-355 уже получил однотонную серую окраску, а некоторые его собратья еще летают в черно-зеленом камуфляже.