IAR IAR-93 Orao     Румыния, 1974
SOKO J-22 Orao     Югославия, 1979
Страна: Румыния
Год: 1974


Легкий штурмовик
Описание
Фотографии
SOKO/IAv Craiova J-22 Orao/IAR-93

   Самолет J-22 Orao/IAR-93 был создан в результате соглашения между Румынией и Югославией. Обе страны нуждались в легком дозвуковом ударном самолете-штурмовике, который также можно было использовать в качестве перехватчика и разведчика. Принятие на вооружение планировалось в 1977 году. За разработку машины отвечали две компании: румынская CNIAR (позднее "IAv Craiova", а ныне "Aviaone Craiova") и югославская SOKO, которая выбрала в качестве силовой установки два бесфорсажных ТРД Turbomecanica/ORAO Viper Mk 632-41R, расположенных бок о бок в хвостовой части фюзеляжа. Обе страны приступили к постройке партии из 15 предсерийных машин, первая из которых поднялась в воздух в конце 1978 года. Серийное производство румынских IAR-93 началось в 1979 году, а югославских J-22 Orao в 1980 году. Первые 20 серийных самолетов в каждой стране не имели форсажных камер из-за отсутствия необходимых двигателей.
   Первым румынским вариантом самолета стал бесфорсажный IAR-93A, поднявшийся в небо в 1981 году. CNIAR построила 26 одноместных и 10 двухместных машин с удлиненной носовой частью фюзеляжа и откидывающимися вбок фонарями.
   На следующем варианте IAR-93B, взлетевшем в 1985 году, были установлены ТРД Viper Mk 633-41 с форсажными камерами. Его крыло имело увеличенные корневые наплывы, а внутренние аэродинамические перегородки были сняты. У IAR-93B и двухместных IAR-93A отсутствовали подфюзеляжные кили. Румыния заказала 165 самолетов Orao, включая двухместные машины.
   Первым югославским серийным вариантом был Orao 1, оснащенный (как IAR-93A и предсерийные самолеты) бесфорсажными ТРД Viper. Из-за невысоких летных характеристик эти машины использовались в качестве тактических разведчиков под обозначением IJ-22. Часть из партии в 20 самолетов была построена в двухместном учебном варианте, получившем обозначение NJ-22.
   За Orao 1 последовал одноместный Orao 2, или J-22(M), с увеличенными топливными баками в крыле и фюзеляже. Использование на нем ТРД Viper 633-41 с форсажной камерой позволило незначительно увеличить боевую нагрузку. Прототип совершил первый полет 20 октября 1983 года, а в конце 1984 года начался выпуск серийных машин. К середине 1985 года построили 16 самолетов, ожидавших поступления новых двигателей. С началом поставок ТРДФ самолеты стали поступать на вооружение с 1986 года.
   Двухместный Orao 1 также страдал из-за невысокой тяговооруженности и малой дальности, и компания SOKO разработала новую учебную машину с более мощными двигателями и увеличенными крыльевыми баками, как у Orao 2.
   Первый Orao 2D, или NJ-22(M), поднялся в воздух 18 июля 1986 года. Производство 2D шло параллельно с конверсией двухместных Orao 1, дорабатывавшихся до нового стандарта. Как и у Orao 2, крыло 2D получило такие же корневые наплывы, как у IAR-93B.
   J-22 и NJ-22 поступили на вооружение трех полков ВВС Югославии и широко использовались в ходе воздушных войн на Балканах в 1990-х годах. Три самолета были сбиты в 1991 году. J-22 также воевали в составе авиации Сербской республики. Двенадцать самолетов были уничтожены на земле во время бомбардировок НАТО в Косово в 1999 году. Румыния завершила эксплуатацию своих IAR-93 в 1998 году, списав все самолеты.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SOKO/IAv Craiova J-22/IAR-93 Orao

   Тип: легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Rolls-Royce Viper Mk 632-41R производства Turbomecanica/ORAO тягой по 17,79 кН или (на большинстве самолетов) Rolls-Royce Viper Mk 633-41, также производства Turbomecanica/ORAO, тягой 17,79 кН без и 22,24 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешней подвески на высоте 11000 м - 1020 км/ч; начальная скороподъемность 5340 м/мин; потолок 15 000 м; тактический радиус действия по профилю полета "большая-малая-большая высота" с четырьмя кассетными бомбами и одним ПТБ - 522 км
   Масса: пустого снаряженного 5500 кг; максимальная взлетная 11080 кг
   Размеры: размах крыла 9,30 м; длина 14,90 м; высота 4,52 м; площадь крыла 26,00 м2
   Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23Л и до 2800 кг бомб и ракет на внешней подвеске
'Jugoslovensko Ranto Vazduhoplovstvo' Orao in the markings applied to aircraft of the 'new' Yugoslav Air Force and carrying an AGM-65A Maverick ASM.
Штурмовик "Орао" ВВС боснийских сербов, потерпевший катастрофу 18 ноября 1994г.
Югославия
The first prototype Orao 2 with reheated Viper 633-41 engines.
Так выглядели до распада Югославии штурмовики "Орао", принадлежавшие ВВС Югославской Народной армии, снимок 1987 года. Опознавательный знак - красная пятиконечная звезда на белом круге в синей окантовке появился еще во времена Второй мировой войны
Orao были одними из наиболее современных самолетов югославских ВВС, но страдали от недостаточно эффективного техобслуживания. Кроме того, около 40 летчиков с северных авиабаз - словенцев по национальности - сбежали в родную Словению.
Югославский штурмовик "Орао".
Истребители-бомбардировщики "Орао" - основная ударная сила югославской авиации.
После отделения от Югославии в начале 1990-х годов Словении и Хорватии, а также отказа руководства страны от социалистического пути развития, югославские ВВС получили новые опознавательные знаки без звезд, сразу прозванные "пепси-колой"
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
Сербия
После окончательного распада Югославии сербские самолеты в третий раз за 15 лет сменили эмблемы. Их нынешние опознавательные знаки очень похожи на эмблемы ВВС довоенной Югославии - белый крест поверх красно-синего круга
ВВС Сербии сегодня
По компоновке Orao/IAR-93 был близок к более крупному SEPECAT Jaguar с высокорасположенным крылом и шасси с малой колеей. В 2013 году самолет продолжает нести службу в Сербии, располагающей 31 машиной.
Serbian Air Force SOKO J-22 Orao (25207) appeared at the Serbian Aviation Day event at Batajnica Air Force Base on August 2, 2008 in this newly applied striking colour scheme. The aircraft is assigned to the 252.lovacko-bombarderska avijaciska eskadrila (Fighter-bomber Aviation Squadron) named the Kurjaci sa Usca ('the wolves from the mouth of the river’). The depiction of the eagle along the sides of the aircraft is a reference the type's name Orao (meaning 'Eagle').
Reaching for the skies - Soko J-22 Orao “25606” provides an unusual spectacle for pedestrians at Belgrade’s Airport City Business Park. To get a bird’s-eye view of the Yugoslavian/Romanian jet fighter on Google Earth, enter 44.81102, 20.40020 in the Search box.
Румыния
Начиная с 1982 года, IAR-93A/B поступили на вооружение пяти эскадрилий штурмовиков ВВС Румынии. Этот IAR-93A на снимке несет опознавательные знаки времен Варшавского договора. В Румынии самолет получил неофициальное имя "Vultur" (гриф).
Югославия
The first prototype of the reheated J-22(M) Orao 2, which introduced afterburning Viper 633-41 turbojets and other changes. It entered flight test in the third quarter of 1983, full production of this version of the close air support fighter having now commenced.
‘White 001’, the first prototype IAR-93. This aircraft was lost on September 20, 1979, due to a flame-out - the pilot ejected safely.
The I.A.R.93 close support fighter which is the subject of a joint Romanian-Yugoslav development and production programme.
Jurom IAR-93 - two Viper Mk 632-41Ys, or two reheated Mk 633-41/47s.
An armed prototype of the J-22 (Soko/CIAR Orao/IAR-93), with non-afterburning Viper engines in Yugoslav Air Force insignia.
Prototype of the Orao single-seat tactical fighter (two Rolls-Royce Viper turbojet engines)
Pre-series Orao 1 close air support fighters in service with the JRV. Having unreheated engines, these Oraos are seen as interim equipment by the JRV and are likely to he assigned the advanced tactical training role with the availability of the reheated Orao 2.
The Orao single-seat fighter, built in partnership by Romania and Yugoslavia
Учебно-тренировочный самолет NJ-22
Разведчики INJ-22 351-й эскадрильи ВВС Югославии
Реактивные штурмовики "Орао" ВВС ЮНА - совместная разработка югославских и румынских авиаконструкторов.
Two-seat version of the Soko/CIAR Orao/IAR-93 (foreground) with single-seater.
J-22 ВВС ЮНА в полете, 1989г.
Балканский "Ягуар" - штурмовик J-22 "Орел", является достаточно эффективным средством огневой поддержки сухопутных войск. Двухдвигательная компоновка, 2800 кг различной боевой нагрузки, изюминкой которой несомненно являются от четырех до шести управляемых ракет AGM-65 "Мейверик" с ТВ-наведением, способных с высокой эффективностью уничтожать танки, БМП и БТРы.
Самолеты "Галеб" и "Орао" с временными опознавательными знаками ВВС Сербии
"Орао" с ПТБ и блоком ИК-ловушек под фюзеляжем
В полете истребители-бомбардировщики NJ-22 353-й эскадрильи ВВС Югославии
Сербия
Штурмовик "Орао" ВВС Республики Сербской.
Румыния
Подвесное вооружение IAR-93 - разнокалиберные бомбы и блоки НАР
В 1990-е годы некоторые IAR-93 получили не только новые опознавательные знаки - кокарды, но и оригинальный "полосатый" камуфляж
IAR-93B ‘White 238’ at IAv Craiova, June 1990.
Истребитель-бомбардировщик J-22 "Орао" ВВС Республики Сербской. Самолет несет контейнер с мелкими бомбами BL-755, контейнер с напалмом Plab-350, бетонобойную бомбу Матра "Дюрандаль", УР "воздух-поверхность" AGM-65B "Мэйврик"
IAR-93B ‘Black 200’ at Baneasa, June 1995.
 
Основная и носовая стойки шасси
Интерьер кабины J-22
Самолеты IAR-93 - бывшая гордость румынского авиастроения с 1996 года ржавеют на аэродромах, постепенно превращаясь в металлолом
Soko (CNIAR IAR-93B) Orao 2
Номенклатура подвесного вооружения J-22
Orao single-seat tactical fighter, developed jointly by the Romanian and Yugoslav industries
Jurom Orao/IAR-93.
The developed J-22(M) Orao 2, which introduced afterburning Viper 633-41 turbojets and other changes.