Saab 91 Safir
После работы над проектом моноплана Bucker Bu 181 Bestmann шведский инженер Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте - Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1C мощностью 130 л. с.
После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года, прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый серийный вариант, получивший обозначение Saab-91A. От прототипа он отличался в основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л. с.
ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в качестве учебного самолета начальной летной подготовки. Под требования ВВС Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming O-435-A мощностью 190 л. с. и совершивший первый полет 18 января 1949 года. Самолет был принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от "Skolplan" - "учебный самолет") и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.
Safir строился компанией "Saab" вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48 серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под обозначением Saab-91B. По субподряду голландская "De Schelde" собрала 106 самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50B, поставлены в 1952-1953 годы).
Двигатель O-435-A также установили на модификацию Saab-91B-2, которая оснащалась воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91C. Последний был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки четырех человек, а его топливные баки были смещены в крыло. ВВС Швеции получили 14 Saab-91C, которые были обозначены Sk 50C.
Последней серийной моделью стал Saab-91D, сохранивший четырехместную компоновку Saab-91C, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя O-360-A1A мощностью 180 л. с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования, что позволило снизить массу машины.
Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании (Rijksluchtvaartschool), а также компании "Air France" и "Lufthansa". Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).
В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания "Saab", в основном выпускались модификации Saab-91D. Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская компания "De Schelde" также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20 странах.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab-91D Safir
Тип: четырехместный кабинный моноплан
Силовая установка: один четырехцилиндровый ПД Avco Lycoming O-360-A1A в 180 л.с.(131 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 266 км/ч; практический потолок 5000 м; дальность 1000 км
Масса: пустого 710 кг; максимальная взлетная 1205 кг
Размеры: размах крыла 10,60 м; длина 7,95 м; высота 2,20 м; площадь крыла 13,60 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 228
Регистрационный номер: 3F-SU [2] Данный Saab-91D Safir на 1969 год принадлежал учебной эскадрилье 2-го авиаполка австрийских ВВС.
-
Мировая Авиация 228
Регистрационный номер: D-EBED Учебное подразделение авиакомпании "Lufthansa" было основным гражданским эксплуатантом самолетов Safir. Изображенный на фотографии Saab-91B был построен в 1954 году и на 2012 год оставался в годном к полетам состоянии.
-
Aeroplane Monthly 1999-11 / P.Franzini - A Late Renaissance /Italy's warbird scene/ (2)
Luciano Sorlini preparing for a flight test aboard his Safir.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: SE-AUN First production Safir, 91A SE-AUN (c/n 91101) was flown in floatplane guise to enhance to market as a tourer. This aircraft was later exported to the Yemen, in landplane format.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: SE-BFU Lively pose from 91A SE-BFU (c/n 91125) which was used for an extensive European sales tour. In May 1950 it became PH-UEA of the Rijksluchtvaartschool, serving until 1965.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: SE-BYZ SE-BYZ (c/n 91276) the prototype 91C four seater, built by de Schelde at Dordrecht.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: SE-IXR Not a great success as a civilian aircraft from birth, the Safir has since become a much sought-after type. Swedish registered, Pink Panther-bedecked 91D SE-IXR started life with the Finnish Ilmavoimat as SF-6 (c/n 91352) before going onto the Finnish civil register as OH-SFI.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Saab-91 Safir Three-seat Cabin Monoplane (145 h.p. D.H. Gipsy Major 10 engine).
-
Air Pictorial 1977-01
Регистрационный номер: PK-ASC Resident aircraft photographed recently at Djakarta's domestic airport include Saab Safir PK-ASC
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: PH-RLA A major user of the type was the Netherlands’ national flying school, the Rijksluchtvaartschool, which operated 23 91Ds from 1959 at Eelde until replaced by Beech F.33C Bonanzas in 1978. PH-RLA was the first produced (c/n 91367).
-
Air-Britain Archive 1982-01
Регистрационный номер: OO-ANN Safir OO-ANN (CofR no. 1332) was resident at Antwerp throughout the sixties
-
Air-Britain Archive 1982-01
Регистрационный номер: OO-JEN Safir OO-JEN (1339) was painted in camouflage and named "Love Bird" by its last owner
-
Air-Britain Archive 1982-02
Регистрационный номер: OO-HUG Of amusing interest is this obscured shot of Safir OO-HUG (1340). The apprehensive pilot and advancing top brass were at RAF Kenley where the Safir landed on 28.5.61 during the Surrey Wing Inspection, apparently mistaking the field for Biggin Hill!
-
Air Pictorial 1955-11
Регистрационный номер: G-ANOK Only Saab Safir on the British Civil Register is G-ANOK owned by Kelvin and Hughes Ltd. Engine is a Lycoming O-435A.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: G-BCFW [2] Well-known sight in the UK is Dave Williams’ air racing 91D G-BCFW. A former Rijksluchtvaartschool example, it was registered as PH-RLZ (c/n 91437) in March 1962. It was imported into the UK in 1973.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Регистрационный номер: G-BCFW [2] Saab Safir G-BCFW, ex PH-RLZ, at Exeter in July 1974.
-
Air Pictorial 1957-10 / Air Pictorial's photo-review
Apart from the well-known SAAB 91C Safir G-ANOK, based at Luton, there is a second Swedish-designed Safir in the U.K. This is a 91A Safir (serial 91118), based at Hatfield and belonging to the Swedish Air Attache. Power, 145-h.p. DH Gipsy Major 19.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
First Sk 50B trainer for the Flygvapnet, Fv50001 (c/n 91201), in predelivery colours, for the F5 Wing at Ljungbyhed. This aircraft was later shipped to Japan to become the X1G high-lift test-bed.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Sk 50C Fv50087 (c/n 91402) four-seater of F8 Wing, showing off cabin curtaining and wing and tailplane stencilling. ’87 was written off in April 1962.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Flygvapnet Sk 50B Fv50017 (c/n 91217) in the yellow training scheme universally adopted by the type. In later years, standard Swedish camouflage was been applied. This aircraft was written off in March 1957.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: 3F-SM Saab-91D Safir basic trainer (180 hp Lycoming O-360-A1A engine) of the Austrian Air Force
Austria operated the SAAB 91D until 1992. 3F-SM (c/n 91448) illustrated. -
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: 3F-SA, 3F-SB, 3F-SS, 3F-SU [2] Pleasing formation shot of Osterreichische Heeresfliegerkrafte 91Ds in their adopted habitat. 3F-SU in the foreground carries the ‘last three’ of its constructor's number, 9191459, on the fin.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
321 ‘AB-U’ (c/n 91321), the first 91B-2 for the Norwegian Luftforsvaret. This example was acquired by the Newark Air Museum and ferried to Winthorpe, Notts, in July 1982 as G-BKPY.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: SF-15, SF-16 A pair of Ilmavoimat 91Ds, SF-15 (c/n 91361) and SF-16 (c/n 91362). SF-15 (foreground) crashed in March 1961.
-
Air Pictorial 1977-11 / M.Hooks - Finland's Air Show
Регистрационный номер: SF-17, SF-32, SF-34 The Finnish Air Force provided three formations of three SAAB 91D Safirs, this group comprising SF-17, SF-32 and SF-34.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Tunisia received 15 Safirs, one 91B-D and the remainder ’Ds. First of the batch, 91B-D Y31001 ‘1’ (c/n 91310) gives a good aspect on the undercarriage geometry.
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / J.Miller - Ethiopian treasure
Manufacturers’ publicity photographs of Ethiopian Saab Safirs.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Регистрационный номер: SE-APN The prototype Safir (c/n 91001 SE-APN) underwent two major metamorphoses to evaluate the swept wings on the SAAB J29 Tunen (as the SAAB 201) and for the SAAB J32 Lansen (as the SAAB 202, illustrated).
-
Air Enthusiast 2006-09 / R.Lindholm, S.Stridsberg - Nordic Lance /Post-war combat/
The SAAB 202, a much-modified Safir, test-bed for the Lansen wing at low speed.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: TX-7101 X1G3, a STOL research aircraft evolved from a Saab Safir
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / J.Miller - Ethiopian treasure
The scarce Gipsy-engined Saab 91A Safir, 108, at Lideta. All other examples of the type were Lycoming-engined 91Bs and -Cs.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Saab-91 Safir.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
SAAB 91B Safir
- Фотографии