Поиск по сайту:
Saab 91 Safir
После работы над проектом моноплана Bucker Bu 181 Bestmann шведский инженер Андерс Андерссон применил ряд наработок в следующем своем проекте - Saab-91 Safir. Трехместный туристический и учебно-тренировочный самолет конструктивно представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся трехопорным шасси и оснащенный рядным двигателем de Havilland Gipsy Major 1C мощностью 130 л. с.
После успешного полета прототипа Safir, состоявшегося 20 ноября 1945 года, прошли столь же успешные испытания, после чего в производство пошел первый серийный вариант, получивший обозначение Saab-91A. От прототипа он отличался в основном более мощным двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л. с.
ВВС Швеции проявили интерес к самолету, который планировалось использовать в качестве учебного самолета начальной летной подготовки. Под требования ВВС Швеции был построен прототип, оснащенный шестицилиндровым Avco Lycoming O-435-A мощностью 190 л. с. и совершивший первый полет 18 января 1949 года. Самолет был принят на вооружение шведских ВВС под обозначением Sk 50 (от "Skolplan" - "учебный самолет") и мог также нести пулеметы, практические бомбы или НАР.
Safir строился компанией "Saab" вплоть до 1950 года, всего было выпущено 48 серийных самолетов и один прототип. Гражданский аналог Sk 50 выпускался под обозначением Saab-91B. По субподряду голландская "De Schelde" собрала 106 самолетов, включая 76 для Швеции (Sk 50B, поставлены в 1952-1953 годы).
Двигатель O-435-A также установили на модификацию Saab-91B-2, которая оснащалась воздушным винтом постоянного числа оборотов, и на вариант Saab-91C. Последний был впервые поднят в воздух в сентябре 1953 года и предназначался для перевозки четырех человек, а его топливные баки были смещены в крыло. ВВС Швеции получили 14 Saab-91C, которые были обозначены Sk 50C.
Последней серийной моделью стал Saab-91D, сохранивший четырехместную компоновку Saab-91C, но имевший ряд усовершенствований, включая установку нового, менее тяжелого и чуть более мощного четырехцилиндрового двигателя O-360-A1A мощностью 180 л. с., а также дисковых тормозов и иного усовершенствованного оборудования, что позволило снизить массу машины.
Самолеты Safir использовались в качестве учебных ВВС Австрии (24 самолета Saab-91D), Эфиопии, Финляндии (35 Saab-91D), Норвегии (25 Saab-91B-2) и Туниса. Среди гражданских эксплуатантов самолетов данного типа можно отметить государственную летную школу Дании (Rijksluchtvaartschool), а также компании "Air France" и "Lufthansa". Что касается прототипа Safir, то после того, как на нем установили стреловидное крыло, он использовался в качестве летной лаборатории в рамках программ Saab 29 Tunnan (Saab 201) и Saab 32 Lansen (Saab 202).
В 1956 году выпуском самолетов занялась собственно компания "Saab", в основном выпускались модификации Saab-91D. Кроме постройки самолетов Saab-91B голландская компания "De Schelde" также собрала 11 четырехместных Saab-91C. Серийный выпуск самолетов прекратился в 1966 году, то есть через 20 лет после его начала. Всего было построено 323 самолета, которые поставлялись заказчикам примерно в 20 странах.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab-91D Safir
Тип: четырехместный кабинный моноплан
Силовая установка: один четырехцилиндровый ПД Avco Lycoming O-360-A1A в 180 л.с.(131 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 266 км/ч; практический потолок 5000 м; дальность 1000 км
Масса: пустого 710 кг; максимальная взлетная 1205 кг
Размеры: размах крыла 10,60 м; длина 7,95 м; высота 2,20 м; площадь крыла 13,60 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 228
Данный Saab-91D Safir на 1969 год принадлежал учебной эскадрилье 2-го авиаполка австрийских ВВС.
-
Мировая Авиация 228
Учебное подразделение авиакомпании "Lufthansa" было основным гражданским эксплуатантом самолетов Safir. Изображенный на фотографии Saab-91B был построен в 1954 году и на 2012 год оставался в годном к полетам состоянии.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
First production Safir, 91A SE-AUN (c/n 91101) was flown in floatplane guise to enhance to market as a tourer. This aircraft was later exported to the Yemen, in landplane format.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Lively pose from 91A SE-BFU (c/n 91125) which was used for an extensive European sales tour. In May 1950 it became PH-UEA of the Rijksluchtvaartschool, serving until 1965.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
SE-BYZ (c/n 91276) the prototype 91C four seater, built by de Schelde at Dordrecht.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Not a great success as a civilian aircraft from birth, the Safir has since become a much sought-after type. Swedish registered, Pink Panther-bedecked 91D SE-IXR started life with the Finnish Ilmavoimat as SF-6 (c/n 91352) before going onto the Finnish civil register as OH-SFI.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Saab-91 Safir Three-seat Cabin Monoplane (145 h.p. D.H. Gipsy Major 10 engine).
-
Air Pictorial 1977-01
Resident aircraft photographed recently at Djakarta's domestic airport include Saab Safir PK-ASC
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
A major user of the type was the Netherlands’ national flying school, the Rijksluchtvaartschool, which operated 23 91Ds from 1959 at Eelde until replaced by Beech F.33C Bonanzas in 1978. PH-RLA was the first produced (c/n 91367).
-
Air Pictorial 1955-11
Only Saab Safir on the British Civil Register is G-ANOK owned by Kelvin and Hughes Ltd. Engine is a Lycoming O-435A.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Well-known sight in the UK is Dave Williams’ air racing 91D G-BCFW. A former Rijksluchtvaartschool example, it was registered as PH-RLZ (c/n 91437) in March 1962. It was imported into the UK in 1973.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Saab Safir G-BCFW, ex PH-RLZ, at Exeter in July 1974.
-
Air Pictorial 1957-10 / Air Pictorial's photo-review
Apart from the well-known SAAB 91C Safir G-ANOK, based at Luton, there is a second Swedish-designed Safir in the U.K. This is a 91A Safir (serial 91118), based at Hatfield and belonging to the Swedish Air Attache. Power, 145-h.p. DH Gipsy Major 19.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
First Sk 50B trainer for the Flygvapnet, Fv50001 (c/n 91201), in predelivery colours, for the F5 Wing at Ljungbyhed. This aircraft was later shipped to Japan to become the X1G high-lift test-bed.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Sk 50C Fv50087 (c/n 91402) four-seater of F8 Wing, showing off cabin curtaining and wing and tailplane stencilling. ’87 was written off in April 1962.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Flygvapnet Sk 50B Fv50017 (c/n 91217) in the yellow training scheme universally adopted by the type. In later years, standard Swedish camouflage was been applied. This aircraft was written off in March 1957.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Saab-91D Safir basic trainer (180 hp Lycoming O-360-A1A engine) of the Austrian Air Force
Austria operated the SAAB 91D until 1992. 3F-SM (c/n 91448) illustrated. -
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Pleasing formation shot of Osterreichische Heeresfliegerkrafte 91Ds in their adopted habitat. 3F-SU in the foreground carries the ‘last three’ of its constructor's number, 9191459, on the fin.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
321 ‘AB-U’ (c/n 91321), the first 91B-2 for the Norwegian Luftforsvaret. This example was acquired by the Newark Air Museum and ferried to Winthorpe, Notts, in July 1982 as G-BKPY.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
A pair of Ilmavoimat 91Ds, SF-15 (c/n 91361) and SF-16 (c/n 91362). SF-15 (foreground) crashed in March 1961.
-
Air Pictorial 1977-11 / M.Hooks - Finland's Air Show
The Finnish Air Force provided three formations of three SAAB 91D Safirs, this group comprising SF-17, SF-32 and SF-34.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
Tunisia received 15 Safirs, one 91B-D and the remainder ’Ds. First of the batch, 91B-D Y31001 ‘1’ (c/n 91310) gives a good aspect on the undercarriage geometry.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
The prototype Safir (c/n 91001 SE-APN) underwent two major metamorphoses to evaluate the swept wings on the SAAB J29 Tunen (as the SAAB 201) and for the SAAB J32 Lansen (as the SAAB 202, illustrated).
-
Air Enthusiast 2006-09 / R.Lindholm, S.Stridsberg - Nordic Lance /Post-war combat/
The SAAB 202, a much-modified Safir, test-bed for the Lansen wing at low speed.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
X1G3, a STOL research aircraft evolved from a Saab Safir
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Saab-91 Safir.
-
Air Enthusiast 1994-12 / D.Ford - Enduring Gem
SAAB 91B Safir
- Фотографии