NAMC YS-11
Страна: Япония
Год: 1962


Пассажирский самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
NAMC - Nanchang
  
  В 1956 году шесть основных японских авиационных фирм "Fuji", "Kawasaki", "Mitsubishi", "Nippi", "Shin Meiwa" и "Showa" под эгидой созданного объединения TADA ("Transport Aircraft Development Association") приступили к совместной разработке авиалайнера среднего класса. В 1957 году правительство Японии начало финансировать работы, а в 1959 году в дополнение к TADA была образована компания NAMC - "Nihon Aeroplane Manufacturing Company". Первый из двух построенных прототипов самолета YS-11 с 30 августа 1962 года летал с двумя ТВД Dart RDa.10 Mk 542, оснащенными четырехлопастными винтами. Самолет имел гарантированный правительством, хотя и небольшой по объему, спрос в Японии, несколько машин поставили на экспорт. До прекращения в 1974 году серийного производства было построено 182 авиалайнера.
  Исходным вариантом стал YS-11A-100, построено 48 самолетов. В это число входят и два пассажирских транспортных YS-11A-103/105, поставленных Воздушным силам самообороны в 1965-1966 годах под обозначением YS-11P для VIP-перевозок. Позже их доработали в самолеты-калибровщики. В 1970 году Морские силы самообороны получили два транспортно-пассажирских YS-11A-113 (YS-11M), эти машины также входят в общее количество построенных YS-11A-100.
  На втором серийном варианте YS-11A-200 стояли ТВД в 1350 л. с., массу полезной нагрузки довели до 6604 кг. Построено 92 самолета, два поставлены как транспортные YS-11A-218 Воздушным силам самообороны, шесть транспортных YS-11A-206 - Морским силам самообороны. Шесть флотских машин вместе с двумя YS-11A-600 в 1970-1974 годах модернизировали в учебные противолодочные YS-11T-A, установив поисковую РЛС и другую спецаппаратуру. В 1971 году Воздушные силы самообороны дополнительно приобрели один YS-11A-213 для конверсии в морской калибровщик радионавигационных систем YS-11FC. По шесть самолетов варианта YS-11A-200 закупили вооруженные силы Греции и Филиппин.
  Третий серийный вариант YS-11A-300 предназначался для перевозки людей и грузов. В переднем салоне помещалось до 48 пассажиров, заднюю часть фюзеляжа занимал отсек с грузовым люком по левому борту. Всего построили 16 самолетов, два грузопассажирских YS-11A-305 в 1968 году поставили Воздушным силам самообороны под обозначением YS-11PC.
  Максимальная масса полезного груза на четвертом серийном варианте YS-11A-400 была увеличена до 7215 кг. Построено девять самолетов, семь из которых (YS-11A-402) передали в 1969-1970 годах Воздушным силам самообороны, где они эксплуатировались под обозначением YS-11C. Два YS-11A-404 в 1971-1973 годах под обозначением YS-11M-A получили Морские силы самообороны. Один YS-11C в 1977 году доработали в учебно-штурманский самолет YS-11NT. Самолет YS-11M стал последним вариантом, летавшим в Морских силах самообороны. Три YS-11M списали в 2011 году. В 1971 году Воздушные силы самообороны закупили три YS-11A-402 для модернизации в самолеты РЭБ. Первые два переоборудовали в 1976-1977 годах в учебные самолеты РЭБ YS-11E, третий в 1983 году конвертировали в самолет радиотехнической разведки - YS-11EL.
  В конце 1980-х годов Воздушные силы самообороны переоборудовали несколько своих YS-11A в транспортные. На одной машине установили систему постановки помех J/ALQ-7 и более мощные ТВД General Electric T64, два самолета адаптировали для калибровки радионавигационных систем, установив оборудование компании "Litton", три машины переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки, установив аппаратуру J/ALR-2, еще два - доработали под VIP-перевозки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  NAMC YC-11A-300

  Тип: пассажирский самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Dart RDa.10/1 Mk 542-10K мощностью по 3060 э. л. с.
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 4570 м - 469 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 6095 м - 452 км/ч; начальная скороподъемность 372 м/мин; практический потолок 6980 м; дальность с максимальной нагрузкой 1090 км
  Масса: пустого 15 810 кг; максимальная взлетная 24 500 кг
  Размеры: размах крыла 32,00 м; длина 26,30 м; высота 8,98 м; площадь крыла 94,80 м2
  Полезная нагрузка: до 60 пассажиров или груз массой до 6170 кг
Примечательно, что несколько YS-11A были поставлены на экспорт. Этот YS-11A (N114MP) построили в 1968 году для аргентинской авиакомпании ALA. В ней он эксплуатировался под регистрацией LV-JII, пока в 1981 году не был продан авиаперевозчику из США "Mid Pacific Air", который использовал самолет на Гавайях до 1988 года.
Греческая "Olympic Airlines" стала единственным европейским эксплуатантом YS-11, хотя вскоре ее самолеты перешли к ВВС Греции.
На базе YS-11A с увеличенной взлетной массой разработали несколько грузовых модификаций, включая YS-11A-200 "Combi", способный перевозить или пассажиров, или груз. Грузовой вариант - 400-я серия, грузопассажирский - 600-я серия с еще большей взлетной массой. Все самолеты YS-11A-300, -400, -500 и -600 имели грузовую дверь на левом борту, в грузовые был переоборудован и ряд других самолетов. На снимке - первый YS-11A, Series 205, приобретенный американской "Pinehurst".
One of the six NAMC YS-11T-A crew trainers used by the 205th Kyoiku Kokutai at Shimofusa.
YS-11 использовался не только гражданскими авиакомпаниями - большое количество самолетов приобрели Силы самообороны Японии. На фотографии представлена одна из последних военных машин - YS-11M. Морские силы самообороны эксплуатировали YS-11M до 2011 года.
JASDF YS-11EB electronic intelligence aircraft.
JA8611 - первым из NAMC YS-11 поднялся в воздух (30 августа 1962 года). Первоначальный вариант не имел того успеха, на который рассчитывали разработчики, преимущественно из-за малой мощности двигателей Rolls-Royce Dart.
В полете второй прототип YS-11, внешне он похож на британский Hawker Siddeley HS-748. Служба самолета в японских региональных авиакомпаниях получилась долгой - последний борт списали в 2006 году.
Продажи на рынке США вначале шли плохо - лишь "Hawaiian Airlines" взяла в лизинг три машины, однако усовершенствованная модификация стала в Америке более успешно "
Second prototype NAMC YS-11, now fitted with MAD tail "sting" and underfuselage towed "bird" for service with the Geological Survey of Japan
Американская "Piedmont Airlines" приобрела 22 самолета, но в середине 1980-х они были заменены на DHC-8.
The Japanese NAMC YS-11A company demonstrator, JA8714, gets airborne. Customer airlines insignia are painted on its nose
TU-TIE was one of two NAMC YS-11As operated for a short period by Air Afrique in 1971-72. The aircraft were later transferred to Air Ivoire
Основными заказчиками YS-11 в Японии стали авиакомпании "Toa", JDA (на снимке) и "All Nippon". Компания "Toa Domestic Airlines", сформированная путем слияния "Toa" и JDA, была переименована в "Japan Air Systems" и эксплуатировала самолеты до 2000-х годов.
NAMC YS-11 short-range turboprop transport (two 3,060 shp Rolls-Royce Dart Mk 542 turboprop engines) in Toa Airways insignia
Two of the four NAMC YS-11Ms that are in service with the 61st Kokutai.
One of the two YS-11FC conversions used by the Flight Check Group.
YS-11A-400 - специально доработанный военно-транспортный самолет. Под обозначением YS-11C он поставлялся транспортному авиакрылу ВВС самообороны Японии. Штабная эскадрилья ВВС, дислоцированная в Ируме, получила три YS-11, которые были модифицированы в учебные самолеты РЭБ и получили новое обозначение YS-11E. Еще шесть самолетов, обозначенных YS-11T, использовались ВМС самообороны Японии как учебные для подготовки экипажей противолодочных самолетов P-2J Neptune. Причем не все самолеты списаны, не менее 13 машин эксплуатируются и сегодня. Греческие ВВС использовали один самолет для калибровочных работ.
NAMC YS-11