NAMC YS-11
Страна: Япония
Год: 1962


Пассажирский самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
NAMC - Nanchang
  
   В 1956 году шесть основных японских авиационных фирм "Fuji", "Kawasaki", "Mitsubishi", "Nippi", "Shin Meiwa" и "Showa" под эгидой созданного объединения TADA ("Transport Aircraft Development Association") приступили к совместной разработке авиалайнера среднего класса. В 1957 году правительство Японии начало финансировать работы, а в 1959 году в дополнение к TADA была образована компания NAMC - "Nihon Aeroplane Manufacturing Company". Первый из двух построенных прототипов самолета YS-11 с 30 августа 1962 года летал с двумя ТВД Dart RDa.10 Mk 542, оснащенными четырехлопастными винтами. Самолет имел гарантированный правительством, хотя и небольшой по объему, спрос в Японии, несколько машин поставили на экспорт. До прекращения в 1974 году серийного производства было построено 182 авиалайнера.
   Исходным вариантом стал YS-11A-100, построено 48 самолетов. В это число входят и два пассажирских транспортных YS-11A-103/105, поставленных Воздушным силам самообороны в 1965-1966 годах под обозначением YS-11P для VIP-перевозок. Позже их доработали в самолеты-калибровщики. В 1970 году Морские силы самообороны получили два транспортно-пассажирских YS-11A-113 (YS-11M), эти машины также входят в общее количество построенных YS-11A-100.
   На втором серийном варианте YS-11A-200 стояли ТВД в 1350 л. с., массу полезной нагрузки довели до 6604 кг. Построено 92 самолета, два поставлены как транспортные YS-11A-218 Воздушным силам самообороны, шесть транспортных YS-11A-206 - Морским силам самообороны. Шесть флотских машин вместе с двумя YS-11A-600 в 1970-1974 годах модернизировали в учебные противолодочные YS-11T-A, установив поисковую РЛС и другую спецаппаратуру. В 1971 году Воздушные силы самообороны дополнительно приобрели один YS-11A-213 для конверсии в морской калибровщик радионавигационных систем YS-11FC. По шесть самолетов варианта YS-11A-200 закупили вооруженные силы Греции и Филиппин.
   Третий серийный вариант YS-11A-300 предназначался для перевозки людей и грузов. В переднем салоне помещалось до 48 пассажиров, заднюю часть фюзеляжа занимал отсек с грузовым люком по левому борту. Всего построили 16 самолетов, два грузопассажирских YS-11A-305 в 1968 году поставили Воздушным силам самообороны под обозначением YS-11PC.
   Максимальная масса полезного груза на четвертом серийном варианте YS-11A-400 была увеличена до 7215 кг. Построено девять самолетов, семь из которых (YS-11A-402) передали в 1969-1970 годах Воздушным силам самообороны, где они эксплуатировались под обозначением YS-11C. Два YS-11A-404 в 1971-1973 годах под обозначением YS-11M-A получили Морские силы самообороны. Один YS-11C в 1977 году доработали в учебно-штурманский самолет YS-11NT. Самолет YS-11M стал последним вариантом, летавшим в Морских силах самообороны. Три YS-11M списали в 2011 году. В 1971 году Воздушные силы самообороны закупили три YS-11A-402 для модернизации в самолеты РЭБ. Первые два переоборудовали в 1976-1977 годах в учебные самолеты РЭБ YS-11E, третий в 1983 году конвертировали в самолет радиотехнической разведки - YS-11EL.
   В конце 1980-х годов Воздушные силы самообороны переоборудовали несколько своих YS-11A в транспортные. На одной машине установили систему постановки помех J/ALQ-7 и более мощные ТВД General Electric T64, два самолета адаптировали для калибровки радионавигационных систем, установив оборудование компании "Litton", три машины переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки, установив аппаратуру J/ALR-2, еще два - доработали под VIP-перевозки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   NAMC YC-11A-300

   Тип: пассажирский самолет малой/средней дальности с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Dart RDa.10/1 Mk 542-10K мощностью по 3060 э. л. с.
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 4570 м - 469 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 6095 м - 452 км/ч; начальная скороподъемность 372 м/мин; практический потолок 6980 м; дальность с максимальной нагрузкой 1090 км
   Масса: пустого 15 810 кг; максимальная взлетная 24 500 кг
   Размеры: размах крыла 32,00 м; длина 26,30 м; высота 8,98 м; площадь крыла 94,80 м2
   Полезная нагрузка: до 60 пассажиров или груз массой до 6170 кг
Примечательно, что несколько YS-11A были поставлены на экспорт. Этот YS-11A (N114MP) построили в 1968 году для аргентинской авиакомпании ALA. В ней он эксплуатировался под регистрацией LV-JII, пока в 1981 году не был продан авиаперевозчику из США "Mid Pacific Air", который использовал самолет на Гавайях до 1988 года.
Port of Spain-based Air Caribbean took delivery of its first two YS-11As in July 1993 and now works the type hard on the Trinidad-Tobago ‘airbridge’. The airline’s fleet of three Srs 500s are seen here in late 1993 soon after delivery, the nearest and furthest aircraft still retaining the US registrations of their previous operators. A single Srs 600 freighter was delivered in February 1995 whilst passenger capacity was due to be supplemented in mid-1996 by the addition of a further Srs 500.
All Nippon Airways became the biggest operator after putting the type into service in June 1965. JA8791 was a late production YS-11A-213 which entered service with the airline on February 24, 1973 but was returned to NAMC in May 1978 and then sold to the Japanese Maritime Safety Agency on December 1, 1978.
All Nippon Airways subsidiary Air Nippon continues to operate many YS-11s, some 18 being currently in service, including YS-11-102 JA8650 seen here in the titles of Nippon Kinkyori Airways, the previous incarnation of Air Nippon, which took up its new name in 1987.
Греческая "Olympic Airlines" стала единственным европейским эксплуатантом YS-11, хотя вскоре ее самолеты перешли к ВВС Греции.
Olympic Airways remains one of only two European airlines to have operated the YS-11A - one of its examples was also subsequently operated for a short time by the Norwegian carrier Mey Air. Most surviving Olympic examples were transferred to the Hellenic Air Force, including SX-BBI seen here at Athens in October 1975.
На базе YS-11A с увеличенной взлетной массой разработали несколько грузовых модификаций, включая YS-11A-200 "Combi", способный перевозить или пассажиров, или груз. Грузовой вариант - 400-я серия, грузопассажирский - 600-я серия с еще большей взлетной массой. Все самолеты YS-11A-300, -400, -500 и -600 имели грузовую дверь на левом борту, в грузовые был переоборудован и ряд других самолетов. На снимке - первый YS-11A, Series 205, приобретенный американской "Pinehurst".
Greek Air Force YS-11A-220 2143, previously with Olympic Airways as SX-BBI, is one of six which were acquired and operated by 356 Mira Taktikis Metaforon (Tactical Transport Squadron) at Elefsis for VIP transport and calibration, although only four now remain with the unit and two of these have recently been retired.
Wearing a more traditional military camouflage, Greek Air Force/356 Mira YS-11A-220 2153 was still active when seen at Elefsis in July 1995 but has now been withdrawn from use.
One of the six NAMC YS-11T-A crew trainers used by the 205th Kyoiku Kokutai at Shimofusa.
YS-11 использовался не только гражданскими авиакомпаниями - большое количество самолетов приобрели Силы самообороны Японии. На фотографии представлена одна из последних военных машин - YS-11M. Морские силы самообороны эксплуатировали YS-11M до 2011 года.
NAMC YS-11A, JA8782 departs from Shin-Chitose Airport, Hokkaido. This aircraft type has mostly been tasked with undertaking SAR by the JCG, though it has undertaken a range of tasks over the years, including a survey of the seas surrounding Japan using a magnetometer.
JASDF YS-11s are operated in a variety of roles, including transport, navaid calibration, SIGINT/EW (with J/ALR-2 radio signal monitoring system), ELINT (with Toshiba ALR-1, ALQ-7 ECM system and other active jammers), navigation training and VIP transport whilst the JMSDF also operates the type for transport and training. Seen at Iruma in 1977 is YS-11E 12-1163 of the Denshi Kunrentai (ECM Training Flight). Note the extensive radome fit for its ECM role.
JASDF YS-11EB electronic intelligence aircraft.
JA8611 - первым из NAMC YS-11 поднялся в воздух (30 августа 1962 года). Первоначальный вариант не имел того успеха, на который рассчитывали разработчики, преимущественно из-за малой мощности двигателей Rolls-Royce Dart.
В полете второй прототип YS-11, внешне он похож на британский Hawker Siddeley HS-748. Служба самолета в японских региональных авиакомпаниях получилась долгой - последний борт списали в 2006 году.
NAMC YS-11 short-range turboprop transport (two 3.060 ehp Rolls-Royce Dart Mk P542 turboprop engines)
Japan’s Rolls-Royce Dart turboprop-powered NAMC YS-11, JA8714, lands through the smoke in the aftermath of the Atlantic crash, the first fatal accident at the SBAC show at Farnborough since the shocking break-up of the de Havilland D.H.110 during a display by John Derry in 1952, as a result of which 29 spectators were killed.
The Japanese NAMC YS-11A company demonstrator, JA8714, gets airborne. Customer airlines insignia are painted on its nose
NAMC YS-11A
TU-TIE was one of two NAMC YS-11As operated for a short period by Air Afrique in 1971-72. The aircraft were later transferred to Air Ivoire
Продажи на рынке США вначале шли плохо - лишь "Hawaiian Airlines" взяла в лизинг три машины, однако усовершенствованная модификация стала в Америке более успешно "
Hawaiian Airlines used the YS-11 as a stop-gap measure while taking delivery of Douglas DC-9 jets. N1147H, seen here on a pre-delivery test flight, was one of three YS-11-117s operated between 1966 and 1968, this example being delivered on December 4, 1966 on lease but returned to NAMC on October 1, 1967.
Основными заказчиками YS-11 в Японии стали авиакомпании "Toa", JDA (на снимке) и "All Nippon". Компания "Toa Domestic Airlines", сформированная путем слияния "Toa" и JDA, была переименована в "Japan Air Systems" и эксплуатировала самолеты до 2000-х годов.
Американская "Piedmont Airlines" приобрела 22 самолета, но в середине 1980-х они были заменены на DHC-8.
NAMC YS-11 short-range turboprop transport (two 3,060 shp Rolls-Royce Dart Mk 542 turboprop engines) in Toa Airways insignia
Second prototype NAMC YS-11, now fitted with MAD tail “sting” and underfuselage towed “bird” for service with the Geological Survey of Japan
Two of the four NAMC YS-11Ms that are in service with the 61st Kokutai.
One of the two YS-11FC conversions used by the Flight Check Group.
YS-11A-400 - специально доработанный военно-транспортный самолет. Под обозначением YS-11C он поставлялся транспортному авиакрылу ВВС самообороны Японии. Штабная эскадрилья ВВС, дислоцированная в Ируме, получила три YS-11, которые были модифицированы в учебные самолеты РЭБ и получили новое обозначение YS-11E. Еще шесть самолетов, обозначенных YS-11T, использовались ВМС самообороны Японии как учебные для подготовки экипажей противолодочных самолетов P-2J Neptune. Причем не все самолеты списаны, не менее 13 машин эксплуатируются и сегодня. Греческие ВВС использовали один самолет для калибровочных работ.
NAMC YS-11 short-range turboprop transport
Three-view drawing of the NAMC YS-11A.
NAMC YS-11