Bell P-39 Airacobra
Страна: США
Год: 1939


Одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
Описание:
P-39 Airacobra
Bell Model 11 (P-39 Airacobra)
Фотографии:

Ч/б фото (94)

P-39 Airacobra

Одномоторный одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. Своеобразная компоновка с расположением двигателя V-1710 за кабиной пилота. Спроектирован в КБ фирмы "Белл эйркрафт корпорейшн" под руководством Р.Вудса и Х.Пойера. Первый полет опытный образец XP-39 совершил 6 апреля 1939 г. Серийное производство началось на заводе "Белл" в Ниагара-Фоллз в январе 1941 г. Всего выпущено 9584 P-39. Самолет состоял на вооружении в США с января 1941 г., в Великобритании - с сентября 1941 г., в СССР - с декабря 1941 г., в Австралии - с июля 1942 г., в Италии - с мая 1944 г. Кроме того, с мая 1943 г. P-39 получили авиачасти "Свободной Франции".
Основные серийные модификации:
  - "Эйракобра" I (первоначально "Карибу" I), экспортный вариант для Великобритании, часть машин реквизирована ВВС армии США и использовалась как P-400, вооружение: 1x20+ 2x12,7+4x2,62, мотор V-1710-E4;
  - P-39C, первый серийный вариант для США, мотор V-1710-35, вооружение 1x20+4x7,62+2x12,7;
  - P-39D с мотором V-1710-35 (D-2 с V-1710-63), вооружение 1x20+4x7,62+ 2x12,7 или 1x37+4x7,62+2x12,7 (у варианта D-2);
  - P-39F, аналог P-39D с другим винтом;
  - P-39J с мотором V-1710-59, вооружение 1x37+2x12,7+4x7,62;
  - P-39K с мотором V-1710-63;
  - P-39L, вариант P-39K с другим винтом;
  - P-39M с мотором V-1710-83;
  - P-39N с мотором V-1710-85, на поздних сериях увеличено количество бензобаков, усовершенствована бронезащита, новое радиооборудование;
  - P-39Q с мотором V-1710-85 и вооружением 1x37+4x12,7.
Первое боевое применение - американцами в марте 1942 г. на Новой Каледонии, с мая - на Новой Гвинее. В СССР - с июня 1942 г. на Воронежском фронте и далее повсеместно до конца войны. В Великобритании - недолго, в конце 1941 г.
Американская авиация применяла их с июня 1942 г. в Европе, с января 1943 г. - в Северной Африке. ВВС армии США использовали P-39 в боях в Италии в 1944 г. В Австралии их использовали в системе ПВО северной части страны в ноябре-декабре 1943г.
Применялся как многоцелевой истребитель, истребитель-бомбардировщик, топмачтовик, тактический разведчик, штурмовик.
Снят с производства в сентябре 1944г.
Снят с вооружения в США в апреле 1944 г., в Великобритании - в декабре 1941 г., в Италии - в июне 1945 г., во Франции - в 1947 г. В СССР отдельные машины дожили до 1952 - 1953 гг.
  

P-39Q||
Размах:||10,36 м
Длина:||9,19 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4014 кг
Максимальная скорость:||612 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||1040 км

Bell Model 11 (P-39 Airacobra)

Истребитель Bell Model 11, пошедший в серию под обозначением P-39 Airacobra, и его преемник P-63 отличались от всех остальных истребителей времен Второй мировой войны уникальным расположением силовой установки. К тому же Airacobra был первым серийным истребителем, имевшим шасси с носовой опорой.
  В начале 1935 года специалисты компании "Bell" присутствовали на демонстрации 37-мм пушки Т9. Находясь под впечатлением от увиденного, они разработали истребитель, который мог нести эту пушку, стреляющую через втулку винта, а также 12,7-мм синхронные пулеметы в носовой части фюзеляжа. Это решение означало, что двигатель должен размещаться за кабиной пилота, а винт приводиться во вращение с помощью удлинительного вала, проходящего под полом кабины. Такое расположение двигателя позволило оснастить самолет носовой стойкой шасси, повышавшей устойчивость при движении на земле.
  Концепция показалась американским военным привлекательной, и в октябре 1937 года Авиакорпус Армии США сделал заказ на прототип XP-39 (Model 11), впервые поднявшийся 8 воздух 6 апреля 1938 года. Год спустя, после оценочных испытаний, было заказано 12 экземпляров YP-39 (Model 12) для эксплуатационных испытаний и один YP-39A с турбокомпрессором для двигателя Allison V-1710. После испытаний XP-39 Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA) рекомендовал внести в прототип ряд изменений. Усовершенствованный прототип под обозначением XP-39B продемонстрировал улучшение летных качеств. 13 предсерийных машин отличались от XP-39B установкой двух дополнительных 7,62-мм пулеметов в носовой части.
  Производство истребителя началось в августе 1939 года под индексом P-45, но еще до поставки первого из 80 заказанных самолетов, истребителю вернули обозначение P-39. Первые 20 машин, аналогичных XP-39B, получили обозначение P-39C (Model 13), остальные 60 стали модификацией P-39D (Model 15) с двумя дополнительными 7,62-мм пулеметами, протектированными бензобаками и подфюзеляжными подвесками для бомб калибра 227 кг или сбрасываемых топливных баков.
  Первый крупный заказ на 369 машин P-39D был размещен в сентябре 1940 года. Поставки начались через семь месяцев.
  Почти в то же время из сборочных цехов стали выходить первые экспортные истребители Airacobra, заказанные британской закупочной комиссией. Английские заказы составили в целом 675 самолетов Model 14, аналогичных P-39D, за исключением того, что 37-мм пушка была заменена на 20-мм, а два 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемета на соответствующее количество английских 7,7-мм пулеметов.
  Самолет Airacobra начал поступать в Соединенное Королевство в июле 1941 года. Однако из-за отсутствия турбокомпрессора скороподъемность и высотность машины оказались недостаточными для действий против германской авиации. Поэтому лишь 80 машин Model 14А поступили в Королевские ВВС, а более 250 таких самолетов было передано Великобританией ВВС Красной Армии. Около 200 машин, доставленных в Англию, в конце 1942 года были введены в состав 8-й Воздушной армии США, еще около 200 переданы Соединенным Штатам после их вступления в войну в декабре 1941 года. Эти истребители, ранее принадлежавшие Великобритании, получили в США нестандартное обозначение P-400.

  Общее число построенных самолетов достигло 9558 экземпляров. Последующие модификации не имели серьезных отличий в конструкции. P-39F (Model 15В), построенный в количестве 229 штук, отличался от P-39D лишь установкой винта изменяемого шага Aeroproducts с гидроприводом поворота лопастей, вместо винта Curtiss с электроприводом. Модификация P-39J, насчитывающая всего 25 экземпляров, оснащалась другим вариантом двигателя Allison V-1710, а P-39K (217 самолетов, заводское обозначение Model 26А) и P-39L (261 самолет, Model 26В) были первоначально заказаны под обозначением P-39G (Model 26). Они отличались бортовым оборудованием и более мощным мотором V-1710-63. Самолет P-39K имел винт Aeroproducts, a P-39L - винт Curtiss. P-39M (248 самолетов, Model 26D) оснащались двигателем V-1710-83 с меньшей мощностью и воздушным винтом меньшего диаметра. Две финальные модификации - P-39N и P-39Q (Model 26C/F и Model 26E) - были построены в большом количестве для поставок в Советский Союз. Для улучшения летных качеств P-39N (2547 самолетов) несли меньше топлива и вооружения. P-39Q (5078 самолетов) имели по два подкрыльевых 12,7-мм пулемета в обтекателях вместо четырех крыльевых 7,62-мм пулеметов.
  Не менее 4773 машин P-39 было поставлено в СССР. Модификации самолета включали в себя три экспериментальных XP-39E с крылом ламинарного профиля, разработанные как прототипы для так и не построенного истребителя P-76 с двигателем Continental IV-1430-1, а также небольшое количество двухместных учебно-тренировочных TP-39F и RP-39Q. Семь истребителей P-39 были переданы в ВМС США для использования в качестве воздушных мишеней под обозначением F2L. Радиоуправляемая мишень была предложена под обозначением А-7, но не дошла до стадии производства.
  Несмотря на то, что отказ от турбокомпрессора ограничивал возможности P-39, он весьма успешно воевал в качестве штурмовика в Северной Африке и широко применялся на Тихоокеанском ТВД. До 1944 года P-39 и его современник Curtiss P-40 составляли основу парка истребительных эскадрилий ВВС Армии США. Несколько P-39 эксплуатировались в португальских ВВС - их приобрели после того, как они совершили вынужденные посадки на территории Португалии. На заключительном этапе войны около 150 машин было поставлено вооруженным силам "Свободной Франции" и почти столько же получили итальянские ВВС после перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell P-39N Airacobra

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: V-образный двигатель Allison V-1710-85 мощностью 1200 л.с. (85 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 605 км/ч на высоте 4570 м; крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; подъем на высоту 4570 м та 6 мин 6 с; практический потолок 11655 м; дальность полета 1569 км
  Масса: пустого 2903 кг; максимальная взлетная 3992 кг
  Размеры: размах крыла 10,56 м; длина 9,19 м; высота 3,75 м; площадь крыла 19,79 м-
  Вооружение: 37-мм курсовая пушка T9, два 12,7-мм синхронных пулемета и четыре 7,62-мм крыльевых пулемета плюс одна бомба калибра 227 кг
USA
A service test YP-39 photographed at Buffalo on 16 October 1940.
Истребитель «Аэрокобра» фирмы «Белл»
После того, как с фюзеляжа были сняты боковые воздухозаборники, а из двигателя убран турбонагнетатель, прототип XP-39 получил обозначение XP-39B. Но эти изменения превратили P-39 в заурядный самолет.
This Bell P-39M (according to serial number, 42-4756) is non­standard in having the large-diameter Aeroproducts propeller that was standardised on the P-39N.
A P-39Q-5 showing the later flush-fitting tank developed by Bell.
Истребитель P-39Q-10 «Аэрокобра» с пушкой М-4 калибра 37 мм
Истребитель P-39 "Аэрокобра"
The Bell P-39Q Airacobra Single-seat Fighter (Allison V-1710-85 engine).
A Bell P-39Q-20 with a conventional belly drop tank
A Bell P-39L of the 93rd Fighter Group operating in Tunisia in July 1943.
P-39N
The US Navy acquired two P-39Q-10s for use in the development of radio-control techniques for target drones. They were tentatively designated XF2L-1s but soon became XTDL-1s in their new role. Note the receiving aerial projecting aft under the rudder.
A Bell P-39F. External differences between the Airacobra variants were minimal.
Из-за нехватки винтов фирмы "Curtiss Electric" самолеты P-39F выпускали с винтами фирмы "Aeroproducts". Одна из таких машин изображена на снимке.
P-39Q стал последней попыткой превратить самолет Airacobra в истребитель мирового класса. Большинство таких машин строилось для СССР и поставлялось без пушки и пулеметов. Изображенная на фотографии модель, в отличие от них, предназначалась для ВВС США, поэтому на ней установлено все вооружение.
A P-39Q with a 0.5-in (12,7-mm) gun beneath each mainplane.
На фотографии хорошо видны основные внешние отличия P-63A (на переднем плане) и P-39Q. Самолет Kingcobra был на 72% больше, чем P-39.
One of the two Bell Airacobras and Curtiss P-40N Warhawk N1226N formate over Texas.
P-51 Mustang 473656 Minuteman, with Texas Air National Guard insignia, leads a Grumman Hellcat and the world’s only airworthy Bell P-39 Airacobra.
В годы Второй мировой войны C-47 оказывался в тех местах, куда направлялись союзники. Самолеты эксплуатировались очень интенсивно - перевозили грузы и личный состав. Данный C-47 из 6-й транспортно-десантной эскадрильи ВВС Армии США следует над горным массивом Новой Гвинеи, 1943 год. В качестве эскорта привлечены Bell P-39 Airacobra - японские истребители могли атаковать в любой момент. Количество P-39 в Европе и Африке было незначительным, в то время как на тихоокеанском театре военных действий Airacobra и P-40 доминировали до 1944 года.
"Кобры" и "Дакоты" на авиабазе Колд-Бей. Аляска, 1942г.
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
Other
From May 1943 onwards the Forces Aeriennes Francoises Libres (Free French Air Force) received 165 P-39Ns and P-39Qs from USAAF stocks for service in North Africa.
A P-39N-1 serving in Italy with the Co-Belligerent Air Force which, in common with the Free French Air Force, received a number of Airacobras to equip units serving alongside the Allies in the closing months of the war.
P-39 "Аэрокобра" ВВС Франции. В полку «Нормандия-Неман» самолеты этого типа использовались в 1948-1949 гг.
In June 1943, 18 Bell P-39D-1 Airacobras that had landed in Portugal in error at the end of 1942, were used to equip a new fighter squadron of the Portuguese Arma da Aeronautica at Ola. They remained in service until 1946.
Believed to be A53-1 in the RAAF numbering sequence, this Airacobra still carries RAF-style roundels. It was fiown by Fit Lt Davidson in May 1942 in defence of Sydney when submarine-launched Yokosuka E14Y1 floatplanes were operating in the area.
A repossessed British Airacobra I, BW114, serving with USAAF markings in Australia as a P-400, probably for familiarisation flights by RAAF pilots.
P-39Ds serving with No 23 Squadron RAAF at Lowood, Qd, in late 1942.
Although fewer than two dozen P-39s entered service with the RAAF, from 1942 onwards, they were flown in a variety of markings and finishes. Illustrated are P-39Ds serving with No 23 Squadron at Lowood, Qd, in late 1942.
UK
Истребители "Эйракобра" I Королевских ВВС Великобритании, 1941 г.
The ground crews of 601 Squadron pose with their new charges, Bell Airacobras, late in 1941. Note the starter trolleys, rear-mounted engines, nose cannon and highly unorthodox positioning of the Squadron emblem on the white rudder stripe. Their first operational flight was made on October 9, 1941.
Although ordered in large numbers the Airacobra was not an operational success in R.A.F. service. This picture shows DS173, possibly a prototype.
Первые "Аэрокобры" в Советском Союзе были из числа поставленных Великобритании
"Аэрокобра" во время испытаний в НИИ ВВС еще в британском камуфляже
Россия
"Аэрокобра" уже с красными звездами
Ангар на аэродроме Лэдд-Филд с самолетами, предназначенными для отправки в СССР
Кобра возде ангара, Аляска, аэродром Лэдд-Филд, 1943 г.
Летчики-перегонщики на грузовике "Студебеккер" приехали на аэродром
И.П. Мазурук (справа) на перегоночной трассе
Командир перегоночной авиадивизии полковник И.П. Мазурук у «Аэрокобры», 1943-1944 гг.
Занесенная снегом "Кобра" в Номе ждет улучшения погоды для броска через Берингов пролив
"Кобра", опутанная шлангами с горячим воздухом. Так приходилось прогревать самолеты перед запуском двигателей в условиях сибирских морозов. Один из шлангов через форточку двери вставлен в кабину, поскольку тепло нужно не только мотору, но и летчику. Под днищем фюзеляжа закреплен ПТБ
Подготовка к взлету "Аэрокобры" на аэродроме Лэдд-Филд
Истребитель P-39Q с противоштопорным парашютом во время испытаний в НИИ ВВС
"Аэрокобра" 30-го ГИАП
В январе 1944г. на "Аэрокобрах" воевал весь 7-й ИАК
"Аэрокобра" из 508-го ИАП выруливает на взлет.
К сожалению, поступавшим в СССР по "ленд-лизу" практически всем модификациям P-40 и первым вариантам " Аэрокобр" было трудно драться даже с Bf109E, не говоря уже о более совершенных Bf109F и G. Достаточно сказать, что ни те, ни другие не использовались Королевскими ВВС в зоне Ла-Манша.
Взлетает P-39Q-15 68 гв. иап. Зима 1944-45гг.
"Аэрокобра" 7-й Воздушной армии в полете, 1943г.
На взлетной полосе "Аэрокобры" 255-го иап. Самолеты этого полка отличались от P-39 2-го гв. иап тем, что верхняя часть руля поворота у них была окрашена белой краской.
"Аэрокобры" из состава 2-го гв. иап на аэродроме Ваенга-2. Конец лета 1943г.
А.И. Покрышкин у самолета Речкалова с летчиками 16-го гвардейского ИАП летом 1944 года, незадолго до получения звания Героя Советского Союза в третий раз. Именно в этом полку Покрышкин впервые использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка".
Один из наиболее результативных советских асов Н.Д.Гулаев в кабине своей "Аэрокобры", весна 1944г.
P-39 Героя Советского Союза К.Сухова, 16 гв. иап. У самолета справа налево: В.Березкин, К.Сухов, И.Руденко. Звезда в белом круге.
Командир 1 эскадрильи ст. лейтенант А.И.Свистунов, командир 2 эскадрильи ст. лейтенант Н.В.Стройков и командир звена лейтенант М.И.Орлов у P-39Q-25 N 44-32386 Н.В.Стройкова. 213 гв. иап, сентябрь 1944г., аэродром Развадув, Польша.
На крыле P-39Q зам. командира 1 эскадрильи ст. лейтенант М.И.Орлов. Лето 1945г., Германия.
В.Михалев на крыле своего истребителя.
Летчики 266-го ИАП, город Стрый, июль 1947 года: Начштаба полка Аверьянов, заместитель командира полка Лихачев, командир 3 аэ Баранов, командир 1 аэ Шацкий и начальник ВСС Садовников
Командир эскадрильи 266-го ИАП майор Шацкий у своей "Аэрокобры", Стрый, 1947г.
Воронежский фронт, июль 1942г., аэродром Липецк. Снимок сделан после воздушного боя. Слева направо: Б.А.Мухин, командир звена Карпухин, Амколадзе
Пилоты 255-го иап обсуждают подробности прошедшего боя.
Летчики 2-й АЭ, слева направо: ст.л-т В.Безродный, старшина Р.Лоренц, л-т В.Поддубный, м-р Н.Кирсанов, к-н А.Кисляков, мл.л-т Н.Пасько, мл.л-т Ф.Мазурин. Северо-западный фронт, аэродром Выползово, предположительно снимок сделан 31 декабря 1942г. на следующий день после боевого вылета на сопровождение разведчика Ту-2
Собрание в 16 гв. иап. На крыле "аэрокобры" сверху видна звезда.
Личный состав 213 ГвИАП возле P-39Q-15 (желтый 47), принадлежавший звену управления полка. Дмитрий Калинин сидит между лопастей. Германия, аэродром Гаро, июнь 1945г.
Личный состав 30-го ГИАП. И.В.Кузнецов - в центре, обозначен буквой "К". Осень 1944г.
Северо-западный фронт, зима 1942-1943гг., аэродром Выползово. Командир 28-й гв. ИАП гв.подполковник О.М.Родионов знакомит гостей из монгольской делегации с истребителем "Аэрокобра"
Заместитель командира 28-го гв. ИАП гв.майор А.В.Кисляков
"Аэрокобры" 213-го ГвИАП в типичной для весны 45-го окраске.
Герой Советского Союза капитан А.Д.Билюкин в кабине своего именного самолета "Александр Невский"
Выдающийся летчик-истребитель Г. А. Речкалов у своей "Аэрокобры". Он стал одним из лучших пилотов истребителей P-39. На этих самолетах он одержал 44 воздушные победы.
Северо-западный фронт, декабрь 1942г., аэродром Выползово. Заправка истребителя после боевого вылета. Заправляет старшина Петров. Крайний справа - техник по вооружению Мухин. Третий справа - врач полка Ительман. На "Кобре" заметна камуфляжная окраска, характерная для истребителей P-39, состоявших на вооружении RAF
Техперсонал 11-го гвардейского ИАП ремонтирует "Аэрокобру".
"Аэрокобра" 43-го иап - участник налета на Констанцу.
Механики 255-го иап готовят "Аэрокобру" к боевому вылету.
Освоение "Аэрокобры" по инструкциям
Подвеска бомбы под P-39Q-25 N 44-32512 16 гв. иап.
Авиатехника в ангаре ЦАГИ, 1944г. Слева: P-39, P-51, P-40 и "Харрикейн", справа - советские самолеты.
2 марта 2013 г. в Новосибирске состоялись торжества по поводу открытия памятника А.И. Покрышкину (уже третьего в городе). Бюст работы заслуженного художника России А. Апполонова установили на территории Новосибирского техникума металлургии и машиностроения им. А.И. Покрышкина (ранее - ФЗУ, где в 1930-32 гг. учился прославленный летчик). Рядом с бюстом поставили отреставрированный в Новосибирске истребитель P-39 "Аэрокобра". На самолетах этого типа А.И. Покрышкин одержал большую часть своих побед.
"Аэрокобра", найденная в тундре, восстановленная и водруженная на постамент в центре Якутска, стала памятником летчикам "АлСиба"
TP-39
Учебно-боевой самолет TP-39
One of the two-seat Airacobras photographed after delivery to the Soviet Union, which was a major user of the Airacobra
Known as the TP-39, this was the first two-seat conversion of a P-39Q-5; a few others were similarly converted, as were a dozen P-39Q-20s which were then redesignated P-39Q-22.
Experimental
The ill-fated "Cobra I" NX92847, one of two specially-modified P-39Q-10s for the 1946 National Air Races, in which Bell test pilot Jack Woolams was killed when the canopy collapsed. His colleague Tex Johnston won the event in "Cobra II" NX92848
The ill-fated "Cobra I" NX92847, one of two specially-modified P-39Q-10s for the 1946 National Air Races, in which Bell test pilot Jack Woolams was killed when the canopy collapsed. His colleague Tex Johnston won the event in "Cobra II" NX92848 - illustrated here when raced in 1947 by Jay Demming. In 1948, Charles Brown lapped at 413 mph (665 km/h) in the same aircraft; it was subsequently modified to the "Cobra III"for Mike Carroll but crashed before the intended attempt on the world speed record could be made.
Three Bell XP-39Es were used in the development of the Airacobras “big brother", the P-63 Kingcobra. This illustration shows the third aircraft, with "squared off" tail unit and wing
Three Bell XP-39Es were used in the development of the Airacobras “big brother", the P-63 Kingcobra. This illustration shows the third aircraft, with "squared off" tail unit and wing