Aerospatiale SA.341/SA.342 Gazelle
Страна: Франция
Год: 1967
Вертолет

Five-seat light utility helicopter
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (35)
Aerospatiale SA 341/SA 342 Gazelle

  Заменой вертолета Sud Alouette II стал вертолет Gazelle, спроектированный в середине 1960-х годов фирмой "Sud-Aviation". Вертолет Х.300, вскоре переименованный в SA 341, имел увеличенную скорость и маневренность за счет установки более мощного газотурбинного двигателя, лучшей аэродинамики кабины, другого несущего винта и рулевого винта, укрытого в тоннеле киля. Жесткое крепление лопастей несущего винта обеспечивало легкость, прочность и сокращение расходов, но на стадии опытного образца пошли на компромисс, при котором несущие винты Gazelle имели горизонтальные и осевые шарниры без вертикальных шарниров. В дополнение имелось революционное новшество - рулевой винт типа фенестрон, закрытый от набегающего воздушного потока.
  Необходимость увеличения производства винтокрылых машин привела к англо-французскому соглашению по вертолетам от 22 февраля 1967 года, согласно которому вертолеты Gazelle, Puma и Lynx британской разработки переходили под контроль компании "West-Sud" (после 1 января 1970 года - "Aerospatiale"). Опытный экземпляр SA 340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года с традиционным винтом и силовой установкой Astazou II мощностью 268 кВ, как у Alouette II, после отказа от предложенного фирмой "Turbomeca" двигателя Oredon мощностью 336 кВ. Машина с новым винтом появилась 12 апреля 1968 года. Получив обозначение SA 341 и название Gazelle в июле 1969 года, предсерийная модель имела более длинную кабину с двумя дополнительными задними дверьми, большую площадь киля и двигатель Astazou III мощностью 440 кВ. Серийное производство началось после полета демонстрационного вертолета, зарегистрированного как гражданский б августа 1971 года.
  Изначально были запущены семь модификаций: SA 341B (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mk1); SA 341C (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2); SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.Mk3); SA 341E (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou IIIC); 5А 341G (гражданский); SA341H (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mk 1. Вертолет HCC.Mk 4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.
  Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341M). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT M621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341 F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM M334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
  Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342K, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном. Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342M. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом M397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
  Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса "воздух-воздух" на левом борту и прицелом SFOM 80. Заключительная модель ряда - вертолет SA 342M/ATAM. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом T2000. Вертолеты SA 342M оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
  У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение. После 132-х вертолетов модификации SA 341H Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами AT-3 "Sagger" и двумя ракетами от комплекса SA-7 "Grail", переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом M334.
  Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale (ныне Eurocopter France) SA 341G Gazelle

  Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Astazou IMA мощностью 590 л. с. (440 кВ)
  Летные характеристики: максимально допустимая скорость на уровне моря 310 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 264 км/ч; максимальная скороподъемность от уровня моря 540 м/мин; рабочий потолок в режиме висения 2850 м в зоне влияния земли и 2000 м вне зоны влияния земли; дальность полета 670 км со стандартным запасом топлива
  Масса: пустого 920 кг; максимальная взлетная масса 1800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,50 м; общая длина при вращающихся винтах 11,97 м; длина фюзеляжа 9,53 м; общая высота 3,18 м; площадь несущего винта 86,59 м1
France
Sud SA.340 F-ZWRA, second prototype. Like the SA.330, it will be produced jointly with Westland
The Sud SA.340 which is being developed jointly with Westland for the French and British Services.
Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle (590 shp Turbomeca Astazou IIIA turboshaft engine)
Aerospatiale: Westland SA 341 Gazelle (590 shp Turbomeca Astazou III turboshaft engine
Aerospatiale/Westland SA 341B Gazelles.
Seen at Farnborough, Aerospatiale/Westland SA.342 Gazelle F-WTNA with three Hot missiles each side of the fuselage
UK
The first of 30 Westland/Aerospatiale Gazelle HT Mk 2 training helicopters for the Royal Navy made its first flight at Yeovil on 6 July 1972. Other British versions of the Gazelle are the AH Mk 1, 99 of which are on order for the Army, and the RAF's HT Mk 3 trainer and HCC Mk 4 VIP transport model.
Westland/Aerospatiale Gazelle HT.Mk 3 of the Central Flying School, RAF Training Command
Westland Gazelle HT.3 XW862 "D" of No. 2 F.T.S., Shawbury
The first civil Westland-built Gazelle helicopter, in the insignia of Point-to-Point Helicopters Ltd
Four Hot missile launchers mounted on an Aerospatiale/Westland Gazelle helicopter
Во время фолклендской войны армия и морская пехота Великобритании широко применяли Gazelle, некоторое их количество было потеряно. На снимке - вертолеты 3-й эскадрильи, вооруженные блоками НАР и пулеметами, хотя большинство использовалось без вооружения для разведки и эвакуации раненых.
Британские вертолеты Gazelle широко применялись на Фолклендах для разведки, связи, эвакуации раненых и как боевые машины, но они часто страдали от огня стрелкового оружия
Gazelle HT.3 XW862 of C.F.S. "chopper" element, Shawbury
Among the ETPS helicopters at present in use is a Gazelle specially equipped for high-altitude flight.
A formation of nine Gazelles from 705 Squadron over the Cornish countryside near Helston.
With the closure of RAF Tern Hill, the Westland/Aerospatiale Gazelles of the RAF’s helicopter display team, the Gazelles, are now based at RAF Shawbury, Shropshire.
The flypast began (and ended) with the R.A.F Ensign being flown past the Queen, carried by Whirlwind HAR.10 XR453 of No. 2 F.T S., flanked by C.F.S. Gazelle HT.3s XX406 and XW898. In the background twenty-two Jet Provost T.5As in "25" formation (from No 1 F.T.S. and R.A.F. College Cranwell) start their run-in
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Yugoslavia
Вертолет SA.341H "Газель"
Вертолет "Газель" ВВС Югославии
Противотанковый вариант вертолета "Газель"
Югославские "газели". Обратите внимание на бортовой номер машины с верхнего снимка.
Противотанковый вертолет "Гама" и транспортный Ми-8
"Стршлени"
"Золотые орлы"
Bosnia and Herzegovina
Отремонтированный вертолет "Газель" ВВС Боснии и Герцеговины
 
Вертолет SA.341 "Газель"
Испытание пулеметной установки. Компания "Aerospatiale" использовала один Gazelle для испытаний 7,62-мм пулемета Minigun в наводимой установке "Minitat" с электроприводом. Установка на вооружение принята не была.
Minitat 360 deg rotatable Minigun turret installed under a Gazelle helicopter. The installation folds upward against the belly of the fuselage when not required for use, so providing ground clearance for take-off and landing
Stretcher installation in ambulance version of Aerospatiale Westland SA 341 Gazelle