RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1936

Варианты

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ ХАИ (впоследствии ОКО-135) под руководством И.Г. Немана.
Опытный экземпляр разведчика ХАИ-5 проходил госиспытания в августе 1936 г.
Серийное производство начато с мая 1937 г. P-10 строился на заводах #135 (Харьков, с привлечением ЦОМ ХАИ), #43 (Киев) и #292 ("Саркомбайн", Саратов). Всего изготовлено 528 экз. В августе 1938 г. приемка самолетов приостановлена, затем возобновлена. Выпуск P-10 окончательно прекращен в 1939 г.
В 1938 г. на серийных самолетах внедрили дополнительный бензобак в фюзеляже, рули и оперение с металлическим каркасом (вместо деревянного), ВИШ.
Двигатель М-25А (позднее М-25В). Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 2x7,62, бомбы до 300 кг.
Самолет проходил войсковые испытания в Харьковском военном округе в сентябре 1937 г. В строевых частях на Украине появился с конца того же года. С июня 1938 г. P-10 разместили в Приморье. Там в августе того же года состоялось их боевое крещение у озера Хасан. С конца 1938 г. этот самолет использовался и в морской авиации. С января 1939 г. P-10 базировались также в Забайкалье и Монголии.
В том же году они начали поступать на вооружение авиации пограничных войск. P-10 патрулировали границу в Средней Азии, Белоруссии, Прибалтике.
В Польскую кампанию (сентябрь 1939 г.) самолеты данного типа вели разведку на направлениях продвижения советских войск. В войне с Финляндией P-10 использовались как разведчики и легкие бомбардировщики. В 1940 г. самолет признали устаревшим и начали постепенно передавать в учебные заведения и в авиацию НКВД.
В июне 1941 г. в приграничных районах P-10 входили в эскадрильи войсковой авиации, а также отдельные эскадрильи НКВД. Они попали под первые бомбовые удары врага и понесли большие потери. В первые дни войны встречались случаи вынужденного применения их как истребителей для обороны аэродромов. Техника авиации НКВД в июле 1941 г. была передана ВВС.
В июне - июле 1941 г. P-10 действовали на Западном фронте, до сентября - на Юго-Западном фронте (под Черниговом и Житомиром). Самолеты применялись как ближние разведчики и легкие дневные бомбардировщики. В авиации Черноморского флота P-10 использовали как легкие бомбардировщики на подступах к Новороссийску и Туапсе в июле - августе 1942 г. Они бомбили и небольшие корабли противника. На Кавказе этот тип самолетов применялся до конца 1943 г.
На Балтийском флоте с декабря 1942 г. по лето 1944 г. P-10 служили как ночные легкие бомбардировщик. Они работали только по сухопутным целям.
Как учебно-тренировочный самолет P-10 использовался до конца войны.
  
  


P-10||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,4 м
Моторы, количество х мощность:||1x730 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3200 кг
Максимальная скорость:||340 км/ч
Практический потолок:||7000 м
Дальность:||1300 км

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии