Неман Р-10 / ХАИ-5 / ПС-5
Варианты:
Неман - Р-10 / ХАИ-5 / ПС-5 - 1936 - Россия
Страна: Россия
Год: 1936


Описание
Фотографии
Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ ХАИ (впоследствии ОКО-135) под руководством И.Г. Немана.
Опытный экземпляр разведчика ХАИ-5 проходил госиспытания в августе 1936 г.
Серийное производство начато с мая 1937 г. P-10 строился на заводах #135 (Харьков, с привлечением ЦОМ ХАИ), #43 (Киев) и #292 ("Саркомбайн", Саратов). Всего изготовлено 528 экз. В августе 1938 г. приемка самолетов приостановлена, затем возобновлена. Выпуск P-10 окончательно прекращен в 1939 г.
В 1938 г. на серийных самолетах внедрили дополнительный бензобак в фюзеляже, рули и оперение с металлическим каркасом (вместо деревянного), ВИШ.
Двигатель М-25А (позднее М-25В). Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 2x7,62, бомбы до 300 кг.
Самолет проходил войсковые испытания в Харьковском военном округе в сентябре 1937 г. В строевых частях на Украине появился с конца того же года. С июня 1938 г. P-10 разместили в Приморье. Там в августе того же года состоялось их боевое крещение у озера Хасан. С конца 1938 г. этот самолет использовался и в морской авиации. С января 1939 г. P-10 базировались также в Забайкалье и Монголии.
В том же году они начали поступать на вооружение авиации пограничных войск. P-10 патрулировали границу в Средней Азии, Белоруссии, Прибалтике.
В Польскую кампанию (сентябрь 1939 г.) самолеты данного типа вели разведку на направлениях продвижения советских войск. В войне с Финляндией P-10 использовались как разведчики и легкие бомбардировщики. В 1940 г. самолет признали устаревшим и начали постепенно передавать в учебные заведения и в авиацию НКВД.
В июне 1941 г. в приграничных районах P-10 входили в эскадрильи войсковой авиации, а также отдельные эскадрильи НКВД. Они попали под первые бомбовые удары врага и понесли большие потери. В первые дни войны встречались случаи вынужденного применения их как истребителей для обороны аэродромов. Техника авиации НКВД в июле 1941 г. была передана ВВС.
В июне - июле 1941 г. P-10 действовали на Западном фронте, до сентября - на Юго-Западном фронте (под Черниговом и Житомиром). Самолеты применялись как ближние разведчики и легкие дневные бомбардировщики. В авиации Черноморского флота P-10 использовали как легкие бомбардировщики на подступах к Новороссийску и Туапсе в июле - августе 1942 г. Они бомбили и небольшие корабли противника. На Кавказе этот тип самолетов применялся до конца 1943 г.
На Балтийском флоте с декабря 1942 г. по лето 1944 г. P-10 служили как ночные легкие бомбардировщик. Они работали только по сухопутным целям.
Как учебно-тренировочный самолет P-10 использовался до конца войны.
  
  


P-10||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,4 м
Моторы, количество х мощность:||1x730 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3200 кг
Максимальная скорость:||340 км/ч
Практический потолок:||7000 м
Дальность:||1300 км
Р-10 из 73-го БАП авиации КБФ. Январь 1943 г.
Р-10 из 46-й ОАЭ Пинской военной флотилии. Аэродром Жабчицы, июнь 1941 г.
P-10 из 7-й ОРАЭ. Под Киевом - с середины июля
Именной Р-10 заместителя начальника ВВС РККА Я.В. Смушкевича
Р-10 из 1-й АЭ авиации погранвойск. Быково, 1940 г.
Опытный самолет ХАИ-5 в ходе заводских испытаний. Харьков, лето 1936 г.
Один из первых серийных Р-10 на испытаниях в НИИ ВВС. Аэродром Щелково, лето 1937 г.
Серийный разведчик Р-10 с коком на втулке винта
Серийный самолет-разведчик Р-10. Харьков, 1939г.
Р-10 ранних производственных серий на аэродроме
Р-10 командира 46-й ОАЭ Пинской военной флотилии (7-й ОРАЭ ???). 1941 г.
Р-10 из 73-го бап ВВС КБФ, январь 1943 г.
Р-10 из 73-го БАП ВВС Балтийского флота на месте вынужденной посадки в расположении противника в Паллаярви (Финляндия), январь 1943 г.
Р-10 из 73-го бап ВВС КБФ, январь 1943 г.
P-10 в финскую войну. 1939-40гг.
Оборонительная турель МВ-З с пулеметом ШКАС (с индивидуальным экраном) P-10
Авария Р-10 из-за отказа двигателя на взлете. 1939 г.
Р-10 (зав. № 133/14) сержанта H.B. Максимова из 132-й разведэскадрильи после аварии. Забайкальский военный округ, 15 марта 1942 г.
Вынужденная посадка. 1943г.
Потерпевший аварию Р-10 из 23-го ШАП. 1 ноября 1943 г.
Грубая посадка на Р-10 (сер. №11/16). Треснула хвостовая часть фюзеляжа. Харьков, лето 1938 г.
Один из самолетов-разведчиков, оставленных при отступлении
Р-10 из 46-й отдельной ближнеразведывательной эскадрильи Пинской военной флотилии. Аэродром Жабинцы, июль-август 1941 г.
Захваченные немцами самолеты 46-й ОАЭ Пинской военной флотилии. Аэродром Жабчицы, июнь 1941 г.
Немецкий авиатехник позирует на фоне трофейного Р-10
Выезд на коне к захваченным трофеям
Р-10 предположительно 7-й ОРАЭ, захваченный оккупантами. Лето 1941 г.
Один из захваченных противником Р-10
Самолет-разведчик ХАИ-5 (P-10) конструкции профессора И.Г.Немана на захваченном венгерскими войсками аэродроме. Июль 1941 года, Юго-Западный фронт. Окраска самолета - светло-серая, капот двигателя - черный, на белом руле направления красный номер 11. На заднем плане - остатки истребителей И-153 "Чайка".
Последняя серия производства Саратовского завода. P-10 после войны. 1945 год
Брошенный P-10 на окраине одного из аэродромов. Украина, лето 1941г.
Разбитые советские самолеты на аэродроме Каролин, виден Р-10 из 10-й эскадрильи ПВ НКВД
P-10 14-й серии (1939 г.)