Лавочкин Ла-250 Анаконда
Страна: Россия
Год: 1956


Прототип двухместного всепогодного перехватчика
Описание
Фотографии
Ла-250 "Анаконда"
  
   Кульминацией работ ОКБ С.А. Лавочкина по тяжелым перехватчикам стал Ла-250, получивший неофициальное прозвище "Анаконда". Самолет проектировался согласно техническому заданию, выданному в 1954 году на дальний всепогодный одноместный перехватчик с чисто ракетным вооружением. Такое задание было чрезвычайно сложным для того периода.
   Ла-250 представлял собой среднеплан традиционной компоновки с дельтовидным крылом стреловидностью 57° по передней кромке. Размеры самолета были обусловлены большой продолжительностью полета, и почти весь фюзеляж занимали топливные баки. Силовая установка включала два турбореактивных двигателя АЛ-7Ф. Воздухозаборники двигателей находились по бокам фюзеляжа, сечение которого было близко к постоянному.
   Перехватчик вооружили двумя крупными управляемыми ракетами К-15 класса "воздух-воздух" на подкрыльевых пилонах. Основу системы вооружения составляла РЛС "Ураган".
   Серийные перехватчики должны были быть одноместными, но С. А. Лавочкин настоял на постройке прототипов в двухместном варианте, вторым членом экипажа являлся испытатель-наблюдатель. Сборку первого прототипа Ла-250 завершили в июле 1956 года. 16 июля А. Г. Кочетков выполнил первый взлет, почти сразу же возникли крен и раскачивание, которые летчик не смог парировать. Произошла авария. Для изучения проблем устойчивости в ОКБ был создан первый в СССР электронный моделирующий стенд, на котором удалось отработать систему управления второго прототипа.
   Второй опытный самолет Ла-250А выполнил много успешных полетов, но возникли проблемы с пневматиками колес (они разрушались при посадке) и надежностью силовой установки. Третий прототип отличался измененной носовой частью фюзеляжа, наклоненной вниз на 6° для улучшения обзора из кабины в направлении вниз-вперед. Второй и третий прототипы разбились при посадке 28 ноября 1957 года и 8 сентября 1958 года.
   Летные характеристики Ла-250 оказались для своего времени достаточно высокими, но программу закрыли в 1960-м, в год кончины С. А. Лавочкина. Позже на вооружение авиации ПВО был принят более крупный и тяжелый дальний перехватчик Ту-128, обладавший несколько большей скоростью.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ла-250

   Тип: прототип двухместного всепогодного перехватчика
   Силовая установка: два ТРДФ АЛ-7Ф тягой на форсаже 98 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1600 км/ч; практический потолок 17 000 м; дальность на крейсерской скорости 2000 км
   Масса (третий прототип): пустого 15 000 кг; макс. взлетная 27 500 кг
   Размеры: размах крыла 13,90 м; длина 25,90 м; высота 6,50 м; площадь крыла 80 м2
   Вооружение (проектное): две УР "воздух-воздух" К-15 с полуактивной радиолокационной ГСН с обычной или ядерной БЧ
На четвертом прототипе Ла-250 установили работоспособную РЛС и вооружение из УР К-15. Была предусмотрена возможность крепления подфюзеляжного топливного бака, как на рисунке.
Ла-250А
Сохранился единственный экземпляр Ла-250 (четвертый прототип), который находится в музее ВВС в подмосковном Монино.
Ла-250 в музее ВВС в Монино
La-250A ‘04’ on display at Monino.
Ла-250
The fourth and last ‘Anaconda’ during the tests with ‘275’ missiles.
The second production La-250A in flight with AAM mock-ups
Ла-250 во время испытаний
Close up of the auxiliary fuel tank suspended beneath the fuselage of La-250A ‘04’.
The first Anaconda was damaged during the first take-off attempt. Note the different nose and longer air intakes when compared with the later prototypes.
Схема Ла-250