Boeing-Vertol CH-47 Chinook
Варианты:
Boeing-Vertol - CH-47 Chinook - 1961 - США
Страна: США
Год: 1961
Вертолет

Многоцелевой транспортный вертолет с экипажем из 2-3 человек
Описание:
Boeing Helicopters Model 114, 234 и 414 (H-47 Chinook)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Ч/б фото (59)

Boeing Helicopters Model 114, 234 и 414 (H-47 Chinook)

В марте 1959 года командование Армии США, рассмотрев предложения от пяти американских вертолетостроительных компаний, выбрало Boeing Vertol Model 114 в качестве наиболее подходящего под требования к перспективному армейскому транспортному вертолету. Вертолет должен быть всепогодным, иметь задний грузовой люк, поднимать до 1814 кг груза в кабине или до 7258 кг на внешней подвеске, брать на борт не менее 40 десантников в полной экипировке и с оружием, иметь возможность перевозить любой из элементов ракетной системы Martin Marietta Pershing, а также быть приспособленным для эвакуации раненых.
   В июне 1959 года был выдан контракт на сборку пяти предсерийных YHC-1B, которые после поступления в войска переименовали в YCH-47A Chinook.
   Model 114 представлял собой фактически увеличенный и более мощный вариант спроектированного этой же компанией вертолета Model 107, отличаясь четырехопорным вместо трехопорного шасси, полностью герметичной по всей длине нижней частью фюзеляжа и наличием наплывов по обоим бортам - за счет этого удалось обеспечить плавучесть машины и возможность посадки и взлета с водной поверхности.
   Первый YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 года, к тому времени компания-разработчик уже получила первый контракт на поставку партии серийных CH-47A.
   В качестве силовой установки были выбраны два двигателя Lycoming T55-L-5 мощностью по 2200 л. с, позже замененных на модель T55-L-7 мощностью 2650 л. с. Поставка CH-47A начата в августе 1962 года, всего были заказаны 354 вертолета.

   К настоящему времени на основе базовой модели разработано и построено целое семейство вертолетов Chinook. Первым из них стал CH-47B, отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108 вертолетов данной модификации.
   Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234 или Model 414), имевший двигатели T55-L-11A мощностью 3750 л. с, усиленную трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14 октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270 таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).
   Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5, установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того, в кабине - по бортам и в задней части - располагались пять турелей с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.
   Вертолеты семейства Chinook до сих пор являются основными в американской Армии, причем имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. В частности, в рамках одной из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты капитальному ремонту и модернизации - они стали прототипами новой модификации CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а первый серийный CH-47D - 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более десятка усовершенствований - усилена трансмиссия, установлены новые несущие винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также усилена конструкция планера. Компания "Boeing" получила контракт стоимостью более 3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.
   Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook HC.Mk 1, строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook HC.Mk 1В. Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее модернизировали в вариант Chinook HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные заказали 17 вертолетов: два Chinook HC.Mk 2, четыре Chinook HC.Mk 2А, остальные в модификации Chinook HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию сразу не попали - ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А (поставка первых запланирована на 2010 год).
   В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии - они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания "Elicotteri Meridionali". В июле 2008 года лицензия перешла к компании "AgustaWestland" - для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.
   Экспортный вариант вертолета выпускался компанией "Boeing Vertol" (затем "Boeing Helicopters", позже - просто "Boeing") под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.
   Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией "Kawasaki"), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.
   Летом 1978 года компания "Boeing" объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, "комби", или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине.
   Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта с "British Airways Helicopters" на три машины (позже заказ увеличен до шести), которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой вертолет мог брать до 44 человек.
   На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.
   Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина поступила 1 июля 1981 года.
   Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов "Boeing" выпустила 26 оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).
   С конца 1990-х годов "Boeing" вела работы по оснащению вертолета CH-47F двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25 июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A - на 25% большей мощности по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США закупит 513 машин новой модификации - из них 452 будут новыми, а остальные модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение MH-47G.
   Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле 2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и Индия.
   "Boeing" также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования, выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low (программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005 года, а в ноябре 2006 года "Boeing" была объявлена победителем в тендере на перспективный вертолет. Соперниками "Boeing" выступали вариант на базе S-92 компании "US101" и вертолет разработки "Lockheed Martin". Эти компании подали протест, не согласившись с результатами тендера, - в итоге в ноябре 2007 года ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета объявлено не было.
   В августе 2007 года представители "Boeing" объявили о наличии планов по созданию увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. Запуск данной программы может быть осуществлен уже в 2010 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Boeing Vertol CH-47C Chinook

   Тип: многоцелевой транспортный вертолет с экипажем из 2-3 человек
   Силовая установка: два ГТД Avco Lycoming T55-L-11A мощностью 3750 л. с. (2796 кВт)
   Характеристики: макс, скорость на уровне моря 286 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 257 км/час; практический потолок 3790 м; боевой радиус 185 км
   Масса: пустого 9736 кг; максимальная взлетная 17463 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,29 м; длина максимальная с вращающимися несущими винтами 30,18 м; высота 5,68 м; площадь, ометаемая несущими винтами, 523,34 м'
   Полезная нагрузка: до 55 десантников, либо 24 носилочных раненых, либо груз в кабине и на внешней подвеске
USA
HC-47C Chinook 74-22281 of the US Army's 180th Aviation Company visited Woolsington from 19 to 22/7/77, only a small flag on the "fin" giving any due as to its owner
Boeing-Vertol CH-47A Chinook (two 2,650 shp Lycoming T55-L-7 shaft-turbine engines)
Первый CH-47C поднимается в воздух. Это был переделанный CH-47B (66-19103), оснащенный форсированными двигателями T55-L-11, составлявшими главное отличие от ранних вариантов.
A US Army CH-47C Chinook twin-engined medium transport helicopter
The Boeing Vertol CH-47C Chinook was provided by the US Army in Germany.
Demonstration of the ability of the Boeing-Vertol CH-47A Chinook to operate in a paratroop-dropping role
Перевозка 105-мм гаубицы на внешней подвеске вертолета CH-47 «Чинук». Южный Вьетнам, 1968 г.
Операция "Pipesmoke". На пике войны 22 подразделения Армии США во Вьетнаме были вооружены CH-47, они выполняли самые разные задания, включая эвакуацию сбитых самолетов и вертолетов, - такие задания назывались "Pipesmoke". На протяжении всей войны CH-47 оставался основным средством эвакуации тяжелой техники. CH-47 вывезли около 11500 летательных аппаратов и сэкономили США примерно 3 млрд долларов. На фотографии - CH-47 перевозит UH-1.
Летчики удерживают CH-47A в режиме висения, пока "зеленые береты" карабкаются в вертолет по веревочной лестнице. Вертолеты немногих типов могли длительное время находиться в режиме висения в условиях жаркого и влажного климата Вьетнама.
CH-47 Chinook производит высадку десантников 101-й аэромобильной дивизии в ходе операции Kalamath Falls, Южный Вьетнам, март 1968г.
Доставка 105-мм гаубиц и их расчетов на огневые позиции с использованием вертолетов CH-54 и CH-47. Южный Вьетнам, р-н Донг Ха, январь-март 1968 г.
Пересеченная местность Вьетнама сильно затрудняла снабжение разбросанных в горах опорных пунктов. На фотографии - разгрузка зависшего над горой CH-47B, земли касаются только задние колеса вертолета.
Американский CH-47 «Чинук» в Лаосе, февраль–март 1971 г.
Boeing-Vertol CH-47C Chinooks fly over the "Reforger'' assembly area at Giebelstadt airfield, near Wurzburg, Germany. On the ground are Bell AH-1G HueyCobras and OH-58A Kiowas
На сопровождение "Чинука". Южный Вьетнам
USA CH-47D, CH-47F
В Сирии работают и ветераны «Чинуки»
Американский вертолет CH-47
Боинг-Вертол CH-47D
Высадка десанта во время операции "Анаконда"
Вертолеты CH-47F
USA Other
US Army special forces make extensive use of helicopters for many of their operations, some of the most recent additions to their inventory being the MH-47E Chinook and MH-60K Black Hawk, both of which are seen here during exercises at sea on April 28, 1995. Note that both types are equipped for in flight refuelling.
Другой конкурент "Кобры": CH-47
Вертолет ACH-47A во Вьетнаме
Australy
The first of 12 Boeing Vertol Chinooks to be delivered to the RAAF in 1974 is represented by this retouched illustration.
UK
Chinook HC.1 ZA708/BK of 18 Squadron carries the British flag worn by helicopters flying in support of the Kurdish Relief Operation.
Providing heavy-lift support for the Army in Germany are the Boeing-Vertol Chinook HC.1s of No. 18 Squadron, Gutersloh; ZD981 "BD" illus.
Tactical landing by Gulf painted Chinook HC.1 ZA673/F of 18 Squadron.
Боинг Вертол "Чинук" CH.2 борт ZH775 (зав. N M-4451) заходит на посадку.
23 марта 1980г.: облетанный в Филадельфии, США, вертолет ZA670 был первым из 33 Chinook HC.Mk 1, заказанных британскими ВВС. Первая машина была передана им 2 декабря.
Chinook ZA672, the first of 33 of these heavy lift helicopters on order for the RAF, seen in Service livery. The Chinook HC1 can carry 44 fully-equipped troops or a variety of heavy loads, ranging from a five ton truck to a floating bridge. The helicopter has a payload of 21,000lb, a ferry range of 1,000 miles and is capable of 175kt.
Chinook HC1, ZA682, of No 18 Squadron at RAF Odiham on September 9, 1981. The pilot is Sqn Ldr Michael Dudgeon, son of AVM Tony Dudgeon, author of our recent Habbaniya Campaign feature.
В небе английский "Чинук"
Pumas finally left RAF Odiham on February 3, 1998, when No 27(R) Sqn relocated to RAF Benson, Oxon, ending, coincidentally, 27 years’ service at the Hampshire base. One of the Pumas and an escorting Chinook are seen during the transfer flight.
Британский Chinook в районе Гуз-Грин - на заднем плане виден аргентинский самолет Pucara.
"Чинук" из английского контингента сил ООН в Боснии, 1995 год.
The first of 33 Boeing Chinook helicopters on order for the RAF has arrived in Britain. Designated Chinook HC.Mk 1 the example here bears the RAF serial number ZA670 as well as the American civil registration N37010.
Donated to N&S in March 1982, VX580 had one more ‘flight’ in her. With outer wings and engines removed and must of the interior fittings taken out, the Valetta was flown as underslung cargo to Flixton on May 27, 1982, care of 7 Squadron and a Chinook HC.1. Restoration has been continuing ever since.
Chinook оказали существенную помощь британским войскам на Фолклендах - в ходе войны и после нее. На фотографии - вертолет, вероятно "Bravo November", осуществляет перевозку грузов с кораблей, стоящих на якоре в бухте Сан Карлос, на берег.
Авиатранспорт "Атлантик Конвейер" незадолго до атаки аргентинских самолетов. К взлету готовится последний Sea Harrier, а в центре можно видеть легендарный "Bravo November".
Горящий "Атлантик Конвейер", на корме которого заметны останки вертолета Chinook ZA706/BT - машина уже была почти готова к взлету, когда авиатранспорт был поражен двумя ракетами Exocet. После пожара "Атлантик Конвейер" несколько суток оставался на плаву, но затем все же был потоплен артогнем своих кораблей.
Libya
Один из ливийских "Чинуков" с американским экипажем.
Italy
Meridionali-built (SIAI-Marchetti-built ???) Boeing Vertol CH-47C Chinook in Italian Army insignia
Elicotteri Meridionali-built CH-47C Chinook in Italian Army Aviation markings.
«Мангуста» прикрывает приземлившийся CH-47C
Canada
On January 15, 1976, a Vertol Chinook transported McDonnell Banshee 126464 from Ottawa to Canadian Forces Base, Toronto, where it will be restored for display at the Air Museum, Ottawa. The 300-mile flight took four hours.
Argentina
Аргентинский вертолет Chinook
Egypt
The CH-47C Chinook medium lift helicopters delivered to the EAF last year now provide a substantial proportion of the Service's helicopter logistic support capability, and, apart from the handful of Mi-6s, are the largest rotorcraft in the EAF inventory.
Iran
The Islamic Republic Iranian Army is still operating a proportion of the 40 (of 90 ordered) CH-47C Chinooks (shown) acquired during the Shah's regime.
Iranian Islamic Revolutionary Air Force Boeing Vertol CH-47C Chinook.
Spain
Netherlands
The first of seven ex-Canadian Chinooks, upgraded to CH-47D standard, arrived at Soesterberg on December 28, 1995, to join 298 Sqn. Seen here on delivery is the fifth example, D-665, which was actually the first to arrive in Holland. A further six new-build examples will be delivered in 1997.
MH-47
MH-47E
MH-47 "Чинук"
MH-47D "Чинук" из состава сил специальных операций армии США
Вертолет MH-47D "Чинук" 160-го авиационного полка специального назначения
Заправка вертолета "Чинук" сил специального назначения от HC-130P
Для доставки американских рейнджеров используются транспортные вертолеты MH-47G из 16-го авиаполка Сил спецопераций