Grumman F10F Jaguar
Страна: США
Год: 1952

Единственный экземпляр
Одноместный палубный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии
Grumman F10F Jaguar (G-83)
  
  Не являясь первым американским самолетом с изменяемой стреловидностью крыла (первым был Bell X-5, создание которого финансировали ВВС США), XF10F Jaguar оказался первой машиной такого класса, создававшейся с прицелом на серийное производство и строевую службу. Проект G-83 создавался под давлением Бюро Аэронавтики ВМС, опасавшегося, что постоянно растущая масса истребителей со стреловидным крылом, приводящая к увеличению посадочной скорости и скорости сваливания, сделает невозможным их эксплуатацию с авианосцев. Первоначальный проект истребителя XF10F, два прототипа которого были заказаны 4 марта 1948 года, предусматривал постройку самолета со стреловидным крылом, оснащенным ТРД Pratt & Whitney J42 (лицензионный вариантТРД Rolls-Royce Nene). Проект неоднократно подвергался переработке, и 7 июля 1949 года "Grumman" представила вариант с крылом изменяемой стреловидности. Окончательный вариант был разработан в последнем квартале 1950 года, а новый контракт на два прототипа был выдан фирме 14 декабря. Jaguar был большой и тяжелой машиной, угол стреловидности крыла которой мог меняться от 13°30' до 42°30: Крыло имело мощную механизацию, включавшую предкрылки по всему размаху, и закрылки Фаулера, занимавшие 80% задней кромки. Вооружение самолета состояло из четырех 20-мм пушек и бомб или неуправляемых ракет на внешней подвеске. В качестве силовой установки был выбран ТРД Westinghouse J40-WE-8 тягой 32,92 кН без форсажа и 48,49 кН на форсаже. Фактически, единственный летавший прототип оснастили ТРД J40-WE-6 тягой 30,25 кН, форсажная камера на нем никогда не устанавливалась.
  Постройку первой машины завершили в марте 1952 года, и после нескольких пробежек по ВПП в Бетпейдже ее разобрали для перевозки на борту Douglas C-124 Globemaster II на авиабазу Эдвардс в Калифорнии, куда она прибыла 16 апреля. Все испытания, начиная с первого 16-минутного полета 19 мая, провел "фирменный" пилот "Grumman" С.Х. Мейер. Проблемы с управляемостью и бортовыми системами преследовали самолет на всем протяжении программы испытаний из 32-х полетов, завершившейся к 25 апреля 1953 года. Хотя были получены ценные данные и механизм изменения стреловидности работал без замечаний, прекращение работ по ТРД J40 в марте 1953 года поставило крест на программе. 1 апреля был аннулирован заказ на 100 серийных машин, а 13 июня - на партию из 12 опытных самолетов. Два прототипа, один из которых был готов на 90%, были переданы центру МТО морской авиации в Филадельфии для испытаний аварийных барьеров, а планер для статических испытаний использовался на Абердинском полигоне в Мериленде в качестве мишени.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  Grumman F10F-1 Jaguar

  Тип: одноместный палубный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один ТРД Westinghouse J40-WE-8 тягой 32,92 кН без форсажа и 48,49 на форсаже
  Летные характеристики (расчетные): макс. скорость на уровне моря 1143 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 769 км/ч; начальная скороподъемность 4069 м/мин; потолок 13 960 м; дальность полета 3363 км с ПТБ и 2688 км со стандартным запасом топлива
  Масса: пустого 9265 кг; максимальная взлетная 16 080 кг
  Размеры: размах при минимальной стреловидности 15,42 м, при максимальной - 11,18 м; длина 16,59 м; высота 4,95 м; площадь крыла при минимальной стреловидности 43,38 м2, при максимальной - 41,81 м2
  Вооружение (проектное): четыре 20-мм пушки в носовой части и до 1814 кг вооружения на двух узлах подвески под крылом, в вариантах две 907-кг или 454-кг бомбы, или два блока НУРС калибра 70-мм или шесть 127-мм НУРС
Grumman XF10F проектировался как экспериментальный истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Работы по теме продолжались недолго и были прекращены в 1953 году, всего через год после полета единственного прототипа. На испытаниях выявили трудности в пилотировании, а двигатель J40 надежностью не отличался.
One of the earliest aeroplanes to demonstrate variable geometry in flight - the Grumman XF10F-1 Jaguar, first flown on 19 May 1952.
Опытный самолет Грумман XF10F-1 "Ягуар" с крылом изменяемой стреловидности. Первый полет совершил 19 мая 1952г. Его испытания выявили серьезные проблемы с управляемостью. Позже фирма Грумман оказывала Конвэр посильную помощь в создании F-111
First photograph of the Grumman XF10F-1 Jaguar single-jet fighter which first flew on 19th May, 1953. Only the prototype was built, the design being superseded by more advanced Grumman types. Even so, the Jaguar has been credited with a top speed of 720 m.p.h. The engine is a 7,200-lb . thrust J40 with afterburning. The sweepback of the wing can be varied in flight through 40 degrees. At minimum sweep, the span is 50 ft . 7 in.; at maximum sweep 36 ft . 8 in. Overall length is approximately 60 ft.